Православная духовная музыка

Найдено 1 определение
Православная духовная музыка
является одним из неотъемлемых компонентов правосл. богослужения, глубоко связана с его структурой, подчинена определенным каноническим правилам, записанным в церковном Уставе, или Типиконе. Типикон указывает место и последовательность песнопений в богослужении, а также касается всех сторон их звучания.
Основной закон мелодического оформления правосл. богослужения состоит в принципе «осмогласия», т. е. системы пения на восемь гласов. Этот принцип связан с правосл. календарем: восьминедельный круг чередования богослужений соответствует восьми мелодическим гласам и образует т. наз. «гласовый столп». Книга под названием «Октоих» содержит в себе службы на каждый день седмицы (недели), совершаемые по одному из восьми гласов. «Октоих», являясь продуктом соборного церк. творчества, организует и систематизирует по принципу осмогласия все мелодии богослужебного пения. Гласы, сменяя друг друга в течение богослужебного года, задают некий священный ритм, к-рый оказывает воздействие на человека, регулярно посещающего храм. «Гласовый столп» начинается с Пятидесятницы (см. Праздники православной церкви) и кончается Великим постом (см. Посты в православии). Праздничные богослужения имеют свои комбинации гласов, не зависящие от господствующего гласа недели.
В совр. богослужении обиходные правосл. песнопения звучат в многоголосном варианте, гармонизованные в мажоро-минорной системе ладов. Но главной тенденцией богослужебного пения в наст, вр. является восстановление норм древнего знаменного пения. Во мн. монастырях и храмах России богослужения поются знаменным распевом полностью или частично. В Московской Духовной академии и др. духовных школах изучается и практически осваивается знаменный распев.
Знаменный распев исконная и древнейшая форма русского церк. пения. С момента крещения Руси и по 17 в. знаменный распев являлся осн. мелодической формой богослужебного пения. Долгое время в вопросе о его происхождении мнения ученых расходились; в наст. вр. никто не отрицает его византийского происхождения. Заимствованные формы византийской системы песнопений в России переосмыслились и видоизменились под влиянием местных традиций и особенностей русского мелодического мышления, что привело к образованию самобытной, глубоко национальной системы знаменных песнопений. Богослужебное знаменное пение создавалось как отражение Божественного порядка и обладало очень строгим мелодическим чином.
В структуре знаменного распева заложена система попевок (кокиз), не известная византийскому богослужебному пению. Мелодия знаменного распева представляет собой комбинацию различных попевок. Знаменный распев записывался знаменами (крюками), стоящими над словом. Особенность знаменной, или крюковой, нотации состоит в том, что она не имеет точного диастематического (интервального) принципа. Крюк, или знамя, обозначая интонацию или короткий мотив, не фиксирует звуковысотный уровень и длительность отдельных звуков. Существуют разновидности знаменного распева: путевой, демественный и большой знаменный распев. Известны также более поздние распевы болгарский, греч. и киевский. Полный объем знаменного пения содержится в богослужебных певческих книгах, классифицирующих весь мелодический материал по родам и типам песнопений: Ирмологий, Октай (Октоих), Праздники, Триодь постная, Триодь цветная, Трезвоны, Обиход. Знаменный распев строго одноголосен. В 16 в. в России впервые появляется многоголосное богослужебное пение, получившее название «строчного». Строчные партитуры обладали тесным расположением голосов, обилием секундовых и кварто-квинтовых интонаций, особой аскетичностью и монолитностью звучания. Появление многоголосия в России было офиц. узаконено в практике правосл. богослужения Стоглавым собором 1551. В 17 в. под влиянием Запада в русском богослужении появляется новый вид многоголосия партесные песнопения и концерты. Они представляли собой монументальные многоголосные композиции на 8, 12 и 24 голоса, исполнявшиеся антифонно. Контрапунктический и гармонический принцип многоголосия их противоречил аскетической унисонности знаменного распева, нивелировал смысл богослужебного текста, отрывал от структуры богослужения. Партесные концерты внесли светское начало в правосл. богослужебное пение. Известными композиторами ранних партесных концертов являются Вас. Титов, Н. Дилецкий, Н. Калашников, Н. Бавыкин, В. Виноградов и др. К более поздней плеяде относятся А. Ведель, С. Дехгерев, М. Березовский, С. Давыдов, Д. Бортнянский.
В дальнейшем русское церк. музыкальное творчество образовало два направления. Петербургская композиторская школа, представляемая такими композиторами, как А.Ф. Львов, Г. Ломакин, Е. Азеев, А. Архангельский и др., была привержена к точному следованию западноевроп. гармонии, строгому соблюдению гармонического склада песнопений. Московская композиторская школа встала на путь восстановления древнерусской богослужебно-певческой традиции и известна такими композиторами, как А. Кастальский, А. Никольский, П. Чесноков, А. Гречанинов, Д. Аллеманов, П. Турчанинов, С. Рахманинов. Творчество этих композиторов поддерживалось Священным Синодом, крый боролся за возвращение к нормам древнего пения, за восстановление Божественного порядка в богослужении. Синодом был издан полный круг уставного знаменного пения, включающий в себя все вышеперечисленные книги, переведенные с крюковой нотации на линейные ноты.
Совр. богослужебная певческая практика использует Синодальные книги уставного знаменного пения. В наст. вр. в богослужении звучат монастырские распевы: Валаамский, Соловецкий, Троице-Сергиевой лавры и др., большинство из к-рых основывается на знаменном распеве или его модификациях с привнесением мелодического материала др. распевов (греческий, болгарский) и с наличием самобытных местных интонаций.
Совр. композиторы духовной музыки: Трубачев С. 3. (о. Сергий; ум. 1995) — «Богородице Дево», «Крест-хранитель», «От юности моея», «Заступнице верных», «Молитва» и др., обработки греч., знаменного и лаврских распевов. Мартынов В.И. (род. 1946) — «Апокалипсис», «Плач пророка Иеремии», реставрация и обработка Всенощной и Литургии строчного пения.
Основные песнопения правосл. богослужения: Всенощная — «Благослови, душе моя», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Трисвятое», «Слава в вышних Богу», «Хвалите имя Господне», «От юности моея», «Песнь Пресвятой Богородицы».
Литургия «Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть», «Тебе поем», «Отче наш».

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
392.39 кб

Смысл и язык духовной музыки православной традиции

Lankin Vadim Gennadievich, Lankina Elena Evgenievna
In this article we try to give a basis for structure originality of traditional Russian spiritual music in terms of music language understanding as meaning phenomenon for human spirit.
Читать PDF
280.20 кб

Православное миросозерцание духовной музыки Г. В. Свиридова

Жиров М. С., Кинаш Л. А.
Содержание статьи раскрывает духовный контекст музыкального наследия Г.В. Свиридова на примере «Песнопений и молитв» (1985-1997 гг.
Читать PDF
566.61 кб

Проблемы теории и практики православной духовной музыкальной культуры

Двинина-Мирошниченко Н.Е.
Статья посвящена проблемам, связанным с разобщением теории и практики отечественной православной духовной музыкальной культуры.
Читать PDF
217.05 кб

Иконозначимость православной духовной музыки в контексте традиций и новаций отечественной культуры X

Двинина-Мирошниченко Наталья Евгеньевна
Статья посвящена проблеме экологии культуры в области православной духовной музыки.