СВЯТЫХ КУЛЬТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Святых культ
религиозное почитание лиц, к-рые якобы особо угодили богу «благочестивой» жизнью, за что после смерти были взяты на небо и стали посредниками между богом и людьми, оказывая влияние на жизнь верующих, является составн. частью культа в христианстве, исламе и др. религиях. К «святым» христ. церковь относит: пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных. Все они якобы отмечены «даром чудотворения», необходимым атрибутом «святости». Выросший на почве существовавшего у первобытных народов культа предков, С. к. явился одним из средств духовного закабаления верующих. Увеличивая число святых, церковь особенно подчеркивала, что «благочестие» достигается смиренной, покорной жизнью, удалением от «мирских» забот, верным служением богу и власть имущим на земле. Не случайно в пантеон христ. «святых» вошли т. н. мученики, пострадавшие за веру, — монахи, аскеты, лица, добровольно истязавшие себя во имя бога, а также верные слуги престола — светские и духовные сановники. Христианство канонизировало духовных лиц, принимавших участие в борьбе против рев. движений, против выступлений бедноты.
Этих «святых» церковь популяризировала как «небесных покровителей», служащих образцом для всех верующих. В католич. и православ. церквах количество «святых» составляет несколько тысяч, помогая оказывать постоянное влияние на верующих. В протестантизме вера в «святых» отрицается. См. также Беатификация, Канонизация.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

КУЛЬТ СВЯТЫХ
религ. почитание верующими лиц, к-рых якобы бог за их праведную жизнь, стойкость в вере сделал посредниками между собой и простыми смертными. Церковь наставляет верующих возносить молитвы святым, почитая их в качестве небесн. «заступников» и покровителей. В христ. Кс. можно найти следы первобытн. культа предков, античного культа героев. С введением христ-ва на Руси рус. правосл. церковь начала создавать собств. пантеон святых. Помимо общехрист. святых, почитаемых византийск. церковью, она ввела в этот пантеон и многочисл. «угодников божьих», связанных лишь с рус. православием. Первоначально появились местные святые, к-рых объявляли в качестве таковых князья, крупные феодалы. К ним причислялись, как правило, церк. иерархи и светские властители. Первыми русскими святыми стали сыновья князя Владимира Киевского Борис и Глеб, затем были провозглашены святыми (канонизированы) епископ новгородский Никита, вел. княгиня Ольга и др. В 16 в. в связи с образованием централиз. Рус. гос-ва процесс канонизации активизировался. На церк. соборах, созванных митрополитом Макарием в 1547 и 1549, были объявлены имена 70 новых рус. святых. Церковь в сонме святых выделяет ангелов, пророков, апостолов, мучеников. святителей, преподобных и праведников. Значит, их часть фигуры мифологич. Вместе с тем к лику святых причислены нек-рые авторитетные лица, в частности Александр Невский. Канонизация совершается в рус. православии и в наст. вр., хотя и не сталь активно, как прежде. Рассматривая К.с. как эффективное средство идеологич. и эмоционально-психологич. влияния на верующих, правосл. духовенство всячески пропагандирует «подвиги» божьих угодников, убеждает паству в необходимости постоянно обращаться к ним за помощью в житейских делах и нуждах.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СВЯТЫХ КУЛЬТ
религ. почитание лиц, называемых церковью святыми, к-рых бог якобы за их праведную жизнь, стойкое исповедание веры, «подвиги благочестия» наделил даром чудотворения, сделал посредниками между собой и людьми. Святые считаются покровителями простых смертных, «заступниками» и «молитвенниками» за них. С. к. занимает важное место в иудаизме, исламе, христианстве (католицизм, православие). Он возникает в период перехода от политеизма к монотеизму, когда выделяются гл. боги. Остальные же превращаются в святых. Истоки С. к. лежат в первобытн. культе предков (см. Предков культ). В христианстве он сформировался на почве существовавшего в др.-греч. об-ве культа героев. Полный христ. месяцеслов включает тысячи святых, названных поименно и безыменных. Среди них есть и вымышленные (Илья-пророк, Георгий Победоносец и др.) и реальные лица. Церковью канонизировались (см. Канонизация) видные церк. иерархи, основатели монастырей, светские правители. К числу святых она относит т. н. пророков, праведных, преподобных, апостолов, святителей, мучеников. В честь святых установлены праздники, во время к-рых всячески прославляется их праведная жизнь. В составленных церк. авторами житиях святых красочно описываются их деяния, наполненные откровенно фантастич. вымыслами. Религ. проповедники наставляют верующих в необходимости обращаться к святым букв. во всех случаях жизни. Они будто бы могут помочь вырастить хороший урожай и обеспечить благополучие в семейной жизни, исцелять от недугов и охранять от всяческих бед. Т. о., вся жизнь верующих оказывается связанной с «небесными покровителями». Церковь использовала С. к. и в политич. целях. Так, с помощью канонизации святых она стремилась отвлечь внимание верующих от революц. борьбы. С. к. использовался для разжигания национализма и шовинизма и т. п. Он и поныне остается действенным средством религ. влияния на верующих, используемым церковью для сохранения и укрепления своих позиций.

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.76 кб

Канонизация святых как культуротворчество

Т. В. Юрьева
Читать PDF
125.05 кб

Культ святых в Хорасане и Мавераннахре в X-XI вв.

Муллоджонов Сайфулло Кучакович
В статье рассматривается тема святых мест в X-XI вв, на территории Хорасана и Мавераннахра.
Читать PDF
98.58 кб

Культ святых в исламе: социальное пространство мазара

Панков Игорь
Статья посвящена исследованию культа святых в исламе на примере отдельного мазара1 в соответствии с теорией П.
Читать PDF
227.95 кб

Московский великий князь Василий III и культы русских святых

Мельник Александр Гаврилович
В работе установлено, что московский великий князь Василий III (1505-1533) уделял особое внимание активному публичному почитанию русских святых.
Читать PDF
571.84 кб

Культ святых в исламе у табасаранцев: традиции и современность

Сефербеков Руслан Ибрагимович, Сефербеков Магомедхабиб Русланович
В статье на основе полевого этнографического материала, собранного авторами в Хивском и Табасаранском районах Дагестана, исследуются культовые сооружения табасаранцев.
Читать PDF
357.99 кб

Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема

Юрьева Татьяна Владимировна
Статья предлагает к рассмотрению поставленную в названии публикации проблему канонизации в культурологическом аспекте.
Читать PDF
313.31 кб

Практика первоначального утверждения культов русских святых в XV-XVI вв

Мельник Александр Гаврилович
Из житийных текстов следует, что в среде русского монашества XV-XVI вв. существовало довольно ясное представление о составе и порядке действий по первоначальному утверждению культов святых.
Читать PDF
93.75 кб

Культ южноуральских старообрядческих святых в середине XIX - начале XX вв

Федоров Н. С.
The article opens the problematics of the post schismatic saint people within the old believers of Southern Ural: historical and confessional features of the cults origin, "life-being" data, descriptions of forms of national worsh
Читать PDF
607.79 кб

Роль святых Кирилла и Мефодия в становлении православно-славянской культуры

Кралюк Петр Михайлович, Смирнов Андрей Иванович
Рассматривается основная культурная деятельность святых Кирилла и Мефодия, которая осуществлялась за пределами русских земель, однако имела для них значительные последствия.
Читать PDF
165.63 кб

Политико-идеологические сублимации Самости в православном культе святых мощей

Некита А.Г.
Рассматривается процесс трансформации языческого почитания предков в культ святых мощей. Именно он становится материальным символом присутствия святости в пространстве церковных и монастырских общин.
Читать PDF
257.33 кб

Т.В. ЮРЬЕВА. КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Фетисова Т.А.
Читать PDF
234.67 кб

Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия

Александр Васильевич Маркидонов
Сама ситуация миссии в ее церковно-историческом и катехитическом содержании существенно актуализировала, развернула и побудила к новому осознанию соотношение в византийской духовной культуре эллинской школы и церковной веры.
Читать PDF
450.78 кб

Материалы к изучению культа святых у казахов (на примере Западно-Казахстанской области)

Ларина Елена Игоревна
В статье рассказывается об особенностях ислама у казахов Западного Казахстана в постсоветское время, в частности о культе святых (аулья).
Читать PDF
365.16 кб

Культы святых правителей в раннесредневековой Европе: взаимосвязь религиозного и политического

Бикеева Наталья Юрьевна, Мокрополова Анастасия Дмитриевна
В статье рассматривается проблема взаимодействия религиозного и социально-политического содержания образов святых правителей раннесредневековой Европы и функции их культов в обществе.
Читать PDF
383.37 кб

Сохранение и реконструкция историко-культурного наследия (на материалах церкви святых Захарии и Елис

Гребенкина Анна Александровна, Ростовцева Ирина Львовна, Ефимович Алина Юрьевна
В статье исследуются проблемы сохранения церковно-исторического наследия. Отмечается, что все чаще в современных условиях памятники архитектуры, в свое время являвшиеся культурными и духовными центрами бесследно исчезают.

Похожие термины:

  • Культ святых в православии

    Обычай почитания святых пришел на Русь вместе с христ-вом. В греч. церкви слово «святой» означало «избранный», «праведный», «живущий по правилам», а в этимологии славянских языков имело значение «
  • Культ святых в католической церкви

    Почитание святых в катол. церкви восходит к раннехрист. практике и поэтому имеет многие общие особенности с культом святых в правосл. церкви (дни памяти святых и праздники наиболее чтимых из них; о