КУЛЬТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Культ
в религии: служение божеству и связанные с этим действия, Преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание кого-чего-нибудь.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Культ
(cultus diviiius) — выражение религиозного богосознания в целой совокупности учреждений, религиозных обычаев и обрядов, религиозной общины.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Культ
от лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).  

Источник: Словарь по культурологии

Культ
от лат. cultus – уход, почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и ве­рующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

КУЛЬТ
(лат. cultus — уход, почитание). Понятие, означающее почитание или преклонение. К. включает в себя все виды действий, связанных с религиозными или магическими представлениями людей (обряды, молитвы, жертвоприношения, заклинания и т.п.). В более узком смысле К. называются те действия, которые направлены на почитание и преклонение перед сверхъестественными силами или божеством. Понятие К. употребляется также для указания на некоторые специфические особенности отношений людей к государственным деятелям, политическим или духовным лидерам, наделенным харизмой, что часто называется К. личности. Происхождение, существование, а также различные формы К. в основном определяются применительно к культуре народов первобытной эпохи (напр., К. предков) и к религиозной культуре последующих периодов развития человеческого общества. На ранних стадиях развития цивилизации и в религиозной культуре К. является важным средством установления общности и единства людей, превращаясь в регулирующий фактор их общественной и личной жизни. Поэтому помимо установления контакта со священными объектами понятие К. включает в себя некую систему взглядов на окружающий мир, определенные стандарты поведения и идеалы.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

КУЛЬТ

- 1) ответ человека на открытие Высшей реальности, на встречу с Богом, форма поклонения Богу, средство сохранения и обновления взаимоотношений с Высшим, оживления веры и актуализации изначального духовного опыта встречи; это также средство вовлечения в этот опыт других людей, свидетельство общиной опыта встречи и поклонения Высшему, что и превращает культ в факт общественного значения. Культ - средоточие служения Высшему, вокруг культа развертываются все прочие формы религиозной жизни и деятельности. С библейской точки зрения служение Богу в виде культа - это осуществление призвания народа Божия свидетельствовать миру единого Бога и Его правду. Средоточие христианского культа - Евхаристия, священная трапеза Нового Завета. 2) В последнее время термином "культы" или "нетрадиционные культы" стали обозначать новые религиозные группы, остающиеся в стороне от исторически сложившихся церквей, конфессий и деноминаций. Для них характерны экстатичность личной и/или групповой духовной жизни, работа над изменением сознания, нередко с оккультным уклоном, синкретизм доктрин, наличие харизматического лидера, уход от проблем окружающей жизни в свой особый закрытый мир, безразличие к требованиям общества, специфический образ жизни без серьезной этики, размытость организационной структуры (часто в форме "консультант-клиент") или, напротив, что реже, крайняя жесткость управления в т.н. "тоталитарных сектах". Обычно в такие культы вовлекаются люди из среднего класса, пришедшие в состояние психического и духовного кризиса и ищущие выхода из него путем контакта со сверхъестественным, но минуя религиозную практику мировых религий, особенно там, где они ослаблены. Оппоненты обвиняют организаторов этих культы в "промывке мозгов" и "контроле сознания" у своих приверженцев, в изоляционизме и обмане, жестком авторитаризме, сексуальной распущенности, финансовой и иной эксплуатации членов групп и пр.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Культ
противоречивое и нередко неверно применяемое понятие, особенно в СМИ, называющих культами те группы, которые не пользуются особой любовью общества, и отождествляя их с понятием «промывания мозгов». В богословии слово «культ» употреблялось для обозначения определенных форм поклонения и связанных с ними ритуалов: напр., ритуальное поклонение в Иерусалимском храме в древнем иудаизме. В социологии культами называют небольшие религиозные группы, которые имеют напряженные отношения с официальными религиями или с обществом в целом. В своей книге «Теория религии» (A Theory of Religion, 1987) Родни Старк и Уильям Симс Бэйнбридж дают рабочее определение этого понятия: «культ - это религиозная организация, которая не имеет тесной связи с другими государственными религиями рассматриваемого общества. Культом может быть или иностранная (привнесенная извне) религия, или та, которая возникла в данном обществе не путем слияния, а путем нововведений. Культ, является он отечественным или иностранным,- это некое «визави», нечто новое по отношению к другим религиям рассматриваемого общества». На основании данного определения они выделяют три вида культов: 1) «культы аудиторий» - нечто, напоминающее цикл лекций, на которых люди слушают лекторов, участвуют в семинарах и практических занятиях, а также покупают книги и подписываются на издания, пропагандирующие их духовные взгляды; 2) «культы для клиентов» - группы не всеобъемлющей, а, скорее, частичной мобилизации. В таких группах человек выступает в роли клиента (напр., время от времени он посещает духовные встречи), который обращается к группе в случае необходимости, но не присоединяется к ней в качестве одного из ее членов; 3) собственно «культовые движения»- это такие движения, в которых членство обязательно. Как правило, развитие таких групп заканчивается возникновением секты (см.: Культовые движения; Культы аудиторий). Если говорить в общих чертах, то культ - это отклонившаяся в какую-либо сторону религиозная организация, предлагающая новые убеждения и новую практику.

Источник: Новые религиозные движения.

Культ
от латинского cultus, что значит и возделывание, и уход, и образование и воспитание (т. е. все значения культуры). В этом смысле «культура» - это культ античной образованности, определенный образ жизни. Но есть еще одно важное значение, которое нам более знакомо,— это почитание, поклонение, уважение. Данное значение содержится в известном словосочетании - «религиозный культ». Однако данный термин выходит далеко за пределы чисто религиозной сферы. В частности, у греков и римлян культ — это принятые формы почитания, поклонения, в равной степени обязательные и при почитании отеческих богов, и государственных святынь, и божественных личностей. Почитание богов начиналось с поклонения богам в поле, роще, у священного источника, где местным богам ставились жертвенники. Города строили своим богам-охранителям храмы, где обряды производились в строгом соответствии с принятым порядком. К богам приравнивались герои, павшие в бою за отечество, божественные почести оказывались олимпионикам - победителям в Олимпийских играх, В собственно религиозной сфере выделяют обычно домашнюю религию греков и римлян. Здесь не существовало единообразных правил, каждая семья пользовалась полной самостоятельностью в отправлении религиозного культа, которое закреплялось за главой семейства. Каждая семья имела свои обряды, праздники, молитвы и посвящения. У каждого в семье были свои священные обряды, передаваемые по родовому принципу, были свои боги. Наряду с этим выделалась земледельческая религия, в которой культовый и земледельческий календарь объединялись в единое целое. Земля, растения, животные имели сакральное (священное) значение, единый священный порядок, в который человек вписывался, соблюдая обряды и посвящения. Особая роль отводилась культам городских богов. Исследователи считали, что не было города, даже самого древнего, который бы не знал времени своего основания. По той причине, что ни один город не утрачивал в своей памяти образов богов-основателей, города и следовали священным церемониям, празднуя годовщину города и совершал культовые жертвоприношения. Культовая сторона гражданской жизни греков и римлян свидетельствует еще об одной важной стороне культуры — она воспринимается ее носителями как нечто священное (освященное веками), как нечто подлежащее безусловному сохранению и требующее божественного почитания и поклонения. Более того, чувства родины и свободы (за пределами родного города человек оставался без защиты, т. е. рабом) для древнего грека, как отмечает известный эллинист Макс Поленц, были связаны с религиозными (т. е. культовыми) представлениями. Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые затрагивают самые важные вопросы социального бытия человека — его сопричастность родине, народу, его судьбе и исторической памяти.

Источник: Человек и общество. Культурология

КУЛЬТ
р е л и г и о з н ы й (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религ. почитание каких-либо предметов или сверхъестеств. существ, обрядовая сторона религии. В широком смысле в понятие К. включаются все виды действий, связанных с религ.-магич. представлениями: всевозможные обряды, жертвоприношения, молитвы, богослужения, "таинства", мистерии и относящиеся сюда предметы: священные изображения, храмы, святилища, принадлежности религ. обрядов. В узком смысле под К. рассматривают только те религ. обряды, к-рые связаны с верой в высшие, сверхъестеств. существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдовские) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм). Формы К. соответствуют историч. формам религии: тотемич. К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., К. племенного бога и др. Иногда выделяют виды К. по объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. деревьев, К. огня и пр. Первонач. формы К. несомненно представляли собой непосредств. магич. действия, в свою очередь восходящие к стихийной практике первобытного человека. Так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) развились, видимо, из простейших магич. телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.), вначале возникшие из непосредств. импульсивных выразит. движений, вошли впоследствии в состав К. многих религий: напр., по Библии, царь Давид, встречая религ. святыню евреев – "ковчег божий" – "скакал из всей силы пред господом" (2. Царств, 6, 14); о жрецах других богов там же рассказывается не раз, что они "скакали" перед жертвенниками (3. Царств, 18, 26 и др.); в Индии религ. пляски в храмах и сейчас служат обычной формой К. Молитвы – одно из важных проявлений К. – развились из колдовских заклинаний – заговоров. Брахманы Индии верили и верят, что если молитва (мантра) произнесена правильно и точно, она как бы принудительно действует на божество, понуждая его исполнить желание молящегося. И в христианстве сохранилось представление, что любая молитва должна быть произнесена в точно установленной форме, иначе она-де не имеет силы, – а это есть характерный признак всякого заклинания. Жертвоприношения, как один из существ. элементов К., имеют более сложное происхождение. Они развились частью из первобытных охотничьих трапез, частью из обществ. регулирования потребления, выражавшегося в запрете пользоваться плодами до определ. момента, когда этот запрет в торжеств. форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников (см. Жертвоприношение). Употребление различных священных предметов и изображений в К. – икон, церк. сосудов и пр. утвари – восходит своими истоками к древнему фетишизму, когда люди приписывали неодушевленным предметам и изображениям сверхъестеств. силу. И до сих пор, напр., в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинств. сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.). Все отличие этих элементов совр. К. от их первобытных фетишистско-магич. зачатков состоит в том, что с церк., богословской точки зрения все культовые действия (молитвы, жертвы и пр.), равно как священные предметы, не сами по себе производят желаемый эффект, а через них действует бог или иное сверхъестеств. существо; но для рядовой массы верующих это тонкое различие не существует, и совершаемые ими культовые действия по сути дела мало отличаются от магич. актов и поклонения фетишам. Развитие и усложнение К. тесно связано с обособлением и усилением отд. обществ. группы служителей К. – жрецов. С. Токарев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КУЛЬТ
лат. cultus, обычно выводят от сою — почитать, возделывать или, по Флоренскому, от colere, вращать — «круговорот, хоровод, обращение вокруг святой реальности») — поклонение святыням, каковыми становятся коллективно значимые и принятые данной общностью идеальные ценности, трансцендентный смысл которых символически выражен в зримой форме литургического хорового строя, ритуальных жестов, обрядов, магических формул и разного рода вещественных фетишей, от тотема-животного в архаических родовых группах до икон и абстрактных сакральных знаков развитых мировых религий. Многочисленными этно-антропологическими исследованиями установлено, что именно культ составлял суть первичных элементов первобытного мышления — «пралогических коллективных представлений» (ЛевиБрюль), содержанием которых является не рациональнопрактическое осмысление реальности, но совместное знание, со-знание потусторонних, фантастических идеалов и устремлений. Для одних символическим выражением святой идеальной ценности (Богом) становился волк со всеми его волчьими повадками и соответствующий атрибутикой (архаический Аполлон). Для других — кроткий Агнец (так называли Христа в ранней церкви). Или бык — Зевс. В культе Зевса фети.шистскому почитанию и возделыванию подлежало все «бычье», напр., изготовленное в виде рогов двулезвийное орудие — священный двойной топор-лабрис. Этому топору молились, оттачивали, выделывали и всячески украшали его, но не смели использовать такой формы орудие ни для каких прагматических бытовых нужд — табу. Бычий лабрис был когдато для прагреков столь же священным предметом культа, каковым и сегодня для верующих во Христа является крест — символ беспредельной самоотверженности Бога-Агнца, что является в христианстве наивысшей целью-ценностью.
Как возникает конкретный культ сам по себе, в силу причин естественных или как плод откровения свыше — этот вопрос остается дискуссионным. Сегодня ясно одно: решить проблему происхождения первокульта значит вскрыть механизм генезиса человеческого сознания вообще.
Все идеальные произведения автономного «Я», механизм производства которых был вскрыт Кантом в «Критике чистого разума», сами по себе остаются лишь индивидуально значимыми. Такого рода чисто субъективные построения в современной психологии называются «аутистическим мышлением», всестороннее экспериментальное исследование которого оказалось делом первостепенной важности, поскольку удалось оказать, что именно с такого «мышления» начинается умственное развитие каждого нормального ребенка (Пиаже), а у взрослых людей оно иногда проявляется в ходе деструкции их сознания, как тяжкое заболевание — шизофрения (Блейлер). Вполне вероятно, что именно с чистого аутизма (с произвола воображения — Кант) начинается психика человека (проявления такой психики обнаруживаются и у животных). Но эта психика еще не сознательный разум, оперирующий устойчивыми символами и знаками с твердыми правилами смыслового их сочетания. Чтобы стать со-знанием и, соответственно, систематическим разумом, свободное воображения «Я» должно фетишизировать и утвердить в качестве априорных максим категорического императива те символические выражения некоторых из своих субъективных идеальных произведений, которые каким-то образом оказались понятными сразу многим. Другими словами, чтобы стать действительно продуктивным, безграничное воображение каждого «Я» должно было ограничиться чем-то конкретным, подчинившись диктату культа.
И неважно, что оказывается при этом опорной точкой общей ценностно-познавательной ориентации: волк или бык; дюйм или сантиметр, «частица» или «волна» у современных физиков, которые, как правило, уже не прибегают к культовой фетишизации отправных представлений своих взаимоисключающих теорий. Но для начала — аитропогенетически — необходимо было что-то освятить в качестве общей ценностной максимы-аксиомы. Только собственной субъективной волей такого дела свершить нельзя. Кант понимал это и потому оставил открытым главный вопрос: как возможен категорический императив? Очевидно, что он невозможен, если под нравственной «максимой» (напр., абсолютный запрет полового влечения сына к матери), волевым путем утверждаемой как «закон природы» (в данном случае закон нейрофизиологический), не подразумевается культ (здесь — антропогенный тотемический культ экзогамии). Кант, стремясь остаться на чисто научных позициях, не счел возможным прибегнуть к культу как фундаментальному фактору, объясняющему происхождение человеческого разума. Поэтому он в рамках концепции автономной воли только вскрыл механизм «аутистического мышления».
Функция культа — производство коллективного представления (прототипа понятия), т. е. организация своего рода согласия множества «автономных воль» на фетишистское закрепление сходных идеальных конструктов и совместимых целей в качестве общих непререкаемых императивов. В перспективе культ ведет к самоограничению аутистической воли «Я», к «вытеснению» (Фрейд) из целевой моторики всех самобытных душевных движений «Эго», т. е. всего того, чего нельзя представить себе отстранение, со-знательно, как свое-чужое «Суперэго». При этом самобытные, невыразимые общезначимо-объективными средствами побуждения «автономной воли» не исчезают бесследно. В человеческой психике они составляют сферу бессознательного, которое остается у каждого живым источником творчества новых ценностей. Но в рамках подавляющего господства архаических тотальных культов бессознательное обычно способно проявлять себя лишь в сновидениях или психоневрозах. Ослабление первобытного фетишизма с тенденцией превращения культа в культуру обычно ведет к творческому взлету в самых многообразных его проявлениях. Но и при этом общезначимая, т. е. ценностно-культовая аксиоматика, остается для большинства членов данной культурной общности объективным критерием расчленения всего мыслимого и сущего на добро и зло, должное и запретное, красивое и безобразное. В природе самой по себе, в «мире божьем» нет ни добра ни ала. Но — «вкусили они от древа познания и познали, что есть добро и есть зло». Такова библейская формула первородного греха смертного. От «безвинных» животных люди принципиально отличаются тем, что посредством культового фетишизма обретают возможность превращать свои изменчиво-произвольные аутистические самодельной представления в устойчиво-объективные идеальные цели-понятия. Тем самым они получают способность самовольно оценивать и, исходя из своей аксиоматики (магической, а затем и логической, математической), по-своему познавать и практически перестраивать всю «негодную» данность, т. е. весь «божий мир», стремясь исправить его, привести в соответствие со своими разными в разных конфессиях и культурах коллективными фантастическими идеалами. Это — бунт против «божьего мира», который грозит катастрофой всему мирозданию и потому, по библейской версии, — «смертный грех».
Есть основания предполагать, что все понятия, которыми оперирует человеческое мышление, в конечном счете можно вывести из ценностно-культовых источников, хотя, конечно, между современными научными понятиями (такими, как квант, радиоволны) и первородными культовыми фетишами — дистанция огромного размера. Принципиальная разница между ними заключается не только в их содержании, но в их интенции и в способе их построения.
Каждый культ по-своему выполняет свою функцию организации совместной человеческой жизни. Задаваться вопросом, какой из многочисленных культов единственно «истинный», столь же бессмысленно, как спрашивать, какой из многих известных нам языков является подлинным. Разные культы с различными коллективными фетишами порождают и разные типы совместной ценностной ориентации — разные типы культов.
Ю. М. Бородой

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF

Культ как онтологическая модель антиномий в размышлениях О. П. А. Флоренского

Губанов Сергей Александрович
В данной исследовательской работе рассматривается онтологический феномен функционирования концепта «Культа» в отношении формирования системы антиномий Бытия в размышлениях о. П.А. Флоренского.
Читать PDF

Концепт метафизического страха как отражение экзистенциальной бездомности в немецкой философии культ

Чеснокова Л. В.
Статья рассматривает один из важнейших концептов немецкой культуры: концепт метафизического страха (Angst). Особое внимание уделяется интерпретации этого концепта в экзистенциальной философии.
Читать PDF

Физкультура и культ (философские аспекты традиционной китайской гимнастики)

Тендит Константин Николаевич
В статье исследуются проблемы возникновения и развития феномена культа. На примере восточных практик медитации автор пытается определить природу культового взаимодействия.
Читать PDF

99. 04. 006. Джейки С. Л. Наука, культура и культ. Jaki St. L. science, culture, and cult//science i

Малинин В. В., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF

2018.02.008. КОРМИН Н.А. ПОЗНАНИЕ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭСКИЗ. - М.: ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТ

Боброва Л.А.
Читать PDF

Культ карго в контексте критики Э. Эвансом-Притчардом классических религиоведческих подходов

Гаврилов Олег Федорович, Гаврилов Евгений Олегович
В статье на примере культа карго и в контексте критики Э.
Читать PDF

Религия как фактор динамики культуры: о традициях и направлениях изучения проблемы в философии культ

Морозова Ирина Николаевна
В истории гуманитарного знания начиная с античной философии роль религии в жизни общества объясняется почитанием святынь, необходимостью соблюдения, уважения традиций. Во второй половине XX в.
Читать PDF

Культ Прекрасной Дамы как отражение средневековой концепции несовершенства женской природы

Букатова Дарья Михайловна, Колесниченко Лариса Ивановна
В статье анализируется роль средневековых гендерных идеологий в процессе формирования института куртуазных отношений.
Читать PDF

Время и культ в книге «Звезда спасения» Франца Розенцвейга

Резвых Татьяна Николаевна
В статье исследуется связь понятий времени и культа в книге Ф. Розенцвейга «Звезда спасения». Предварительно рассматривается смысловой центр темпоральной концепции Розенцвейга: время в диалоге Я и Ты, время и откровение.
Читать PDF

СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ И ТЕОРИЯ НОВОГО ВИДЕНИЯ ЛАСЛО МОХОЙ-НАДЯ: РАЗЛИЧИЕ В ПОНИМАНИИ СМЫСЛА КУЛЬТ

Рейфман Борис Викторович
В статье сопоставляются программы революционного изменения общества и культуры, предложенные советским конструктивизмом и теорией нового видения Ласло Мохой-Надя.
Читать PDF

"Да здравствует смерть!" фашизм, воскресение, бессмертие: культ павшего воина как важная составляюща

Неоклеус Марк
Автор статьи настаивает на том, что необходимо дать серьезный анализ того центрального места, которые погибшие на войне занимают в фашистской идеологии. За основу берется фашистский лозунг «Да здравствует смерть!

Похожие термины:

  • ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ

    форма религии периода раннсклас. строя и возникновения гос-ва. П. б. к. основывается на ранних религ.-мнфологич. представлениях: 1) тотемических, черты к-рых сохранили, напр., др.-сгип. боги -бог Гор в об
  • УМИРАЮЩИХ И ВОСКРЕСАЮЩИХ БОГОВ КУЛЬТ

    поклонение богам — олицетворениям умирающей осенью и оживающей весной растительности (винограда, всех видов злаков и др. с.-х. культур) . Характерен для древнейших земледельч. цивилизаций Ближн. Во
  • КУЛЬТ БЫКА

    См. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все отно
  • Культ святых в католической церкви

    Почитание святых в катол. церкви восходит к раннехрист. практике и поэтому имеет многие общие особенности с культом святых в правосл. церкви (дни памяти святых и праздники наиболее чтимых из них; о
  • Шри Чинмоя культ

    один из нетрадиционных культов вост. ориентации на территории совр. России. Основатель культа индус Шри Чинмой (род. 1931), воспитанник ашрама известного гуру Шри Ауробиндо в Индии. В 1964 Шри Чинмой пе
  • РАЗУМА КУЛЬТ

    см. Разума культ.
  • СВЯТЫХ КУЛЬТ

    см. Святых культ.
  • ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ

    см. Анимализм.
  • Культ карго

    один из видов нового религиозного движения, который обещает богатство. Термин позаимствован из исследований полинезийской культуры, в которой последователям пророческой фигуры было обещано, что
  • ДЕРЕВЬЕВ КУЛЬТ

            один из древнейших культов в Индии; засвидетельствован со времен протоиндийской цивилизации. Дерево на платформе, окруженное оградой, было древнейшим типом святилища. Деревья и сами по с
  • КУЛЬТ ДИСКА

    Он был широко распространен в Египте, но только в последнее время, так как появился при Аменофе III, дравиде, который привез его из Южной Индии и Цейлона. Это было культом Солнца в иной форме; Атен-Неф
  • ГЕРОЕВ КУЛЬТ

    сложившееся в Др. Греции почитание мифич. персонажей и реальн. личностей, прославившихся героич. подвигами, теми или иными выдающимися деяниями. Получил широкое распространение в античном мире. Пе
  • ГОР КУЛЬТ

            почитание гор, повсеместно распространенное в Индии. Горы и холмы почитаются как обители богов (дэва). К числу особо свящ. относятся Гималаи. За их гл. хребтом, по индуистским верованиям, на
  • КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

    текст лекции П. А. Флоренского, прочитанной 5—7 мая 1918. Один из немногих сохранившихся фрагментов общего курса лекций о культе, которые он читал в Московской духовной академии с 1908 по 1919. Позднее Фло
  • КУЛЬТ ИБИСА

    Ибис, по-египетски Хаб, был посвящен Тоту в Гермополисе. Он назывался вестником Озириса, ибо является символом Мудрости, Проницательности и Чистоты, так как чувствует отвращение к воде, если та даж
  • Культ пейот

    религиозное движение ревитализации, в конце Х1Хв. охватившее многие группы коренныхжителей Северной Америки. Сегодня оно представляет собой религиозное движение, соединившее в себе традиционную
  • Культ Тневнок

    (Tnevnoc cult) - используя стандартные характеристики «культа», предложенные антикультовым движением, Дэвид Бромли и Энсон »Шуп проанализировали опасности, которые несет с собой культ «Тневнок» в блес
  • КАМНЕЙ КУЛЬТ

            в индуизме пережиток одного из древнейших верований. Проявляется преимуществ, в форме поклонения местным божествам, а именно богинямматерям в образе бесформенного или грубо отесанного к
  • КУЛЬТ КОРОВЫ

    Идея о каком-либо подобном "культе" является столь же ошибочной, сколь несправедливой. Ни один египтянин не поклонялся корове, так же как ни один индус не поклоняется этому животному теперь, хотя и
  • КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

    слепое преклонение перед авторитетом к.-л. деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу К. л. составляет идеалистический и