БЛАУГ Марк
БЛАУГ МАРК
(р. 1927) —современный английский ученый, виднейший специалист в области методологии экономической науки. В философском отношении примыкает к критическому рационализму постпозитивиста К. Поппера (см.), актуальны для него также некоторые представления другого постпозитивиста, И. Лакатоса (см.). Б. придает первостепенное значение принципу фальсификационизма Поппера, в соответствии с которым он склонен подвергнуть испытанию опытом даже принципы экономической теории, например принцип общего равновесия. В экономико-методологическом плане Б. продолжает проект Ж. Фридмена (см.), поставивший в центр внимания различие позитивной и нормативной экономической науки. Упомянутый дуализм Б. склонен смягчить, отмечая известную состоятельность не только позитивной, но и нормативной науки. 1. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М., 2004. 2. Канке В.А. Философия экономической науки. М,, 2007.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
БЛАУГ (Blaug) Марк
р. 1927) -англо-амер. историк экономической науки, специалист по философии и методологии экономического знания. Образование получил в Колумбийском ун-те. В 1953-63 преподавал в Йельском ун-те, с 1963 - проф. Лондонского ун-та. Б. отличает широкий круг научных интересов. Он занимается экономикой образования, проблемами занятости, экономикой искусства, экономической историей. Однако наибольшую известность Б. приобрел как историк и методолог экономической науки. Ему принадлежат два важных труда в этой области: "Экономическая мысль в ретроспективе" (первое изд. - 1962 ; рус. пер. - 1994 ) и "Методология экономической науки" (The Methodology of Economics, 1980). В исследовании истории экономического анализа Б. предлагает критический оценочный подход. Критерием оценки выступают "мерки современной экономической теории". В основу такого подхода положена предпосылка о единстве экономики как науки, решающей некоторый достаточно устойчивый набор проблем вне зависимости от особенностей исторической эпохи. В этом смысле позиция Б. близка к тому, что он сам назвал абсолютизмом, т.е. исследованием собственно интеллектуального развития предмета. Абсолютистскому подходу он противопоставляет релятивистский, который выводит содержание экономических теорий из экономических проблем эпохи и их социально-культурного контекста.
В методологии экономической теории Б. выступает последователем фальсификационизма Поппера. Вместе с тем он считает, что установить опровержимость той или иной экономической концепции очень непросто, поэтому проблема критериев научности в этой области сложнее, чем в естествознании. Экономическая теория в этом смысле находится, по Б., примерно посередине между такими типами знания, как психоанализ и теории физики. Б. отрицает и методологию "наивного фальсификационизма", требующую отказа от теории лишь при наличии эмпирических контрпримеров. Для того, чтобы победить старую теорию этого недостаточно, необходимо предложить новую альтернативную теорию, способную объяснить имеющиеся противоречия. Развитие методологии фальсификационизма у Б. в целом идет в направлении, сходном с тем, которое ему дал Лакатос в своей "методологии исследовательских программ". С этих позиций Б. критикует попытки применения в сфере экономического знания философии науки Куна. Он даже предложил установить запрет на использование понятия "парадигма" в методологических дискуссиях экономистов, поскольку структура экономической дисциплины существенно отличается от монопарадигмальных дисциплин в точном естествознании. Достоинством работ Б. является соединение постпозитивистской методологии с глубоким анализом истории экономической мысли.
Несложный урок экономической методологии // TESIS. 1994, № 4; Kuhn versus Lakatos or Paradigms versus Research Programmes in the History of Economics // Method and Appraisal in Economics. Cambridge, 1976. Theories, True or False? Aldershot, 1990.
В методологии экономической теории Б. выступает последователем фальсификационизма Поппера. Вместе с тем он считает, что установить опровержимость той или иной экономической концепции очень непросто, поэтому проблема критериев научности в этой области сложнее, чем в естествознании. Экономическая теория в этом смысле находится, по Б., примерно посередине между такими типами знания, как психоанализ и теории физики. Б. отрицает и методологию "наивного фальсификационизма", требующую отказа от теории лишь при наличии эмпирических контрпримеров. Для того, чтобы победить старую теорию этого недостаточно, необходимо предложить новую альтернативную теорию, способную объяснить имеющиеся противоречия. Развитие методологии фальсификационизма у Б. в целом идет в направлении, сходном с тем, которое ему дал Лакатос в своей "методологии исследовательских программ". С этих позиций Б. критикует попытки применения в сфере экономического знания философии науки Куна. Он даже предложил установить запрет на использование понятия "парадигма" в методологических дискуссиях экономистов, поскольку структура экономической дисциплины существенно отличается от монопарадигмальных дисциплин в точном естествознании. Достоинством работ Б. является соединение постпозитивистской методологии с глубоким анализом истории экономической мысли.
Несложный урок экономической методологии // TESIS. 1994, № 4; Kuhn versus Lakatos or Paradigms versus Research Programmes in the History of Economics // Method and Appraisal in Economics. Cambridge, 1976. Theories, True or False? Aldershot, 1990.
Источник: Современная западная философия: словарь