МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ
один из видов религ. (культовой, духовной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воздействия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. православия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян. языке без инструментального сопровождения; осн. жанры - литургия (обедня), всенощная, молебен, пития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. — григорианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с органом, оркестром; осн. жанры — месса, реквием, мотет, магнифи-кат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест. хорале, к исполнению к-рого привлекаются прихожане, исполняется с инструментальным сопровождением, на родном языке; осн. формы - оратория, пассионы (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали музыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Моцарт, Бортнянский, Рахманинов и Др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм. и канонов, выражали гуманистическое, общечеловеческое содержание, но эти произведения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского характера.

Источник: Атеистический словарь

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ
музыка, сопровождающая службу в христ. церкви или исполняющаяся во внеслужебные часы, для вызывания и поддержания религ. чувств. Правосл. М, ц., в отличие от католической н протестантской, является исключит. вокальной и поэтому совпадает с пением церковным. Она входит во все виды богослужения. Рус. М. ц. заимствована вместе с христ-вом в кон. 10 в. из Византии, но затем испытала значит, влияние местного музыкального языка, из к-рого многое впитала в себя. Определенный фонд мотивов-попевок и их разворачивания в мелодии называется распевом. Основой рус. правосл. пения был знаменный распев (от «знамен» или «крюков» - знаков, применявшихся при записи напевов, отсюда др. назв. распева - к р ю к о в о е пение), господствовавший на протяжении 11 - 17 вв., - унисонное мужское пение огранич. диапазона и строгого, возвышенного склада. Реакцией на его аскетичность и монотонность был с 16 в, демественный распев, более прихотливый и свободный. От византийской М. ц. рус. православие заимствует осмогласие - систему из 8 гласов (напевов): каждую неделю поется свой глас с его текстами, после 8 недель (седмиц) весь цикл (круг, столп) пения повторяется. Рус. осмогласие равнозначно знаменному распеву и отличается тональной неустойчивостью, характерной и для исконной рус. народной песни, чем, возможно, и объясняется долговечность распева. В наст. вр. знаменный распев сохранился в пении старообрядцев. С сер, 17 в, применяются не подчиняющиеся системе осмогласия распевы: болгарский и близкий к нему греческий с их симметрией музыкального движения и тональной устойчивостью, напевностью и выразительностью; киевский, основанный на народном музыкальном языке и традиции песнотворчества; лирического склада симоновский, а также антиохийский распеву к-ром в 17 в. была распета известная херувимская песнь. Все они по объему попевок значительно уступают знаменному, но свидетельствуют о неудовлетворенности им и поисках новых средств музыкал ьной выразительности и воздействия на паству. Упомянутые напевы - одноголосные, но в сер. 17 в. происходит официальный переход к многоголосному партесному пению (т. е. хоровому пению по партиям, голосам, каждый из к-рых ведет свою мелодию), просуществовавшему до последней четверти 18 в. С этого времени начинается столетие отхода от старинных церк. распевов, усиливается итальянское (А. Beдель, С. Дехтерев, С. Давыдов) и немецкое (А. Львов) влияние на рус. М. ц. Ее законодателем становится придворная певческая капелла, использующая в многоголосной обработке сокращенные и видоизмененные мелодии киевского и греческого распевов, но с сильным светским налетом» Исключением была духовная музыка Д. Бортнянского, сумевшего отчасти возродить старинные напевы в новом гармоническом облачении. Восстановление нек-рых элементов партесного пения относится к кон. 19 - нач. 20 в. (А. Кастальский, П. Чесноков, а также П. Чайковский, А. Гречанинов, С. Рахманинов, в духовных сочинениях к-рых, при всем их бережном отношении к старинным распевам, неизбежно сказывается их собств. авторский стиль). Традиц. жанрами правосл. М. ц. являются стихира, кондак, тропарь, акафист, канон, припев, славословие, величание, гимн, псалом, антифон (песнопение, исполняемое поочередно 2 хорами) и мн. др., соединяемые в разл. сочетаниях в более крупные формы: литургия, всенощная, панихида, лития и пр. Все музыкальные формы песнопений и сами службы регламентирует Типикон. Музыка и тексты церк. служб содержатся в певческих книгах рус. православия: Обиход, Октоих, Ирмологий, Праздники, Триодь постная, Триодь цветная. С 18 в. по наст. вр. для записи песнопений применяется обычная 5-линейная нотация. М. ц. рус. православия содержит немало вокально-хоровых шедевров, сохраняющих свою эстетич. ценность и за пределами культового обихода. Это звучащие памятники рус. старины.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
103.40 кб

Риторика в европейской церковной музыке XVII в

Шеко Николай Александрович
Католическое искусство в целом и в частности музыка под влиянием декретов Тридентского собора претерпели кардинальные изменения. Тридентский собор (1545-1563) имел целью противостоять распространению идей Реформации.
Читать PDF
88.47 кб

Иоанн Дамаскин как ключевая фигура византийской церковной музыки

Дрык Семен Викторович
Статья повествует о византийской музыкальной культуре периода иконоборчества, который стал одной из важнейших и сложных эпох эволюции церковной музыки.
Читать PDF
390.50 кб

П. И. Чайковский как основоположник новой Московской школы церковной музыки

Борисова Елена Юрьевна, Погорелова Наталья Юрьевна
Данная статья затрагивает ту часть творческой деятельности Чайковского, которая, по вполне понятным причинам, выпала из слухового опыта нескольких поколений, это его, достаточно большое по объёму, духовно-музыкальное творчество, к
Читать PDF
1.55 мб

Духовные сочинения Михаэля Гайдна и церковная музыка Зальцбурга его времени

Коваленко Т. С.
Статья посвящена рассмотрению духовных произведений младшего брата Йозефа Гайдна Михаэля Гайдна, долгое время работавшего в Зальцбурге. Мессы, мотеты, духовные кантаты М.
Читать PDF
734.83 кб

К изучению русской церковной музыки Восточной Сибири конца XIX начала XX века

Никулин Владимир Георгиевич
Статья посвящена изучению русской церковной музыки Восточной Сибири конца XIX начала XX века.
Читать PDF
899.31 кб

ОТРАЖЕНИЕ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ГОДА В ЦЕРКОВНО-МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ ДИАКОНА СЕРГИЯ ТРУБАЧЁВА

Карманов Константин Леонидович
Статья посвящена обзору проблематики начала возрождения русской духовной музыки и нового этапа ее развития в конце XX века.
Читать PDF
160.10 кб

Музыкальное образование учащихся миссионерской и церковно-приходских школ Аги (1883-1917 гг.)

Кряжев М. С.
В публикации в краткой форме излагается история становления музыкального образования со второй половины XIX в. до 1917 г. в миссионерской и церковно-приходских школах, функционировавших на Агинской земле.
Читать PDF
557.49 кб

Диалектика отношений церковной и концертной ветвей духовной музыки русских композиторов ХХ века

Урванцева Ольга Александровна
В статье духовно-концертная музыка рассматривается как самостоятельная область искусства, генетически связанная с церковной музыкой, но в то же время вбирающая в себя некоторые черты концертной светской музыки.
Читать PDF
275.32 кб

Музыкально-литургическое наследие Никонова монастыря Нового Иерусалима Патриарх Никон и церковно-пев

Васильева Е. Е.
Читать PDF
605.39 кб

Церковно-певческие традиции староверов как самобытное явление современной музыкальной культуры Сибир

Егле Людмила Юрьевна, Рябцева В. А.
В статье рассматривается эволюция церковно-певческой культуры. Анализируются культурно-исторические процессы, повлиявшие на сохранение традиций православно-церковного пения старообрядцев, проживающих на территории Сибири.
Читать PDF
103.81 кб

Музыка священномученика Серафима (Чичагова) и ее «Инаковостьдля русской церковной и светской культур

Коростелев Дмитрий Валентинович
В статье рассматривается музыкальное творчество священномученика Серафима Чичагова в его отношении к церковной и светской музыке кон. XIX нач. XX в. Произведения сщмч.
Читать PDF
97.75 кб

Николай Спасский. Петр Васильевич Спасский (1896-1968). О жизни, церковной, музыкальной и культурно-

Рудиченко Татьяна Семеновна
В публикации Т. Рудиченко представлены биографические сведения о жизни и творчестве представителя русского музыкального зарубежья П. В. Спасского.