ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ

        один из древнейших культов в Индии; сохраняется до наших дней в виде почитания свящ. животных, к разряду к-рых относятся корова, обезьяна, тигр, змея (см. ЗМЕЙ КУЛЬТ), крокодил, черепаха и др. Нек-рые из них исторически являлись тотемами различных индийских родов. Обычно соблюдается запрет на убийство свящ. животного, что в наст. вр. более всего обосновывается идеей ахимсы. Подкрепляется Ж. к. мифами об аватарах Вишну, а также идеей о специфич. средствах передвижения (вахана) индуистских богов, среди к-рых встречаются бык, лев, человек-птица Гаруда, мышь, павлин и др. Частично зооморфный облик имеют в индуизме бог мудрости Ганеша, обожествленный эпический герой Хануман и нек-рые др.
Н. Краснодембская

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Культ животных
различные формы религиозно-магических действий, связанные с почитанием животных; комплекс обрядов и поверий, основанный на сакральном отношении к представителям фауны.
В чистом виде К. ж. проявляется в тотемизме, в производственной магии скотоводов и в почитании свящ. животных представителями разных религ. направлений. В верованиях славян-земледельцев К. ж. не был достаточно развит, хотя мн. обряды и поверья свидетельствуют о культовом отношении к нек-рым представителям фауны. Особая роль у языческих славян отводилась коню как атрибуту языческих небесных божеств, как существу, связанному с иным миром и способному воздействовать на плодородие. Конскими праздниками считались первая суббота Великого поста, Юрьев день и день памяти Флора и Лавра. Источники говорят о конях, предназначавшихся для обрядов гадания (храм Святовита у балтийских славян) и жертвоприношения (Конь-остров на Ладожском озере). Сакральная роль отводилась коню в погребальном ритуале как проводнику на тот свет, а также при «вождении кобылки» (обычай ряженья коней) в пережиточной традиционной обрядности святок, русальной недели и Ивана Купалы. Однако во всех случаях объектом культового почитания и ритуальных действий был не конь, как таковой, а символизировавшийся конем сакральный объект природы: солнечный небесный огонь. Это же значение закрепилось за фольклорным образом коня, к-рый наделялся одновременно и сверхъестественными, и человеческими свойствами. Известны случаи обрядового захоронения павшего коня. В дохрист. и двоеверную эпохи (8 —13 вв.) на круглые подвески ритуальных ожерелий наносили крестовидные знаки, обозначавшие солнечный огонь, или синонимичный им облик коня. Изображения солнечных коней входили в состав амулетов, с к-рыми связывались надежды на покровительство и благополучие. Образ коня в пластике тождествен обожествлявшемуся солнцу.
Культовое значение имели также козел, овца и баран.
Шкуры и маски этих, считавшихся чистыми, животных широко использовались в святочной обрядности, связанной с заклинанием благополучия. По народным представлениям овечья шерсть наделялась свойством оберега, способного предохранять от нечистой силы. Козлу из-за присущей ему плодовитости приписывалась сверхъестественная способность воздействия на плодородие. Однако и обряды вождения козы и козла («Где козел ходит, там жито родит») не имели прямого отношения к К. ж., а были лишь частью ритуального комплекса, связанного с почитанием обожествленной природы. Действия с козлом призваны были способствовать урожайности земли. Много поверий связано с собакой, к-рой приписывалось вещее знание о разного рода несчастьях, и кошке, черная масть к-рой воспринималась как олицетворение нечистой силы. Однако культового комплекса эти поверья и приметы не образуют. Иное дело волк.
Этот дикий зверь наделялся мн. мифическими функциями, с к-рыми у большинства европ. народов связывались представления о волколаках волках-оборотнях, людяхволках, в к-рых могут превращаться колдуны и чародеи. О прямом почитании волков, наделявшихся сверхъестественными, едва ли не божественными свойствами (по крайней мере очевидна связь волка с иным миром), свидетельствуют пережитки жертвоприношений им: на Рождество для волков специально оставляли на отдаленном перекрестке дорог козу; похищение волком овцы из стада воспринималось как благо для хозяина (ср. «Что у волка в зубах, то Егорий дал»); встреча с волком считалась добрым предзнаменованием.
У славян, но еще больше у соседних с ними финских и сибирских народов столетиями сохранялся взгляд на медведя как на свящ., наделенного многими мифическими свойствами зверя. К культу этого животного, получившего массу эвфемических названий (он, хозяин, косматый, сам, бурмило и т. д.), относится специальный праздник комоедица, крый приурочен к Благовещению. Медвежьими днями считаются также Воздвижение, Спиридон солнцеворот, Сретение (см. Православные праздники). К этим дням готовились ритуальные блюда из продуктов, к-рые ест медведь (кисель из овса, сушеная репа, горох). Участники комоедицы имитировали поворачивание медведя в берлоге, что, по мысли крестьян, должно было способствовать пробуждению от спячки. Отголосок сакрального отношения к медведю присутствие этого животного в ватагах скоморохов, крые были наследниками волхвов и по мере отмирания языческого ритуала превращались в организаторов зрелищных, игровых форм обрядности. Вождение медведя нередко продолжало преследовать и ритуальные цели: его водили как свящ. животное по дому и хозяйственным постройкам, обходили с поклоном домочадцев, кормили ритуальной пищей (маслом, сыром, медом) в красном углу под иконами. Считалось, что такие действия обеспечивают благополучие и ограждают от воздействия нечистой силы. Медведь был тесно связан с символикой плодородия и любовной магией. Ряжение медведем широко практиковалось в свадебной и святочной обрядности. Медведь был символом жениха. По реву медведя гадали о девственности невесты. С целью привораживания женщины мазались медвежьим салом. Охранительные свойства приписывались как медведю, так и его шкуре, особенно в отношении новобрачных и беременных женщин (сидение на шкуре и меховые одежды в свадебной и рожаничной обрядности). С целью исцеления от бесплодия и др. болезней медведя заставляли переступать через лежащего больного. Целебными свойствами наделялись отвар медвежьего мяса, его жир и шерсть. С охранительными же целями использовали амулеты из клыков и когтей медведя, известные как по археологическим (7 — 13 вв.), так и по этнографическим (18–19 вв.) материалам.
Говорить о самостоятельном культовом значении птиц не приходится, хотя они играли заметную роль в традиционных поверьях и обрядах. В ряде областей России сохранился запрет на убийство лебедя, как св. птицы. Нек-рыми сакральными свойствами наделялись орел, сокол, голубь, журавль, аист. Вещая птица кукушка стала символом печали. Недобрым вестником, имеющим отношение к злым силам, считали ворону. Из домашних птиц отношение к мифологическим воззрениям имел петух, символизировавший огненную стихию, плодородие и вещее знание. Образ петуха в фольклоре славян и на декоративных украшениях также связан с огненной и солнечной символикой. По поверьям, это чистое свящ. животное, приносящее счастье, опекающее хозяина и предназначавшееся для жертв и ритуальных блюд. Крик петуха знаменует восход солнца, нейтрализует действие злых сил.
Сакральную связь с солнцем присвоили божьей коровке (украинское название «сонечко»). С гаданием по ней связывались надежды на благополучие, на желанные перемены в погоде.
Как видим, у славянских народов обряды и верования, связанные с сакрализацией животных, не являются проявлением собственно К. ж., а относятся к культу обожествленной природы со свойственным ему почитанием небесных божеств, светил и плодоносящей земли. К наст. вр. отдельные сохранившиеся по традиции элементы К. ж. полностью утратили свой сакральный смысл.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
142.45 кб

Культ животных в Пермском Предуралье

Петров В. Л.
В статье описываются основные сюжеты культа животных в Пермском Предуралье. Рассматривается культовая пластика и пермский звериный стиль как основной источник изучения культа животных.
Читать PDF
293.26 кб

Некоторые итоги исследования культа животных у вепсов

Винокурова Ирина Юрьевна
В статье представлены итоги изучения культа животных у вепсов, имеющие научное и практическое применение. Проанализирована новая методика сбора полевого материала по теме и его последующего анализа.
Читать PDF
421.89 кб

Культы животных и птиц в башкирской мифологии и истории общественной мысли

Бускунов А. М., Кульшарипов М. М.
В работе исследуются истоки общественно-политической мысли башкир, предания и легенды о возникновение единого башкирского народа из различных родов и племен, которые представляют огромный научный интерес.
Читать PDF
456.88 кб

Маскировка коней под мифических животных в пазырыкской культуре горного Алтая

Очир-Горяева М.А.
В статье впервые комплексно рассмотрены 17 конских головных уборов-масок, сохранившихся в курганах пазырыкской культуры Горного Алтая (кон. VI в. III в. до н. э.) и предназначенных для имитации мифических животных и птиц.
Читать PDF
285.86 кб

Структура стада домашних животных у населения андроновской культуры Верхнего Приобья

Миляев Герберт Анатольевич
Проанализирована проблема скотоводства андроновских племен эпохи развитой бронзы Верхнего Приобья и сопредельных территорий.
Читать PDF
288.67 кб

К вопросу о некоторых культах животных в мифолого-религиозных представлениях ингушей

Акиева Петимат Хасолтовна
Проводится анализ реминисценций почитания животных на базе фольклорного, мифологического и религиозно-обрядового материала ингушей.
Читать PDF
189.99 кб

Культ животных у народов Кавказа - источник сведений о териофауне исследуемого региона

Хе Владимир Хенхонович
Статья посвящена изучению таких явлений, как тотемизм, зоолатрия, культ животных у различных народов Кавказа, являющихся бесценным источником сведений о фауне млекопитающих региона.
Читать PDF
162.15 кб

Гуманистический смысл взаимоотношений человека и животных в контексте современной культуры

Грищенко В. В.
Читать PDF
291.34 кб

Костные остатки мясных частей туш животных из погребений срубной культуры лесостепного Поволжья

Рослякова Наталья Валерьевна
Статья посвящена анализу видового состава и анатомического спектра остатков мясных частей туш животных из погребений срубной культуры лесостепного Поволжья, а также взаимосвязи этих показателей с половозрастным и социальным статус
Читать PDF
844.92 кб

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА "КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РУ")

Баженова Екатерина Вячеславовна
В статье представлен дайджест фотопроектов в зарубежной художественной фотографии (по материалам сайта «Культурология.ру») за последние несколько лет, в которых затрагиваются отношения человека и животных.