Почитание святых в катол. церкви восходит к раннехрист. практике и поэтому имеет многие общие особенности с культом святых в правосл. церкви (дни памяти святых и праздники наиболее чтимых из них; особые молитвы и богослужения святым; почитание их изображений, останков, мест их деятельности и погребения, принадлежавших им вещей; культ святых-покровителей). Исповедуя веру в «общение святых», катол. церковь признает возможность своего рода солидарности в любви между живыми и умершими, в т. ч. собственно «святыми» т. е. теми умершими, к-рые уже вошли во славу Божию и составляют Небесную Церковь. Пример добродетельной и подвижнической жизни того или иного святого предлагается церковью в назидание верующим. При этом катол. церковь учит, что святым может воздаваться почитание, но никоим образом не поклонение, подобающее одному только Богу.
Если в древней христ. церкви почитание конкретных святых устанавливалось стихийно, то с 11 в. в катол. церкви сложилась определенная процедура признания святых Апостольским Престолом. Началом для этого обычно служит неослабевающее народное почитание умершего христианина, сопровождающееся иногда явлениями сверхъестественного порядка. После тщательного исследования жизни этого человека и подлинности знамений, происшедших после его кончины, церковь совершает офиц. беатификацию (причисление к лику блаженных), допускающую возможность церковного почитания, к-рое не имеет обязательного характера и осуществляется, как правило, в отдельных регионах или в монашеских орденах и общинах. За ней после еще более тщательного рассмотрения может последовать торжественная канонизация (причисление к лику святых), выражающая определенную веру церкви в небесное прославление данного святого. Степень народного почитания различных святых неодинакова: в каждом регионе есть святые, к-рым отдается предпочтение; у католиков России, как и во мн. др. европ. странах, особенно чтится св. Антоний Падуанский и св. Тереза Младенца Иисуса. Нек-рые святые почитаются верующими или как покровители отдельных стран, регионов, городов, сфер жизни, профессий, или как защитники и помощники в определенных ситуациях: св. Жанна д’Арк покровительница Франции, Иосиф Обручник трудящихся, Фома Аквинский катол. ун-тов, Эльм моряков, Цецилия музыкантов, Власий помогает при болезнях горла и т. д. (обычно «специализация» святого каким-то образом основывается на его житии). Церковь, в сущности одобряя культ святых-покровителей, стремится тем не менее не допускать того, чтобы молитва святым о заступничестве превращалась в почитание их как языческих богов, что нередко происходит в народной религиозности. В вост. обрядах катол. церкви чтятся многие святые соответствующих вост. церквей, в т. ч. жившие после церк. разделения (1054).