8 февраля 1805, ПюжеТенье—1 января 1881, Париж)—французский социалист, сторонник революционного свержения буржуазного строя, профессиональный революционер, посвятивший себя организации целого ряда тайных обществ («Общество друзей народа», «Общество прав человека») и заговоров, неоднократно подвергался арестам, дважды был осужден на пожизненное заключение и в общей сложности провел в тюрьме более тридцати шести лет. Издавал журнал «Ни Бога, ни господина» (с 1879). Отстаивал идею о том, что история представляет собой лишь борьбу между нищетой и богатством. Изменение общественного строя связывал с силой, вооруженным восстанием. Для установления общественной Республики, первоочередной задачей которой является поднятие уровня жизни рабочих масс, нужна революционная диктатура, руководимая меньшинством, действующим в интересах всего народа. Коммунизм для него—общество будущего, венец цивилизации. К. Маркс, с уважением относясь к Бланки, критиковал его идеи и деятельность. Бланкизм имел значительное влияние на социалистическое движение, на революционный синдикализм и ленинизм.
БЛАНКИ Луи Огюст
Источник: Новая философская энциклопедия
Источник: Философский словарь. 1963
Соч.: Избр. произв. M., 1952; La critique sociale. V. 1–2. P., 1885. Лит.: Горев, Б.И. Огюст Бланки: его жизнь, революционная деятельность и роль в истории социализма. М., 1921; Доманже, М. Бланки. Л., 1925; Жеффруа, Г. Заключенный. Жизнь и революционная деятельность Огюста Бланки. M.; Л., 1925; Молчанов, Н.И. Огюст Бланки. М., 1984; Blanqui et les blanquistes / éd. M. Aguillon et al. P., 1986. M.M. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.
Бланки развивался под сильным влиянием Буонаротти, товарища Бабефа по "заговору равных". Бланки не возлагал никаких надежд на всеобщее избирательное право и считал, что для достижения социалистического строя необходимо установить "диктатуру сознательного меньшинства нации". Путь к этой диктатуре - организация заговора и восстание.
Революция 1848 г. освободила Бланки, и он снова организует "Центральное республиканское общество". Вновь приговоренный за попытку организации захвата власти к 10 годам тюрьмы, Бланки пытался бежать, но неудачно, и был сослан на остров Корсику, где содержался в крепости. Амнистия 1859 г. вернула ему свободу. Бланки немедленно принимается за организацию тайного общества, его снова арестовывают и присуждают к 4 годам крепости. Революция 1870 - 1871 г.г. застает Бланки за активной революционной работой. Он заочно избирается членом Коммуны, но вскоре его арестовывают и заключают в крепость; все попытки коммунаров получить его взамен видных версальцев не привели ни к чему.
Во время франко-прусской войны Бланки издавал газету "La patrie en danger" ("Отечество в опасности"), в которой он вместе с своими ближайшими друзьями Вальяном и Густавом Тридоном отстаивал необходимость борьбы с пруссаками и национальной обороны Парижа. "Пруссак - вот враг", писал он тогда.
В 1872 г. Бланки был присужден военным судом к ссылке. В 1879 г. Бланки был выбран в палату депутатов, но выборы не были утверждены правительством. Умер Бланки в 1881 г.
"Патриотизм" Бланки ничего общего не имеет с патриотизмом германских с.-д. или французских социалистов в войне 1914 - 1918 г.г. Он проистекал из глубокого убеждения, что Франция - единственная в Европе страна, хранящая традиции Великой Французской Революции, что ее военный разгром означал бы победу монархии и поражение революции. По существу Бланки всю жизнь оставался убежденнейшим революционером, непримиримым врагом буржуазии. Бланки неоднократно приговаривался к смертной казни и провел в тюрьмах около 30 лет. /Т. 8, 20/
Blanqui), Луи Огюст (1 февр. 1805 – 1 янв. 1881) – франц. утопич. коммунист. Участник революций 1830 и 1848; дважды был приговорен к смертной казни, провел в заключении почти половину жизни. Б. – "несомненный революционер и горячий сторонник социализма" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, с. 437). Мировоззрение Б. сформировалось под воздействием механистич. материализма, атеизма и рационализма 18 в., а также утопич. социализма (гл. обр. бабувизма, см. Бабеф). Материалист по обще-филос. воззрениям, Б., однако, идеалистически объяснял историч. прогресс распространением просвещения и совершенствованием человеч. разума. Осн. содержание истории человечества, по Б., – движение от абс. индивидуализма, к-рым отличались дикари, через ряд фаз к коммунизму как "будущему обществу", "строю общности", "венцу цивилизации" ("Коммунизм – будущее общества", см. Избр. произв., М., 1952, с. 197–242). В то же время Б. рассматривал историю как борьбу социальных сил, дал резкую критику социальных противоречий капиталистич. общества, считая историю рассказом о "войне между богатыми и бедными" (Избр. произв., с. 65). Поэтому неимущий класс, по Б., наиболее заинтересован в революции, заменяющей строй индивидуальной собственности строем ассоциации. Выступая против бурж. социального законодательства, равно как и против социал-реформистских планов преобразования общества, Б. требовал от небольшого революц. меньшинства решит. политич. действий, имеющих целью установление революц. диктатуры и приводящих через ряд мер к коммунистич. строю, где управление людьми станет излишним. Этот строй – "огромная свободная мастерская и всеобъемлющее общество взаимной помощи". Б. отвергал надуманные утопич. построения, считая, что будущий коммунистич. строй "является итогом нормального развития и не состоит ни в каком родстве с тремя или четырьмя системами, придуманными фантазерами во всех деталях" (там же, с. 222 и 258). Воззрения Б. сформировались в период, когда массовое рабочее движение во Франции только еще зарождалось, а преследуемые демократич. силы общества вынуждены были сосредоточиваться в тайных обществах. Поэтому Б. не смог понять, что успех восстания возможен только в том случае, если революция осуществляется массами трудящихся, возглавляемыми революц. партией. Осуществление революции возлагалось Б. на замкнутую группу заговорщиков. Это приводило к провалу предпринятых Б. и бланкистами выступлений (12 мая 1839 и 14 авг. 1870 в Париже), к отказу бланкистов участвовать в массовых рабочих организациях. Однако в дальнейшем бланкисты приняли активное участие в Парижской Коммуне 1871, а позднее нек-рые из них (Эд. Вайян и др.) сблизились с марксистами. Бланкизм проявлялся и в революц. движении других стран, в частности России, где он оказал нек-рое влияние на революц. народничество 70-х годов (группа Ткачева). Высоко оценивая революц. заслуги Б. и отмечая положит. значение деятельности Б. и его сторонников на отдельных этапах революц. движения (конец 40-х – нач. 50-х гг. – см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 328; в Парижской Коммуне – см. Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 91–92), классики марксизма-ленинизма подвергли критике бланкизм, к-рый, по словам Ленина, "ожидает избавления человечества от наемного рабства не путем классовой борьбы пролетариата, а путем заговора небольшого интеллигентного меньшинства" (Соч., 4 изд., т. 10, с. 360). В особенности критиковал Ленин "бланкистские авантюры", "игру в „захват власти“" в период подготовки Октябрьской революции (см. тамже, т. 24, с. 29). Соч.: Critique sociale, t. 1–2, P., 1885; в рус. пер. – Фатальное, фатализм, фатальность, "Под анаменем марксизма", 1927, No 4. Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956, с. 91; Маркс К. и Энгельс Ф., Рецензии из "Neue Rheinische Zeitung...", No 4, там же, с. 285; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, М., 1957, с. 127; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; его же, Эмигрантская литература, там же, с. 224–30; Ленин В. И., План чтения о Коммуне, Соч., 4 изд., т. 8, с. 181; его же, Предисловие к русскому переводу писем К. Маркса, там же, т. 12, с. 89; его же, Уроки Коммуны, там же, т. 13, с. 437; Горев Б., Огюст Бланки. Его жизнь, революционная деятельность и роль в истории социализма, 2 изд., М., 1923; Жеффруа Г., Заключенный. Жизнь и революционная деятельность Огюста Бланки, пер. с франц., 2 изд., М.–Л., 1925; Доманже М., Бланки, пер. с франц., Л., 1925; Певзнер Н., Огюст Бланки, "Историч. ж.", 1941, No 1; Волгин В. П., Политические и социальные идеи Бланки, "Изв. АН СССР. Сер. истор. и филос.", 1951, т. 8. No 6; Mоliniеr S., Blanqui, P., 1948; Spitzer ?., The revolutionary theories of Louis Auguste Blanqui, N. Y., 1957. И. Зильберфарб. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.