ЧУВСТВА

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВА
осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Источник: Тематический философский словарь

ЧУВСТВА
устойчивое эмоциональное отношение человека к различным явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в его жизнедеятельности.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Чувство
способность живого существа ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само ощущение; способность понимать на основе ощущений.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Чувство
в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний «Я» (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Чувство
Философский смысл термина: Чувство, душевное состояние, способность ощущения, восприятие, ум, здравый смысл, настроение (Цицерон); смысл или значение слова (Овидий); мысль, понятие, идея (Веллий Патеркул).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

Чувство
1) способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия; 2) само такое ощущение; 3) способность осознавать, переживать, понимать что-либо на основе ощущений, впечатлений; 4) любовь к кому-либо.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ЧУВСТВО
(древ.‑рус. чутие – ощущение) – основная форма переживания человека своего отношения к предметам, явлениям и процессам действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщённостью, соответствием потребностям, мотивам и ценностям, сформированными в его личностном развитии.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Чувства
особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся относительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном (чувство любви к конкретному человеку или чувство гордости за свою Родину).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Чувство
Слово чувство употребляется преимущественно в применении к внутренней или душевной жизни; для выражения телесного чувства употребляется слово ощущение. Но иногда словом чувство обозначаются и телесные ощущения: так, например, органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния называются органами чувств.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Чувство
1. Способность воспринимать что-либо с помощью органов чувств: зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния. В этом смысле Ч. есть орудие чувственного познания. 2. Синоним переживания или эмоционального отношения к чему-либо (Ч. любви, радости, ненависти, боли и т.д.).
Значение термина Ч. можно выявить только, исходя из контекста. Неучитывание этого ведет к самому грубому смешению.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЧУВСТВА
Десять органов человека. В экзотерическом Пантеоне и
аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов,
земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти
физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными
чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами
природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии
называемыми клетками.

Источник: Теософский словарь

ЧУВСТВА
в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о нек-ром объекте - конкретном или обобщенном (напр., чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека носят культурно-историч. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.). См. Эмоции.

Источник: Советский философский словарь

Чувство
То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти чувства продолжительны, их обычно в отличие от эмоций называют аффектами (Аффект). В отличие от ощущений чувства затрагивают не столько тело, сколько дух («сердце»).
Тело ощущает, дух чувствует – в этом более или менее и заключается различие между ощущением и чувством. Ощущение есть изменение тела (affectio); чувство – изменение души (affectus). Впрочем, слишком настаивать на противопоставлении того и другого не стоит. Если тело и душа суть одна и та же вещь, как утверждал Спиноза и как думаю я, разница между чувствами и ощущениями носит не сущностный, а концептуальный характер: в одном случае мы рассматриваем ее с точки зрения физиологии организма, в другом – с точки зрения психологии аффектов. В то же время субъективно эта разница остается заметной: чувствовать боль и испытывать грусть – далеко не одно и то же. Одно дело – стукнуться лбом о стену, совсем другое – почувствовать «стену» страха в своей душе. Одно дело – увидеть чье‑то лицо, совсем другое – влюбиться в его обладателя. Ощущение есть отношение к телу и окружающему миру; чувство – отношение к себе и другим людям.

Источник: Философский словарь.

ЧУВСТВА
эмоциональность – конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Чувство
состояние того, кто чувствует что-либо, способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира через око - видение, ухо - слух, слушание, нос - чутье, обонянье, язык - вкус, вкушение, вся кожа - ощупь, осязание.
Чувства в психологии - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту чувство может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).
Чувства возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных дифференцированных эмоций. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, интеллектуальное, эстетическое, родительское и др.); чувства отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации.
Чувствовать - ощущать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами, познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ЧУВСТВО

- 1) в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения; но у М.Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность бытию, переживание духовного опыта, а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование". 2) В экзистенциализме: "чувство абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п. 3) В христианской мысли: "духовные чувства" возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей Провидения, путей к вечной жизни. Ф.Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р.Отто - о "чувстве Святого", И.Ильин - о "чувстве духовного ранга" и "чувстве ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в пробуждении и очищении благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки рассуждения о "чувстве Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения, миссии. 4) Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм - чувство греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К.Победоносцев) - нередко простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий, подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский). Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию обскурантизма.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)
переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к к.-л. явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова в отличие от Ч. как устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Ч.— особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Ч. человека, детерминируясь генетически, формируются об-вом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности человека. “...Без “человеческих эмоций”,— говорил Ленин,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины” (Т. 25. С. 112). Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, Ч. тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Ч. могут быть активными (сте-ническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические Ч. повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее. Среди Ч. выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, напр. с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), к-рое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое Ч., захватывающее человека надолго. Особую группу Ч. составляют высшие Ч.— нравственные (Ч. коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (Ч. прекрасного), интеллектуальные (Ч., связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЧУВСТВО
(Gefühl) — в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение и т. п.) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гештальт-качеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальт-качества сознания в целом, т. е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами» или «качествами комплекса», т. е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются в настоящее время выражением настроение. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм, Одухотворять), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами. Слово «чувство» или «чувствование» только с XVIII в. стало специально философским выражением (термином); до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animae); см. также Философия чувства.
А. Vetter. Kritik des G. s. Psychologie in der Kulturkrisis, 1923, 1977; F. Krueger. Das Wesen der G.e., 1928; K. Stumpf. G. und G.sempfindung, 1928; R. Oderbrecht. G. und Ganzheit. Der Ideengehalt der Psychologie Felix Kruegers, 1929; F. Grossart. G. und Strebung, 1931 (Neuauflage 1961); W. Metzger. Psychologie, 1941; M. Keilhacker. Entwicklung u. Aufbau dermenschl. G. e, 1947; S. Strasser. Das Gemüt, 1956; M. B. Arnold. Emotion and Personality, I—II. New York, 1960; D. Ulrich. Das G. — Eine Einführung in die Emotionspsychol., 1982; R. M. Gordon. The Structure of Emotion. Cambridge, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЧУВСТВО
элементарная форма ментальности, которая обычно противопоставляется мысли. С научной точки зрения наиболее принципиальным является вопрос о концептуальной природе чувств, в т.ч. эмоций и аффектов. Как наука осмысливает феномен Ч.? Неужели непонятийно? Философы часто обращаются к анализу чувственности, но, как правило, она рассматривается под определенным углом зрения. Подчеркивается ее зависимость от физиологических органов человека, анализируется ее роль в практике, но в лучшем случае лишь вскользь рассматривается ее концептуальный статус. Сенсуалисты придают Ч. первостепенное значение, но они предпосылают их понятиям. Имеется в виду, что субстанцией понятий является нечто, заключающееся в Ч., но что именно — никто не может объяснить. Рационалисты спешат отделаться от чувственности за счет бегства в сферу мысли. Феноменологи полагают, что понятия в их ментальной форме, эйдосы, достигаются посредством синтеза переживаний и последующего интуитивного их усмотрения, но при этом остается непроясненным вопрос о концептуальном статусе переживаний, т.е. Ч. После сказанного нам не остается ничего другого, как сформулировать свою собственную точку зрения. Ч., подобно любому другому предмету изучения, постигаются человеком концептуально. В связи с этим резонно ставить вопрос о ментальной природе концептов. Поступив таким образом, мы обнаруживаем, что они, будучи изменчивыми, обладают также инвариантным аспектом, но инвариантное в области ментальности — это мысли. Выясняется, что отделить Ч. от мыслей не удается, они слиты в концептуальных концептах воедино. Именно это обстоятельство угадывалось древними греками в концепте эйдоса, который понимался не в качестве абстрактной идеи, а как чувственная мысль или мыслительное Ч. Таким образом, ментальность человека есть связная совокупность концептов, эйдосов.
Каждый из эйдосов имеет чувственную, изменчивую, и качественную, неизменную, сторону, поэтому любое Ч. есть изменчивая сторона концептов в их ментальной форме, т.е. эйдосов. Ч. боли может быть более или менее острым, но не мысль. Строго говоря, не существуют отдельно друг от друга Ч. и мысли, они слиты в эйдосах воедино. Итак, Ч. человека концептуальны и в таком своем качестве они сопутствуют ему повсюду, в каждой науке. Нет такой науки, которая не содержала бы ментальный уровень. См. мысль.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЧУВСТВА
моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.-это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие, гордость, тщеславие, целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы, как человеколюбие, патриотизм, оптимизм, пессимизм, национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности (долг, ответственность, совесть, достоинство, стыд), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок, мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт (Привычки), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней «потребности здорового организма», по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. (Культура чувств). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
291.63 кб

Homo cosmicus: феномен «Океанического чувства»

Максименко Людмила Александровна
Древнейшая мысль о сопричастности человека и Вселенной приобрела постулативную очевидность неясного генеза, иногда затертую в устойчивом фразеологизме «Человек и Вселенная».
Читать PDF
304.50 кб

Теория нравственного чувства Д. Юма и современные представления об эмоциях в психологии морали

Абрамова А. В.
Предлагается юмовское видение логики эмоций с позиции соотнесения его идей с современными представлениями о рациональности эмоций. В этой связи оригинальность подхода Д.
Читать PDF
14.79 мб

Прибавление 1. Проблема мировосприятия, свободыи чувства самого себя.

Мухина Валерия
Читать PDF
745.02 кб

96. 03. 013. Патнэм X. смысл, бессмыслица и чувства: исследование способностей человеческого разума.

Боброва Л. А.
Читать PDF
26.34 мб

Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона (ранний период)

Апресян Рубен Грантович
Понятие «моральное чувство» составляет один из основных фокусов морально-философских рассуждений Фрэнсиса Хатчесона, что хорошо видно в его раннем произведении «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725)
Читать PDF
284.63 кб

Догматика как первичное толкование религиозного чувства в философии религии Ф. Д. Э. Шлейермахера

Беляева Анастасия Владиславовна
Традиционно труды Шлейермахера делятся на два блока: труды по герменевтике и труды по философии религии и теологии.
Читать PDF
931.98 кб

Сущность и структура эротического любовного чувства: сексуальная и эротическая революции против «пла

Пятилетова Людмила Владимировна
Исследование феномена любви (и эротического чувства любви, в частности, как до сих пор остающейся эталонной в аспекте экспликации природы человека) восходит к философии Платона, в целом заложившего классическую традицию трактовки
Читать PDF
256.06 кб

Николай Станкевич: воспевание любви и коллизии чувств

Свалов А. Н.
В статье выявляется эволюция философских взглядов Николая Станкевича на проблему любви в контексте его жизненных исканий.
Читать PDF
151.96 кб

Прояснение чувств

Погоняйло А. Г.
Статья представляет собой попытку экспликации традиционной метафизической трактовки «чувств» и «переживаний» («страстей»). Отправной точкой является аристотелевское определение катарсиса как «просветления чувств».
Читать PDF
127.30 кб

Понятие «Надлежащее» в «Теории нравственных чувств» Адама Смита

Апресян Рубен Грантович
Читать PDF
156.51 кб

Продуктивное воображение как «Общий корень чувственности и рассудка

Катречко С. Л.
Читать PDF
1.63 мб

Межвузовская научная конференция«Экология культуры и чувственности» Санкт-Петербург, 4–5 декабря 201

Ардамацкая Д. А., Радеев А. Е.
Читать PDF
262.85 кб

Ecce Homo: символические импликации структуры чувств

Филимонова Ольга Федоровна
Статья посвящена анализу целостных переживаний и смысловчеловека в условиях современной социальной действительности.
Читать PDF
196.31 кб

Доказательства бытия Бога и антропология философских чувств

Абрамов Петр Дмитриевич
Противоречия между метафизическими и моральными атрибутами понятия «Бог» представляются непреодолимыми, по крайней мере в рамках рационального исследования.
Читать PDF
8.84 мб

«Научно» прекрасное: от «Нульмерного» к физике чувств

Сосна Нина Николаевна
В статье прослеживается траектория движения, приведшего к высказываниям современных эстетиков новых медиа о том, что «все становится эстетическим». Нульмерные изображения как тема первых медиаисследований (В.

Похожие термины:

  • Начало человечности - любовь и справедливость, В ком господствуют чувства любви и справедливости - тот-мудрец, тот - учен

    Цитаты из произведения Абая Кунанбаева «Книга слов», слово сорок пятое. Абай отмечает: «Начало человечности - любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все». Пер. с каз. К. Серикбаев
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры

    название философского направления 18 в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую роль как в мышлении (мировоззрении)
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ

    нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич. направление в нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также Гамана и др. В основе «Ф. ч. и в.»- идея нецосредств. знания, к-рое противопоста
  • ЧУВСТВА ФИЛОСОФСКИЕ

    (philosophical feelings, emotions). Чувствa, обращенные на мир в целом, на бытие и его законы. Обычно философия отождествляется только с мышлением, в ее словарных определениях никогда не упоминаются чувства, эмоци
  • Эстетические чувства

    эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства. Эстетическое отношение человека не исчерпывается Э. ч., но не сущес
  • КОНТРАСТНЫЕ ЧУВСТВА

    так называет Вильгельм Вундт чувства, в которых соединяются противоположности, в частности желание и отвращение, и в которых, смотря по обстоятельствам, берет верх то одно, то другое, как, напр., в с
  • НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

    - введены Дж.Ст.Миллем. У Вл.Соловьева: стыд, жалость, сострадание, сопереживание, альтруизм, любовь, благоговение, чувство долга. В душевной жизни человека они содействуют его нравственным действия
  • НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ

    субъективистские этические теории, объясняющие происхождение и природу морали тем, что человеку свойственны особые чувства одобрения и осуждения. Н. ч. т. возникают в Англии в 17—19 вв. (А. Смит, Юм. Ш
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА

    (философия веры) (Gefühlsphilosophie) — название философского направления XVIII в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую ро
  • ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ

    эмоциональные состояния, вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и т. п., поскольку имен
  • МОДАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ

    (modal feelings and actions). Чувства и действия, которые характеризуются модальными предикатами: возможного, невозможного, необходимого. Многие чувства обращены на такие объекты или события, которые имеют ве
  • сенсуализм (от лат. чувства)

    гносеологическое учение, трактующее чувственность в качестве единственного источника знаний. Фактически синоним эмпиризма. Исторически возник как таковой в качестве антитезы платонистской тео
  • Симпатия симпатические чувства

    (συμπάθεια). Так называются чувства, в которых мы не ограничиваемся только личным, эгоистическим самочувствованием, равнодушным к положению ближнего, но испытываем внутренние видоизменения в наш
  • СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

    теория ранней психологии, согласно которой один и тот же орган чувств независимо от природы раздражителя всегда производит ощущения одного и того же рода; см. Константность,
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ

    Философский смысл термина: Чувствилище (Платон, Аристотель, стоики, Секст Эмпирик); чувство, способность (стоики, Новый Завет).
  • КУЛЬТУРА ЧУВСТВ

    степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека. Культура чувств формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностны
  • ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

    Theory of Moral Sentiments, 1759; рус. пер. 1997) — первое крупное произведение А. Смита. В этом сочинении Смит продолжает изучение природы человеческого духа с позиции теории внутренних чувств Хатчесона и Юма, кот
  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

    см. Теория познания.
  • ЧУВСТВЕННЫЙ

    связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами.
  • ОБМАН ЧУВСТВ

    ложное истолкование восприятий, которое имеет место при особых (субъективных или объективных) условиях. Анормальными формами обмана чувств являются некоторые иллюзии и галлюцинация. Обманы чувс