ОГОНЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОГОНЬ
Живой.) Риторическая фигура для обозначения божества,
"Единой" жизни. Теургический термин, позже употреблявшийся
розенкрейцерами. Символ живого огня есть солнце, определенные
лучи которого развивают огонь жизни в нездоровом теле, передают
знания будущего инертному уму и стимулируют к активному действию
некоторую психическую и обычно дремлющую способность в человеке.
Значение этого очень оккультное.

Источник: Теософский словарь

ОГОНЬ
Поклонение огню занимало важное место в культуре кельтов. Огромные костры зажигались на праздник Белтейн (1 мая) и на мрачном празднике Самхейн (1 ноября). По всей вероятности, кельты видели в огне элемент или стихию, соответствующие солнцу на небе. В ритуальных обрядах огнепоклонства у кельтов заметную роль играло катание колес, которые смазывали смолой, поджигали и пускали вниз по склону холма. Другой документально зафиксированный ритуал поклонения огню у кельтов включал в себя человеческие жертвоприношения. Кроме того, кельты делали огромные клетки в виде человеческой фигуры, наполняли жертвенными животными и поджигали.

Источник: Энциклопедия. Кельтская мифология.

ОГОНЬ
мифологии одна из фундаментальных стихий мироздания.
Выступает как первичный материал для космогенеза (ср. индоевропейские представления об О. как всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание: Агни, Атар, тапас, скандинавский миф о происхождении мира от взаимодействия воды и О. с холодом, см. Муспеллъ, и др.). В то же время во многих эсхатологических мифах О. несет гибель вселенной (ср. концепцию огненной кальпы, скандинавского огненного великана Сурта, сжигающего мир, и др.). Характерна тема борьбы О. и воды в процессе творения (мотив осушения земли, ср. монгольский буддийский миф в ст. калъпа, самодийские Туй-нямы и Туй-нгуо и др.), а также как универсальный мотив противоборства, воплощающего небесный грозовой О. бога-громовержца со змеем, связанным с водами (ср. Индра и Вритра, Валу и Йамму, Зевс и Тифон, Огонь и др.).
Огонь многоформен (ср. Агни, Спениш-та), он выступает как О. небесный (солнце, молния, см., например, Сварог, Дажъбог, Митра, ср. демиургическую функцию громовержца и бога солнца во многих мифологиях), О. жертвенного (или погребального, ср. Совий, Швипторог) костра (О.— жрец, ср. посредническую между людьми и богами функцию Огня — Агни, возносящего жертву на небо),
Огонь подземный (ср. его связь с недрами, хтоническими силами, см., например, в ст. Шукамупа, Шиутекутли). Воплощение стихии О.— кузнец. О. и очищающая, целительная и разрушительная, гибельная стихия (ср. Вулкан, Отхан-Галахан, Гибил, Пуску, Огненный Змей, Рарог), олицетворение устойчивости социума и домашнего очага, покровитель семьи, начало, объединяющее мир богов, общину людей и каждую семью (ср. Геетия, Веста, Аша Вахишта — «истина», «лучший распорядок»). О. обычно соотносится с мужским, легким, духовным началом (ср. Атар), О.— чистейший элемент (ср. Веста, саламандра), праведность (ср. Аша Вахишта).
Многочисленны мифы о происхождении Огня; обычно людям его передает (часто — похитив) культурный герой (ср. Прометей, Амирани).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Огонь

Без огня невозможно было бы не только развитие человечества, проблематичным было бы само его существование. Стихия, дающая тепло и свет, снизошла с неба, чтобы разделить свою власть над человеческим родом лишь с другой, столь же могучей стихией – водою.
Но, составляя основу человеческой культуры на земле, огонь, вместе с тем, является и истребителем ее: при неудачном и несчастливом применении он временами проявляет могучую и страшную силу, которая сметает с лица земли все, что попадается ей на пути, и которая заставляла первобытных людей, в благоговейном трепете, поклоняться огню и умилостивлять его молитвами и жертвами. Этот культ выразился у славян в поклонении Перуну. Мгновенное освещение тучи и неба огненною струею повсюду среди славянских племен признается небесным огнем и издревле называется священным, причем, если гром ударит в человека или в строение, то никто не станет их спасать, считая это сопротивлением высшей силы.
Кое-где на Руси во время первой грозы разводят в печи огонь, как бы призывая этим покровителя земного пламени на помощь против пламени небесного.
В стародавние годы было в обычае поддерживать на домашнем очаге неугасимое пламя, произошедшее от огня, добытого из сухой сердцевины дерева, то есть живого огня. Живой огонь был в большом употреблении как мера борьбы с болезнями. Через него переносили хворых, перегоняли стада. А чтобы вера в очистительную силу этого огня стояла в деревне крепче, по обеим сторонам костра выкапывали две ямы: в одну зарывали живую кошку, в другую. – собаку: этим отнимали у чумных оборотней силу бегать по дворам кошками и собаками и душить скотину. Живым огнем возжигаются купальские костры, через которые прыгала молодежь, дабы быть наделенной здоровьем.
Домашний очаг считался в старину священным. В его огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болесть лютую. Очаг был первым жертвенником славянина-язычника; пылающее на нем дерево – первой жертвою повелителю огней небесных, Перуну-громовнику. Вокруг очага собирались в былую пору совещания родичей. Выселяясь из дедовского гнезда, молодые непременно брали с собою к своему новому очагу горящие уголья со старого. Толь ко это, по верованиям древних предков наших, и могло сохранить родственные связи. Если огонь в чьем-нибудь очаге погасал, это сулило суеверному воображению всякие беды и слыло предвестником умирания-угасания семьи. Даже рассыпавшиеся с очага дрова не обещали ничего доброго для хозяев. Плюнуть на очаг почиталось за великий грех. Если кто-нибудь заливал водою чужой очаг, это было выражением непримиримой вражды – на жизнь и смерть. Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством: ею пользовали от самых разнородных болезней. Отправляясь в далекий путь, древний славянин брал с собою не только горсть родной земли, но и щепоть золы с домашнего очага. Перед пылающим очагом произносились заговоры. По колебанию его пламени предсказывалась судьба и угадывался будущий урожай…
В стародавние года ни одна невеста не уходила перед венчанием из родительского дома, не простившись с его огнем. Прощание сопровождалось особыми обрядами и песнями-огнянками. Перед домом жениха невесту также встречал огонь: выбегал навстречу дружка с горящей головнею из женихова очага в руках. «Как ты берегла огонь у отца-матери, так береги и в мужнином доме!» – приветствовал он молодую, троекратно обегая вокруг нее. Только успевала она вступить в дом, как ее вели к пылающему очагу и здесь осыпали тремя пригоршнями зерна: в знак того, что она присоединялась к семье, и в пожелание плодородия в супружеской жизни. С этой минуты молодая вступала под покровительство светлого духа.
Русские люди придают большое значение так называемому освященному огню. Это огонь, вынесенный из церкви после великих священнодействий и в то же время как бы получивший особенную силу и исключительную благодать. В великий четверг, после чтения Страстей, благочестивые люди несут из церкви зажженные свечи, с которыми стояли в торжественные моменты важнейших богослужений. Причем важное значение придается не только огню, но даже свечам. Так, «венчальная свеча» зажигается при трудных родах и иногда ставится в изголовье умирающих в расчете на то, чтобы скорее кончились страдания. «Пасхальная свеча», по влиянию и благодати равносильная с прочими, имеет громадное значение для пастухов, у которых будет сохранено стадо, если в рожок закатан будет воск от этой свечи. «Богоявленская» и «четверговая» свечи, кроме защиты во время грозы, имеют еще особые свойства: первая, как и «венчальная свеча», помогает в родах и при смерти, вторая владеет могучею силою уничтожать чары колдунов и лечит лихорадки; ею выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилище. Да и всякая свеча, побывавшая в храме и там купленная, обладает магическою силою.
Признавая за огнем целебную и предохранительную силу, наш народ в то же время сохранил уверенность, что священный огонь имеет и множество других полезных для человека свойств: чем, например, наказать непойманного вора, ловко ускользнувшего и схоронившего концы? Для этого надо взять восковую церковную свечу, известную всюду под именем «обидящей» («за обидящего»), и прилепить перед образом нижним концом вверх, чтобы Господь таким образом поворотил душу врага, навел и возвратил украденное. Еще дальше пошли те суеверные фанатики, которые приготовляют свечи из человеческого жира в расчете, что такая свеча делает обладателя ее невидимым. Вера в эту свечу-невидимку так велика, что люди добровольно обрекали себя на законную кару за разрытие могилы. А ведь огонь дан людям самим Богом, который ниспослал его с небес на по мощь первому человеку по изгнании его из рая, когда человек очутился в безвыходном положении и не знал, как готовить себе пищу. Бог послал молнию, которая расколола и зажгла дерево, и тем показал способ добывания столь чтимого и признаваемого святым живого огня. Другие легенды признавали два огня: адский и небесный, а одна из легенд говорит, что до первого греха первых людей огня на земле не было. После же грехопадения отворились адские врата, и пламя вырвалось оттуда и появилось на земле, чтобы причинять людям вред пожарами, обманывать вспышками на местах кладов, смущать огневидным появлением на воздухе самих бесов в виде крылатых змеев и т. д. Кроме адского огня был послан с неба и тот огонь, которым зажигались жертвы, приносимые Богу, и устранялись многочисленные бедствия, посещавшие людей и домашних животных в виде различных болезней. Несомненным считается лишь то, что на болотах огни зажигают водяные, чтобы заманивать и топить неосторожных путников; на кладбищах огонь горит над могилами праведных людей; на местах кладов зажигают огонь, для обмана легковерных, охранители зарытых сокровищ – духи-кладовики.

Источник: Словарь славянской мифологии

ОГОНЬ
одна из основных стихий, символ Духа и Бога, торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения. Символика огня получила метафизическое измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога: Яхве — рождающий огонь. 49 огней Брамы — это символы центров высшего сознания. В православной традиции причастие сравнивается с огнем, очищающим достойных и опаляющим недостойных. С огнем тесно связана символика жизненной силы. Так, «Илиада» повествует, что при рождении сына царя Каледонии Мелеагра мойры предсказали, что он будет жить, пока горит пылающее в огне полено. Мать Мелеагра, выхватив головешку, сберегла ее, но, узнав о том, что он убил ее братьев, опять бросила головешку в костер, после чего Мелеагр зачах и умер. Но огонь — еще и карающий символ. Например, Содом за грехи его жителей был уничтожен Небесным огнем. В христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским. В кумранских текстах ад описан как мрак вечного огня — черный огонь. Наказанием для Иксиона, царя Фессалии, вероломно убившего своего тестя, стало вечное вращение на огненном колесе. Испанец Лаврентий, один из наиболее почитаемых христианских святых, был брошен на решетку для пытки огнем. Считалось, что римский император Юлиан Отступник в IV в. откопал предполагаемые останки Иоанна Крестителя и публично сжег с целью искоренения его культа. Огонь — символ зарождения человеческой цивилизации. С древних времен он не только согревал, но и давал надежду и поддержку. Миф о Прометее, добывшем огонь для человека, — это не только тема богоборчества: в легенде скрыт более глубинный смысл — раскрытие смертным людям тайны богов. В зороастризме огонь — первый и основной элемент священной стихии и божественной справедливости. Из чистого огня Платон «создает» чистых богов. Коварный Локи — не только бог зла в скандинавских преданиях, но и бог огня. Священный огонь был источником власти, символизируя ее честь и достоинство. Армия, отправляясь в поход, всегда брала с собой священный огонь, который нес специальный огненосец. На Востоке огонь символизирует богатство, поэтому в Китае, например, в новогодье не разрешалось отдавать огонь в другой дом. У славян огонь служил символом мужского начала, которое вместе с водой и светом создало все живое на земле. Огонь, принесенный матерью в дом своей дочери, чтобы зажечь ее очаг, служил знаком связи с родным домом. Также во многих культурах огонь — это средство испытания веры и невинности. Трое спутников пророка Даниила — Седах, Мисах и Авденаго — были брошены в огонь из-за того, что отказались поклоняться золотому истукану Навуходоносора, но остались невредимыми, продемонстрировав тем самым силу Бога. Во время последнего крестового похода Франциск Ассизский (ок. 1182–1226) оказался в Египте, где предстал перед султаном, которого хотел обратить в христианство. Франциск предложил подвергнуться испытанию огнем, чтобы в случае его невредимости султан принял христианскую веру. Но это условие султан не принял. Христианская святая, жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха II Кунигунда (ум. в 1033), обвиненная в супружеской неверности, как гласит легенда, была осуждена на пытки и, пройдя по раскаленной жаровне, осталась невредимой, доказав этим свою невиновность. Когда жена императора Римской империи Оттона III настояла на казни одного немецкого графа в отместку за отказ удовлетворить ее домогательства, вдова графа, чтобы подтвердить его невиновность, добровольно подвергла себя пытке раскаленным железом. Император, удовлетворенный этим свидетельством, искупил несправедливое решение суда, приговорив свою жену к сожжению на костре. Пламя, кроме того, является символом религиозной страсти и горения. Например, пламя или пламенное сердце в руке является атрибутом святого Антония Падуанского (1195–1231), а язык пламени на лбу у каждого апостола символизирует сошествие Святого Духа. Библия повествует, что Моисею около горы Хорив было видение куста, который горел, но не сгорал, — неопалимая купина. Для средневековой Церкви горящий, но несгорающий куст стал символом Девы Марии, родившей Христа, но не потерявшей невинности. Три пламени в буддизме стимулируют и претворяют в жизнь кармические энергии: стремление к антипатии, различные страсти и ненависть. Буддисты считают, что если эти три огня задуть, то исчезнут все иллюзии. Архей, или архе, — это центральный огонь, который находится внутри центра Земли, варит металл и является основой, началом всех вещей. В алхимии египетский огонь — знак второй стадии беления (при температуре от 100 до 300°), когда происходит удаление загрязняющих символов. На Руси существовало множество связанных с огнем ритуалов. Например, сорвать губами кукушкин цвет и бросить его в огонь означало исполнение желаний, а прыжки через костер на Ивана Купалу рассматривались как обряд очищения. В представлениях русского народа известно два типа огня: адский и небесный. В одной из старинных легенд говорится, что до первого греха люди огня не имели. Но после грехопадения отворились адские ворота, откуда на землю вырвалось пламя, чтобы пожарами причинять людям вред и смущать их огнеподобными появлениями бесов в воздухе. Кроме адского огня, был послан с неба и тот огонь, на котором сжигали приносимые Богу жертвы. В народе сохранилось поверье, что черный аконит («жар-цвет») исполняет все желания. Еще в начале XX в. можно было встретить в деревнях мужиков, выходящих из леса с венками из аконита. По типу костров делались различные предсказания. Для многих народов огонь нес элементы табу: в него нельзя плевать, мочиться. Раз в году в горах Шотландии в домах гасили огни, а на холмах зажигали ритуальный костер; домашний скот несколько раз обводили вокруг костра для того, чтобы предохранить от бед и напастей, а после ритуала углями от костра растапливали печи в домах. В Великобритании огнем на потребу называют огонь, добытый трением. Подобным способом его торжественно разводили в Европе на определенных торжествах типа дня возжигания костров или Иванова дня, а также для отвращения конкретного несчастья, например падежа скота. В некоторых районах Швеции такой огонь называли бегущим, так как его разносили по домам прихода бегуны. Прежде чем добывать новое пламя, всякий огонь в домах должен быть заранее потушен. Мужчинам, вращающим дубовое веретено, не подобает иметь неискупленную вину и нельзя надевать на себя металлические предметы. По возможности огонь разносили с востока на запад, т. е. по ходу солнца. Останавливаться в пути разрешалось только около домов, которым предназначался священный огонь. Кроме того, строжайше запрещалось заносить огонь под крышу. Хотя в 742 церковь осудила разжигание огня на потребу как языческий обряд, но он дожил почти до наших дней. Результатом действия огня является пепел. Посыпание головы пеплом стало знаком неутолимого горя. В скандинавских сагах герой Тетлейфе, прежде чем отправиться на очередной подвиг, обязательно лежал в золе. Вообще символика огня метафорична. Например, его характеристики тесно связаны с временами года. Угасающий огонь характеризуется как бледный. Как один из четырех первоэлементов, огонь в североевропейском искусстве XVII–XVIII вв. изображался в образе молодой женщины с головой, охваченной огнем и держащей в руках пучок молний. Иногда на ее голове вместо волос — охваченная огнем сказочная птица Феникс: огонь является ее атрибутом. Знаком стихии огня также была саламандра. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

«Огонь – тональность всего мира. . . » космическое мироощущение в поэзии Павла Тычины

Патлань Ю. В.
Созвучие поэзии П.Тычины идеям русского космизма, философии Серебряного века и Живой Этике. Особенности духовного восприятия мира и воплощение в творчестве поэта ощущения стихии огня как движущей силы мироздания.
Читать PDF
0.00 байт

Вселенский огонь

Любимова Т.Б.
Читать PDF
0.00 байт

Раздувая огонь разума (персональный взгляд на логику)

Й. Ван Бентем
У современной логики имеется достаточно оснований стать разветвленной наукой о рассуждениях и информационно опосредованном поведении.

Похожие термины:

  • БЕЛЫЙ ОГОНЬ

    Кабб.) "Зохар", говоря о "Великом Лике" и "Малом Лике", символах Макрокосма и Микрокосма, говорит о сокровенном Белом Огне, изучающемся из них днем и ночью, и все же никогда не видимом. Это отвечает жизн
  • ЧЕРНЫЙ ОГОНЬ

    Зохар.) Каббалистический термин для обозначения Абсолютного Света и Мудрости; "черный" потому, что непостижим для нашего ограниченного рассудка.
  • ОГОНЬ ГЕРМЕСА

    То же, что "огонь Эльма". (См. "Раз. Изида", т. I, с. 125.)
  • Пламя, погребальный костер, жертвенный огонь, молния, пыл, страсть

    Философский смысл термина: "Природа небесных тел - огненная" (Анаксимен); "Вечно живой" огонь - пребывающая от века и задающая своим мерцанием определенный ритм жизни стихия (Гераклит); "первоогонь" (р