ГУС Ян

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГУС Ян
(Hus, ок. 1369-1415) - великий чешский патриот и гуманист, борец за нац. независимость, вождь реформации в Чехии. Род. в крест, семье в м. Гусинце. Учился в Пражском ун-те, там же в 1398 стал профессором. Возглавил борьбу за реформу ун-та, покончившую с преобладанием в ном немцев. С 1401 священник, с 1402 ректор ун-та. В своих проповедях Г. резко выступал против нем. засилья и папской власти. Г. требовал отказа церкви от ее богатств, от десятины, проповедовал необходимость восстановления строя раннехрист. церкви и упразднения особого сословия духовенства, выступал за причащение «мирян» как хлебом, так и вином (в католич. церкви причащение вином - привилегия духовенства). За открытую защиту учения Уиклифа, осужденного церковью, и выступление против индульгенций был отлучен от церкви. Вынужденный уехать из Праги, Г. продолжал деятельность на юге страны. Его учение о «неповиновении неправедным властям» стало идеологич. обоснованием антифеод. борьбы горожан и крестьян. Распространение идей Г. в Чехии и за границей встревожило католич. духовенство и феод. власти. Вызванный на суд церк. собора в Констанцу, Г., несмотря на охранную грамоту ими. Сигизмунда, был захвачен и сожжен как еретик на костре (6 июля 1415). Казнь Г. ускорила взрыв нац.чешской крест, войны, проходившей под знаменем гуситской реформации (см. Гуситы). Осн. соч. Г. - «О церкви» (1413). Г. - один из создателей чешского лит. яз.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГУС Ян
1370, местечко Гусинец в Богемии — 6 июля 1415, Констанца, сожжен) — чешский религиозный реформатор. Образование получил в Пражском университете, где в 1394 ему была присвоена степень магистра «свободных искусств». В 1401 становится деканом теологического факультета, а затем (до 1403) — ректором университета в Праге. В 1402 был назначен проповедником при Вифлеемской часовне, свою задачу видел в призыве чешского народа к благочестивой жизни и в обличении нравов духовенства. В университете Ян Гус познакомился с сочинениями Дж. Уиклифа, оказавшими на него большое влияние: в отличие от Англии, где работы Уиклифа были осуждены в начале 15 в., в Праге они пользовались большой популярностью. Не все взгляды Уиклифа Гус разделял (в частности, им отрицалась идея о транссубстанциации, пресуществлении); его внимание было в большей степени сосредоточено на церковно-политических вопросах. Наиболее приемлемыми для него были аргументы Уиклифа к проведению церковных реформ (прежде всего сокращение церковной власти в пользу светской). Так же как и Уиклиф, Гус был сторонником предестинационизма и выступал против церкви, присвоившей себе право отлучения еретиков—ведь только Богу, в конечном итоге, известно, насколько грешен человек, и только Он предопределяет праведников ко спасению. Папская схизма, начавшаяся с 1378, привела к обострению отношений между королевской и церковной властью в Чехии; Пражский университет встал на сторону короля. В 1409 Ян Гус вновь—ректор университета в результате изменений устава и ухода из университета немецких профессоров и студентов. 1412 год был отмечен резким выступлением Гуса против продажи индульгенций, сопровождавшимся народными выступлениями; по просьбе короля он покинул Прагу. Два следующих года ознаменованы большой литературной активностью Гуса: он написал ряд трактатов, в т. ч. по-чешски, самый известный из которых «De ecclesia» («О церкви»). По настоянию короля Сигизмунда в 1414 Гус прибыл в Констанц, где был арестован. В 1415 собор осудил учение Уиклифа, а вместе с ним—и «его последователя» Яна Гуса.
Последователи Гуса, гуситы, продолжили его дело: их выступления привели к возникновению в Европе гуситского движения, а впоследствии—к гуситским войнам, продолжавшимся 11 лет. Вслед за Уиклифом Ян Гус считается предшественником Реформации. Соч.: Послания магистра Яна Гуса. М, 1903.
Лит.: Серебрянский Н. Ян Гус, его жизнь и учение. Псков, 1915; Кратохвил М. В. Ян Гус. М., 1959; Matthew Spinka. John Hus Concept of the Church, 1966.
О. В. Голова

Источник: Новая философская энциклопедия

ГУС Ян

Hus), Ян (1371 – 6 июля 1415) – чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского крыла антифеод. революц. движения в Чехии 1-й пол. 15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун-т и приступил к преподават. деятельности. В 1401–02 – декан фак-та искусств, в 1402–1403 – ректор ун-та. С 1402 в Вифлеемской часовне в Праге Г. читал на чешском языке проповеди, в к-рых обличал католич. духовенство, выступал против торговли индульгенциями, осуждал богатство церкви, требуя коренной ее реформы. Соч. и проповеди Г. были идейным оружием чешского антифеод. и нац.-освободит. движения. В 1415 церковный собор в Констанце по обвинению в ереси приговорил Г. к сожжению. Казнь Г. вызвала усиление революц. движения чешского народа. В гл. работе "О церкви" ("De ecclesia", 1413, и др.), опираясь на нар. традиции в критике церкви и общества, Г. использовал учение англ. религ. реформатора Уиклифа (ок. 1320–84), сделал из него демократич. и гуманистич. выводы. Осн. принципом гуманизма и орудием обществ. преобразований Г. считал познанный разумом "закон божий", к-рым, как высочайшим идеалом, должен руководствоваться каждый человек. Этот идеал является абс. нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая деление общества "на три категории народа", Г. допускал сохранение власти в руках господствующих классов только при условии соблюдения этой нормы; при нарушении "закона божьего" подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Платоновский идеал сословного гос-ва превращался Г. в идеал общества, к-рому противоречит существующее сословное гос-во. Принцип "закона божьего" используется Г. для обоснования первых форм демократич. идеологии. Г. не отвергал осн. догматов священного писания, но при этом допускал, что "закон божий" можно понять человеч. разумом, что каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована "правда божья". Этот принцип приводил к отказу от признания формального авторитета церкви и феод. власти и к революц. выводам о самодеятельности нар. масс. Сила разума, данная народу, служит достижению его собств. освобождения. Учение Г. послужило идеологич. основой гуситского революц. движения. Соч.: Joannis Hus et Hieronymi Pragensis historia et monumenta, v. 1–2, Noribergae, 1558, 2 ed., 1715; Sebran? spisy ?esk?, vyd K. J. Erben, dI 1–3, Praha, 1865–68; Sebran? spisy, sv. [1–2], Praha, 1903–1904, [3–6], Praha, [s. a.]; Соч. в рус. пер. – Послания, M., 1903. Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Неедлы З. Р., Ян Гус, "Славяне", 1944, No 7; Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; Мацек И., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешск., т. 1–2, М., 1956–59; Lоserth J., Huss und Wiclif, 2 Aufl., M?nch., 1925; Machovec M., Husovo u?eni a v??nam v tradici ?esk?ho n?roda, Praha, 1953. P. Каливода. Чехословакия.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Гус, Ян
(Hus, Jan, са. 13721415).
Ранний чешский реформатор, родился в местечке Гусинец в ЮгоЗап. Чехии, учился в Пражском университете, где в 1398 г. получил степень магистра "своводных искусств". В1400 г. принял священство, руководствуясь соображениями престижа, финансовой независимости и карьеры в академической среде. Однако вскоре Гус пережил подлинное духовное обращение, хотя об этом не сохранилось почти никаких сведений. В результате он усвоил простой и строгий образ жизни и стал возрастать духовно, изучая Св. Писание.
В1402 г. Гус получил должность ректора в университете и был назначен проповедником при Вифлеемской часовне, края считалась центром чешской народной проповеди и служила местом собраний сторонников церковных реформ. В эти годы Гус познакомился с сочинениями Дж. Уиклифа (особенно Гуса привлекли его рассуждения о духовноети в Церкви). Однако на его религиозное мировоззрение повлияли и идеи ранних чешских теологов, одним из крых был Матвей из Янова.
К 1407 г. Гуса стали однозначно причислять к реформистам, крые были серьезной силой в Богемии и могли нарушить этнический статускво, ибо были недовольны засилием немцев в Богемской католической церкви.
В 1409 г. папа Александр V поручил архиепископу Праги искоренить ересь в его епархии. В ответ на требование епископа прекратить проповеди Гус ответил отказом и был отлучен от Церкви в 1410 г. В то время как Гус продолжал обличать папскую политику Великой схизмы и продажу индульгенций, в Праге начались стихийные массовые выступления против политики церковной иерархии. В 1412 г. папа угрожал наложить на Прагу интердикт (запрет на богослужение и совершение таинств без отлучения от Церквии), и Гус покинул город и удалился в Юж. Богемию.
В 1414 г. Гуса пригласили на церковный собор в Констанц и обещали неприкосновенность, однако там его поместили в тюрьму и обвинили в распространении еретических взглядов. Гус отказался признать справедливость возложенных на него обвинений и доказывал, что его взгляды ни в чем не расходятся со Св.
Писанием. Тем не менее он был осужден и сожжен на костре в 1415 г.
В своих проповедях Гус обличал безнравственный и расточительный образ жизни духовенства. В его теологии элементы традиционного католического учения сочетались с евангелическими идеями. Гус выступал против поклонения папе и делал акцент на христоцентризме веры, крый предполагал отчетливую индивидуальную ответственность христианина перед Богом. Гус верил, что только Христос может очистить от грехов, и ожидал наступления Судного дня. Однако при этом Гус принимал католическое учение о чистилище. Гус выступал за то, чтобы на Вечере Господней причащение мирян осуществлялось под двумя видами хлебом и вином, и придерживался взглядов, близких к учению о консубстанции. Гус был убежден в том, что проповедь Слова Божьего реально содействует нравственному и духовному очищению. Чтобы члены его паствы могли читать Библию, он заново отредактировал перевод Св. Писания на чешский язык.
Как теолог Гус пытался восстановить библейское видение Церкви, в центре крого было учение Христа и Его личный пример безгрешной жизни. Подчеркивание роли проповеди и вселенского священства верующих впоследствии стало отличительным признаком протестантской Реформации. К-ром е того, Гус поощрял совместное общинное пение церковных гимнов, многие из крых сам и написал. Для чехов Гус не только духовный лидер; в течение столетий после его смерти его воспринимают как пламенного борца за национальные права чешского народа и его самобытную культуру.
P. KUBRICHT(nep. В.Р.) Библиография: J. Hus, The Church, tr. D.S. Schaff; M. Spinka,John Hus and the Czech Reform; John Hus, a Biography; andJohn Hus Concept of the Church; M. Spinka, ed.,John Hus at the Council of Constance andThe Letters of John Hus; J .K. Zeman, The Hussite Movement and the Reformation in Bohemia, Moravia and Slovakia (13501650): A Bibliographical Study Guide.

Источник: Теологический энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
156.91 кб

Гуссерль о Декарте

Столярова О.Е.
Читать PDF
1.38 мб

Э. Левинас и Э. Гуссерль

Вдовина Ирена Сергеевна
Читать PDF
216.22 кб

АНГИЙСКИЙ ГУСИТ ПёТР ПЕЙН

Галямичев Александр Николаевич
В статье рассматривается судьба англичанина Петра Пейна, который был вынужден покинуть родину, нашёл приют в Чехии и стал одним из видных участников событий эпохи гуситских войн.
Читать PDF
100.83 кб

Чингиз Гасанович гусейнов

Монисова Ирина Владимировна
Читать PDF
172.02 кб

Мудрость Эдмунда Гуссерля

Горохов П. А.
В статье рассматривается актуальность идей Эдмунда Гуссерля для современной духовной ситуации, в которой оказалось человечество. Особое внимание уделено генетической связи идей Гуссерля как с мыслями его предшественников Р.
Читать PDF
1.56 мб

ЭЛЕМЕНТЫ КРИТИКИ ГУССЕРЛЯ

Финк Ойген
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследованийв философии.
Читать PDF
7.07 мб

Гусли у поволжских народов

Бусыгин Евгений Прокопьевич, Яковлев Валерий Иванович
Анализируются опубликованные с XIX в. и собранные авторами в ходе экспедиционной работы материалы по цитрообразным музыкальным инструментам (гуслям) народов Поволжья: удмуртов, марийцев, татар, чувашей, эрзи, мокши.
Читать PDF
700.65 кб

Витгенштейн versus Гуссерль

Ладов Всеволод Адольфович
Данная статья представляет компаративное исследование ведущих эпистемологических проектов в традициях феноменологии и аналитической философии Рассматриваются основные тезисы теории интенционатьных содержании сознания Э.
Читать PDF
5.13 мб

Война Густава III, 1788—1790

Лаппалайнен Юсси Т.
Читать PDF
153.64 кб

Миры права Герхарта Гуссерля

Стовба Алексей Вячеславович
В статье раскрываются особенности философскоправового мировоззрения немецкого феноменолога права Герхарта Гуссерля.
Читать PDF
93.13 кб

Об онтологии Густава Бергмана

Миронов Дмитрий Геннадьевич
Базовые понятия онтологии Густава Бергмана — понятие сущности (или онтологического статуса) и понятие конституэнты.
Читать PDF
296.77 кб

Густав шпет как философ науки

Щедрина Т. Г.
Читать PDF
132.95 кб

Густав Шмоллер и глобализация*

Ритер Хайнц , Цвайнерт Иоахим
Based on a relativist approach to the history of economic thought, in this paper it is argued that both Gustav Schmollers methodology and his views on economic and social policy can be seen as a reaction to the challenges of Germa
Читать PDF
77.71 кб

Андрей Платонов и Карл-Густав Юнг

Булыгин Алексей Кириллович
Читать PDF
364.99 кб

Старообрядческая певческая гуслица

Денисов Николай Григорьевич
Статья посвящена одному из крупных центров старообрядческого певческого искусства, вошедшего в историю под названием «Гуслица».

Похожие термины:

  • ГУСИ

    Гуси для кельтов символизировали войну и покровительство, поэтому гусей часто опускали в могилу вместе с телами павших воинов. Божества войны у кельтов иногда изображались в окружении гусей.
  • Гусар

    реакционный венгерский министр в кабинете Фридриха. /Т. 12/
  • Гуситы

    последователи Яна Гуса. Следуя учению Гуса, желали изменить церковную и общественную жизнь по раннехристианскому образцу. В области церковной жизни гуситы требовали богослужения на национальном
  • ГУСИЗМ

    идеология революц. антифеод. движения в Чехии в 1-й пол. 15 в., получившая название от имени ее основателя Яна Гуса. Социальная пестрота движения, охватившего как бюргерство, так и крестьянско-плебейс
  • Эрве, Густав

    когда-то был видным французским анархо-синдикалистом, в годы перед войной перешел в ряды французской социалистической партии, в которой возглавлял вплоть до войны крайнее левое анти-милитаристск
  • КАФКА Густав

    род. 23 июля 1883, Вена - ум. 12 февр. 1953, Вейцхохгейм) - австр. психолог; в 1923 - 1935 - профессор в Дрездене, с 1947 - в Вюрцбурге; в 1922 издал "Справочник по сравнительной психологии" в 3 тт., кроме того, написал "Geschich
  • ГУСКА Мартин

    Houska), Мартин (г. рожд. неизв. - ум. 21 авг. 1421) - идеолог левого крестьянско-плебейского крыла гуситского движения (таборитов) в Чехии. В 1420 Г. становится одним из руководителей нар.-революц. движения. В 1421
  • Густав Адольф

    шведский король (1594 - 1632). Много воевал с Россией, Польшей и Данией; участвовал в средне-европейской 30-летней войне, в которой одержал свои наиболее знаменитые победы. Один из крупнейших военных деят
  • Носке, Густав

    Noske, Gustav) - член шейдемановского правительства в 1919 и 1920 гг. Помощник Шейдемана по подавлению революционного движения германского пролетариата; ознаменовал свое пребывание у власти массовым терро
  • ВЁТТЕР Густав

     (р. 1911) — австр. католический философ, неотомист, иезуит, был проф. Папского восточного ин-та в Риме. В его работах, получивших широкое распространение в буржуазных странах, фальсифицируются истори
  • МЕНШИНГ Густав

    1901-1978) - западногерм. религновед, выступавший по проблемам философии и социологии религии. Пытался дать антиисторич., чисто формальную классификацию релит, феноменов.
  • Тридон, Густав

    1841 - 1871) - французский революционер, горячий приверженец и последователь Огюста Бланки. В 1864 г. выпустил брошюру "Гебертисты", в которой восторженно прославлял этих представителей крайнего течения
  • ГУСТИ Димитрие

    (1880–1955) – рум. бурж. социолог и философ-идеалист. В работах "Воинствующая социология" ("Sociologie militans", 1935), "Проблема социологии" ("Problema sociologiei", 1940) Г. рассматривал обществ. действительность в спиритуалис
  • РАДБРУХ Густав

    преподаватель права и политик; р. 21. 11. 1878 (Любек) — ум. 23. 11. 1949 (Гейдельберг); министр юстиции (1921— 1923), профессор в Гейдельберге (с 1926). Им написаны: Einführung in die Rechtswissenschaft, 1910 (рус. пер.: Введение в науку пр
  • ШМОЛЛЕР Густав

    род. в 1838 г.) - немецкий экономист, представитель историко-этической школы в политической экономии. Последователи этой школы выступают против манчестерской системы и требуют целого ряда экономиче