религиозное почитание лиц, к-рые якобы особо угодили богу «благочестивой» жизнью, за что после смерти были взяты на небо и стали посредниками между богом и людьми, оказывая влияние на жизнь верующих, является составн. частью культа в христианстве, исламе и др. религиях. К «святым» христ. церковь относит: пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных. Все они якобы отмечены «даром чудотворения», необходимым атрибутом «святости». Выросший на почве существовавшего у первобытных народов культа предков, С. к. явился одним из средств духовного закабаления верующих. Увеличивая число святых, церковь особенно подчеркивала, что «благочестие» достигается смиренной, покорной жизнью, удалением от «мирских» забот, верным служением богу и власть имущим на земле. Не случайно в пантеон христ. «святых» вошли т. н. мученики, пострадавшие за веру, — монахи, аскеты, лица, добровольно истязавшие себя во имя бога, а также верные слуги престола — светские и духовные сановники. Христианство канонизировало духовных лиц, принимавших участие в борьбе против рев. движений, против выступлений бедноты.
Этих «святых» церковь популяризировала как «небесных покровителей», служащих образцом для всех верующих. В католич. и православ. церквах количество «святых» составляет несколько тысяч, помогая оказывать постоянное влияние на верующих. В протестантизме вера в «святых» отрицается. См. также Беатификация, Канонизация.
СВЯТЫХ КУЛЬТ
Святых культ
КУЛЬТ СВЯТЫХ
религ. почитание верующими лиц, к-рых якобы бог за их праведную жизнь, стойкость в вере сделал посредниками между собой и простыми смертными. Церковь наставляет верующих возносить молитвы святым, почитая их в качестве небесн. «заступников» и покровителей. В христ. Кс. можно найти следы первобытн. культа предков, античного культа героев. С введением христ-ва на Руси рус. правосл. церковь начала создавать собств. пантеон святых. Помимо общехрист. святых, почитаемых византийск. церковью, она ввела в этот пантеон и многочисл. «угодников божьих», связанных лишь с рус. православием. Первоначально появились местные святые, к-рых объявляли в качестве таковых князья, крупные феодалы. К ним причислялись, как правило, церк. иерархи и светские властители. Первыми русскими святыми стали сыновья князя Владимира Киевского Борис и Глеб, затем были провозглашены святыми (канонизированы) епископ новгородский Никита, вел. княгиня Ольга и др. В 16 в. в связи с образованием централиз. Рус. гос-ва процесс канонизации активизировался. На церк. соборах, созванных митрополитом Макарием в 1547 и 1549, были объявлены имена 70 новых рус. святых. Церковь в сонме святых выделяет ангелов, пророков, апостолов, мучеников. святителей, преподобных и праведников. Значит, их часть фигуры мифологич. Вместе с тем к лику святых причислены нек-рые авторитетные лица, в частности Александр Невский. Канонизация совершается в рус. православии и в наст. вр., хотя и не сталь активно, как прежде. Рассматривая К.с. как эффективное средство идеологич. и эмоционально-психологич. влияния на верующих, правосл. духовенство всячески пропагандирует «подвиги» божьих угодников, убеждает паству в необходимости постоянно обращаться к ним за помощью в житейских делах и нуждах.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
СВЯТЫХ КУЛЬТ
религ. почитание лиц, называемых церковью святыми, к-рых бог якобы за их праведную жизнь, стойкое исповедание веры, «подвиги благочестия» наделил даром чудотворения, сделал посредниками между собой и людьми. Святые считаются покровителями простых смертных, «заступниками» и «молитвенниками» за них. С. к. занимает важное место в иудаизме, исламе, христианстве (католицизм, православие). Он возникает в период перехода от политеизма к монотеизму, когда выделяются гл. боги. Остальные же превращаются в святых. Истоки С. к. лежат в первобытн. культе предков (см. Предков культ). В христианстве он сформировался на почве существовавшего в др.-греч. об-ве культа героев. Полный христ. месяцеслов включает тысячи святых, названных поименно и безыменных. Среди них есть и вымышленные (Илья-пророк, Георгий Победоносец и др.) и реальные лица. Церковью канонизировались (см. Канонизация) видные церк. иерархи, основатели монастырей, светские правители. К числу святых она относит т. н. пророков, праведных, преподобных, апостолов, святителей, мучеников. В честь святых установлены праздники, во время к-рых всячески прославляется их праведная жизнь. В составленных церк. авторами житиях святых красочно описываются их деяния, наполненные откровенно фантастич. вымыслами. Религ. проповедники наставляют верующих в необходимости обращаться к святым букв. во всех случаях жизни. Они будто бы могут помочь вырастить хороший урожай и обеспечить благополучие в семейной жизни, исцелять от недугов и охранять от всяческих бед. Т. о., вся жизнь верующих оказывается связанной с «небесными покровителями». Церковь использовала С. к. и в политич. целях. Так, с помощью канонизации святых она стремилась отвлечь внимание верующих от революц. борьбы. С. к. использовался для разжигания национализма и шовинизма и т. п. Он и поныне остается действенным средством религ. влияния на верующих, используемым церковью для сохранения и укрепления своих позиций.
Источник: Атеистический словарь