ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ
форма религии периода раннсклас. строя и возникновения гос-ва. П. б. к. основывается на ранних религ.-мнфологич. представлениях: 1) тотемических, черты к-рых сохранили, напр., др.-сгип. боги -бог Гор в облике сокола почитался в Эффу, богиня Хатор в облике коровы - в номе Дендерс и т. д.; 2) представлениях об учредителях племен, инициации или же уподобленных им мифологич. образах культурного героя-демиурга; 3) олицетворениях небесных или атмосферных явлений; 4) культе предка-родоначальника. П. б. к. становится как бы исходной позицией развитого политеизма, с одной стороны, и монотеизма -с другой.

Источник: Атеистический словарь

ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ
одна из форм религии, исторически сложившаяся на стадии развитого родо-племенного строя, на грани классового общества. Образ племенного бога - сложный, истоки его уходят в глубокую древность. У наиболее отсталых народов, где формы племенной жизни еще не развиты, - у австралийцев, папуасов, огнеземельцев, калифорн. индейцев и др. - цельного образа племенного бога еще нет, имеются представления о разл. сверхъестеств. существах, черты к-рых служат на более высоких ступенях развития народов элементами образования представлений о племенном боге. Это образы тотемич. «предка» (см. Тотемизм), культурного героя, к-рому приписывается установление разных обычаев, в частности - обычая возрастных инициации, и др. Т. к. возрастные инициации - одна из ранних форм проявления общеплеменных связей, то и фигура духа-покровителя инициации, как правило, становится ядром формирования образа племенного бога. Примеры таких ранних образов племенных богов, еще, не ставших объектами развернутого общеплеменного культа, у аборигенов Юго-Вост. Австралии представляют Байамо, Дарамулун, Нуррундсро, Нуралие и др., у папуасов Юго-Зап. Н. Гвинои - Майо, Сосом и др., у огнеземельцев - Ватауииова, Темаукль, у калифорн. индейцев - Тайкомол, Куксу и др. Все эти мифологич. образы сохраняют прочную связь с обычаями возрастных инициации. Но разработанный П. б. к. складывается на более поздней истор. ступени, при перерастании родо-племенного строя через племенные союзы в раннеклассовый и гос. строй. Фигура племенного бога здесь становится знаменем развертывающейся борьбы пламени против др. племен; племенной бог, отражая появление Воинств. идеологии племени, превращается в бога-воителя, жестокого, требующего, как правило, человеч. жертв. Таковы были боги у масаи, ашанти и нек-рых др. племен Африки, у индейцев Центр. Америки (напр., кровожадный бог Уитцилопочтли у ацтеков-теночков, Тецкатлипока у тецкуканцев, Кукулкан у майя и др.), а также Индра у арийцев Индии, Гор у египтян, Мардук у вавилонян, Ашшур у ассирийцев, Тишуп у хеттов и др. По мере объединения племен под властью сильнейшего из племенных вождей, боги племен обычно соединяются в политеистич. пантеон (см. Политеизм), во главе к-рого оказывается бог племени-завоевателя. Иудейский Яхве был тоже вначале племенным богом (племени Левия или Иуды), позже он был признан общеизраильским богом, чьим именем древние евреи освящали свое завоевание Палестины. По воинственности и жестокости библейский Яхве превосходил мн. др. известных нам племенных богов: в Библии ему постоянно приписывается требование поголовно истреблять «врагов. Позже Яхве в сознании верующих под влиянием установления царской власти превратился в единого «бога-творца». В христианстве он стал «богом-отцом», первым лицом «пресвятой троицы». Аналогичным было происхождение мусульм. Аллаха, вначале, вероятно, племенного, а позже межплеменного бога арабов. П. б. к. сыграл, т. о., очень важную роль в истории религии, как этан в развитии и политеистических и «монотеистических» культов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.