МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ
один из видов религ. (культовой, духовной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воздействия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. православия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян. языке без инструментального сопровождения; осн. жанры - литургия (обедня), всенощная, молебен, пития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. — григорианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с органом, оркестром; осн. жанры — месса, реквием, мотет, магнифи-кат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест. хорале, к исполнению к-рого привлекаются прихожане, исполняется с инструментальным сопровождением, на родном языке; осн. формы - оратория, пассионы (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали музыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Моцарт, Бортнянский, Рахманинов и Др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм. и канонов, выражали гуманистическое, общечеловеческое содержание, но эти произведения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского характера.

Источник: Атеистический словарь

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ
музыка, сопровождающая службу в христ. церкви или исполняющаяся во внеслужебные часы, для вызывания и поддержания религ. чувств. Правосл. М, ц., в отличие от католической н протестантской, является исключит. вокальной и поэтому совпадает с пением церковным. Она входит во все виды богослужения. Рус. М. ц. заимствована вместе с христ-вом в кон. 10 в. из Византии, но затем испытала значит, влияние местного музыкального языка, из к-рого многое впитала в себя. Определенный фонд мотивов-попевок и их разворачивания в мелодии называется распевом. Основой рус. правосл. пения был знаменный распев (от «знамен» или «крюков» - знаков, применявшихся при записи напевов, отсюда др. назв. распева - к р ю к о в о е пение), господствовавший на протяжении 11 - 17 вв., - унисонное мужское пение огранич. диапазона и строгого, возвышенного склада. Реакцией на его аскетичность и монотонность был с 16 в, демественный распев, более прихотливый и свободный. От византийской М. ц. рус. православие заимствует осмогласие - систему из 8 гласов (напевов): каждую неделю поется свой глас с его текстами, после 8 недель (седмиц) весь цикл (круг, столп) пения повторяется. Рус. осмогласие равнозначно знаменному распеву и отличается тональной неустойчивостью, характерной и для исконной рус. народной песни, чем, возможно, и объясняется долговечность распева. В наст. вр. знаменный распев сохранился в пении старообрядцев. С сер, 17 в, применяются не подчиняющиеся системе осмогласия распевы: болгарский и близкий к нему греческий с их симметрией музыкального движения и тональной устойчивостью, напевностью и выразительностью; киевский, основанный на народном музыкальном языке и традиции песнотворчества; лирического склада симоновский, а также антиохийский распеву к-ром в 17 в. была распета известная херувимская песнь. Все они по объему попевок значительно уступают знаменному, но свидетельствуют о неудовлетворенности им и поисках новых средств музыкал ьной выразительности и воздействия на паству. Упомянутые напевы - одноголосные, но в сер. 17 в. происходит официальный переход к многоголосному партесному пению (т. е. хоровому пению по партиям, голосам, каждый из к-рых ведет свою мелодию), просуществовавшему до последней четверти 18 в. С этого времени начинается столетие отхода от старинных церк. распевов, усиливается итальянское (А. Beдель, С. Дехтерев, С. Давыдов) и немецкое (А. Львов) влияние на рус. М. ц. Ее законодателем становится придворная певческая капелла, использующая в многоголосной обработке сокращенные и видоизмененные мелодии киевского и греческого распевов, но с сильным светским налетом» Исключением была духовная музыка Д. Бортнянского, сумевшего отчасти возродить старинные напевы в новом гармоническом облачении. Восстановление нек-рых элементов партесного пения относится к кон. 19 - нач. 20 в. (А. Кастальский, П. Чесноков, а также П. Чайковский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, в духовных сочинениях к-рых, при всем их бережном отношении к старинным распевам, неизбежно сказывается их собств. авторский стиль). Традиц. жанрами правосл. М. ц. являются стихира, кондак, тропарь, акафист, канон, припев, славословие, величание, гимн, псалом, антифон (песнопение, исполняемое поочередно 2 хорами) и мн. др., соединяемые в разл. сочетаниях в более крупные формы: литургия, всенощная, панихида, лития и пр. Все музыкальные формы песнопений и сами службы регламентирует Типикон. Музыка и тексты церк. служб содержатся в певческих книгах рус. православия: Обиход, Октоих, Ирмологий, Праздники, Триодь постная, Триодь цветная. С 18 в. по наст. вр. для записи песнопений применяется обычная 5-линейная нотация. М. ц. рус. православия содержит немало вокально-хоровых шедевров, сохраняющих свою эстетич. ценность и за пределами культового обихода. Это звучащие памятники рус. старины.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7