СВЕТ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Свет
ультрареакционная националистическая газетка, тесно связанная с охранкой. Выходила с 1882 г. и имела большое распространение благодаря своей дешевизне. /Т. 2/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Свет
Область электромагнитного спектра, которую видит человеческий глаз, мы называем светом. Свет имеет разные длины волн, которые глаз воспринимает как различные цвета: длинные волны соответствуют красному цвету, а короткие — фиолетовому. У красного света самая низкая частота, а при повышении частоты цвет меняется на оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Самая большая длина волны видимого красного света равна 0,7 микрометра (мкм), а самая малая длина волны фиолетового света — 0,4 мкм. Ультрафиолетовая область спектра находится за пределами видимости и имеет еще более высокую частоту. Фотоэлектрическая теория Эйнштейна объясняет, что свет существует в виде крошечных осциллирущих корпускул, называемых фотонами. Рассмотрение света в виде волн и частиц называется корпускулярно-волновым дуализмом. В зависимости от производимого эксперимента свет можно описывать либо как поток частиц, либо как волновой процесс. При этом, в каком бы виде мы ни рассматривали свет, результат оказывается одним и тем же. См. Скорость света; Квантовая физика.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

СВЕТ
символизирует человеческое сознание. Сущность жизни, которую нельзя увидеть, но можно понять. В современных терминологических словарях трактуется как «электромагнитное оптическое излучение, включающее ультрафиолетовую и инфракрасную области спектра вместе с видимым излучением — собственно свет». Свет всегда являлся неким сакральным символом, божественное сияние могло выражаться изобразительными символами (нимб). Свет как символ имеет и свою историю, и свое объяснение, находящееся в зависимости от особенностей развития той или иной цивилизации. В Индии, например, свет — символ бесформенной пустоты, олицетворяет собой Вселенную, потусторонний мир, проникновение в который возможно лишь при отказе от земной жизни, земных благ, т. е. через смерть. Божественным признавала свет секта гностиков-мандеев, считавших себя потомками древних вавилонян, почитавших свет звезд и Иоанна Крестителя, несущего свет человечеству, — своеобразная смесь из христианских религиозных догматов, греческой философии и восточных религий. Небесный свет невозможно увидеть и описать, он — внесубъективное восприятие действительности, он содержит в себе жизнь. Свет солнца — символ жизни, процветания, радости, мира и согласия. Свет звезд, луны, месяца — символ старости, увядания, горя, скуки, обмана, предательства и угасания. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

СВЕТ

- 1) У Платона и др. - символ истины, высшего ведения. Свет позволяет разуму созерцать идеи как высшие прообразы бытия и постигать суть вещей. Источник света - солнце Высшего блага. Божественные лучи света нисходят на каждого человека, но далеко не всегда воспринимаются людьми. 2) Мистика света намного глубже любых ее философских интерпретаций. Слова "Бог есть свет" (1 Ин.1.5) означают не только совершенство Бога, но и прозрачность для Бога всего Им творимого и всего происходящего в мире. Слово Божие призывает "ходить во свете" - мыслить и действовать согласно Его Слову: "Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света" (Ин.12.36). По Августину, свет создан прежде всего остального в мире, и Слово Божие прозвучало впервые, когда Бог сказал: "Да будет свет". Свет истины изначально дан разуму и совести каждого человека, но нужны вера, усилия воли и благодать, чтобы дать ему осветить все стороны нашей жизни. Есть, по Августину, благодатные озарения души человека, пошедшего по пути духовного восхождения к Богу (см.: ИЛЛЮМИНАЦИЯ). В томизме предпочитают говорить о естественном свете разума и о сверхприродном "свете славы". 3) Православная мысль Востока настаивает, что "Бог есть свет высочайший", "свет неприступный" (св. Григорий Богослов и др.). Исходя из веры, что "свет Христов просвещает всех", она ввела различение света тварного и нетварного: последний недоступен для восприятия ветхим человеком, но, начиная с дня преображения Христова, открывается тем, кто принял Христа. Но для этого необходимы не только вера в Распятого, но и очищение души, покаяние, дела веры, погружение ума в сердце и призывание Его имени, и тогда "воссиявает свет Христов, освещая храмину души Своим божественным сиянием" (св. Серафим Саровский). Теозис (обожение) человека осуществляется нетварным светом. Свет истины следует при этом отличать от света обманчивого.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Свет
(Light).
Для древнего иудея, жившего в окружении солнцепоклонников, свет был священным естественным символом божества. В ВЗ написано о сотворении его Богом (Быт 1:3), а о самом Боге сказано, что Он одет светом (Пс 103:2). Вместе со словом "жизнь" светсимволизирует всю полноту благодати, крую Бог дарует людям (Пс 35:10). В НЗ свет (phos) используется как обозначение вечной реальности и противопоставляется тьме (skotos), воплощающей греховное и нереальное. Некрые видят корни этого противопоставления в антитезе царств Ахурамазды и АнгроМайнью у зороастрийцев. Тот же оттенок, несомненно, присутствует в учении рукописей Мертвого моря о двух духах. Платон полагал, что солнце связано с идеей добра, а Филон считал Творца архетипом света.
1 Ин определенно утверждает, что "Богестьсвет" (ho theosphosestin ,  1:5). Иаков называет Бога творца небесных тел "отцом светов" (patros ton photon,  Иак 1:17), оговариваясь, что Он не меняет, подобно им, положения и не испытывает затмений. В пастырских посланиях описывается величие Бога на Синае, говорится, что Он обитает в "неприступном свете" (phos aprositon, 1 Тим 6:16). Чаще в НЗ упоминается о пребывании света в Логосе, причем светом названа жизнь (Ин 1:34). Он приходит в мир, светит во тьме заблуждений, просвещает всякого человека; но только те, кто получает Логос, становятся сынами света и в конце концов входят в святой город, чей "светильник" (lychnos )  "Агнец" (arnion,  Откр 21:23).
Воплотившись, Логос стал "светом миру"(р/го5 tou kosmou,  Ин 8:12). В раввинистической традиции так называли Тору и Храм; назвать себя "светом миру " не означало притязать на божественность. Однако для Иоанна эти слова означают, что Христос  свет истинный (phos alethinon ), окончательная реальность. К-ром е Него, существуют и меньшие светильники или воспроизведения представляемой им реальности. Свой отраженный свет они получают от Логоса. Таким lychnos был Иоанн Креститель (Ин 5:35). Истинный Свет говорит о себе, поскольку свет свидетельствует о себе сам, и мы узнаем его по свету. Меньшие светильники свидетельствуют о Логосе.
Обращение ап. Павла, по существу, было встречей со "светомс неба" (phdsek tou ouranou,  Деян 9:3). С его глаз пала пелена греховности, и он был призван, чтобы стать светом язычникам (Деян 13:47). Облекшись в "оружие света", он выступает "против мироправителей тьмы века сего " во главе с Сатаной, только принимающим облик ангела света (2 Кор 11:14). Апостол призывает своих учеников поступать, "как чада света" (Еф 5:8).
Во время Исхода Божий свет являлся Израилю, как слава его шекины, в облачном и огненном столпах. В пер. LXX Ис 60:13 также проявляется связь понятийphos и doxa. Вновь эти темы возникают вместе в описаниях преображения. Одежды Христа сделались белыми, как phos (Мф 17:2). Петр и Иоанн говорят об этом, что видели на горе "славу" (doxa) Бога(Ин 1:14; 2 Пет 1:17). В четвертом Евангелии свет Христовой славы является уже не только на горе, но и во всем, что с Ним связано,  совершается суд (krisis), при к-ром свет разделяет делающих злое, крые его ненавидят, и поступающих по правде, идущих к свету. Когда приходит свет, каждый человек сам выносит свой приговор (Ин 3:1921).
D.H. Tongue (пер. Д. Э.)
Библиография: С.Н. Dodd, The Interpretation of the Fourth Gospel; A. DupontSommer, The Jewish Sect of Qumran; R. Bultmann, Zur Geschichte der Lichtsymbolik imAltertum; H.C. Hahn et al., NIDNTT, II, 484 ff.; H. Conzelmann, TDNT, IX, 310 ff.; E.R. Goodenough, B Light, Light; D.Tarrant, "Greek Metaphors of Light", SJT 14:172 ff.
См. также: Тьма.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира»

Медведев Борис Абрамович
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно-научной картине мира» на секции по истории, методологии и философии оптического образования XII Международной школы для молодых ученых и студентов по оптике, лазерно
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира»

Медведев Б. А.
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира» на секции по истории, методологии и философии оптического образования XV Международной школы для молодых ученых и студентов по
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Человек и свет в естественно-научной и художественной картине мира. Iii»

Медведев Борис Абрамович
Представлена работа круглого стола «Человек и свет в естественно!научной и художественной картине мира.
Читать PDF
0.00 байт

Свет и тень радикального скептицизма

Данько Софья Владимировна
The article reveals the essence of the philosophical scepticism characteristic to the wide tradition of philosophy since XVII century.
Читать PDF
0.00 байт

Божественный свет (нетрадиционные суждения по традиционной теме)

Аникин Дмитрий Федорович
Статья представляет собой критическое рассмотрение теологии нетварного света. В первой части затрагивается тематика «паламитских споров», святоотеческое учение о нетварных энергиях.
Читать PDF
0.00 байт

«Свет от Великого Источника»

Житкова Т.В.
Читать PDF
0.00 байт

Вечные возвращения мифа. К выходу в свет на русском языке книги Мирчи Элиаде «Миф о вечном возвращен

Мосионжник Леонид Авраамович
К выходу в свет на русском языке книги Мирчи Элиаде «Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость». В статье рассматриваются основные идеи одной из наиболее известных работ Мирчи Элиаде «Миф о вечном возвращении».
Читать PDF
0.00 байт

Тусклый свет экзистенции: Dasein- анализ в работах Г. В. Ф. Гегеля и М. Хайдеггера

Водолагин Александр Валерьевич
В статье обсуждается проблема тайны времени как ключевого, неразрешенного вопроса западной философии. Раскрываются философские подходы к проблеме времени в работах Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера.
Читать PDF
0.00 байт

Свет идей Франка в тёмном потоке современной истории

Халецький О.В., Голубовська О.В.
Погляди Франка становлять єдиний комплекс еволюціонізму поступовства просвітництва у річищі розвитку європейської думки. «Еволюція як основний закон природи» тотожна розвитку і розкриває його «движучі сили і форми».
Читать PDF
0.00 байт

Модельное исследование фотона, и/или человек и свет как методологическая аппроксимация «Таутомерии»

Серов Н.В.
Целью работы является построение информационных моделей заглавных объектов с позиций психофизической культурантропологии.
Читать PDF
0.00 байт

Свет Утренней Звезды

Шапошникова Л. В.
Положения Живой Этики о науке, знании и познании. Особенности новой системы познания, место в ней человека, его мысли и сердца.
Читать PDF
0.00 байт

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНОЙ СЕССИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ, ПОСВЯЩЁННОЙ 25-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ТРУДА В.И. ЛЕН

Гессен Б.М.
Доклад Б.М. Гессена на научной сессии в Институте философии в 1934 г., посвящённой 25-летию выхода в свет труда В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Похожие термины:

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного — с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, филос
  • АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ

    Оккульт.) Невидимая сфера, окружающая наш земной шар, также как и любой другой, соответствующая как второй Принцип Космоса (третий есть Жизнь, чьим проводником она является) Линга Шарире, или Астрал
  • Белый свет

    сложное электромагнитное излучение оптического (видимого) диапазона частот (или длин волн), вызывающее в нормальном человеческом глазе нейтральное в цветом отношении ощущение.
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА

    (лат. lumen naturale) - у Фомы Аквинского способность нашего активного интеллекта (высшей способности разума) проливать свет на образы воспринятых нами вещей, что и делает эти образы умопостигаемыми. Если
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ

    см. Метафизика света.
  • СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ: Созерцания и умозрения

    одно из главных философских произведений С. Н. Булгакова, создававшееся в период с 1911 по 1916. После фрагментарных публикаций в периодической печати работа вышла отдельной книгой в издательстве «Пу
  • Звук и свет

    Son et Lumiere — фр.) Своего рода «театр без актера», реализующий вместе с тем синтетические, «мистериальные» чаяния композитора А. Н. Скрябина, мечтавшего о новом Gesamtkunstwerk (см.: Гезамткунстверк) — единени
  • ПРЕДВЕЧНЫЙ СВЕТ

    В Оккультизме - свет, рожденный в сверхъестественной тьме хаоса и посредством ее, содержащий все во всем", семь лучей, которые впоследствии становятся семью Принципами в Природе.
  • БЛАЖЕНСТВО ЯСНЫЙ СВЕТ И ОТСУТСТВИЕ МЫШЛЕНИЯ

    (санскр. sukha-a–bha–svara-nirvikalpa; тиб. bde ba,od gsal, rnam par mi rtog pa) — три состояния, переживаемые практиком во время правильного медитативного погружения.
  • ЯСНЫЙ СВЕТ

    (санскр. a–bha-svara, тиб.od gsal) — высшее небо второго уровня созерцания (дхьяна) в космологии Хинаяны и Махаяны. В Ваджраяне это понятие «свободы от темноты незнания и способность осознавать сущее» (сог
  • Свет из прошлого

    Поскольку скорость света является конечной величиной, то, чем дальше от нас наблюдаемый объект, тем более старую информацию мы от него получаем. Например, звезду, находящуюся от нас на расстоянии 5
  • ВЫПУСК В СВЕТ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭВМ ИЛИ БАЗЫ ДАННЫХ

    предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц, при условии, что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого кр
  • СВЕТ И ТЬМА

    в мифологической модели мира одно из основных противопоставлений (наряду с противопоставлениями верх и низ, левый и правый, мужской и женский и т. д.), соотносящееся с главными элементами мироздани
  • СВЕТ ВО ТЬМЕ: ОПЫТ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

    работа С.Л.Франка, изданная в Париже в 1949. Замысел работы относится, по словам Франка, еще к довоенному времени, когда нельзя было предвидеть всей разрушительной, демонической силы зла. Характерно,