СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж
род. 2 нояб. 1847 - ум. 30 авг. 1922) - франц. философ-эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную культуру. Затем выступил с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы в истории; революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Осн. произв.: "Les illusions du progres", 1908; "Reflexions sur la violence", 1908; "La decomposition du Marxismen, 1908.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СОРЕЛЬ Жорж
французский философ и социолог (Шербур, 1847 — Булонь, 1922). Его работа «От Аристотеля до Маркса» (1935 — сборник статей 1894 года) показывает, что историю можно мыслить лишь исходя из технических и экономических условий. Его брошюра «Социалистическое будущее профсоюзов» сделала из него теоретика революционного профсоюзного движения. «Размышление о насилии» (1908) защищает автономность рабочего движения в пику парламентской демократии. Остальные сочинения: «Развалины античного мира» (1908), «Иллюзии прогресса» (1908), «Материалы к теории пролетариата» (1919), «Речь в защиту Ленина» (1920).
Источник: Философский словарь
СОРЕЛЬ Жорж
французский писатель; р. 2.11.1847 (Шербур) — ум. 30.8.1922 (Булонь-наСене). Находился под влиянием Джамбаттисты Вико и Бергсона, резко критиковал современную культуру, подчеркивал революционный характер социализма и его синдикалистские тенденции (см. Синдикализм). Осн. соч.: Reflexions sur la violence, 1908, нем. изд. 1960 (рус. пер.: Размышления о насилии, 1907); Les illusions du progrès, 1908; La décomposition du Marxisme, 1908, нем. изд., 1930 (избр.); De l’utilité du pragmatisme, 1921.
M. Freund. G. S. — Der revolutionäre Konservatismus, 1932, 1972; H. Berding. Rationalismus und Mythos — Geschichtsauffassung und polit. Theorie bei G. S., 1969; R. Vernon. Commitment and Change — G. S. and the Idea of Revolution. Toronto, 1978; L. Portis. S. zur Einf., dt. 1983;
R. Jennings. G. S. — The Character and Development of his Thought. New York, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СОРЕЛЬ Жорж
2 ноября 1847, Шербур — 30 августа 1922, Булонь) — французский философ, теоретик анархо-синдикализма. С 1892 стал заниматься общественно-политической деятельностью, совместно с П. Лафаргом основал журнал «Le devenir social», с 1899 сотрудничал в журнале «Le mouvement socialiste». В начале своей теоретической деятельности считая себя марксистом «новой школы», испытал влияние А. Бергсона, П. Ж. Прудона, выступал с резкой критикой теории и политики 2-го Интернационала. Философия Сореля — попытка соединения идей Бергсона с идеями социализма, обоснование теории активности, деятельности. Сорель разграничивал действие и познание, считая разум, как и все в мире, относительным, а действие абсолютным, поскольку действие есть проявление иррациональной воли, противостоящей бездеятельному интеллекту. Наиболее известной работой Сореля является «Размышление о насилии» (Reflexions sur la violence. P., 1906; рус. пер. M., 1907), в которой подчеркивалась необходимость социальной катастрофы и насилия. При этом насилие трактовалось не как принуждение, которое свойственно неприемлемым для Сореля власти, государству, политике. Он отвергал любое участие в политике, ибо оно наносит вред социализму Основная задача пролетариата — предельно обострить противоречия в обществе. Нужны не реформы, а тактика «прямыхдействий», мгновенный взрыв угнетенной массы. Насилие, коль оно не связано с государством, политикой, является положительным явлением, ибо ведет к разрушению старого. Переход к социализму — катастрофа, в которой обнаруживается волевой порыв масс, высвобождение их творческой энергии. Люди должны объединиться, ибо борьба против жизни, представляющей собой одни страдания, в одиночку бессмысленна. Силой, способствующей объединению людей, направляющей их в сторону действия, является миф. Насилие у Сореля — тоже миф, мобилизующий массы к действиям. В противовес теоретикам 2-го Интернационала Сорель провозглашал этику неприспособления. Социализм предстает как моральная проблема, в основе которой лежит пафос отрицания. Главное — революционизировать сознание рабочих. По мере развития социалистической этики в сознании масс происходит каждодневное осуществление социализма. В конце жизни Сорель увлекся ненадолго идеями национализма, от которых потом отказался. Его воспевание насилия, социальной катастрофы, презрение к демократии были впоследствии использованы идеологами крайнего радикализма, как правого, так и левого толка.
Соч.: Социальные очерки современной экономики. М., 1908; La ruine du monde antique. P., 1902; La decomposition du Marxisme. P., 1908; Les illusions du progres. P., 1908; DAristote a Marx (Lancienne et la nouvelle metaphysique). P., 1935.
M. A. Хевеши
Источник: Новая философская энциклопедия
СОРЕЛЬ Жорж
(2 нояб. 1847 – 30 авг. 1922) – франц. социолог и философ, теоретик анархо-синдикализма. Св. 20 лет работал инженером путей сообщения; с 1892 занялся лит. и общественно-политич. деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журн. "Le devenir social", a с 1899 активно сотрудничал в междунар. социалистич. журн. "Le mouvement socialiste". Филос. и социологич. взгляды С. эклектичны, сложились под влиянием Лабриолы, Тэна, Ренана, Ницше, Э. Гартмана и особенно Бергсона и Прудона. С. пытался "синтезировать" марксизм со взглядами Прудона и Бергсона. Ленин критически оценивал мировоззрение С., назвав его "известным путаником" (см. Соч., т. 14, с. 279). Вначале С. считал себя представителем "новой школы" марксизма, в дальнейшем он выступил против марксизма, противопоставив науч. социализму волюнтаристич. концепцию "революц." анархо-синдикализма, принципы к-рого изложил в кн. "Размышления о насилии" ("R?flexions sur la violence", P., 1906, рус. пер., M., 1907). С. отрицал необходимость пролет. партии, диктатуры пролетариата и выступал против участия рабочего класса в политич. борьбе (см. "Социальные очерки совр. экономии", М., 1908, с. 303). Революция, по С., – волевой иррациональный стихийный взрыв, порыв народа, а революц. принципы – мифы, аналогичные мифам религии. Единств. носителем социалистич. идей С. считал профсоюзы (синдикаты). Религию он считал одной из существ. форм жизни и человеч. деятельности, очагом "героизма" и "нравств. аскетизма". Политич. убеждения С. непоследовательны и противоречивы. От "революционного" синдикализма он перед 1-й мировой войной пришел к соглашению с националистич. кругами роялистской орг-ции "Action fran?aise". Муссолини называл С. своим "духовным отцом". Однако в эти же годы С. остро критиковал парламентский кретинизм франц. и нем. с.-д.-тии, правильно оценил историч. значение революции в России, призывал к помощи Сов. России, отметил революц. тенденции в итал. рабочем движении. С. не оказал заметного влияния на рабочее движение во Франции, но его идеи получили значит. распространение в Италии, Испании, Лат. Америке. Соч.: Le proc?s de Socrate, P., 1889; L´Avenir socialiste des syndicats, P., 1898; La ruine du monde antique, P., [1902]; La d?composition du Marxisme, P., 1908; Les illusions du progr?s, [P.], 1908; La r?volution dreyfusienne, P., 1909; Mat?riaux d´une th?orie du prol?tariat, P., 1919; De l´utilit? du pragmatisme, P., 1921; Introduction ? l´?conomie moderne, P., 1922; D´Aristote ? Marx (L´ancienne et la nouvelle m?taphysique), P., 1935; Lettres ? Paul Delesalle. 1914–1921, P., 1947; Lettere a un amico d´Italia, Bologna, 1963; в рус. пер. – Введение в изучение совр. хозяйства, М., 1908; Э. Ренан. Критич. этюд, СПБ, [б. г.]; Эволюция социализма, в сб.: Социальное движение в совр. Франции, [М.], 1908. Лит.: Лабриола ?., Историч. материализм и философия. (Письма к Сорелю), пер. с франц., СПБ, 1900; Rossignol F., La pens?e de G. Sorel, P., 1948; Gоreily G., Le pluralisme dramatique de G. Sorel, P., 1962. T. Сахарова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
СОРЕЛЬ Жорж
(1847, Шербур – 1922, Париж) – крупнейший теоретик анархо-синдикализма. Родился в состоятельной буржуазной семье, окончил коллеж в Шербуре, затем получил политехническое образование в Париже и, став инженером, проработал 25 лет в дорожном ведомстве. В 1892 вышел в отставку и только тогда занялся исследовательской деятельностью. На формирование взглядов С. оказали влияние идеи А. Бергсона, К. Маркса, П.Ж. Прудона, А. Токвиля, И. Тэна, Ж. Ренана. Его духовную эволюцию можно представить в виде двух больших этапов. На первом он увлекался философией Маркса, которого особенно ценил за придание философского статуса феномену производства. Сомневаясь в возможности синтеза науки и социализма, он скорее склонен был соглашаться с Марксом в данном вопросе. Однако и в этот «сциентистский» период заметен постоянный интерес С. к роли коллективных эмоций в обществе. В «Разрушении античного мира» он писал, что хотя языческие верования римлян и были фикцией, тем не менее они скрепляли римское общество. Оно рухнуло, когда критика со стороны христиан подорвала силу язычества. Отход С. от марксизма был обусловлен рядом факторов. Вопервых, он вместе с итальянским философом Б. Кроче углубился в гегелевские корни марксизма, что привело его к разрыву с существовавшей тогда ортодоксальной формой марксизма и с самим Марксом. Он стал подчеркивать схематизм и ограниченность рассудка и пришел к выводу, что движущей силой истории является воображение. Во-вторых, на отношение С. к марксизму повлияли выступившие с ревизией последнего Э. Бернштейн и С. Мерлино. Во многом с ними соглашаясь, С., однако, иначе трактовал вопрос о перспективах капитализма: тогда как Бернштейн верил в беспрепятственное поступательное развитие капитализма, С. считал, что капитализм вступил в пору морального декаданса, от которого может спасти только революция производителей. Последнюю С. хотел стимулировать с помощью революционных мифов. Рассуждая так, он пришел к своеобразной реабилитации идей Маркса об экономическом крахе капитализма: хотя они не соответствуют действительности, они нужны для «революционного воспитания пролетариата» и представляют собой «элементы революционного мифа». С. отрицательно относился к парламентаризму, деятельность парламента ассоциировалась у него с постоянным вмешательством в область права, посягательством на законность и тем самым на свободу граждан. Неприятие демократии было одним из компонентов характерного для него негативизма в отношении как рациональных институтов общества, так и философского рационализма. Антирационалистический подход к истории выражен в таких работах С., как «Введение в изучение современного хозяйства» (1903), «Социальные очерки современной экономии. Дегенерация капитализма и дегенерация социализма» (1906), «Иллюзии прогресса» (1906). Вершиной творчества С. является работа «Размышления о насилии» (1906), которая принесла ему мировую известность. Говоря здесь о моральном декадансе существующего общества, он утверждает, что оздоровить его может лишь героическая мораль и пролетарское насилие как ее проявление: «Насилие пролетариата не только обеспечивает грядущую революцию, но и представляет из себя, кажется, единственное средство, которым европейские нации, отупевшие от гуманизма, располагают, чтобы вновь ощутить в себе прежнюю энергию» (Пролетарское насилие. М., 1907. С. 2). Идеи С. оказали влияние как на левых, так и на правых. Они использовались и националистами (во Франции это группа «Action française»), и фашистами (французскими, немецкими, итальянскими); «Размышления о насилии» были настольной книгой Б. Муссолини. Но законными наследниками С. являлись революционные синдикалисты (Э. Берт, П. Лузон и др.). К нему обращаются и современные левые, апеллирующие к спонтанной деятельности масс.
Соч.: Размышления о насилии. М., 1907; Социальные очерки современной экономии. М., 1908; Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908; Contribution à l’étude profane de la Bible. P., 1889; Le procès de Socrate. P., 1889; La ruine du monde antique. P., 1904; La révolution dreyfusien. P., 1911; Matériaux d’une théorie du prolétariat. P., 1921; De l’utilité du pragmatisme. 2-me éd. P., 1928; D’Aristote à Marx. L’ancienne et la nouvelle métaphysique. P., 1935. Лит.: Козловский, Л. Очерки синдикализма во Франции. М., 1906; Его же. Новые веяния в социализме перед лицом русской критики. М., 1908; Самарская, Е.А. Жорж Сорель – вечный еретик // Новая и новейшая история. 1994. № 2; Pirou, G. Georges Sorel. P., 1927; Berth, E. Du «Capital» aux «Reflexions sur la violence». P., 1932; Sartre, V. Georges Sorel. Elites syndicalistes et révolution prolétarienne. P., 1937; Freund, M. Der falsche Sieg. В., 1944; Louzon, P. Introduction // Sorel, G. Lettres à Paul Delesalle. P., 1947; Rossignole, F. Pour connaître la pensée de G. Sorel. P., 1948; Andreu, P. Bergson et Sorel // Les études bergsoniennes. P., 1952. V. 3; Charzat, M. Georges Sorel et la Révolution au XX siècle. P., 1977; Kolakowski, L. Main Currents of Marxisme. Its Rise, Growth and Dissolution. The Golden Age. Oxford, 1978; Goriely, G. Le pluralisme dramatique de G. Sorel. P., 1982; Paquot, T. Présentation // Sorel, G. La décomposition du marxisme. P., 1982. E.A. Самарская
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.