Бакунин, Михаил Александрович

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАКУНИН Михаил Александрович
род. 18 мая 1814, Прямухино, Тверь - ум. 1 июля 1876, Берн) - рус. гегельянец; с 1840 учился в Берлине, объездил всю Западную Европу, участвовал в социалистических восстаниях в Польше, Саксонии и Богемии (1848-1849), был сослан в Сибирь, откуда в 1861 бежал в Западную Европу. В диалектическом методе философии Гегеля, которая была для Бакунина вершиной развития, он отдавал большее предпочтение отрицательному, чем положительному; так, он пришел к философии отрицания всего существующего и стал основателем анархизма. Осн. произв.: "Собр соч. и писем, 1828-1876", 4 тт. (19341935).

Источник: Философский энциклопедический словарь

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

русский анархист (Пря-мувкино, Тверская губерния, 1814 — Берн, 1876). Артиллерийский офицер благородного происхождения. Был вынужден уехать в изгнание за свои революционные идеи. В Париже знакомится с Марксом и Прудоном.В 1857 г. сослан в Сибирь, откуда сбегает в 1861 г. и скитается по Европе. В Неаполе в 1867 г. основывает первую секцию итальянского Интернационала. Будучи решительным врагом всех форм государственности, на конгрессе в Гааге (1872) он порывает с Марксом. Его идеи находят окончательное выражение в работе «Государство и анархия» (1873), где он показывает, что всякая власть, даже революционная, предает народ, поскольку хочет быть вечной. Бакунин хотел сразу достичь последней стадии коммунизма, предполагающей последовательное исчезновение государства в пользу народных ассамблей.

Источник: Философский словарь

Бакунин, Михаил Александрович

1814, село Премухино Тверской губ. — 1876, Берн, Швейцария). По образованию артиллерист. Член кружка Станкевича, друг Белинского. В 1840 году отправляется за границу. Сближается с Прудоном, принимает участие в европейской революции 1848-1849 годов,руководитель Дрезденского восстания. В 1850 году приговорен к смертной казни,замененной пожизненным заключением, в 1851 году выдан российским властям. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, в 1857 году отправлен в Сибирь, откуда бежал. Через Японию и Америку добрался до Лондона. Примкнул к Интернационалу, поссорился с Марксом и до конца дней полемизировал с марксизмом. От радикального демократа эволюционировал в сторону анархизма,создал теорию безгосударственного социализма. Исповедовал демократический панславизм, активно выступал в защиту права на самоопределение малых славянских наций. Оказал влияние на формирование народнического движения.



Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

БАКУНИН Михаил Александрович
русский гегельянец; р. 30.5.1814 (Прямухино, Тверь) — ум. 1.7.1876 (Берн); с 1840 учился в Берлине, объездил всю Западную Европу, участвовал в социалистических восстаниях в Польше, Саксонии и Богемии (1848—1849), был сослан в Сибирь, откуда в 1861 бежал в Западную Европу. В диалектическом методе философии Гегеля, которая была для Бакунина вершиной развития, он отдавал большее предпочтение отрицательному, чем положительному; так, он пришел к философии отрицания всего существующего и стал основателем анархизма (см. Анархия). Осн. соч.: Dieu et l’etat, 1882, нем. изд. 1969; Philosophie der Tat (Auswahl), изд. 1968; Staatlichkeit u. Anarchie u. andere Schriften, изд. 1972; Frühschriften, изд. 1973; Gesammelte Werke, 3 Bde., 1921—1924, 1975. (Hapyc. яз.: Собр. соч. и писем, 1828—1876,4 т., 1934—1935, Соч., 1989.) R. Huch. М. В. u. die Anarchie, 1923; Е. Н. Сагг. М. В., London, 1937 (Repr. 1975); G. R Maksimov. The Political Philos. of B., Glencoe III. 1953; P Scheibert. Von B. zu Lenin, 1956; A. Masters. B., London, 1974; J. F. Wittkop.M. А. B. in Selbstzeugnissen u. Dokumenten, 1974; W. v. Dooren. B. zur Einführung, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БАКУНИН Михаил Александрович
(1814 - 1876) - русский революционер, один из основателей анархизма. Дважды приговорен к смертной казни саксонским и австрийским судами, находился в заключении в Петропавловской крепости, был выслан на поселение в Сибирь, откуда бежал в Европу. Активно участвовал в организации анархистского международного движения, сотрудничая с Герценом и Огаревым, выступал против Маркса.
По мнению Бакунина, история - это шествие человечества от «животности» к «царству свободы». Государство, возникая на низшей стадии исторического процесса, вызывает к жизни «фикцию бога». Религия рассматривается как коллективное сумасшествие, а Церковь - в качестве «небесного кабака», где народ находит забвение от бед. Осуществление принципа свободы возможно в результате исключения из общественной жизни принципа власти («Государственность и анархия»), Бакунин выступал против каких-либо форм использования государства рабочим классом, против парламентских форм борьбы. Движущей силой революции должны стать крестьяне, ремесленники, люмпены, наделенные стихийным революционным инстинктом. «Свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций должна заменить государство. Взгляды Бакунина повлияли на теорию и практику народнического движения в России, на международное анархистское движение.

Источник: Краткий философский словарь 2004

БАКУНИН Михаил Александрович
(1814–1876) – теоретик и один из основателей анархизма. Дважды приговорен к смертной казни саксонским и австрийским судами, находился в заключении в Петропавловской крепости, был выслан на поселение в Сибирь, откуда бежал в Европу. Активно участвовал в организации международного анархистского движения, сотрудничал с Герценом и Огаревым, выступал против Маркса. Основные работы: «О философии», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Бог и государство». На взгляды Б. большое влияние оказала философия Гегеля .
Человек, по мнению Б., это часть природы, но его «социальные инстинкты» в процессе трудовой деятельности выходят за пределы биологической жизни. Человек – деятельное существо, вынужденное подчиняться законам природы, но способное изменять жизнь социальную. История – это шествие человечества от «животности» к «царству свободы». Государство, возникая на низшей стадии исторического процесса, вызывает к жизни «фикцию Бога». Религия рассматривается Б. как коллективное сумасшествие, а церковь – в качестве «небесного кабака», где народ находит забвение от бед. Осуществление принципа свободы возможно в результате исключения из общественной жизни принципа власти («Государственность и анархия»). Б. выступал против каких-либо форм использования государства рабочим классом, против парламентских форм борьбы. Движущей силой революции должны стать крестьяне, ремесленники, люмпены, наделенные стихийным революционным инстинктом, «любовью к огню». «Свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций должна заменить государство. Взгляды Б. повлияли на теорию и практику народнического движения в России, на международное анархистское движение.

Источник: Краткий философский словарь.

БАКУНИН Михаил Александрович
18 (30) мая 1814, усадьба Премухино Тверской губернии —19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария] — русский философ, публицист, один из идеологов революцконного народничества и анархизма. В 1829—34 учился в Артиллерийском училище в Петербурге. По окончании его недолго служил в армии, в 1835 вышел в отставку, в 1840 уехал за границу. Участник европейских революций 1848 и 1849, сражался на баррикадах в Праге и Дрездене. В 1849 арестован, в 1851 выдан российским властям. В 1851—57 в Петропавловской крепости, с 1857 в ссылке, в Сибири. В 1861 совершил побег и через Японию и Соединенные Штаты прибыл в Европу. Принимал участие в работе Интернационала, но в 1872 исключен из него за раскольническую деятельность. Философские взгляды Бакунина развивались от романтического неприятия действительности к гегельянскому примирению с ней, затем к материализму и атеизму, к построению социальной философии, где в качестве основных рассматриваются такие законы общества, как социальная солидарность и свобода. Неотъемлемый компонент свободы — бунт. По мнению Бакунина, народ вполне дозрел до социального переворота и готов его немедленно совершить. Нужен лишь сигнал, чтобы начать восстание. Ожидаемый революционный взрыв покончит с государством — главным орудием социального угнетения, и освобожденные народные массы сумеют в соответствии с имеющимися в их среде идеалами построить новое общество. Бакунин выступал против государственности как зла. Идеалом общественного устройства считал свободную федерацию самодеятельных общин.
Соч.: Собр соч. и писем, т. 1—4. M., 1934—35; Избр. соч., т. 1—5. Пб.—М., 1919—21; Философия. Социология. Политика. М., 1989. Лит.: Степям Ю. М. Бакунин, т. 1—4. M., 1926—27; Пчрумова H. Бакунин. M., 1966.
А. Д. Сухов

Источник: Новая философская энциклопедия

Бакунин Михаил Александрович
 (1814—76) — рус. мелкобуржуазный революционер, идеолог анархизма; в философии — эклектик. По происхождению дворянин. В 1836—40 жил в Москве, увлекался Фихте и Гегелем, истолковывая философию последнего в консервативном духе («Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика», 1838). С 1840 — в эмиграции, примыкал к младогегельянцам («Реакция в Германии», 1842). Участник революции 1848—49 в Праге и Дрездене. С 1851 — в заключении и (с 1857) в ссылке в Сибири. Бежал в 1861. В 60—70-х гг. жил в Западной Европе; сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, боролся с марксизмом в I Интернационале, из к-рого был исключен в 1872. Умер в Берне. Теория Б. окончательно сложилась к концу 60-х гг. («Государственность а анархия», 1873, в др.). В ней Б. исходит из того, что га. угнетатель человечества — государство, опирающееся на фикцию бога. Религия — «коллективное сумасшествие», уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь — «род небесного кабака», в к-ром народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к «царству свободы», необходимо прежде всего «взорвать» государство и исключить из жизни народа принцип власти. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных, гл. обр. крестьянских и люмпен-пролетарских, масс, Б. отрицал необходимость подготовки революции, бросался в революционные авантюры. Он не понимал значения научной теории об-ва, выступал против марксистского учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Анархистские идеи Б. имели значительное распространение среди революционных народников 70-х гг. в России, а также в др. экономически слаборазвитых странах (Италии, Испании и др.). Критику анархистских теорий Б. дали Маркс, Энгельс и Ленин.

Источник: Философский словарь. 1963

Бакунин, Михаил Александрович
известный теоретик анархизма и революционер. Был в конце 1870-х годов членом кружка Станкевича и ревностным гегельянцем. В 1840 г. уехал за границу, изучал философию в Берлине. В 1842 г. в "Deutsche Jahrbucher" Руге появилась его первая публицистическая статья "О реакции в Германии". С этого времени Бакунин сближается с германскими социалистами. Отказавшись последовать приказанию царского правительства вернуться в Россию, он заочным приговором сената был лишен всех прав состояния и формально стал эмигрантом. В Париже он сближается с Прудоном, принимает живое участие в делах польской эмиграции. Высланный в Брюссель, он сталкивается там с Марксом, и их отношения вскоре принимают очень острый характер.
В 1849 г. Бакунин принял деятельное участие в саксонском восстании. После крушения его Бакунин просидел два года в различных тюрьмах Саксонии и Австрии и в 1851 г. был выдан России. Здесь он был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, затем в Шлиссельбург. В 1857 г. заключение было ему заменено ссылкой в Сибирь, откуда он через Японию и Сан-Франциско бежал в Лондон. Здесь он принял деятельное участие в издании генценовского "Колокола" и вступил в сношения с зарождавшимися внутри России революционными организациями. Лозунг "хождения в народ" и идея организации тайных обществ, выдвинутые Бакуниным, составляли сущность бунтарского движения 70-х годов.
С половины 60-х годов революционная деятельность Бакунина сосредоточивается преимущественно на Западе. В 1868 г. Бакунин основывает союз социальной демократии, который был принят в Международное Общество рабочих. Но Бакунин, проводивший в Интернационале принцип полной независимости отдельных секций, в противоположность централистским тенденциям марксистов, не ужился в Интернационале и был исключен в 1872 г. Бакунининская организация просуществовала до 1877 г., постепенно теряя свое значение. Бакунин умер в 1876 г. в Берне, где и похоронен. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

БАКУНИН Михаил Александрович
русский революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма, В диалектике отдавал большее предпочтение отрицательному, чем положительному. Пришел к философии отрицания всего существующего. Рассматривал исторический процесс как путь из «царства животности» в «царство свободы» Государство, по идее Бакунина, представляет собой основной источник угнетения людей и всех социальных зол; оно опирается на религиозное (духовное) закабаление людей. Бог, по мнению Бакунина, есть фикция, резко ограничивающая свободу волеизъявления, а значит, и развития творческих способностей людей, поэтому бескомпромиссная борьба против государственности немыслима вне бескомпромиссной борьбы с религиозностью. Общество виделось Бакунину как строй бсзгосударственного общественного самоуправления, как строй свободной федерации земледельческих и фабрично-заводских ассоциаций, в которых человек обретает неограниченную свободу и независимость от какой-либо власти. Бакунин был убежден, что государство должно быть уничтожено в ходе революционного взрыва среди крестьянства и ремесленников.
Даты жизни. Родился 18/30.5.1814 в дворянской семье. С 1828 по 1832 учился в Петербургском артиллерийском училище. Служил в армии. В 1834 вышел в отставку и поселился в Москве. Становится активным участником философских кружков. В 1840 уезжает за границу. Некоторое время учится в Берлинском университете. Начинает активно заниматься общественно-политической деятельностью. За неподчинение требованию возвратиться на родину Сенат заочно приговаривает Бакунина в 1844, в случае возвращения, к лишению прав и ссылке в Сибирь. За активное участие в революции 1848-49 саксонским и австрийским судами приговаривается к смертной казни. В 1851 выдан российскому правительству и после длительного заключения в Петропавловской крепости сослан в Сибирь. В 1861 бежал из ссылки и вновь включился в западноевропейское революционное движение. Умер 19.6/1.7.1876 в Берлине.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76)
рус. революционер, идеолог анархизма и народничества. В 1836—40 жил в Москве, увлекался учениями Фихте и Гегеля, истолковывая философию последнего в консервативном духе (“Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика”, 1838). Статья Б. “0 философии” (1840) — одна из первых в России попыток определить предмет и задачи философии, опираясь на идеи “Логики” и “Феноменологии духа” Гегеля. С 1840— в эмиграции, примыкал к младогегельянцам (“Реакция в Германии”,1842), испытал влияние идей Фейербаха, что позднее сказалось на разработке Б. идей “антитеологизма”. Участник революции 1848—49 в Праге и Дрездене. С 1851 — в заключении; с 1857 — в ссылке в Сибири. Бежал в 1861. В 60—70-х гг. жил в Зап. Европе; сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, боролся с Марксом в I Интернационале, из к-рого был исключен в 1872. Один из виднейших теоретиков рус. народнического движения 70-х гг. Анархистская теория Б. окончательно сложилась к концу 60-х гг. (“Государственность и анархия”, 1873, и др.). История, по Выдвижение человечества из “царства животности” в “царство свободы”. Гл. угнетатель человечества — государство, опирающееся на фикцию бога. Религия - “коллективное сумасшествие”, уродливый продукт сознания угнетенных масс, а церковь — “род небесного кабака”, в к-ром народ старается забыть о своей ежедневной беде. Чтобы привести человечество к “царству свободы”, необходимо прежде всего “взорвать” государство и исключить из жизни народа принцип власти. На его месте должна появиться “свободная федерация” земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. Слепо веривший в социалистические инстинкты и неистощимость стихийной революционности народных масс. Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции (отсюда его расхождение с идеями Герцена и Лаврова), бросался в революционные авантюры, выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Анархистские идеи Б. имели значительное распространение не только среди революционных народников 70-х гг. в России, но и в др. странах (в Италии, Испании и др.). Анализ полемики Б. с концепциями “государственного социализма” представляет сегодня определенный интерес при осмыслении идеологии и практики сталинизма, разработке концепции социалистического самоуправления народа.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БАКУНИН Михаил Александрович
18(30).5.1814, Новоторжский у. Тверской губ. - 19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария], рус. революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Во 2-й пол. 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича (см. Станкевича кружок), был близок с Белинским, потом также с Герценом и Огаревым. В эти годы Б. изучает классич. нем. философию, в особенности - труды Гегеля, пропагандирует (толкуя по-своему) идеалистич. диалектику. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. «Реакция в Германии» («Reaktion in Deutschland», 1842). Испытав нек-рое влияние идей Фейербаха, Б. эволюционировал позднее к своеобразному антропологич. материализму и «антитеологизму». Его филос. концепция, включавшая и позитивистские мотивы, в целом была непоследовательной и эклектичной.
В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистич. движением. В Париже (1844)
сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Б. участник революций 1848-49 в Праге и Дрездене. В апр. 1850 саксонским судом и в мае 1851 австр. воен. судом дважды приговорен к смертной казни, к-рая в обоих случаях была заменена пожизненным заключением. Выдан австр. властями Николаю I и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 60-70-х гг. жил в Зап. Европе, сотрудничал с Герценом и Огаревым; активно участвовал в организации анархистского движения, выступал против Маркса в 1-м Интернационале, из к-рого был исключен в 1872. Теория Б. окончательно сложилась к кон. 60-х гг. («Государственность и анархия», 1873, и др.).
История, по Б. - эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и гос-во. Человек отличается от животного только мышлением, к-рое вызывает к жизни религию. Гос-во, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением Штирнера. Б. считал гос-во осн. источником угнетения масс, всех социальных зол и высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против к.-л. использования гос-ва рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельч. и фабрично-ремесл. ассоциаций, Б. и его последователи отвергали использование в политич. борьбе избират. агитации, парламентов и т. д. Б. мечтал о социальной революции и возлагал гл. надежды на крестьянство и на ремесл. полупролет. слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 60-70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта (см. «Федерализм, социализм и антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125-27). Называя себя сторонником материалистич. понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономич. материализма».
С рус. революц. движением связи Б. снова стали активными в 1868-70. Книга Б. «Государственность и анархия» оказала значит. идейное влияние на народнич. революц. движение. Б. доказывал существование «рус. нар. идеала», гл. черты к-рого он видел в обществ. землевладении, в самой идее «права на землю», присущей рус. крестьянину. Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последоват. преодоление бакунизма связано с появлением рус. социал-демократии.
Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европ. рабочем движении настойчиво боролись Маркс и Энгельс. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов дали развернутую критику теорий Б.

Источник: Советский философский словарь

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876)
русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Увлекся философией Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеобщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению В., движется "всеобщей сущностью". Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером — эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848—1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) — в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 — член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др. Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель прогресса и его критерий — постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества — государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., — антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе — "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, — до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он — раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия — второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь — как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. — созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций — был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по В., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.
В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

[18 мая 1814 – 19 июня (1 июля) 1876] – рус. мелкобурж. революционер, один из основоположников и идеологов анархизма, боровшийся с марксизмом в 1-м Интернационале; оказал влияние на народничество; в философии – идеалист. Происходил из дворян. В 1833 окончил Петербургское арт. уч-ще, был произведен в офицеры, но вскоре подал в отставку и с 1835 жил в Москве; входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок). Увлекался нем. философией, особенно гегелевской, толкуя в консервативном духе ее тезис "все действительное – разумно" ("Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика", в журн. "Московский наблюдатель", 1838, ч. 16, с. 5–21; "О философии". Статья 1, в журн. "Отечественные записки", 1840, т. 9, No 4). Уехав в 1840 в Германию, Б. слушал в Берлинском университете лекции Вердера по логике и Шеллинга по "философии откровения". Предреволюционная обстановка Германии и сближение с левогегельянцами (см. Гегельянство) способствовали повороту Б. в сторону революционной демократии. Статья Б. "Реакция в Германии" ("Reaktion in Deutschland", в журн. "Dtsch. Jahrb. Wiss. und Kunst", 1842, No247–51, псевд. Jules Elysar) привлекла внимание нем. полиции, и Б. был вынужден уехать в Швейцарию. В Цюрихе он познакомился с Вейтлингом. Б. заинтересовался коммунистическим движением, признавая нар. массы "творческой почвой, из которой и проистекают все великие деяния, все освободительные революции..." [ст. "Коммунизм" ("Kommunismus"), в журн. "Der Schweizerische Republikaner", 1843, No No 44, 45, 47]. Ввиду отказа Б. вернуться в Россию, Сенат в окт. 1844 заочно приговорил его к лишению всех прав. В 1844 Б. переехал в Париж, где сблизился с основоположником франц. анархизма Прудоном. Тогда же Б. познакомился с Марксом и Энгельсом. Б. принял активное участие в революциях 1848–1849. Обращая в это время осн. внимание на революц. движение слав. народов, Б. утверждал возможность некапиталистич. пути их развития благодаря обеспечению граждан земельными наделами, находящимися во владении всего народа, и созданию всеслав. федерации ("Statuten der neuen slawischen Politik", в журн. "Jahrb. slavisch. Lit., Kunst und Wiss.", 1848, No 49). Эта цель должна быть достигнута революцией (брош. "Воззвание русского патриота к славянским народам" – "Aufruf an die Slaven. Von einem russischen Patrioten Michael Bakunin", Koethen, [Lpz.], 1848), осн. движущие силы к-рой – крестьянство и разночинная интеллигенция. Отмечая демократич. характер выступлений Б. в 40-х гг., Энгельс в то же время критиковал панславистские иллюзии Б. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6, с. 289–306). За участие в Дрезденском восстании (май 1849) Б. был приговорен к смертной казни, замененной пожизн. заключением, и передан пр-вом Австрии в руки рус. пр-ва (1851). В заключении и ссылке Б. находился до 1861, когда из Сибири он бежал за границу и обосновался в Лондоне, где сотрудничал в "Колоколе" Герцена и Огарева. В брош. "Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель?" (Лондон, 1862) Б. "обещает присоединиться к Александру II, если тот согласится сделаться " ц а р е м м у ж и к о в " " (Плеханов Г. В., Соч., т. 4, 1925, с. 208). Волнения в Польше накануне восстания 1863–64 возродили веру Б. в возможность немедленного всеслав. бунта, но поражение восстания разочаровало его в этом. В 1864 Б. уехал в Италию, где организовал анархич. союз мелкобурж. интеллигенции – "Братство", позже (1867) примкнул в Женеве к бурж. Лиге мира и свободы. Но вскоре Б. разошелся с лидерами лиги, организовал "Международный альянс социалистической демократии", вступил в 1-й Интернационал (июль 1868) и начал там свою фракц. деятельность. В борьбе между Б. и Марксом в Интернационале проявилась непримиримость мелкобурж. анархистского и пролетарского мировоззрений. Выступая против к.-л. использования гос. власти рабочим классом, против марксовой идеи диктатуры пролетариата, не понимая историч. роли рабочего класса, Б. отрицал необходимость самостоятельной пролетарской партии, проповедовал "полное воздержание от всякой политики" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Осн. революц силу Б. видел в крестьянстве и люмпенпролетариате; он воспевал стихийность их разрушит. порывов. Своей авантюристич. тактикой Б. сыграл отрицат. роль в Лионском восстании 1870, издав, по словам Маркса, "самые нелепые декреты об уничтожении государства и тому подобной чепухе" (там же, с. 250). В связи с неудачей в Лионе Б. скептически отнесся к Парижской Коммуне (1871). Все его усилия были направлены теперь на захват руководства в Интернационале. В янв. 1871 Генеральный совет 1-го Интернационала разослал секциям написанное Марксом "Конфиденциальное сообщение", указывающее на опасность бакунизма, а в 1872 Гаагский конгресс исключил Б. из Интернационала. В эти годы Б. написал соч. "Кнутогерманская империя и социальная революция" ("L´Empire knouto-germanique et la r?volution sociale", livr. 1–2, Gen?ve, 1871), a затем теоретич. работу "Государственность и анархия" (1873). Маркс, подвергший эту книгу Б. резкой критике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 145–200), опроверг бакунинские идеи немедленного взрыва гос-ва и объявления всеобщего равенства, положения о классовой нивелировке и отмене права наследования как сущности социальной революции (см. тамже, т. 13, ч. 1, 1936, с. 295–96; т. 15, с. 186–88, 192–93). Б. пытался создать анархич. учение об обществе, опираясь на прудонистский проект уничтожения гос-ва и замены его договорными отношениями. "У Бакунина, – писал Энгельс, – своеобразная теория – смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а г о с у д а р с т в о " (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). История, по Б., – эволюц. процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени развития являются религия и гос-во. Человек отличается от животного только мышлением, а оно вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество – строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением Штирнера. Причисляя себя в 60–70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта ("Федерализм, Социализм и Антитеологизм", в кн.: Избр. соч., т. 1, Л., 1915, с. 125–27). Называя себя сторонником материалистич. понимания истории, Б. извращал марксизм в духе "экономического материализма" (см. Г. В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 60–61). Анархич. программа Б. нашла отклик в непролетарских массах, а также среди отсталых слоев пролетариата и распространилась в капиталистически слаборазвитых странах – России, Италии, Испании, гос-вах Лат. Америки. В России идеи Б. оказали сильное влияние на народничество 60–70-х гг. – на заговорщич. организацию Нечаева (1869–70), на Кропоткина, а также на рус. анархизм нач. 20 в., с к-рым вели борьбу большевики во главе с Лениным. Л. Волкова. Москва. Первые шаги социалистич. движения в Италии и Испании прошли под непосредств. влиянием бакунинского "Альянса" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 15, 1935, с. 368). Распространению идей Б. в Испании способствовал итал. революционер Дж. Фанелли (1826–77), прибывший в Испанию в 1868, а затем его ученик А. Лоренсо (1841–1915), автор книг "Воинствующий пролетариат" ("El proletariado militante") и "К эмансипации" ("Hacia la emancipacion"). Идеи Б. питали анархо-синдикалистские и анархистские организации в Испании 20 в., напр. созданную в 1927 "Федерацию анархистов Иберии". Бакунистской линии в исп. рабочем движении противостояла марксистская, проводимая Лафаргом (он вел работу в Мадриде под именем Пабло Фарга), воспитавшим целую плеяду испанских марксистов, а затем с момента своей организации (1920) – исп. компартией. Маркс, Энгельс и Ленин в своих трудах вскрыли сущность бакунизма и подвергли его сокрушительной критике. Р. Мартинес. Москва. Соч.: Полное собр. соч., т. 1–2, [СПБ, 1907]; Избр. соч. [в 4 тт. ], т. 1, Лондон, 1915; Избр. соч., т. 1–5, П., 1919–21; Собр. соч. и писем, т. 1–4, М., 1934–35; Письма к А. И. Герцену и Н. П. Огареву, СПБ, 1906; Oeuvres. t. 1–6, P., 1895–1913; Correspondance de Michel Bakounine. Lettres ? Herzen et ? Ogareff (1860–1874), P., 1896; Gesammelte Werke, Bd 1–3, В., 1921–24; Obras completas, v. 1–5, Buenos Ayres, 1924–29. Лит.: Маркс К., Международное Товарищество Рабочих и Альянс социалистической демократии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, М., 1936; Маркс К. "Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 13, ч. 2, М., 1940; Mаркс К., Политический индифферентизм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Об авторитете, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Энгельс Ф., Избранные письма, [М.], 1953 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Анархизм и социализм, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 401, 413, 447; Плеханов Г. В., Ваши разногласия, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, 2 изд., М., 1925; его же, О социальной демократии в России, там же, т. 9, М., 1925; его же, Международное Товарищество Рабочих, там же, т. 16, М.–Л., 1928; Mеринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, [пер. с нем.], М., 1957; Герцен А. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, М., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9–11, М.. 1956–57; его же, М. А. Бакунин, там же, т. 16, М., 1959; Герцен и его письма "К старому товарищу", в кн.: Литературное наследство, т. 61, М., 1953; Материалы для биографии М. Бакунина, т. 1–3, М.–П., 1923–33; Лавров П. Л., Народники-пропагандисты 1873–78 гг., 2 изд., Л., 1925; Корнилов ?. ?., Молодые годы Михаила Бакунина, M., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л.–М., 1925; Полонский В. П., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., М.–Л., 1925; его же, Бакунин-якобинец, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1926, No 18; Стеклов Ю. М., Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814–1876, т. 1–4, М., 1926–27; Козьмин Б. П., Русская секция 1-го Интернационала, М., 1957; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60–70-е годы XIX века, М., 1958; Абрамович О., Борьба Маркса и Энгельса с анархизмом – бакунизмом "Проблемы экономики", 1941, No l; Боровой ?., Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Косичев А. Д., К характеристике борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса против бакунизма, "Уч. зап. МГУ", 1954, вып. 169; Мильграм ?. ?., Борьба Энгельса с бакунистами, в кн.: Военно-политическая ордена Ленина академия Кр. Армии..., Труды..., сб. V, М., 1941; Эрколи М., Марксизм и бакунизм, "Коммунистический интернационал", 1934, No 29; Березина В. Г., Белинский и Бакунин в 1830-е годы, "Уч. зап. ЛГУ", 1952, No 158. Сер. филолог. наук, вып. 17; Ибаньес Э., Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма Бакунина, Киев, 1953 (Автореф. дисс.); Блок ?. ?., Михаил Александрович Бакунин, Соч. в двух томах, т. 2, М., 1955; Мороз И. ?., Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом социологических взглядов М. А. Бакунина, "Науч. зап. Днепропетр. ун-та", 1956, с. 56, вып. 4; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, пер. с нем., М., 1959, гл. 6, 7; Venturi F., Il populismo russo, v. 1–2, [Torino], 1952; Berti G., Per una giusta storia del populismo russo, "Rinascita", Roma, v. 53, p. 299–306, 434–39, Masaryk Th. G., The spirit of Russia. Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1–2, 2 ed., L.–N. Y., 1955; Lequien E., Bakounine et le marxisme, "Rev. d´histoire ?conomique et sociale", P., 1954, v. 32, No 4, p. 389–412; Cole G. D. H., The dawn of Socialism in Russia – Belinsky, Herzen and Chernyshevsky, в его кн.: Socialist thought. Marxism and anarchism. 1850–1890, L., 1954; eго жe, Bakunin, там же; его же, Anarchists and anarchist-communists. Kropotkin, там же; Romano ?., Storia del movimento socialista in Italia, v. 1, [Milano – Roma], 1954; Galli G., Bakunin, le classi il partito, "Critica sociale", Milano, 1955, No 22, 20 nov., p. 329–31; Вi1lig J., Der Zusammenbruch des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern. (Bielinski, Bakunin), В., 1930; Lampert E., Mikhail Bakunin (1814–1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957. Л. Волкова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.