Подобно многим др. религ.-филос. системам, буддизм признает за феноменом звука исключит. важную роль в мироздании, представляя всю Вселенную в качестве бесконечно и многомерно звучащей субстанции, каждый микро- и макроэлемент к-рой вибрирует, излучает и воспринимает мириады звуковых волн разл. величины и интенсивности. Согласованность и соразмерность бесчисленного множества звуковых колебаний воплощает в себе божеств. гармонию мира и одновременно является жизненно необходимым условием существования всего космич. универсума. К миру звуков и музыки причастны многие боги и персонажи будд. пантеона,о чем свидетельствуют их изображения в об-ве музыкантов или с инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы и звуки драгоценных инструментов, иногда летаютщих и самозвучащих, характеризуют, в соответствии с каноническими описаниями, «страну совершенного блаженства» Сукхавати - рай будды Амитабхи. Человеку доступна ничтожно малая часть безбрежного океана звуков, но он может с его помощью воздействовать на отд. элементы мироздания или мировую гармонию в целом благотворным или разрушит. образом.Один только магич. слог «ОМ»,соответствующе озвученный, способен изменить порядок вещей во Вселенной и повлиять на судьбу человека. Столь же сверхъестеств. силой обладают ключевые будд. молитвы — заклинания, и прежде всего ом ма ни пад ме хум, многократное пропевание к-рой приближает момент вечного блаженства Поэтому с т. зр. буддизма важно неукоснительно соблюдать предустановленные свыше и воспринятые человеком через мистич. опыт нормы звукового выражения,к к-рым относятся ,в частн., лады и звукоряды,инструмент. тембры и приемы вокального звукоизвлечения, системы дыхания и озвучивания свящ. текстов. Будд. опыт теоретич обоснования музыки сыграл значит. роль в развитии и музыкальной науки Китая, Японии, Кореи и др. стран. Множественность будд. школ, а также разнообразие условий внедрения буддизма в разл. этнич. среду породили чрезвычайно пеструю, несводимую в простую схему картину собственно будд. или связанных с буддизмом музыкальных традиций. Можно лишь условно выделить наиболее характерные области будд. звуковой практики: 1) сферу храмового будд. ритуала, включающую собственно речитацию молитв, инструм. сопровождение богослужений и театрализов. мистерии; 2) традиции странствующих монахов и музыкантов: песнопения, сказы, распевание жанров классич. будд. лит-ры и т. д.; 3) сольное музицирование, связанное с индивид. формами медитации;4) будд. формы театра и др. Будд. монастыри, ставшие важнейшими культурными центрами, способствовали развитию музыкальной науки и практики. Музыка здесь рассматривалась не как самостоят. искусство, а как необходимый элемент ритуала, овладение к-рым входило в обязат. систему обучения монахов. Звуковая атмосфера групповой молитвы характеризуется сочетанием и динамич. развитием нескольких звуковых пластов. Общий фон составляет одновременное, внешне монотонное чтение разных молитв монахами, каждым в своем темпоритме,— процесс, имеющий свою внутр. звуковую драматургию, пронизанную единым ритмич. стержнем и волнообразным чередованием мощных динамич. нагнетаний и внезапных спадов. Генетически многие стили речитации и молитв. песнопений восходят к др.-инд. ведическим традициям, модифицированным в дальнейшем в практике будд. монастырей, причем нек-рые из них стали своего рода музыкально-консульт. центрами, как, напр., кит. монастырь Ю-шань в 9 в., где изучали технику дыхания и правильного пения посланцы из разл. частей будд. мира. К наиб. развитым видам будд. песнопений, каждый из к-рых имеет классич. кодексы исполнения и соответствующие системы нотных записей, относятся тиб. дбиангз, яп. семе, кор. помпэ и др. В сценарии богослужений, ритуальных действах и процессиях, мистериях цам значит. функц., психоэмоц. и магич. нагрузка возложена на музыкальные инструменты (до 50-ти разновидностей, в осн. духовые и ударные), каждый из к-рых окружен системой символич. коннотаций и легендами об их происхождении. В их числе, напр., подвесная деревянная рыба в кит. монастырях, по к-рой бьют колотушкой, созывая монахов на трапезу и молитв. бдение, короткие трубы из человеч. берцовой кости в ламаизме и металлич. трубы длиной в 3,5—4 м, грозные возгласы к-рых предназначены для привлечения внимания богов к человеческим молитвам и устрашения врагов будд. веры, многочисл. виды барабанов, бронзовых колоколов и др.ударных инструментов, чьи тембры, детали конструкции и орнамента, ритмоформулы и даже отд. звуки обладают магич. свойствами. Реже используются струнные, более свойственные будд. формам классич. музыки. среди к-рых традиция чтения речитативом сутр, эпич. поэм, сказов из «Хэйкэ-моноготари», «Гесера», «Джангара» странствующими монахами в сопровождении лютневых (бивы, сямисена, товшура и др.) и смычковых (эрху,хуура.хучира и др.) инструментов. Иная сторона будд. идеологии — необходимость индивид, самосовершенствования — отражена в чрезвычайно развитых, утонченных, философски и эстетически обоснованных традициях игры на длинных цитрах (кото — в Японии, цине — в Китае), входивших в обязат. кодекс поведения благородной личности и являвшихся по сути изощренными формами религ.-мистич. практики. Красочные костюмированные процессии и праздники в будд. монастырях в совокупности с развитием многожанровой будд. лит-ры способствовали кристаллизации своеобразных театральных традиций: танцевальных драм в масках (гигаку — в Японии, че лха мо — в Тибете), спектаклей, соединивших элементы будд. мистерии с народными фарсами (комугык—в Корее), инсценировок будд. легенд, притч, фрагментов канонич. текстов и т. д. С др. стороны, под воздействием принципов чань- и дзэн-буддизма сформировались худож. системы классич. театра Дальнего Востока (Но, Пекинская опера и т. д.). Многообразны примеры взаимодействия будд. и светских элементов музыкального мышления, включения в будд. практику традиц. мелодий, музыкальных компонентов местных родовых и шаманских культов, в то же время, особенно в условиях города, наблюдаются случаи смыкания будд. ритуалов с формами светской (церемониальной, банкетной и даже досуговой) музыкальной практики. М. И. Каратыгина