ЧУВСТВА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВА
осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Источник: Тематический философский словарь

ЧУВСТВА
устойчивое эмоциональное отношение человека к различным явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в его жизнедеятельности.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Чувства
особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся относительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном (чувство любви к конкретному человеку или чувство гордости за свою Родину).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЧУВСТВА
Десять органов человека. В экзотерическом Пантеоне и
аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов,
земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти
физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными
чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами
природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии
называемыми клетками.

Источник: Теософский словарь

ЧУВСТВА
в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о нек-ром объекте - конкретном или обобщенном (напр., чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека носят культурно-историч. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.). См. Эмоции.

Источник: Советский философский словарь

ЧУВСТВА
эмоциональность — конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности, и чувства, связанные с действием. Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего «Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность — непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует путать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

Источник: Философский словарь

ЧУВСТВА
эмоциональность – конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЧУВСТВА
моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.-это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие, гордость, тщеславие, целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы, как человеколюбие, патриотизм, оптимизм, пессимизм, национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности (долг, ответственность, совесть, достоинство, стыд), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок, мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт (Привычки), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней «потребности здорового организма», по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. (Культура чувств). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.

Источник: Словарь по этике



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
291.63 кб

Homo cosmicus: феномен «Океанического чувства»

Максименко Людмила Александровна
Древнейшая мысль о сопричастности человека и Вселенной приобрела постулативную очевидность неясного генеза, иногда затертую в устойчивом фразеологизме «Человек и Вселенная».
Читать PDF
304.50 кб

Теория нравственного чувства Д. Юма и современные представления об эмоциях в психологии морали

Абрамова А. В.
Предлагается юмовское видение логики эмоций с позиции соотнесения его идей с современными представлениями о рациональности эмоций. В этой связи оригинальность подхода Д.
Читать PDF
14.79 мб

Прибавление 1. Проблема мировосприятия, свободыи чувства самого себя.

Мухина Валерия
Читать PDF
745.02 кб

96. 03. 013. Патнэм X. смысл, бессмыслица и чувства: исследование способностей человеческого разума.

Боброва Л. А.
Читать PDF
26.34 мб

Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона (ранний период)

Апресян Рубен Грантович
Понятие «моральное чувство» составляет один из основных фокусов морально-философских рассуждений Фрэнсиса Хатчесона, что хорошо видно в его раннем произведении «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725)
Читать PDF
284.63 кб

Догматика как первичное толкование религиозного чувства в философии религии Ф. Д. Э. Шлейермахера

Беляева Анастасия Владиславовна
Традиционно труды Шлейермахера делятся на два блока: труды по герменевтике и труды по философии религии и теологии.
Читать PDF
931.98 кб

Сущность и структура эротического любовного чувства: сексуальная и эротическая революции против «пла

Пятилетова Людмила Владимировна
Исследование феномена любви (и эротического чувства любви, в частности, как до сих пор остающейся эталонной в аспекте экспликации природы человека) восходит к философии Платона, в целом заложившего классическую традицию трактовки
Читать PDF
256.06 кб

Николай Станкевич: воспевание любви и коллизии чувств

Свалов А. Н.
В статье выявляется эволюция философских взглядов Николая Станкевича на проблему любви в контексте его жизненных исканий.
Читать PDF
151.96 кб

Прояснение чувств

Погоняйло А. Г.
Статья представляет собой попытку экспликации традиционной метафизической трактовки «чувств» и «переживаний» («страстей»). Отправной точкой является аристотелевское определение катарсиса как «просветления чувств».
Читать PDF
127.30 кб

Понятие «Надлежащее» в «Теории нравственных чувств» Адама Смита

Апресян Рубен Грантович
Читать PDF
156.51 кб

Продуктивное воображение как «Общий корень чувственности и рассудка

Катречко С. Л.
Читать PDF
1.63 мб

Межвузовская научная конференция«Экология культуры и чувственности» Санкт-Петербург, 4–5 декабря 201

Ардамацкая Д. А., Радеев А. Е.
Читать PDF
262.85 кб

Ecce Homo: символические импликации структуры чувств

Филимонова Ольга Федоровна
Статья посвящена анализу целостных переживаний и смысловчеловека в условиях современной социальной действительности.
Читать PDF
196.31 кб

Доказательства бытия Бога и антропология философских чувств

Абрамов Петр Дмитриевич
Противоречия между метафизическими и моральными атрибутами понятия «Бог» представляются непреодолимыми, по крайней мере в рамках рационального исследования.
Читать PDF
8.84 мб

«Научно» прекрасное: от «Нульмерного» к физике чувств

Сосна Нина Николаевна
В статье прослеживается траектория движения, приведшего к высказываниям современных эстетиков новых медиа о том, что «все становится эстетическим». Нульмерные изображения как тема первых медиаисследований (В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Начало человечности - любовь и справедливость, В ком господствуют чувства любви и справедливости - тот-мудрец, тот - учен

    Цитаты из произведения Абая Кунанбаева «Книга слов», слово сорок пятое. Абай отмечает: «Начало человечности - любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все». Пер. с каз. К. Серикбаев
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры

    название философского направления 18 в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую роль как в мышлении (мировоззрении)
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ

    нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич. направление в нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также Гамана и др. В основе «Ф. ч. и в.»- идея нецосредств. знания, к-рое противопоста
  • ЧУВСТВА ФИЛОСОФСКИЕ

    (philosophical feelings, emotions). Чувствa, обращенные на мир в целом, на бытие и его законы. Обычно философия отождествляется только с мышлением, в ее словарных определениях никогда не упоминаются чувства, эмоци
  • Эстетические чувства

    эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства. Эстетическое отношение человека не исчерпывается Э. ч., но не сущес
  • КОНТРАСТНЫЕ ЧУВСТВА

    так называет Вильгельм Вундт чувства, в которых соединяются противоположности, в частности желание и отвращение, и в которых, смотря по обстоятельствам, берет верх то одно, то другое, как, напр., в с
  • НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

    - введены Дж.Ст.Миллем. У Вл.Соловьева: стыд, жалость, сострадание, сопереживание, альтруизм, любовь, благоговение, чувство долга. В душевной жизни человека они содействуют его нравственным действия
  • НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ

    субъективистские этические теории, объясняющие происхождение и природу морали тем, что человеку свойственны особые чувства одобрения и осуждения. Н. ч. т. возникают в Англии в 17—19 вв. (А. Смит, Юм. Ш
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА

    (философия веры) (Gefühlsphilosophie) — название философского направления XVIII в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую ро
  • ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ

    эмоциональные состояния, вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и т. п., поскольку имен
  • МОДАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ

    (modal feelings and actions). Чувства и действия, которые характеризуются модальными предикатами: возможного, невозможного, необходимого. Многие чувства обращены на такие объекты или события, которые имеют ве
  • сенсуализм (от лат. чувства)

    гносеологическое учение, трактующее чувственность в качестве единственного источника знаний. Фактически синоним эмпиризма. Исторически возник как таковой в качестве антитезы платонистской тео
  • Симпатия симпатические чувства

    (συμπάθεια). Так называются чувства, в которых мы не ограничиваемся только личным, эгоистическим самочувствованием, равнодушным к положению ближнего, но испытываем внутренние видоизменения в наш
  • СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

    теория ранней психологии, согласно которой один и тот же орган чувств независимо от природы раздражителя всегда производит ощущения одного и того же рода; см. Константность,
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ

    Философский смысл термина: Чувствилище (Платон, Аристотель, стоики, Секст Эмпирик); чувство, способность (стоики, Новый Завет).
  • КУЛЬТУРА ЧУВСТВ

    степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека. Культура чувств формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностны
  • ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

    Theory of Moral Sentiments, 1759; рус. пер. 1997) — первое крупное произведение А. Смита. В этом сочинении Смит продолжает изучение природы человеческого духа с позиции теории внутренних чувств Хатчесона и Юма, кот
  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

    см. Теория познания.
  • ЧУВСТВЕННЫЙ

    связанный с чувствами, опосредованный чувствами, воспринимаемый чувствами.
  • ОБМАН ЧУВСТВ

    ложное истолкование восприятий, которое имеет место при особых (субъективных или объективных) условиях. Анормальными формами обмана чувств являются некоторые иллюзии и галлюцинация. Обманы чувс