КУЗЕН Виктор

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУЗЕН Виктор
1792-1867) - франц. философ-идеалист, эклектик. Задачу философии К. видел в критич. отборе с помощью «здравого смысла» истин, к-рые уже высказаны прежними философами. К. считал бога творцом Вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии.

Источник: Атеистический словарь

Кузен Виктор
 (1792—1867) — фр. буржуазный философ-идеалист, эклектик. Утверждал, что любая философская система может быть создана из «истин», содержащихся в различных учениях. Философия К. представляет собой эклектическое соединение таких «истин», заимствованных из идеалистической системы Гегеля, «философии откровения» Шеллинга, монадологии Лейбница и др. идеалистических учений. Являясь противником материализма, он разделял взгляды о боге как творце вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии. Учение К. оказало влияние на последующее развитие идеалистической философии во Франции. Осн. соч. К. — восьмитомный «Курс истории философии» (1815—29).

Источник: Философский словарь. 1963

КУЗЕН (Cousin) Виктор
род. 28 нояб. 1792, Париж - ум. 12 янв. 1867, Канны) франц. философ; с 1814 - профессор в Париже. Развивал эклектическую философию, учил, что все философские системы содержат как истинные и долговечные, так и неистинные и преходящие элементы. К концу своей жизни он обращается к картезианству в его психологически окрашенной и тем самым смягченной форме. Занимал позицию между двумя школами - выступающей против метафизики шотл. школы (Юл, Гамильтон) и опирающейся на метафизику нем. школы (Шеллинг и Гегель - "два знаменитых друга", "deux illustres amis" Кузена) - и был настроен против сенсуализма и материализма. Его осн. работа - "Cours de l&histoire de la philosophie", 8 v., 1815-1829.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КУЗЕН Виктор

французский философ (Париж, 1792 — Канны, 1867), ученик Менаде Бирана и родоначальник «эклектизма»: его максима, заимствованная у Лейбница, гласит: «Все системы являются истинными по тому, что они утверждают, и ложными по тому, что они отрицают». Он пытался скомбинировать идеи Декарта, шотландской школы сенсуализма и Канта. В конечном счете он отстаивает союз «двух бессмертных источников»: философии и религии; вместе с Жерандо считается основоположником истории философии во Франции; по его теории, все системы сводятся к четырем разновидностям: сенсуализму, идеализму, скептицизму и мистицизму. Он написал, в частности: «Историю философии XVIII века» (1826), «Очерки о Паскале» (1842), «Об истине, добре и красоте» (1853), «Общая история философии» (1863).

Источник: Философский словарь

КУЗЕН Виктор
28.11.1792, Париж - 14.1. 1867, Канн), франц. философ-идеалист и политич. деятель.Филос. взгляды К. формировались под непосредств. влиянием П. П. Руайе-Коллара и ?. Мен де Бирана и в целом носят эклектич. характер. К. утверждал, что все филос. истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в критич. отборе истин из прежних филос. систем на основе «здравого смысла». К. боролся против сенсуализма и материализма, особенно франц. материализма 18 в. Он способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. К. принадлежат переводы Платона на франц. язык; он издавал соч. Прокла, Абеляра, Паскаля, Декарта и др. мыслителей. К. познакомил франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил К. к числу «истинных истолкователей» «трезвопрактического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком»

Источник: Советский философский словарь

КУЗЕН Виктор
французский философ; р. 28. 11. 1792 (Париж) — ум. 13. 1. 1867 (Канны); с 1814 — профессор в Париже; представитель эклектической философии, учил, что все философские системы содержат как правильные и долговечные, так и ложные и преходящие составные части. К концу своей жизни он снова обращается к картезианству в его психологически окрашенной и тем самым смягченной форме. Занимал посредническую позицию между выступающей против метафизики шотландской школой (Юм, Гамильтон) и метафизически ориентированной немецкой школой (Шеллинг и Гегель — «deux illustres amis» («два знаменитых друга» Кузена) — и боролся против сенсуализма и материализма. Осн. соч.: Fragmentes philosophiques, 5 vol., 1826 (repr. 1971); Cours de l’histoire de la philosophie, 3 vol., 1828; De la Métaphysique d’Aristote, 1835; Histoire de la philosophie, 3 vol., 1840; Jacqueline Pascal, 1845, 1894; Du vrai, du beau et du bien, 1853.
С. E. Fuchs. Die Philos. V. C.s, 1847; P. Janet. V. C. et son oeuvre. Paris, 1885; H. J. Ody. V. C. — Studien zur Gesch. des frz. Bildungswesens u. seiner Beziehungen zu Deutschland in der ersten Hälfte des 19. Jh.s, 1933; H. J. Ody. V. C., 1953; W. V. Brewer. V. C. as a Comparative Educator. New York, 1971; A. Cornelius. Die Geschichtslehre V. C.s unter besonderer Berücksichtigung des Hegelschen Einflusses, 1958.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КУЗЕН Виктор
28 ноября 1792, Париж— 13 января 1867, Канны) — французский философ, основатель философского течения эклектизма. Преподавал в ведущих учебных заведениях Франции — лицее Карла Великого, Эколь Нормаль и Сорбонне, министр общественного просвещения (1840), член французской Академии и пэр Франции. На формирование его взглядов большое влияние оказала философия Мен де Бирана, представителей шотландской школы и немецкой классической философии (в особенности Шеллинга и Гегеля, с которыми его связывали личные дружеские отношения).
Эклектизм Кузена представляет собой попытку соединения различных философских доктрин (сенсуализма, идеализма, скептицизма и мистицизма). Философия его строится на основе психологии, поднимаясь затем до онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления («Истина, Прекрасное и Благо» — Du vrai, du beau et du bien, 1853). Соглашаясь с учением Канта о взаимоотношении априорного и опытного знания, Кузен принимал учение Мен де Бирана о тождестве личности с волей, подчеркивая, что человеческому сознанию изначально присуща спонтанность. Под влиянием Гегеля усматривал критерий истины в абсолютном разуме, получаемом индивидом от высшего Бытия.
Свое учение о нравственности Кузен основывал на понятии свободы, существо которой он связывал с долгом, а ее основание видит в бессмертии души. Философия и религия выступают для него в качестве «двух бессмертных сестер». Политическим идеалом Кузена была конституционная монархия, и он крайне негативно относился к революционным идеям и принципам всеобщего равенства («Справедливость и Милосердие», 1848).
В своих курсах лекций и целой серии работ («Курс истории философии», в 5 т., 1841; «Курс истории моральной философии в 18 в.», в 4т., 1839—42; «Философские фрагменты», в 4т., 1826) Кузен выступил основателем историко-философской науки во Франции. Широкую известность ему принесли его исторические сочинения, в частности «Французское общество в 17 в.», «Юность Мазарини» и др. Соч.: Oeuvres completes, v. l—16. Р., 1846—51. Лит.: Janet /.V.Cousin et son oeuvre. P., 1885; Barthelemy Saint-Hilaire, V Cousin. Sa vie, sa correspondance, 2vol. P., 1895 ;0dy H.J. V.Cousin. Karlsruhe, 1933.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

КУЗЕН Виктор
(1792, Париж – 1867, Канн) – основатель философского течения эклектизма. Преподавал в ведущих учебных заведениях Франции – лицее Карла Великого, Высшей нормальной школе, в Сорбонне; министр общественного образования (1840), член Французской академии и пэр Франции. На формирование его взглядов большое влияние оказала философия Мен де Бирана, представителей шотландской школы Просвещения и немецкой классической философии (в особенности Шеллинга и Гегеля, с которыми его связывали дружеские отношения). Эклектизм К. представляет собой попытку соединения различных философских доктрин (сенсуализма, идеализма, скептицизма и мистицизма). Его философия строится на основе психологии, восходя к онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления («Истина, Прекрасное и Благо», 1853). Разделяя взгляды Канта на взаимоотношение априорного и опытного знания, К. принимал учение Мен де Бирана о тождестве личности с волей, подчеркивая, что человеческому сознанию изначально присуща спонтанность. Под влиянием Гегеля усматривал критерий истины в абсолютном разуме. В философии истории К. наиболее близок к Гегелю. Подлинным предметом философии истории считал цивилизацию, в которой только и развивается свобода (в отличие от природы, где цепь событий носит сугубо необходимый характер). Будучи чисто человеческим явлением, история, по К., не лишена смысла и значения; существует и истина истории. Однако, в отличие от Гегеля, К. полагал, что реальное превосходит рациональное. Учение К. о нравственности базируется на понятии свободы, существо которой он связывал с долгом, а основание видел в бессмертии души. Философия и религия выступают для него в качестве «двух бессмертных сестер». Политический идеал К. – конституционная монархия, он крайне негативно относился к революционным идеалам и принципам всеобщего равенства («Справедливость и милосердие», 1848). В курсах лекций и целой серии работ («Философские фрагменты», т. 1–4, 1826; «Курс истории моральной философии в XVIII в.», т. 1–4, 1839–1842; «Курс истории философии», т. 1–5, 1841) К. заложил основы историко-философской науки во Франции. Широкую известность ему принесли исторические сочинения, в частности «Французское общество в XVII в.», «Юность Мазарини».
Соч.: Oeuvres complètes. V. 1–16. P., 1846–1851. Лит.: Janet, P. V. Cousin et son œuvre. P., 1885; Billard, J. De l’Ecole à la République. F. Guisot et V. Cousin. P., 1998. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

КУЗЕН Виктор

(28 ноября 1792 – 13 янв. 1867) – франц. философ-идеалист, эклектик, бурж. политич. деятель. Преподавал философию (1814–20) в Нормальной школе ("L´?cole Normal"); позднее – ее директор. В 1817–18 и 1824 посетил Германию, лично познакомился с Гегелем и Шеллингом. С 1828 – проф. философии в Сорбонне. Сторонник конституц. монархии, К. состоял при Луи Филиппе членом Гос. совета; пэр Франции; с 1832 – член Франц. академии, а затем Академии моральных и политич. наук. Страх перед революционными выступлениями пролетариата развеял либерализм К. и привел его к реакции. В 1840 К. – министр просвещения. Проведенные им реформы преследовали реакц. цель сближения ун-тов с церковью, функций профессуры и жандармерии. Во время республики К. предложил свое перо Кавеньяку для борьбы против социалистич. идей. Политич. и филос. взгляды К., формировавшиеся под непосредств. влиянием Руайе-Коллара, Мен де Бирана, были формой активной борьбы против бурж. идеологии того периода, когда она была еще революционной. К. утверждал, что все филос. истины уже высказаны прежними философами, поэтому философия не может претендовать на открытие новых истин. Задача философии заключается в критич. отборе истин из прежних филос. систем. Метод этого отбора также эклектичен, все должно быть подчинено "здравому смыслу", т.е. меняющимся требованиям жизни. К. способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. Ему принадлежат переводы Платона на франц. язык, издание соч. Прокла, Абеляра, Декарта и др. мыслителей. К. познакомил франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля, беря произвольно те или иные положения их систем (см. письмо К. к Шеллингу от 30 окт. 1829 в кн.: "Briefe von und an Hegel", Lpz., 1887, S. 384–86). К. вел борьбу против материализма, особенно франц. материализма 18 в., основой к-рого он считал сенсуализм Кондильяка. Все филос. системы К. разделял на четыре группы: сенсуализм, к-рый исходит из объектов ощущения; идеализм, к-рый все сводит к объективам разума; скептицизм, возникающий на основе противоречий сенсуализма и идеализма; мистицизм, в к-ром он видел единств. выход из сомнений разума, указывая на веру, основанную на чувстве. К. считал, что сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм являются одновременно и сторонами сознания. Поэтому история философии является постоянной сменой или сочетанием этих четырех систем; ум человеческий всегда колеблется между ними. Опираясь на идеи шотландской школы, соединяя их с положением Декарта "я мыслю, следовательно, я существую", К. считал, что знания включают в себя восприятия и идеи – концепции, при посредстве к-рых разум возвышается до абсолютных идей. Разум не есть способность только человека, он принадлежит богу и человечеству, служа посредником между ними. Разум приносит ".вести из неведомого мира, сообщая одновременно и идею его необходимости" ("Fragments philosophiques", в кн.: Oeuvres, v. 2, Brux., 1841, предисл., р. 38). В начальный период своей деятельности К. отождествлял бога с логосом Платона и Пифагора, затем стал утверждать, что "... каждая истинная философия имеет своим основанием таинства христианства" (там же, Brux., 1847, р. 37), подчиняя философию религии. Позднее в своей работе "Об истине, прекрасном и добре" ("Du vrai, du beau et du bien", 1836) К. стремился к растворению философии в религии. История, по К., представляет собой битву идей. Каждая нация является носительницей известных идей, к-рые создают великие личности. Маркс относил К. к числу "истинных истолкователей" "трезво-практического буржуазного общества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 8, с. 120) и называл его "слабым эклектиком" (см. тамже, т. 27, с. 376). Соч.: Oeuvres, troisi?me s?r., t. 1–4, P., 1847; Oeuvres, s?r. 3, v. 1–2, P., 1855; De la m?taphysique d´Aristote, P., 1835; Cours de l´histoire de la philosophie moderne, deuxi?me s?r., t. 1–2, nouv. ?d., P., 1846–1847; Philosophie sensualiste, nouv. ?d., P., 1863; Philosophie ?cossaise, 4 ?d., P., 1864; Philosophie de Kant, 4 ?d., P., 1864; Histoire g?n?rale de la philosophie..., nouv. ?d., P., 1864; в рус. пер. – Кузенова курса истории философии. Лекция первая, "Московский телеграф", 1829, май, No 10; О великих людях, там же, февр., No 3; О главных родах систем философских, "Атеней", 1829, февр., No 3; О начале истории философии, там же, дек., No 23; О прекрасном и об искусстве, "Библиотека для чтения", 1845, т. 72, отд. 3. Лит.: [Рец. ], Fragments philosophiques, par V. Cousin, "Моск. Вестник", 1828, ч. 12, No 21–22; Тэн И., Франц. философия первой половины ХIХ-го века, пер. с франц., СПБ, 1896, гл. 4–8; Кареев Н., Основные вопросы философии истории, 3 изд., СПБ, 1897; История философии, т. 3, М., 1941, с. 400–402; История философии, т. 2, М., 1957 (по указат. имен); Alaux J., La philosophie de M. C., P., 1864; Janet P., V. С. et son oeuvre, P., 1885; Simon J., V. Cousin, 3 ?d., P., 1891; Barth?lemy-Saint-Hilaire J., V. Cousin, sa vie et sa correspondance, v. 1–3, P., 1895; Ody H. J., V. Cousin, nouv. ?d., Saarbr?cken, 1953; Cornelius ?., Die Geschichtslehre V. С. unter besonderer Ber?cksichtigung des hegelschen Einflusses, Gen.–P., 1958. Г. Зельманова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.