МУЗЫКА
Музыка
гр. musike – буквально: искусство муз) – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах; произведение или совокупность произведений этого искусства.
Источник: Словарь по культурологии
МУЗЫКА (в неспецифическом смысле)
Ощущение проницаемости границ восприятия, означающей разлитости духа, здесь-теперь происходящих родов смысла существования. Проявленное в виде реального неакустического тона воспоминание о праданностях.
Возможна обычная музыка, в которой нет МУЗЫКИ, и пейзаж, который источает последнюю.
Возможна обычная музыка, в которой нет МУЗЫКИ, и пейзаж, который источает последнюю.
Источник: Философский словарь
МУЗЫКА
(от греч. musiké — искусство муз) — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видовых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. К средствам музыкальной выразительности принадлежат мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и др.
Музыка
гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Средством воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыку подразделяют на роды и виды (опера, симфоническая, камерная и др.), а также жанры (героический, комический, песня, марш, симфония, сюита, соната и др.).
МУЗЫКА
греч.-искусство муз): искусство, отражающее действительность и воздействующее на человека посредством звуковых образов. Музыка выступает специфическим средством общения людей, она обладает способностью сильного эмоционального воздействия как на отдельного человека, так и на большие коллективы. Историческое развитие музыки шло через устное народное музыкальное творчество, в котором композитор, исполнитель и слушатель соединялись в одном лице. С развитием профессиональной культуры они постепенно разделились и обособились. Исполнитель (певец, инструменталист, дирижер) стал творческим посредником между композитором и слушателем, умеющим дать индивидуальную трактовку исполняемого произведения. Постепенно выделились виды и жанры музыки: к основным видам ее относят симфоническую, камерную, оперную, а среди жанров различают песню, танец, симфонию, свиту, сонату и др.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
МУЗЫКА
от греч. musike—иск-во муз) — вид искусства, в к-ром худож. образы формируются с помощью звуков и к-рый характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает М. звучащим иек-вом, как бы вбирая в себя при этом многовековой речевой опыт, опыт ритмических движений (воплощенный, в частности, в ораторском иск-ве, театре, танце и т. п ). К средствам выразительности в М принадлежат и такие стороны и компоненты музыкальной формы, как мелодия, фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и др. М. обладает ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народного музыкального творчества. На определенном этапе своего развития М. начинает фиксироваться с помощью нотной записи. Существование музыкального иск-ва неотделимо от исполнения. В зависимости от средств, с помощью к-рых воспроизводится (исполняется) М., различают вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную М. Выделяются и виды М. (симфоническая, оперная, камерная и др.), ее жанры (песня, танец, соната, сюита, симфония, лнрико-бытовая, героическая, комическая опера и др.). При всей своей обобщенности худож. образы в М. обладают большой эмоциональной силой, способностью воплотить мироощущение человека в его полноте и многосторонности. При этом каждая эпоха, культура акцентируют свои стороны в содержании М. Игру эмоциональных тонов нелепо искать в сосредоточенно-духовном знаменном распеве Древн. Руси или в европ. полифонии строгого стиля XV—XVI вв. М. рококо пронизана характеристической речью галантных персонажей. Для романтического сознания важно отражение в ней интимных движений души лирического героя, многообразия его психических состояний, силы и трепетности эмоций. Симфонизм в XX в. стремится осмыслить острые социальные противоречия эпохи. Формирование в процессе исторической эволюции М. лирического сюжета, складывающегося из «поворотов» настроения, повествовательной фабулы (напр., в инструментальных балладах), драматургии инструментальных произв., претворяющей в себе нек-рые особенности театра, их программности,— все это расширяет возможности для более полного выявления исторически меняющегося мировосприятия человека. «Органом» восприятия выраженного в М. содержания оказывается мироощущение слушателя, строй его мыслей и чувств, обогащаемый общением. Определенную роль играет здесь соответствующая подстройка органов артикуляции и фонации (произнесения звуков), дыхания и т. п., благодаря чему слушателю кажется, что М. звучит в его груди. Специфические особенности М., ее способность выражать тончайшие оттенки чувств, психических состояний и воздействовать на глубинный мир человека делают понятной ту значительную роль, к-рая отводилась ей как средству воспитания на протяжении всей ее истории, начиная с глубокой древности. Особенно значительно воздействие высокого музыкального иск-ва, обладающего свойством совершенствовать и возвышать душу человека, формируя в нем основы прогрессивного и гуманного отношения к миру, др. людям. Развитие профессионального и самодеятельного иск-ва в нашей стране призвано стать средством целенаправленного и последовательного осуществления музыкальной пропаганды как составной части эстетического воспитания трудящихся.
Источник: Эстетика: Словарь
МУЗЫКА
самое символические из всех искусств, так как оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительных образов. Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами. По словам философа Аттали, «музыка — это облеченные в звуки колебания и символы общества». В греческой мифологии слово «музыка» связана с музами — девятью дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Музы, за исключением Урании и Клио, связаны с пением, танцами и музыкой. Они воспевают подвиги богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает муз с магическим музыкантом Орфеем. Создателем музыки, согласно египетской мифологии, был учитель богини Исиды бог мудрости Тот. На музыкальных инструментах играла супруга Вишну — богиня красоты и счастья Лакшми. Кельтский бог изобилия Дагда с помощью арфы призывал времена года. Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. При таком подходе музыка воспринималась как часть упорядоченной модели космоса или по теории соответствий уподоблялась разным аспектам творения. Великий скрипач Иегуди Менухин однажды заметил, что «музыка создает порядок из хаоса». Музыка нередко уподобляется первозвуку, создавшему Вселенную. Пифагор рассматривал Вселенную как громадный монохорд — струнный инструмент с одной струной, которая верхним концом прикреплена к абсолютному духу, а нижним — к абсолютной материи. Духовая музыка, олицетворенная семью ангелами с трубами, в Апокалипсисе возвещает о конце света. В ряде традиций музыка трактуется как промежуточное пространство между изменяющимся материальным миром и неизменной областью чистой воли. По словам даосского мудреца Чжуан-цзы, «музыка позволяет человеку… вернуться к своему начальному состоянию». Система музыкальных спекуляций была хорошо разработана в Каббале, где музыка является составной частью всякого мистического опыта. Музыкальная символика поливалентна: она включает символику гармонии мелодии, гаммы, всех аспектов звука, ритма, тона и самих инструментов. Музыкальные инструменты соотносятся с космическими формами, исходя из которых определяется форма инструмента и его тембр. В соответствии с пентатонической гаммой выделяются пятичленные группировки звуковой последовательности. Диатоническая и ладовая гамма, имеющая семь нот, связана с астробиологическими системами и является самой важной из всех последовательностей. Семь нот музыкальной гаммы, как и семь цветов спектра, соотносят с семью космическими лучами, поддерживающими существование космоса. Гармония как следование друг за другом элементов мелодии является образом связи между всеми космическими явлениями, равно как и формой общения, расширения и облагораживания внутреннего родства явлений. Просветление души символизируется звуками музыки. По уверению буддистов, когда музыка близка к совершенству, она дает возможность прикоснуться к божественному и ведет к озарению. Ее соотносят также со знаками Зодиака. Согласно этому особому аспекту музыкальной символики, изложенному Фабром де Оливье, до — это Юпитер, ре — Марс, ми — Солнце, фа — Меркурий, соль — Венера, ля — Луна, си — Сатурн. В двенадцатиновой музыкальной системе соотношение со знаками Зодиака установлено более последовательно. Более значимые взаимосвязи в аспекте выразительности связывают греческие тональности с планетами и особыми чертами этоса: дорическая митональность — Марс (строгий или патетический), фригийская ре-тональность — Юпитер (экстатическая), мидийская до-тональность — Сатурн (болезненный и печальный), гиподорическая си-тональность — Солнце (восторженный), гипофригийская ля-тональность — Меркурий (энергичный), гиполидийская соль-тональность — Венера (эротическая), смешанная лидийская фа-тональность — Луна (меланхолия). Квартаккорд, состоящий из нот до, ре, ми, фа, считается связующим звеном между небом и землей. В свою очередь, эти четыре ноты соответствуют льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение) и орлу (возвышенность и молитва), тогда как квартаккорд, построенный на нотах соль, ля, си, до, представляет формулу удвоения предыдущего квартаккорда. Группы нот по последовательности цикла квинт (фа, до, соль, ре) считаются мужскими элементами, соответствующими стихиям огня и воздуха и инструментам из камня и металла. Дальнейшие ноты по шкале квинт (ля, ми, си) — женские и имеют отношение к стихии воды. Интервал фа — си, известный как тритон или увеличенная кварта, выражает с помощью диссонанса болезненный конфликт между стихиями огня и воды — конфликт, представляющий саму смерть. Хорошо разработанный язык музыкальных, теологических и психологических аналогий дают суфийские источники. Они воспринимают слушателя как духовного искателя, а слушание музыки становится следованием по пути Божественной любви. Духовная музыка является для них языком состояний и важным фактором внутренней трансформации. Среди слушателей выделяются последователи разных путей: 1 ) следующие путем любви; 2 ) алчущие; 3) одержимые; 4) просветленные. Первые должны слушать музыку без участия телесной души, вторые — без обращения к рассудку, третьи — без обращения к сердцу, четвертые — без обращения к духу. Если же слушают музыку с помощью этих средств, то остаются скрытыми от Бога и Бог также скрыт от слушателя. Тот, кто слушает музыку телесной душой, остается неверным, слушающий с помощью разума внушает доверие. Слушающий сердцем становится созерцательным. Совершенно присутствующим может быть только слушающий духом. Среди просветленных слушателей выделяется несколько категорий. Так, гностики разделяются на тех, кто слушает, стремясь к своему уровню, и на тех, кто слушает согласно своему уровню, на тех, кто слушает в мистическом озарении, и на тех, кого ведет к постижению музыки провидение. Те, кто слушает, стремясь достичь своего уровня, осуждены; те, кто слушает на своем уровне, находятся на уровне возвращения; те, кто слушает в мистическом озарении, находятся в созвучии; если же слушание происходит на стадии видения, то слушатель погружается в Божественную красоту. Исходя из факта существования безграничных возможностей духовного развития, суфийские авторы говорят о «тысячах видов духовной музыки», работающих с различными состояниями, включая такие, как близость и отдаленность, энтузиазм и беспокойство, голод и жажда, страх и надежда, меланхолия и победа, сожаление и страх. При этом для последователей учения губительно, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце. Суфии говорят о том, что в своих псалмопениях, религиозных песнях и священной литании ислам сделал музыку лестницей к Богу, придал ей созерцательные качества, уподобив ее эху из рая, где объединены чувствительное и аскетическое. В результате духовная музыка стала вибрацией и эхом реальности — трансцендентной и имманентной одновременно. Согласно суфизму, человек сам по себе является Божественной музыкой, а ислам как интегральная традиция включает эту реальность, дает возможность людям с соответствующими качествами слышать музыку лиры собственного существования, издаваемую Божественной рукой. Источ.: Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия