СЕРВЕТ МИГЕЛЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СЕРВЕТ Мигель
1509 или 1511-l511) - мыслитель, ученый и врач, подвергший резкой критике христ. догматику, в части. догмат о троице. В своем осн. труде «Восстановление христианства» выступал за очищение христианства от искажений его католиками и протестантами. Занимаясь медициной, открыл т. н. малый круг кровообращения, предвосхитив последующие открытия в этой области. Подвергавшийся постоянным преследованиям со стороны инквизиции, С. был вынужден проводить жизнь в скитаниях. В Женеве он был схвачен по указанию Кальвина и сожжен на костре.

Источник: Атеистический словарь

СЕРВЕТ МИГЕЛЬ

(р. 1509 или 1511 – ум. 27 окт. 1553) – исп. мыслитель и ученый, деятель революц. естествознания эпохи Возрождения (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1964, с. 8, 165), идеолог антитринитариев. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, жил в Италии, Германии, Швейцарии. По своим взглядам примыкал к раннему рационализму и пантеизму. С. считал, что природа неделима, дух и материя едины и все возникающее есть лишь разные соотношения и видоизменения элементов природы. С. вплотную подошел к открытию науч. теории кровообращения. В 1553 анонимно издал осн. труд – "Восстановление христианства", в к-ром изложил свои филос. и естеств.-науч. взгляды. По приговору инквизиции С. был подвергнут сожжению; сожжены были и его книги. Соч.: De trinitatis erroribus libri Septem, [Haguenau], 1531; Dialogorum de trinitate, libri duo, [Haguenau], 1532; Christianismi restitutio, Vienne, 1553. Лит.: Будрин E., M. С. и его время, Казань, 1878; ?оllin ?., Das Lehrsystem Michael Servet´s genetisch dargestellt, Bd 1–3, G?tersloh, 1876–78; Dom?necn C. de, Miguel Servet, Barcelona, 1911; Goyanes С. J., Miguel Serveto, t?ologo, ge?grafo y m?dico, Md, 1933. И. Костикова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СЕРВЕТ Мигель
(Servet, 1509 или 1511—1553) - известный исп. ученый и врач, выдающийся представитель свободомыслия, выступавший с репкой критикой религ. ортодоксии. Родом из Наварры, С. учился в Сарагосе (Испания) и Тулузоком ун-те (Франция), изучил математику, географию, право, много странствовал по Европе. В своих книгах «Об ошибках троицы» (1531), «Два разговора о природе и четыре главы о справедливости христова царства» (1532) и др. он выступил против догмата о триединство божества (см. Троица, Унитарии). Католич. и кальвинистская церкви начали его преследовать. Переехав в Париж (1536), С. занялся изучением медицины и физиологии, к-рое привело ого к открытию малого круга кровообращения (сердце-легкие—сердце) и сделало предшественником Гарвея. Нападки со стороны мед. фак-та Сорбонны вынудили С. покинуть Париж. Он поселяется во Вьенне (1541—1553), продолжая научные изыскания, занимаясь своим осн. трудом «Восстановление христианства». С. стремился «очистить» христианство от толкований и институтов католичества и протестантизма, являющихся, по его мнению, одинаково ложными. С. называл содомской блудницей римскую церковь, подвергал критике протестантские учения о «спасении верой» и предопределении. Христа он считал не богом, а человеком.
Жестокости католич. инквизиции, деспотизму и ограниченности кальвинистов С. противопоставлял сочувствие обездоленным, поиски нового пути переустройства человеч. жизни. В 1553 С. вследствие тайных происков Кальвина был арестован, но бежал; по пути в Италию он заехал в Женеву, где был схвачен по приказанию Кальвина. Обвиненный в ереси С. был приговорен к сожжению. Приговор, встреченный одобрением среди вождей лютеранства и католицизма, был исполнен 27 окт. 1553. С. был сожжен вместе со своей книгой. В 1903 в Женеве кальвинистской церковью был воздвигнут в честь С. памятник. Демонстрируя лицемерное «раскаяние» в «ошибке», совершенной Кальвином, совр. кальвинисты пытаются как-то выгородить своих предшественников, оставивших позорный след в истории науки и культуры.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СЕРВЕТ Мигель

29 сентября 1511, Вильянуэва-деСигена — 1553, Женева) — испанский теолог, естествоиспытатель, представитель антитринитаризма. Учился в университетах Сарагосы, Барселоны, Тулузы, Парижа. Сервет стремился в едином учении объединить новейшие естественнонаучные достижения своей эпохи с принципами, провозглашенными гуманистами и реформаторами. Его натурфилософская концепция пантеистического толка содержит ряд гениальных догадок, нашедших подтверждение в ходе дальнейшего развития науки (напр., он первым в европейской науке описал малый круг кровообращения). Свою основную задачу Сервет видел в восстановлении христианства в его первоначальной чистоте и истинности, посвятив решению этой задачи ряд книг, в т. ч. и главный труд «Восстановление христианства» (Christianisnu Restitutio, 1553), в котором он решительно пересмотрел традиционную церковную трактовку догмата о Святой Троице. Предвидя обвинения в возрождении древнейших ересей Ария или Павла Самосатского (см. Арианство), Сервет с самого начала отмежевывается от них, формулируя свои взгляды как самостоятельную философскую концепцию, призванную выявить сущность физических и духовных законов, соединив их в одно органическое целое. В сочинении четко выделяются учения о Боге, бытии, человеке и обществе. По мнению Сервета, Бог ежн, вечен. Он — сущность всего и источник бытия всех вещей, в нем содержатся сущности, или модусы, божества — образы всех вещей и идей. Среди них есть высший модус, в котором, как в семени, заключено будущее многообразие, — это единство тела и духа. Мы можем знать о Боге только то, что Он сам пожелает нам открыть в двух формах; по явлению — в Слове и по сообщению — в Духе. Иисус Христос, соединяющий в себе черты Бога и человека, ставится Серветом в центр учения как воплощение единства материи и духа. Вера в Христа является источником жизни человека, основой его морали и действий. Конечной целью своей деятельности Сервет считал установление на земле общественного порядка, который соответствовал бы подлинному смыслу христианского учения. Для ортодоксальных католических и протестантских деятелей Сервет представлял угрозу не только как теолог, «подрывающий основы христианства», но и как бескомпромиссный защитник свободомыслия и веротерпимости. Он писал: «Если осуждать всякого, кто заблуждается в отдельных случаях, пришлось бы сжигать каждого смертного по тысяче раз... Мне представляется жестоким убивать людей под предлогом, что они заблуждаются в толковании какого-нибудь положения, ибо известно, что даже избранные впадают в заблуждения» (цит. по: Baron Femandez). B 1553 по доносу католической инквизиции и с одобрения протестантских лидеров после продолжительных пыток Сервет был публично сожжен на костре в Женеве.
Соч.: De Trinitatis Erroribus, libri septem. Haguenau, 1531; Dialogoruin de Trinitati libri duo. Haguenau, 1532; Treinta cartas a Calvino; Sesenta signes de Anticristo; Apologia de Melanchton. Castalia—Madrid, 1971; Restitucion del Cristianismo. Madrid, 1980.
Лит.: Будрин E. А. Мигель Сервет и его время. Казань, 1878; Цвейг С.Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М., 1986; Baron Fernande! J. Miguel Servet (Miguel Serveto), su vida y su obra. Madrid, 1970; Abellan J. L. Miguel Servet.— Historia critica del pensamiento espaiiol. v. 2, Madrid, 1992, p. 305-313; SastreA. Flores rojas para Miguel Servet. Madrid, 1997.
M. P. Бургете

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
450.32 кб

Мигель Сервет

Ходасевич Г.В.
Читать PDF
1.40 мб

Антропологический оптимизм Мигеля Сервета

Бургете Марина Р.
Статья посвящена испанскому мыслителю XVI века Мигелю Сервету, признанному еретиком и сожженному в Женеве в 1553 г.
Читать PDF
228.44 кб

Влияние схоластических антитринитарных идей Мигеля Сервета на формирование средневековой испанской к

Борзова Е. П., Агеев А. Ю.
Статья посвящена осмыслению роли и места проблемы антитринитаризма Мигеля Сервета и его влиянии на испанскую культуру.