ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ
Источник: Философский энциклопедический словарь
К. Diehl. R, I—III, 1888—1896 (Repr. 1968); H. de Lubac. P. et le christianisme. Paris, 1945; H. Pelger. K. Marx und P.-J. R, 1981; P. Hauptmann. R, 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский энциклопедический словарь
1809-65) - фр. мелкобуржуазный социалист и теоретик анархизма, создавший систему реформистского мелкобуржуазного социализма, пронизанную этическим абсолютизмом. П. выдвигал утопические планы мирного экономического преобразования капиталистического об-ва в строй равенства ассоциированных мелких хозяев при сохранении ими частной собственности. Из отношений товарного производства П. и почерпнул свои идеалы «вечной справедливости». Эти идеалы, подкрепленные первоначальным влиянием на П. ветхозаветной и христианской морали и отразившие чаяния мелкой буржуазии эпохи промышленного переворота во Франции, представляли в его концепции растеологизированную, но по-прежнему мистическую идею абсолютного разума, к-рый якобы правит миром и осуществляет вечные законы справедливости. В трактовке П. идея справедливости выступала как закономерная тенденция природы и об-ва к уравновешиванию антагонистических сил и явлений и как моральное обоснование равенства и автономии индивидов в об-ве, социальные связи к-рого создаются обменом равных взаимных услуг (принципы «мютюэлизма»). Такую мелкобуржуазную справедливость П. делал нормативным принципом всякого об-ва, увековечивая как его основу идеализированные собственнические отношения. Поскольку моральные постулаты П. покоились на идеалистических и моралистических (Морализирование) воззрениях, на представлении об изначальной множественности «несводимых и антагонистических» элементов в природе и об-ве, он отождествлял поиски социальной справедливости с проблемой установления «баланса» и равновесия различных классов и классовых сил и считал социальные противоречия принципиально неустранимыми. Для этических воззрений П. характерна также ретроградная трактовка вопросов брачно-семейной морали, к-рые он решал в домостроевском духе, отводя женщине роль покорной жены и домашней хозяйки и настаивая на недопущении ее к участию в индустриальной деятельности и в общественной жизни.
Источник: Словарь по этике
В области политической, анархические теории Прудона также отражают взгляды мелкой буржуазии. Он резко нападает на всякое государство, как на орган, ограничивающий свободу личности. И в этом пункте, в оценке значения и роли государства, он резко расходился с марксистами. Прудонизм получил широкое распространение в странах с преобладанием мелкобуржуазных слоев населения - крестьянства и ремесленников - во Франции, Испании, Италии. Во Франции, родине Прудона, его теории пользовались большим успехом в реакционную эпоху второй империи, главным образом в начале 60-х годов; в I Интернационале прудонизм был также особенно силен до 1868 г., после чего его влияние стало падать. Несмотря на наступивший в 1868 г., в связи с общим политическим оживлением во Франции, упадок влияния идей Прудона, прудонисты все же имели многочисленных представителей в центральном комитете Парижской Коммуны и наложили свой отпечаток на всю ее деятельность. Прудонизм отразился также и на последующем рабочем движении Франции, превратившись в анархо-синдикализм, который является лишь видоизменением прудонизма, его приспособлением к новым условиям экономического и политического развития Франции. /Т. 13/
В дальнейшем П. пришел к выводу, что решение обществ. противоречий мыслимо лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил. Он заменил также проекты «ликвидации гос-ва» идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить совр. централизованные гос-ва на мелкие авт. области. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фаб.-зав. пром-сти П. признал необходимость перевода крупных пром. предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих; но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства произ-ва во всей остальной пром-сти и в с. х-ве. К. Маркс подверг сокрушит. критике идеи П. в кн. «Нищета философии» (1847).
Источник: Советский философский словарь
Центральные темы зрелого творчества Прудона — антиэтатизм и федерализм. Он считает, что государственный абсолютизм неприемлем, т. к. он противоречит истинной природе социальности. Современное государство отрицает автономию индивидов и различных сообществ, из которых и состоит живая ткань общества. Тем самым бюрократическое государство гасит свободу, местнуюд индивидуальную жизнь. Вне зависимости от происхождения и целей этатизм незаконен. Революции в истории приводили лишь к усилению тирании, т. к. их лидеры не видели опасности в централизации власти. Поэтому ни демократическое государство, ни диктатура народа не способны привести к освобождению людей, — они лишь воспроизводят под новыми наименованиями все то же отчуждение и угнетение.
Источник федерализма Прудона — плюралистическая концепция общества, в котором он пытался примирить порядок и единство целого с автономией каждой из составляющих его частей. Общество должно быть организовано на базе мютюэлизма, сотрудничества и взаимопомощи всех мелких товарных производителей. В 1840—50-х гг. он эволюционирует к «позитивной анархии», т. е. к федерализму («Общая идея революции в 19 веке» — Idee generale de revolution aux XIX siecle..., 1851). Центральная власть хотя и необходима для координации всех видов социальной деятельности, но она должна обладать минимальными прерогативами. Эти идеи получили дальнейшее развитие в его работе «О федеративном принципе» (Du principe federatifet de la necessite de reconstituer le parti de la revolution, 1863). Основой общества, по Прудону, выступает «федеративный пакт», посредством которого один или несколько глав семейств, одна или несколько общин берут на себя взаимные и равные обязательства, серия договоров связывает общество в единое целое, все части которого, однако, сохраняют свою автономию. Компетенции федерального государства должны быть сугубо ограниченными: его ведению не принадлежат ни правосудие, ни финансы, ни образование, ни даже оборона страны; забота о них возлагается на местные сообщества. Эта федеративная организация со временем должна распространиться на всю Европу, а затем и на человечество в целом.
В последних работах Прудона федерализм распространяется на все сферы человеческой деятельности: Прудон выступает за создание «земледельческо-промышленной федерации», цехов и общин, сохраняющих свою власть под контролем граждан-производителей. Только при этом условии могут быть соблюдены Справедливость и Свобода — главнейшие ценности человеческого общества.
Творчество Прудона еще при его жизни вызвало оживленные споры. Маркс видел в нем порождение мелкобуржуазного сознания, Бакунин же считал его выражением подлинного анархистского социализма. Идеи Прудона оказали влияние на формирование политических концепций М. Барреса, Ш. Морраса, революционного синдикализма и «нонконформистов 30-х годов» 20 в.
Соч.: Oeuvres completes, t. 1—15. P., 1923—59; Carnets. 1—5. P., 1960—61; Oeuvres choisis, sous red. de J. P. Balcan. P., 1977; в рус. пер.: Что такое собственность? M., 1998.
Лит.: AnsartP. Sociologie de Proudhon. P., 1967; Voyenne В. Histoire de lidee federaliste, t. 2. Le federalisme de Proudhon. P., 1973; LangloisJ. Defense et actualite de Proudhon. P., 1976.
M. M. Федорова
Источник: Новая философская энциклопедия
Соч.: Французская демократия. О политической способности рабочих классов. СПб., 1867 (М., 2011); Французские конституции XIX века и Наполеон III. СПб., 1871; Что такое собственность, или Исследование о принципах права и власти. СПб., 1907; Что такое собственность? М., 1998; Политические противоречия. М., 2011; De la création de l’ordre dans l’Humanité ou principes d’organisation politique. P., 1843; Système des contradictions économiques ou philosophie de la misère. P., 1846; Les confessions d’un révolutionnaire pour servir à l’histoire de la Révolution de février. P., 1849; Idée générale de la révolution au XIX siècle. P., 1851; Philosophie du progrès. P., 1853; De la justice dans la révolution et dans l’église. Nouveaux principes de philosophie pratique. P., 1858; La guerre et la paix. Recherches sur le principe et la constitution du droit de gens. P., 1861. Лит.: Туган-Барановский, M.И. П.-Ж. Прудон. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1891 (М., 2011); Стеклов, Ю. Прудон – отец анархии. Л., 1924; Маркс, К. Нищета философии в ответ на философию нищеты г-на Прудона // Маркс, К., Энгельс, Ф.
Соч. Т. 4; Pirou, G. Proudhonisme et syndicalisme révolutionnaire. P., 1910; Lu, S. Y. The Political Theories of P.-J. Proudhon. N.Y., 1922; Sorel, G. Matériaux d’une théorie du prolétariat. P., 1923; Pareto, V. Les systèmes socialistes. P., 1926; Duprat, J. Proudhon sociologue et moraliste. P., 1929; Gurvitch, G. L’idée de droit social. P., 1932; Dolleans, E. Proudhon. P., 1948; Gurvitch, G. Proudhon et Marx, une confrontation. P., 1962; Ansart, P. Sociologie de Proudhon. P., 1967; Idem. Naissance de l’anarchisme, esquisse d’une explication sociologique du proudhonisme. P., 1970; Bancal, J. Proudhon, pluralisme et autojestion. P., 1970; Guerin, D. Proudhon. Oui et non. P., 1978. E.A. Самарская
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
(15 янв. 1809 – 19 янв. 1865) – франц. мелкобурж. социалист, теоретик анархизма. Осн. экономия, и мелкобурж. реформаторские социально-политич. идеи П. (к-рому в 1844–1845 безуспешно пытался помочь стать революц. коммунистом Маркс) сформировались в последние годы Июльской монархии. Они сводились к объяснению капиталистич. эксплуатации труда существующим в бурж. обществе неэквивалентным обменом, нарушающим закон трудовой стоимости и ведущим к ограблению денежными капиталистами всех трудящихся классов, в т.ч. "трудящейся" буржуазии. Поэтому для уничтожения классовой эксплуатации необходимо, по П., произвести реформу обращения, организовать безденежный обмен товаров и беспроцентный кредит, сохранив частную собственность на средства произ-ва. Такая реформа привела бы, по мнению П., к преобразованию капиталистич. общества в строй равенства, превратив всех людей в непосредств. работников, обменивающихся равными количествами труда. Т.о., преобразование общества осуществится, по П., мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при условии отказа от политич. борьбы, являющейся, по мнению П., важнейшим источником обострения классовых противоречий и уничтожения гос-ва как гл. орудия угнетения, раскола общества и паразитизма. На этих идеях П. строил в 1845–47 проект "прогрессивной ассоциации", объединяющей на принципах "мютюэлизма" (взаимопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для "эквивалентного обмена". Теоретич. обоснованию реформаторства П. служила его "Система экономич. противоречий, или Философия нищеты" ("Syst?me des contradictions ?conomiques, ou Philosophie de la mis?re", t. 1– 2, P., 1846). Науч. несостоятельность и реакционность теоретич. и политич. идей этого соч. П. блестяще показал Маркс в своем ответном произведении "Нищета философии" (1847, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 65–185). В дальнейшем социально-политич. взгляды П. претерпевали весьма противоречивую эволюцию, в процессе к-рой он колебался между нападками на реакцию и критикой демократич. лагеря, но неизбежно оставался на своей позиции "мютюэлизма", отвлечения рабочего класса от политич. борьбы. Идеи П. отразили двойств. положение и двойств. тенденции мелкой буржуазии во Франции в условиях промышленного переворота: с одной стороны, ее протест против разорения и гнета крупного капитала и бурж. гос-ва, с другой – ее стремление сохранить мелкую собственность и пойти назад, к мелкобуржуазному "маленькому капитализму" (см. Ленинский сб. XXII, 1933, с. 141). Эти идеи П. показывали принципиальную общность прудонизма с бурж. социализмом, сущность к-рого "...как раз и заключается в желании сохранить основу всех бедствий современного (капиталистического. – Н. З.) общества, устранив в то же время эти бедствия" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 230; ср. Ленин В. И., Соч., т. 20, с. 17). Закономерно поэтому в "Коммунистическом Манифесте" отнесение П. к создателям систем "буржуазного социализма" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 454). ? и л о с . и д е и П. противоречивы. Хотя П. нападал на религию и церковь, что было, по словам Маркса, "...большой заслугой в условиях Франции в то время, когда французские социалисты считали уместным видеть в религиозности знак своего превосходства над буржуазным вольтерианством XVIII века и немецким безбожием XIX века" (там же, т. 16, с. 30), в целом П. был идеалистом и эклектиком. Не без влияния платоновской концепции первичности мира идей П. пытался построить свое учение об идеях "уравнения", "справедливости", "равновесия сил" как "общем, первичном и категорическом законе" бытия, получающем во всяком человеч. обществе выражение "закона справедливости". Эта идеалистич. основа воззрений П. впитала в себя разнообразные влияния бурж. философии, политич. экономии и утопич. социализма. Из философии Канта почерпнул П. представления об антиномиях, в к-рых П. усматривал сущность диалектич. противоречий. На формирование представлений П. о диалектике развития оказывало также влияние учение Фурье о "сериальном законе" как воплощении равновесия и гармонии противоречивых сил, а на выработку анархич. идей П. повлияла фурьеристская критика политич. борьбы и фальши бурж. цивилизации, критика свободной конкуренции и порождаемой ею монополии. В формировании взглядов П. играли роль экономизм и признание важнейшего реформаторского значения банков и кредита, свойственные сен-симонизму. В контовском позитивизме П. заимствовал идеалистич. схему обществ. прогресса по стадиям религии, философии и науки, а также агностицизм. Материалистич. догадки и положения, встречающиеся в работах П., могут быть правильно поняты в свете его теории плюрализма, близкого позитивизму Канта. Против монизма П. выдвигал утверждение, что "моральный мир, как и физический мир, покоится на множественности несводимых и антагонистических элементов; из противоречивых этих элементов и проистекает жизнь и движение вселенной" ("Th?orie de la propri?t?", P., 1866, p. 213). Этот принципиальный эклектизм, исходивший из дуализма материи и сознания, позволял прудоновской "синтетической философии" совместить в себе такие противоречивые положения, как "антитеизм", отвергающий религию и провозглашающий "Бог – это зло", и признание трансцендентного начала в природе и обществе; субъективизм волюнтаристич. построений и утверждение фатальности процесса развития, телеологич. провиденциализм. П. пытался примирить эти противоречивые положения с помощью растеологизированной, но по-прежнему мистической идеи абсолютного разума, управляющего миром и осуществляющего "вечные законы справедливости". Эти идеалы "вечной справедливости" П. черпал, как показал Маркс, "... из юридических отношений, соответствующих товарному производству..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 94, прим.). Соответственно этому "социальная наука", к-рую П. провозглашал в противовес социалистич. "утопизму", истолковывалась им как "борьба за справедливость". Движущей силой развития общества П. считал противоречия, порождаемые колебаниями между требованиями индивидуального и общего разума и сводящиеся в конечном счете к антиномии между личностью и обществом. Эта антиномия определяет, по мнению П., универсальный закон "колебаний" в экономике, политике и идеологии, в силу чего историч. процесс совершается в форме "движения маятника". Закон этот нельзя уничтожить, но можно ограничить, введя развитие общества в эволюц. русло путем постепенной реализации прав "автономной личности", к-рые П. считал истинным критерием обществ. прогресса. Представление о диалектике П. расширил поверхностным знакомством с философией Гегеля, почерпнутым из нем. левого гегельянства, от Бакунина и Маркса, к-рый в 1844 пытался помочь П. усвоить "рациональное зерно" гегелевской диалектики. Как отметил Маркс, "Прудон по натуре был склонен к диалектике" (там же, т. 16, с. 31). Однако П. усвоил лишь внешнюю сторону теории диалектич. противоречия, сведя его к сфере "триады" и догматич. различению "хороших" и "дурных" сторон тезиса и антитезиса в целях отыскания такой синтетич. формулы, к-рая уничтожила бы "дурные" и объединила бы "хорошие" стороны. Подобная имитация диалектики построением априорных категорий, не отражающих действительных противоречий объективного мира, делала прудоновскую "диалектику" попыткой примирения противоречий путем их уравновешивания. П. в конце концов признал эту скрытую сущность своей "диалектики", когда в дальнейшем пришел к выводу о невозможности "синтеза" противоречий. "Антиномия не разрешима, в этом основной порок всей гегелевской философии. Два образующие ее члена уравновешиваются либо между собой, либо с другими антиномическими членами, что приводит к искомому результату. Равновесие вовсе не является синтезом, как это подразумевал Гегель и как предполагал я после него" ("Dela justice...", P., 1931, t. 2, p. 155). Построение бурж.-реформистских утопий вполне объясняет этот итоговый вывод прудоновской "диалектики". В теории гос-ва, изложенной в кн. "Исповедь революционера" ("Les confessions d´un r?volutionnaire", P., 1849) и "Общая идея революции XIX века..." ("Id?e g?n?rale de la r?volution aux XIX si?cle...", P., 1851; две последние работы изложены и частично процитированы в кн.: Дж. Гильом, Анархия по Прудону, ч. 1–2, К., 1907), П. выступил как анархист, выдвинувший план "социальной ликвидации" – замены государства договорными отношениями между индивидуумами, общинами и группами производителей, сотрудничающими в эквивалентном обмене. В более позднем соч. "О федеративном принципе" ("Du principe f?d?ratif et de la n?cessit? de r?constituer le parti de la r?volution", P., 1863) П. заменил лозунг "ликвидации государства" планом раздробления совр. централизованного гос-ва на мелкие автономные области, а в соч. "Война и мир" ("La guerre et la paix", t. 1–2, P., 1861) выступил с апологией войны как "источника права". Ретроградными были и моральные постулаты теории П. ("О справедливости в революции и церкви" – "De la justice dans la r?volution et dans l´?glise", t. 1–3, P., 1858), на к-рые П. переносил в годы Второй империи центр тяжести аргументации своей концепции обществ. преобразования (проблемы "свободы", "достоинства" и "морального совершенствования" личности). Эта ретроградность особенно отчетливо обнаруживалась в его трактовке вопросов брака и семьи. П. решал эти вопросы в самом реакционном, домостроевском духе, отводя женщине роль покорной жены и домашней хозяйки, и настаивал на недопущении ее к участию в обществ. жизни и производств. деятельности. В 19 в. во Франции и нек-рых др. странах "мелко-бурж. составом населения и значительной мелко-бурж. прослойкой в рабочем классе учение П. – п р у д о н и з м – получил распространение. Этому способствовало то, что реакц. сущность прудонистских идей прикрывалась псевдореволюц. фразеологией (в критике бурж. государства и крупной собственности). Под руководством правоверных прудонистов оказались на первых порах франц. секции 1-го Интернационала. Решит. борьба против них Маркса, Энгельса и их сторонников закончилась полной победой марксизма над прудонизмом. Эту победу закрепил опыт Парижской Коммуны, к-рый до конца раскрыл порочность и вред прудонизма, давший себя знать во мн. ошибках и слабостях Коммуны, и заставил участвовавших в ней прудонистов делать "...как раз обратное тому, что им предписывала доктрина их школы" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 198). В дальнейшем прудонистские идеи сохранялись в бакунистском анархизме, а после краха последнего использовались различными течениями "мирного" анархизма, а также анархо-синдикализма. Теоретики последнего заимствовали у прудонизма бурж.-анархистские идеи, отрицат. отношение к гос-ву, политич. борьбе и др. Ряд идей П. вошел в арсенал бурж. теорий "солидаризма", "радикал-социализма" и тому подобных проповедей сотрудничества классов. Н. Застенкер. Москва. Распространение идей П. в России объяснялось тем, что в стране социальной базой обществ. движения было крестьянство, отражавшее мелкобурж. тенденции экономич. развития. Произведения П. изучались в кружке Петрашевского. По словам участника кружка, "Прудона и хвалили и бранили, находя в нем недостатки". Петрашевский, прочитав "Философию нищеты", подверг критике воззрения П. о капитале и его значении в социальном преобразовании. Участник кружка П. Ястжембский не соглашался с анархистскими взглядами П. Петрашевцы, с интересом встретили идеи П. о производительных ассоциациях (см. "Дело петрашевцев", т. 1, 1937, с. 514; т. 2, 1941, с. 212; т. 3, 1951, с. 71, 114). В конце 40-х гг. 19 в. мальтузианские идеи П. были развенчаны В. А. Милютиным ("Мальтус и его противники", см. Избр. произв., М., 1946) и Салтыковым-Щедриным (повести "Противо-речия" и "Запутанное дело", см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1941). Можно предположить, что критика взглядов П. происходила под влиянием книги К. Маркса "Нищета философии". В 1860 Чернышевский в статье "Антропологический принцип в философии" отмечал, что сильные стороны филос. взглядов П. являются результатом влияния Гегеля, слабые – в значит. мере были предопределены незнанием материализма Фейербаха (см. Полн. собр. соч., т. 7,1950, с. 237–38). Оценка взглядов П. нашла место в "Колоколе". Л. Мечников упрекал П. за его "неблагосклонные отзывы" о польском восстании 1863 (см. "Колокол", 1864, No 185, с. 1520). В 1866 он же поместил ряд статей о новой теории собственности П. ("Колокол", 1866, NoNo 218, 219, 221, 225, 226). Герцен, хотя и критиковал отдельные положения П., все же долгое время находился под его влиянием. B 1867 Ткачев в рецензии на книгу П. "Французская демократия" увидел в ее авторе, несмотря на революц. фразеологию, представителя бурж. экономич. науки, защитника бурж. строя. Эклектич. взгляды П. позволяли рус. интеллигенции делать из них и реформистские и революц. выводы. Реакц. интеллигенция поддерживала идеи П. по вопросам семьи и брака, солидаризировалась с ним в отрицат. отношении к польскому восстанию. Михайловский, критикуя П. за признание необходимости частной собственности, соглашался с ним в вопросе об "идее личности". Следуя за П., он допускал, как и Берви-Флеровский, возможность мирного сотрудничества классов. В 1860–70 в России делались попытки организовать производительные ассоциации (Ишутинская организация, ассоциация Христофорова в Саратове и др.), распространялись идеи о введении беспроцентного кредита, о равномерном распределении собственности. В нелегальной книге "Историческое развитие Интернационала" (1873) провозглашалась мысль П. о целесообразности непосредственного обмена продуктов между производителем и потребителем, отрицалась возможность введения среди крестьянства коллективной собственности на землю. Нек-рые идеи П. распространялись среди участников революционно-демократич. движения 1870-х гг. ("чайковцы", черниговские народники), особенно его антигос. теория (см. "Революционное народничество70-х годов XIX века", 1964, с. 140). Созвучны воззрениям участников "хождения в народ" были рассуждения П. о всеобщем равенстве, о важности связи с нар. средой, о необходимости обращения к нар. разуму (см., напр., слова П. из произведения "Что такое собственность?", помещенные в популярной книге И. В. Соколова "Отщепенцы", [Цюрих], 1872, с. 212). Мирная антигос. анархич. проповедь П. подготовила почву для восприятия в России идей Бакунина, превратившего реформистские взгляды своего учителя в бунтарскую теорию революции. Бакунисты заявляли в 1874, что, в противоположность П., они хотят "...революции посредством масс, без и против государства" ("Анархия по Прудону", К., 1907, с. 78–79). Следы прудонизма содержались в документах "Народной воли", где провозглашалась местная автономия и федерация, утверждалось, что при устранении гос-ва откроется свободная деятельность для народа ("Литература партии „Народная воля“", М., 1930, [с. 25–26]). В программе рабочих членов партии "Народной воли" говорилось, что "продукты общего труда должны делиться... между всеми работниками", для поддержки общин "учреждается русский государственный банк с отделениями в разных местах России". Взгляды П. оказали нек-рое влияние на творчество Л. Н. Толстого. Антидемократич. идеи П. и его выступления против польского освободит. движения иногда подхватывали славянофилы и панслависты. Б. Итенберг. Москва. Ревизионисты, начиная с Бернштейна, пытались воскресить в европ. с.-д. движении прудонистский реформизм, облекая его в псевдомарксистскйе одежды. Утонченную форму этих попыток представляли центристские идеи Каутского, противопоставившего империалистам, агрессивному капитализму мелкобурж. утопию "мирного", "здорового" капитализма, что Ленин охарактеризовал, как "новый прудонизм" (см. Соч., т. 39, с. 91, 172). Сильное влияние оказывает прудонизм и на совр. ревизионизм, что подтверждает слова Ленина о том, что "...европейский реформист и оппортунист..., когда хочет быть последовательным, неизбежно, договаривается до прудонизма" (там же, т. 6, с. 395). В то же время прудоновская критика демократии, партийной системы и классовой борьбы сделалась источником вдохновения для ряда идеологов империалистич. реакции, фашизма и необонапартизма в Италии, Германии, Франции, Испании и странах Лат. Америки. Характерны в этом плане и повышенный интерес к идеям П. представителей совр. реакц. философии персонализма, равно как идеологов "человеческих отношений", "патернализма", и стремление нек-рых католич. и лютеранских теологов "примирить" его идеи с религией и церковью. Соч.: Oeuvres compl?tes, t. 1–26, P.–Brux., 1867–70; Oeuvres compl?tes, nouv. ?d., sous la dir. de C. Bougl? et H. Moysset, [t. 1–15], P., 1923–69 (изд. продолжается); Correspondance, v. 1–14, P., 1875; M?moires sur ma vie, "Revue Socialiste", 1904,. v. 40; Lettres in?dites ? Gustave Chaudey et ? divers comtois, Besan?on, 1911 (совм. с ?. Droz); Lettres au citoyen Rolland, P., [1946]; Carnets, v. 1–2, P., 1960–61; в рус. пер. – Война и мир, т. 1–2, М., 1864; Искусство, его основания и общественное значение, пер. под ред. Н. Курочкива, СПВ, 1865; пер. А. П. Федорова, СПБ, 1895; Литературные майораты, П., 1865; Франц. демократия (De la capacit? politique des classes ouvri?res), пер. под ред. Н. Михайловского, СПБ, 1867; История конституционного движения в XIX столетии, СПБ, 1871 (Франц. конституции XIX столетия и Наполеон III, ч. 1); Порнократия, или Женщины в настоящее время, М., 1876; Бедность как экономич. принцип, М., 1908; Что такое собственность?, пер. Е. и И. Леонтьевых, [2изд.], М., 1919. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 20–59; т. 13, с. 49–167; т. 18, с. 203–84, 296–301; т. 27, с. 401–12; Энгельс Ф., О Прудоне, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, [П.–М.], 1948; Мечников Л. И., Прудонова "Новая теория собственности", "Колокол", 1866, вып. 9, лист 218, 219, 221, 225, 226; факсимильное изд., М., 1964; его же, "Весть" о П., там же, лист 230; Жуковский Ю., П. и Луи Блан, СПБ, 1866; Д-ев, П. Ж. Прудон, "Вестн. Европы", 1875, март, май, июль–декабрь; его же, Последние десять лет жизни П. Ж. Прудона, там же, 1878, июнь–сентябрь; ?уган-Барановский М. И., П. Ж. П., его жизнь и обществ. деятельность, СПБ, 1891; Михайловский Н. К., П. и Белинский, в кн.: Белинский В. Г., Соч., т. 4, СПБ, 1896; ?леханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., 2 изд., т. 4, М., [б. г.]; Стеклов Ю. М., П., отец анархии (1809–1865), П., 1918; Горев В., Роль П. в истории рус. мелкобуржуазного социализма, "Красная новь", 1935, кн. 1, янв.; Розенберг Д., История политич. экономии, ч. 3, М., 1936; Герцен А. И., Былое и думы, ч. 5, гл. 16, Соб. соч., т. 10, М., 1956; Застенкер ?. ?., П. и бонапартистский переворот 2 дек. 1851, "Ист. журнал", 1944, No 10–11; его же, Об оценке П. и прудонизма в "Коммунистическом манифесте", в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; его же, П. и февральская революция 1848 г., Французский Ежегодник 1960, М., 1961; Кан С. Б., История социалистич. идей, М., 1963, с. 223–30; Усакина Т. И., M. E. Салтыков–критик П., в кн.: Из истории обществ. мысли и обществ. движения в России, [Саратов], 1964; Diehl К., P. J. Proudhon. Seine Lehre und sein Leben, Abt. 1–3, Jena, 1888–96; D?rsjardins ?., P.-J. Proudhon. Sa vie, ses oeuvres, sa doctrine, v. 1–2, P., 1896; Rappoport Ch., P. J. Proudhon et le socialisme scientifique, P., [1909]; Bougl? C., La sociologie de Proudhon, P., 1911; Nettlau M., Der Vorfr?hling der Anarchie, В., 1925; Labry R., Herzen et Proudhon, P., 1928; A la lumi?re du marxisme, t. 2, P., 1937; Lubaс H. de, Proudhon et le christianisme, P., 1945; Guy-Grand G., Pour conna?tre la pens?e de Proudhon, [Dole], 1947; Hauptmann P., Marx et Proudhon, Li?ge, 1947; Cogniot G., Le centenaire de "Philosophie de la Mis?re", "La Pens?e", 1946, No 9; 1947, No 10; eго же, Proudhon et la r?volution de 1848, "Cahiers du Communisme", 1948, No 6; Dоll?ans E. et Puech J. L., Proudhon et la r?volution de 1848, P., 1948; Hal?vy D., La vie de Proudhon. 1809–1847, P., 1948; Richter W., Proudhon´s Bedeutung f?r die Gegenwart, в сб.; Abhandlungen zur Wissenschaftsgeschichte und Wissenschaftssoziologie und eine Studie ?ber Proudhon, Bremen, [1951]; Gurviсh G., Les fondateurs fran?ais de la sociologie contemporaine, fasc. 2 – Proudhon P. J. – sociologie, P., 1955; Heintz P., Die Autorit?tsproblematik bei Proudhon, [K?ln, 1956]; Woodcock G., P.-J. Proudhon, N. Y., [1956]. H. Застенкер. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.