МУЗЫКА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Музыка
гр. musike – буквально: искусство муз) – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах; произведение или совокупность произведений этого искусства.  

Источник: Словарь по культурологии

МУЗЫКА
(от греч. musiké — искусство муз) — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видовых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. К средствам музыкальной выразительности принадлежат мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и др.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Музыка
гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Средством воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыку подразделяют на роды и виды (опера, симфоническая, камерная и др.), а также жанры (героический, комический, песня, марш, симфония, сюита, соната и др.).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МУЗЫКА
греч.-искусство муз): искусство, отражающее действительность и воздействующее на человека посредством звуковых образов. Музыка выступает специфическим средством общения людей, она обладает способностью сильного эмоционального воздействия как на отдельного человека, так и на большие коллективы. Историческое развитие музыки шло через устное народное музыкальное творчество, в котором композитор, исполнитель и слушатель соединялись в одном лице. С развитием профессиональной культуры они постепенно разделились и обособились. Исполнитель (певец, инструменталист, дирижер) стал творческим посредником между композитором и слушателем, умеющим дать индивидуальную трактовку исполняемого произведения. Постепенно выделились виды и жанры музыки: к основным видам ее относят симфоническую, камерную, оперную, а среди жанров различают песню, танец, симфонию, свиту, сонату и др.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МУЗЫКА
от греч. musike—иск-во муз) — вид искусства, в к-ром худож. образы формируются с помощью звуков и к-рый характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает М. звучащим иек-вом, как бы вбирая в себя при этом многовековой речевой опыт, опыт ритмических движений (воплощенный, в частности, в ораторском иск-ве, театре, танце и т. п ). К средствам выразительности в М принадлежат и такие стороны и компоненты музыкальной формы, как мелодия, фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и др. М. обладает ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народного музыкального творчества. На определенном этапе своего развития М. начинает фиксироваться с помощью нотной записи. Существование музыкального иск-ва неотделимо от исполнения. В зависимости от средств, с помощью к-рых воспроизводится (исполняется) М., различают вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную М. Выделяются и виды М. (симфоническая, оперная, камерная и др.), ее жанры (песня, танец, соната, сюита, симфония, лнрико-бытовая, героическая, комическая опера и др.). При всей своей обобщенности худож. образы в М. обладают большой эмоциональной силой, способностью воплотить мироощущение человека в его полноте и многосторонности. При этом каждая эпоха, культура акцентируют свои стороны в содержании М. Игру эмоциональных тонов нелепо искать в сосредоточенно-духовном знаменном распеве Древн. Руси или в европ. полифонии строгого стиля XV—XVI вв. М. рококо пронизана характеристической речью галантных персонажей. Для романтического сознания важно отражение в ней интимных движений души лирического героя, многообразия его психических состояний, силы и трепетности эмоций. Симфонизм в XX в. стремится осмыслить острые социальные противоречия эпохи. Формирование в процессе исторической эволюции М. лирического сюжета, складывающегося из «поворотов» настроения, повествовательной фабулы (напр., в инструментальных балладах), драматургии инструментальных произв., претворяющей в себе нек-рые особенности театра, их программности,— все это расширяет возможности для более полного выявления исторически меняющегося мировосприятия человека. «Органом» восприятия выраженного в М. содержания оказывается мироощущение слушателя, строй его мыслей и чувств, обогащаемый общением. Определенную роль играет здесь соответствующая подстройка органов артикуляции и фонации (произнесения звуков), дыхания и т. п., благодаря чему слушателю кажется, что М. звучит в его груди. Специфические особенности М., ее способность выражать тончайшие оттенки чувств, психических состояний и воздействовать на глубинный мир человека делают понятной ту значительную роль, к-рая отводилась ей как средству воспитания на протяжении всей ее истории, начиная с глубокой древности. Особенно значительно воздействие высокого музыкального иск-ва, обладающего свойством совершенствовать и возвышать душу человека, формируя в нем основы прогрессивного и гуманного отношения к миру, др. людям. Развитие профессионального и самодеятельного иск-ва в нашей стране призвано стать средством целенаправленного и последовательного осуществления музыкальной пропаганды как составной части эстетического воспитания трудящихся.

Источник: Эстетика: Словарь

МУЗЫКА
самое символические из всех искусств, так как оказывает влияние на человека, не используя слов и зрительных образов. Музыка считается одним из самых высоких способов символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами. По словам философа Аттали, «музыка — это облеченные в звуки колебания и символы общества». В греческой мифологии слово «музыка» связана с музами — девятью дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины. Музы, за исключением Урании и Клио, связаны с пением, танцами и музыкой. Они воспевают подвиги богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает муз с магическим музыкантом Орфеем. Создателем музыки, согласно египетской мифологии, был учитель богини Исиды бог мудрости Тот. На музыкальных инструментах играла супруга Вишну — богиня красоты и счастья Лакшми. Кельтский бог изобилия Дагда с помощью арфы призывал времена года. Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. При таком подходе музыка воспринималась как часть упорядоченной модели космоса или по теории соответствий уподоблялась разным аспектам творения. Великий скрипач Иегуди Менухин однажды заметил, что «музыка создает порядок из хаоса». Музыка нередко уподобляется первозвуку, создавшему Вселенную. Пифагор рассматривал Вселенную как громадный монохорд — струнный инструмент с одной струной, которая верхним концом прикреплена к абсолютному духу, а нижним — к абсолютной материи. Духовая музыка, олицетворенная семью ангелами с трубами, в Апокалипсисе возвещает о конце света. В ряде традиций музыка трактуется как промежуточное пространство между изменяющимся материальным миром и неизменной областью чистой воли. По словам даосского мудреца Чжуан-цзы, «музыка позволяет человеку… вернуться к своему начальному состоянию». Система музыкальных спекуляций была хорошо разработана в Каббале, где музыка является составной частью всякого мистического опыта. Музыкальная символика поливалентна: она включает символику гармонии мелодии, гаммы, всех аспектов звука, ритма, тона и самих инструментов. Музыкальные инструменты соотносятся с космическими формами, исходя из которых определяется форма инструмента и его тембр. В соответствии с пентатонической гаммой выделяются пятичленные группировки звуковой последовательности. Диатоническая и ладовая гамма, имеющая семь нот, связана с астробиологическими системами и является самой важной из всех последовательностей. Семь нот музыкальной гаммы, как и семь цветов спектра, соотносят с семью космическими лучами, поддерживающими существование космоса. Гармония как следование друг за другом элементов мелодии является образом связи между всеми космическими явлениями, равно как и формой общения, расширения и облагораживания внутреннего родства явлений. Просветление души символизируется звуками музыки. По уверению буддистов, когда музыка близка к совершенству, она дает возможность прикоснуться к божественному и ведет к озарению. Ее соотносят также со знаками Зодиака. Согласно этому особому аспекту музыкальной символики, изложенному Фабром де Оливье, до — это Юпитер, ре — Марс, ми — Солнце, фа — Меркурий, соль — Венера, ля — Луна, си — Сатурн. В двенадцатиновой музыкальной системе соотношение со знаками Зодиака установлено более последовательно. Более значимые взаимосвязи в аспекте выразительности связывают греческие тональности с планетами и особыми чертами этоса: дорическая митональность — Марс (строгий или патетический), фригийская ре-тональность — Юпитер (экстатическая), мидийская до-тональность — Сатурн (болезненный и печальный), гиподорическая си-тональность — Солнце (восторженный), гипофригийская ля-тональность — Меркурий (энергичный), гиполидийская соль-тональность — Венера (эротическая), смешанная лидийская фа-тональность — Луна (меланхолия). Квартаккорд, состоящий из нот до, ре, ми, фа, считается связующим звеном между небом и землей. В свою очередь, эти четыре ноты соответствуют льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение) и орлу (возвышенность и молитва), тогда как квартаккорд, построенный на нотах соль, ля, си, до, представляет формулу удвоения предыдущего квартаккорда. Группы нот по последовательности цикла квинт (фа, до, соль, ре) считаются мужскими элементами, соответствующими стихиям огня и воздуха и инструментам из камня и металла. Дальнейшие ноты по шкале квинт (ля, ми, си) — женские и имеют отношение к стихии воды. Интервал фа — си, известный как тритон или увеличенная кварта, выражает с помощью диссонанса болезненный конфликт между стихиями огня и воды — конфликт, представляющий саму смерть. Хорошо разработанный язык музыкальных, теологических и психологических аналогий дают суфийские источники. Они воспринимают слушателя как духовного искателя, а слушание музыки становится следованием по пути Божественной любви. Духовная музыка является для них языком состояний и важным фактором внутренней трансформации. Среди слушателей выделяются последователи разных путей: 1 ) следующие путем любви; 2 ) алчущие; 3) одержимые; 4) просветленные. Первые должны слушать музыку без участия телесной души, вторые — без обращения к рассудку, третьи — без обращения к сердцу, четвертые — без обращения к духу. Если же слушают музыку с помощью этих средств, то остаются скрытыми от Бога и Бог также скрыт от слушателя. Тот, кто слушает музыку телесной душой, остается неверным, слушающий с помощью разума внушает доверие. Слушающий сердцем становится созерцательным. Совершенно присутствующим может быть только слушающий духом. Среди просветленных слушателей выделяется несколько категорий. Так, гностики разделяются на тех, кто слушает, стремясь к своему уровню, и на тех, кто слушает согласно своему уровню, на тех, кто слушает в мистическом озарении, и на тех, кого ведет к постижению музыки провидение. Те, кто слушает, стремясь достичь своего уровня, осуждены; те, кто слушает на своем уровне, находятся на уровне возвращения; те, кто слушает в мистическом озарении, находятся в созвучии; если же слушание происходит на стадии видения, то слушатель погружается в Божественную красоту. Исходя из факта существования безграничных возможностей духовного развития, суфийские авторы говорят о «тысячах видов духовной музыки», работающих с различными состояниями, включая такие, как близость и отдаленность, энтузиазм и беспокойство, голод и жажда, страх и надежда, меланхолия и победа, сожаление и страх. При этом для последователей учения губительно, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце. Суфии говорят о том, что в своих псалмопениях, религиозных песнях и священной литании ислам сделал музыку лестницей к Богу, придал ей созерцательные качества, уподобив ее эху из рая, где объединены чувствительное и аскетическое. В результате духовная музыка стала вибрацией и эхом реальности — трансцендентной и имманентной одновременно. Согласно суфизму, человек сам по себе является Божественной музыкой, а ислам как интегральная традиция включает эту реальность, дает возможность людям с соответствующими качествами слышать музыку лиры собственного существования, издаваемую Божественной рукой. Источ.: Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
285.09 кб

Музыка и духовный мир человека

Кузякина Татьяна Ивановна
В статье обсуждается взаимосвязь музыки и духовного мира человека.
Читать PDF
643.90 кб

Музыка небесных сфер в архаических мифологиях и религиозно-философских учениях

Крехалева Елена Анатольевна
В статье раскрываются космологические и космогонические функции звука в архаических и средневековых картинах мира.
Читать PDF
700.29 кб

Музыка как философский концепт

Красноярова Наталия Георгиевна
В статье рассматривается присутствие музыки в философии как метафорического понятия, придающего звуковую наглядность предметам философского размышления. Музыка дополняет определение сознания как потока.
Читать PDF
646.23 кб

97. 03. 008. Гук П. Практика свершений: музыка, Медицина и естественная философия в Оксфорде "перехо

Али-заде А. А.
Читать PDF
77.75 кб

Музыка и временные процессы

Голубева Наталья Александровна
Читать PDF
283.43 кб

БЕРГСОНИЗМ И МУЗЫКА

Марсель Габриэль
Читать PDF
319.57 кб

Музыка в трудах ученых XVII в

Гудимова С. А.
В статье рассматриваются труды И. Кеплера, Р. Декарта и М. Мерсенна, в которых содержатся принципиально разные эстетические установки пифагорейская и картезианская.The article is devoted to the works by J. Kepler, R. Descartes, M.
Читать PDF
373.99 кб

Музыка в контексте риторического канона: к постановке проблемы

Волкова Полина Станиславовна, Горбатова Олеся Васильевна
В статье представлен опыт рассмотрения музыки с позиции риторического канона в рамках концепции диалогической природы гуманитарного знания М.М. Бахтина.
Читать PDF
112.69 кб

От мелоса к логосу: миф и музыка в философии искусства Вячеслава Иванова

Титаренко С. Д.
Статья посвящена философии искусства поэта и теоретика русского символизма Вячеслава Иванова. Анализируется метатворческая концепция Вячеслава Иванова как явление нового философского и филологического мышления XX в.
Читать PDF
492.83 кб

Космическая музыка в концепциях Пифагора

Рожкина Н.Р., Рымарчук А.А., Ланденок А.В.
Рассмотрено пифагорейское учение о гармонии сфер, теоретически и научно обосновавшее законы гармонических отношений и музыку как точную науку.
Читать PDF
631.19 кб

Музыка в структуре мира

Клюев Александр Сергеевич
Определяется место музыки в структуре мира с позиции синергетики. Показывается, что в соответствии с синергетической парадигмой музыка - система, являющаяся вершиной системно-эволюционного развития мира.
Читать PDF
932.89 кб

Что есть музыка? (философское осмысление музыкального искусства в четырех частях) часть 1. О месте м

Клюев А.С.
Определяется место музыки в структуре мира с позиции синергетики. Показывается, что в соответствии с синергетической парадигмой музыка система, являющаяся вершиной системно-эволюционного развития мира.
Читать PDF
118.71 кб

Музыка на грани бытия и небытия. А. Ф. Лосев

Авдеева Л.Р.
Статья посвящена анализу философских воззрений выдающегося русского мыслителя ХХ столетия А. Ф. Лосева. В его работах философское и музыкально-эстетическое, логическое и художественное видение мира сливаются воедино.
Читать PDF
0.00 байт

Духовность и музыка

Миненко Геннадий Николаевич, Кузякина Татьяна Ивановна
В статье раскрывается содержательная взаимосвязь европейской и русской богослужебной и светской классической музыки с духовной культурой общества.
Читать PDF
0.00 байт

Время и музыка в философии Ф. Гегеля

Миронов А.В.
Целью статьи будет являться рассмотрение основных аспектов теории времени Гегеля и их проявления в музыкальном искусстве. В статье рассматривается проблема музыкально-временного континуума, которая тесным образом связана с «я».

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Абсолютная музыка

    Одно из центральных понятий музыкальной эстетики XIX — перв. пол. XX в. А. м. называли инструментальные произведения, свободные от прикладных функций и не связанные с программностью. Своим происхожде
  • Атональная музыка

    Музыкальные произведения, написанные вне логики ладовых и гармонических связей, организующих язык тональной музыки. Основной принцип А. м. — полное равноправие всех тонов, отсутствие какого-либо
  • ЗВУК И МУЗЫКА В БУДДИЗМЕ

    Подобно многим др. религ.-филос. системам, буддизм признает за феноменом звука исключит. важную роль в мироздании, представляя всю Вселенную в качестве бесконечно и многомерно звучащей субстанции,
  • МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ

    один из видов религ. (культовой, духовной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воздействия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. православия
  • Православная духовная музыка

    является одним из неотъемлемых компонентов правосл. богослужения, глубоко связана с его структурой, подчинена определенным каноническим правилам, записанным в церковном Уставе, или Типиконе. Тип
  • ГАРМОНИЯ СФЕР, музыка сфер

    античное учение о музыкальном звучании планет (в т. ч. Солнца и Луны и планетных «сфер») в рамках геоцентрических представлений Евдокса, Птолемея и др. (астрономия до Евдокса не знала сфер, Платон го
  • МУЗЫКА В ИНДУИЗМЕ

            Музыкальный звук в Индии издревле был связан с представлениями, придающими ему характер силы, творящей и поддерживающей мир. Музыка понималась как проявление божественного начала, и чере
  • Конкретная музыка

    musique concrete) Название, которое французский инженер-акустик Пьер Шеффер дал своим концертам шумов (concert de bruits) в 1949 г., через год после того, как первый такой концерт вышел в эфир Французского радио. В су
  • Поп-музыка

    англ. pop music — сокращение от popular music — популярная, общедоступная музыка, музыка массовых жанров; в современном слэнге российских масс-медиа распространено производное от поп-музыки уничижительное
  • РОК-МУЗЫКА

    (от англ, rock — качаться, раскачиваться) — тип современной молодежной музыкальной культуры. Ведет свое начало от негритянского городского песенно-танцевального фольклора, ритм-энд-блюза (вокально-
  • Музыкальная графика

    Термин, обозначающий эксперименты с визуальным отображением средствами графики и живописи воздействия музыки на слушателя. Этот жанр возник в результате всеобщих тенденций к взаимодействию и си
  • Канат, натяжение, напряжение, тон, лад, музыкальный регистр, тоническое ударение, размер стиха, направление

    Философский смысл термина: Напряженность как особое (энергетическое) свойство материи (стоики).
  • ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

    простей ший выразительный элемент музыки, через к-рый и обнаруживается ее специфика; своего рода «голограмма» отраженного в музыкальном произв. мироощущения. В отличие от речевых звуков 3. м. длит
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ

    Die Geburt der Tragnedie aus dem geiste der Musik", 1872) - главная работа раннего, романтического этапа творчества Ницше, в период которого он находился под влиянием идей Шопенгауэра и Р.Вагнера. При написании работы Ницш