ЧУВСТВА

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВА
осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Источник: Тематический философский словарь

ЧУВСТВА
устойчивое эмоциональное отношение человека к различным явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в его жизнедеятельности.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Чувство
способность живого существа ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само ощущение; способность понимать на основе ощущений.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Чувство
в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний «Я» (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Чувство
Философский смысл термина: Чувство, душевное состояние, способность ощущения, восприятие, ум, здравый смысл, настроение (Цицерон); смысл или значение слова (Овидий); мысль, понятие, идея (Веллий Патеркул).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

Чувство
1) способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия; 2) само такое ощущение; 3) способность осознавать, переживать, понимать что-либо на основе ощущений, впечатлений; 4) любовь к кому-либо.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ЧУВСТВО
(древ.‑рус. чутие – ощущение) – основная форма переживания человека своего отношения к предметам, явлениям и процессам действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщённостью, соответствием потребностям, мотивам и ценностям, сформированными в его личностном развитии.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Чувства
особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся относительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном (чувство любви к конкретному человеку или чувство гордости за свою Родину).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Чувство
Слово чувство употребляется преимущественно в применении к внутренней или душевной жизни; для выражения телесного чувства употребляется слово ощущение. Но иногда словом чувство обозначаются и телесные ощущения: так, например, органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния называются органами чувств.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Чувство
1. Способность воспринимать что-либо с помощью органов чувств: зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния. В этом смысле Ч. есть орудие чувственного познания. 2. Синоним переживания или эмоционального отношения к чему-либо (Ч. любви, радости, ненависти, боли и т.д.).
Значение термина Ч. можно выявить только, исходя из контекста. Неучитывание этого ведет к самому грубому смешению.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЧУВСТВА
Десять органов человека. В экзотерическом Пантеоне и
аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов,
земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти
физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными
чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами
природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии
называемыми клетками.

Источник: Теософский словарь

ЧУВСТВА
в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о нек-ром объекте - конкретном или обобщенном (напр., чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека носят культурно-историч. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.). См. Эмоции.

Источник: Советский философский словарь

Чувство
То, что мы чувствуем, то есть осознание того, что происходит в нашем теле, изменяющее, как учит Спиноза, нашу способность существовать и действовать, в частности то, что заставляет нас радоваться или печалиться. Если эти чувства продолжительны, их обычно в отличие от эмоций называют аффектами (Аффект). В отличие от ощущений чувства затрагивают не столько тело, сколько дух («сердце»).
Тело ощущает, дух чувствует – в этом более или менее и заключается различие между ощущением и чувством. Ощущение есть изменение тела (affectio); чувство – изменение души (affectus). Впрочем, слишком настаивать на противопоставлении того и другого не стоит. Если тело и душа суть одна и та же вещь, как утверждал Спиноза и как думаю я, разница между чувствами и ощущениями носит не сущностный, а концептуальный характер: в одном случае мы рассматриваем ее с точки зрения физиологии организма, в другом – с точки зрения психологии аффектов. В то же время субъективно эта разница остается заметной: чувствовать боль и испытывать грусть – далеко не одно и то же. Одно дело – стукнуться лбом о стену, совсем другое – почувствовать «стену» страха в своей душе. Одно дело – увидеть чье‑то лицо, совсем другое – влюбиться в его обладателя. Ощущение есть отношение к телу и окружающему миру; чувство – отношение к себе и другим людям.

Источник: Философский словарь.

ЧУВСТВА
эмоциональность – конгломерат чувств, так называемая «область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства, связанные с состоянием пассивности (удовольствие и боль, переживания), и чувства, связанные с действием (склонность, желание или отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Чувство
состояние того, кто чувствует что-либо, способность, возможность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира через око - видение, ухо - слух, слушание, нос - чутье, обонянье, язык - вкус, вкушение, вся кожа - ощупь, осязание.
Чувства в психологии - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту чувство может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).
Чувства возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных дифференцированных эмоций. Они отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, интеллектуальное, эстетическое, родительское и др.); чувства отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации.
Чувствовать - ощущать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами, познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовно.

Источник: Тематический глоссарий по философии

ЧУВСТВО

- 1) в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения; но у М.Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность бытию, переживание духовного опыта, а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование". 2) В экзистенциализме: "чувство абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п. 3) В христианской мысли: "духовные чувства" возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей Провидения, путей к вечной жизни. Ф.Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р.Отто - о "чувстве Святого", И.Ильин - о "чувстве духовного ранга" и "чувстве ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в пробуждении и очищении благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки рассуждения о "чувстве Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения, миссии. 4) Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм - чувство греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К.Победоносцев) - нередко простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий, подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский). Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию обскурантизма.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)
переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к к.-л. явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова в отличие от Ч. как устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Ч.— особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Ч. человека, детерминируясь генетически, формируются об-вом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности человека. “...Без “человеческих эмоций”,— говорил Ленин,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины” (Т. 25. С. 112). Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, Ч. тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей. Ч. могут быть активными (сте-ническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические Ч. повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее. Среди Ч. выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, напр. с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), к-рое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое Ч., захватывающее человека надолго. Особую группу Ч. составляют высшие Ч.— нравственные (Ч. коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (Ч. прекрасного), интеллектуальные (Ч., связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЧУВСТВО
(Gefühl) — в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний Я (радость, печаль, взволнованность, отвращение и т. п.) в нас самих и в других. Чувства являются особым видом гештальт-качеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). Гештальт-качества сознания в целом, т. е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные Феликсом Крюгером «комплексными качествами» или «качествами комплекса», т. е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются в настоящее время выражением настроение. Чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере Я или частичным сферам созерцаемого мира. Последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. Анимизм, Одухотворять), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. Магия). Поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также Любовь). Сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами. Слово «чувство» или «чувствование» только с XVIII в. стало специально философским выражением (термином); до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animae); см. также Философия чувства.
А. Vetter. Kritik des G. s. Psychologie in der Kulturkrisis, 1923, 1977; F. Krueger. Das Wesen der G.e., 1928; K. Stumpf. G. und G.sempfindung, 1928; R. Oderbrecht. G. und Ganzheit. Der Ideengehalt der Psychologie Felix Kruegers, 1929; F. Grossart. G. und Strebung, 1931 (Neuauflage 1961); W. Metzger. Psychologie, 1941; M. Keilhacker. Entwicklung u. Aufbau dermenschl. G. e, 1947; S. Strasser. Das Gemüt, 1956; M. B. Arnold. Emotion and Personality, I—II. New York, 1960; D. Ulrich. Das G. — Eine Einführung in die Emotionspsychol., 1982; R. M. Gordon. The Structure of Emotion. Cambridge, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЧУВСТВО
элементарная форма ментальности, которая обычно противопоставляется мысли. С научной точки зрения наиболее принципиальным является вопрос о концептуальной природе чувств, в т.ч. эмоций и аффектов. Как наука осмысливает феномен Ч.? Неужели непонятийно? Философы часто обращаются к анализу чувственности, но, как правило, она рассматривается под определенным углом зрения. Подчеркивается ее зависимость от физиологических органов человека, анализируется ее роль в практике, но в лучшем случае лишь вскользь рассматривается ее концептуальный статус. Сенсуалисты придают Ч. первостепенное значение, но они предпосылают их понятиям. Имеется в виду, что субстанцией понятий является нечто, заключающееся в Ч., но что именно — никто не может объяснить. Рационалисты спешат отделаться от чувственности за счет бегства в сферу мысли. Феноменологи полагают, что понятия в их ментальной форме, эйдосы, достигаются посредством синтеза переживаний и последующего интуитивного их усмотрения, но при этом остается непроясненным вопрос о концептуальном статусе переживаний, т.е. Ч. После сказанного нам не остается ничего другого, как сформулировать свою собственную точку зрения. Ч., подобно любому другому предмету изучения, постигаются человеком концептуально. В связи с этим резонно ставить вопрос о ментальной природе концептов. Поступив таким образом, мы обнаруживаем, что они, будучи изменчивыми, обладают также инвариантным аспектом, но инвариантное в области ментальности — это мысли. Выясняется, что отделить Ч. от мыслей не удается, они слиты в концептуальных концептах воедино. Именно это обстоятельство угадывалось древними греками в концепте эйдоса, который понимался не в качестве абстрактной идеи, а как чувственная мысль или мыслительное Ч. Таким образом, ментальность человека есть связная совокупность концептов, эйдосов.
Каждый из эйдосов имеет чувственную, изменчивую, и качественную, неизменную, сторону, поэтому любое Ч. есть изменчивая сторона концептов в их ментальной форме, т.е. эйдосов. Ч. боли может быть более или менее острым, но не мысль. Строго говоря, не существуют отдельно друг от друга Ч. и мысли, они слиты в эйдосах воедино. Итак, Ч. человека концептуальны и в таком своем качестве они сопутствуют ему повсюду, в каждой науке. Нет такой науки, которая не содержала бы ментальный уровень. См. мысль.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЧУВСТВА
моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.-это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие, гордость, тщеславие, целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы, как человеколюбие, патриотизм, оптимизм, пессимизм, национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности (долг, ответственность, совесть, достоинство, стыд), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок, мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт (Привычки), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней «потребности здорового организма», по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. (Культура чувств). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Homo cosmicus: феномен «Океанического чувства»

Максименко Людмила Александровна
Древнейшая мысль о сопричастности человека и Вселенной приобрела постулативную очевидность неясного генеза, иногда затертую в устойчивом фразеологизме «Человек и Вселенная».
Читать PDF
0.00 байт

Теория нравственного чувства Д. Юма и современные представления об эмоциях в психологии морали

Абрамова А. В.
Предлагается юмовское видение логики эмоций с позиции соотнесения его идей с современными представлениями о рациональности эмоций. В этой связи оригинальность подхода Д.
Читать PDF
0.00 байт

96. 03. 013. Патнэм X. смысл, бессмыслица и чувства: исследование способностей человеческого разума.

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Прибавление 1. Проблема мировосприятия, свободыи чувства самого себя.

Мухина Валерия
Читать PDF
0.00 байт

Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона (ранний период)

Апресян Рубен Грантович
Понятие «моральное чувство» составляет один из основных фокусов морально-философских рассуждений Фрэнсиса Хатчесона, что хорошо видно в его раннем произведении «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725)
Читать PDF
0.00 байт

Догматика как первичное толкование религиозного чувства в философии религии Ф. Д. Э. Шлейермахера

Беляева Анастасия Владиславовна
Традиционно труды Шлейермахера делятся на два блока: труды по герменевтике и труды по философии религии и теологии.
Читать PDF
0.00 байт

Сущность и структура эротического любовного чувства: сексуальная и эротическая революции против «пла

Пятилетова Людмила Владимировна
Исследование феномена любви (и эротического чувства любви, в частности, как до сих пор остающейся эталонной в аспекте экспликации природы человека) восходит к философии Платона, в целом заложившего классическую традицию трактовки
Читать PDF
0.00 байт

Шестое чувство. Рецензия на книгу «Чувство, тело, движение»

Степанов Михаил Александрович
Рецензия на книгу «Чувство, тело, движение». Основное внимание уделяется раскрытию механизмов взаимодействия эмоций и медиа.
Читать PDF
0.00 байт

«Превратить инстинктивное чувство в обдуманный критерий»: Анненский и Уайльд о методах литературной

Чернаков И. Э.
В статье отмечается воздействие Оскара Уайльда на русскую литературную критику начала XX века, а также сопоставляются первая «Книга отражений» Анненского и статьи английского автораThe author of the article marks Oscar Wilde's inf
Читать PDF
0.00 байт

Трансцендентальная экономика И. Канта: свободный баланс чувственного предложения и рассудочного спро

Кошмило Олег Константинович
В статье говорится о принципиальном значении трансцендентальной философии Иммануила Канта для формирования экономических парадигм эпохи Модерна.
Читать PDF
0.00 байт

Границы чувственно воспринимаемого мира и трансгрессия в учении И. Канта

Фаритов Вячеслав Тависович
Предлагаемая статья посвящена анализу феномена границы в учении И. Канта.
Читать PDF
0.00 байт

Могут ли разные люди чувствовать одну и ту же боль?

Хакер Питер
Читать PDF
0.00 байт

ПёТР ЕВГЕНЬЕВИЧ АСТАФЬЕВ О ЧУВСТВЕ КАК НРАВСТВЕННОМ НАЧАЛЕ

Ильина Елена Николаевна
Статья посвящена анализу одной из ключевых работ выдающегося русского философа-персоналиста П. Е. Астафьева, разработавшего учение о духовно-душевной суб станции «внутреннего человека».
Читать PDF
0.00 байт

Николай Станкевич: воспевание любви и коллизии чувств

Свалов А. Н.
В статье выявляется эволюция философских взглядов Николая Станкевича на проблему любви в контексте его жизненных исканий.
Читать PDF
0.00 байт

Чувство негодования в моральном опыте (А. Смит против Д. Юма)

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье анализируется реакция Д. Юма и А. Смита на теоретическую проблему, порожденную фундаментальной ролью чувства негодования для той части живого морального опыта, которая сосредоточена вокруг добродетели справедливости.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Начало человечности - любовь и справедливость, В ком господствуют чувства любви и справедливости - тот-мудрец, тот - учен

    Цитаты из произведения Абая Кунанбаева «Книга слов», слово сорок пятое. Абай отмечает: «Начало человечности - любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все». Пер. с каз. К. Серикбаев
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры

    название философского направления 18 в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую роль как в мышлении (мировоззрении)
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ

    нем. Glaubensphilosophie), иррационалистич. направление в нем. философии 2-й пол. 18 в., связанное прежде всего с именем Якоби, а также Гамана и др. В основе «Ф. ч. и в.»- идея нецосредств. знания, к-рое противопоста
  • КОНТРАСТНЫЕ ЧУВСТВА

    так называет Вильгельм Вундт чувства, в которых соединяются противоположности, в частности желание и отвращение, и в которых, смотря по обстоятельствам, берет верх то одно, то другое, как, напр., в с
  • НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

    - введены Дж.Ст.Миллем. У Вл.Соловьева: стыд, жалость, сострадание, сопереживание, альтруизм, любовь, благоговение, чувство долга. В душевной жизни человека они содействуют его нравственным действия
  • НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ

    субъективистские этические теории, объясняющие происхождение и природу морали тем, что человеку свойственны особые чувства одобрения и осуждения. Н. ч. т. возникают в Англии в 17—19 вв. (А. Смит, Юм. Ш
  • ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ

    эмоциональные состояния, вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и т. п., поскольку имен
  • ЧУВСТВА ФИЛОСОФСКИЕ

    (philosophical feelings, emotions). Чувствa, обращенные на мир в целом, на бытие и его законы. Обычно философия отождествляется только с мышлением, в ее словарных определениях никогда не упоминаются чувства, эмоци
  • МОДАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ

    (modal feelings and actions). Чувства и действия, которые характеризуются модальными предикатами: возможного, невозможного, необходимого. Многие чувства обращены на такие объекты или события, которые имеют ве
  • сенсуализм (от лат. чувства)

    гносеологическое учение, трактующее чувственность в качестве единственного источника знаний. Фактически синоним эмпиризма. Исторически возник как таковой в качестве антитезы платонистской тео
  • Симпатия симпатические чувства

    (συμπάθεια). Так называются чувства, в которых мы не ограничиваемся только личным, эгоистическим самочувствованием, равнодушным к положению ближнего, но испытываем внутренние видоизменения в наш
  • Эстетические чувства

    эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства. Эстетическое отношение человека не исчерпывается Э. ч., но не сущес
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА

    (философия веры) (Gefühlsphilosophie) — название философского направления XVIII в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую ро
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

    переживания, возникающие у человека в ходе познания объективной действительности; самостоятельная группа психических явлений, специфика которых состоит в особой генетической и функциональной с
  • ВНУШЕНИЕ ЧУВСТВА ВИНЫ

    внушение идеи о том, что не социальная система, а сам человек виновен во всех своих проблемах из‑за недостатка умственных способностей и прилагаемых усилий. Чувство вины – эмоциональное состояни
  • Чувство личного бессмертия

    нормальный человек, несмотря на то, что знает о том, что смертен, чувствует себя (и соответствующим образом живет) бессмертным, так как весь его жизненный опыт показывает, что сколько он себя помнит,
  • Религиозное чувство, благоговение, святыня, святость, богослужения

    Философский смысл термина: Совестливость, (древнее) благочестие, сомнение, (моральное) раздумье (Цицерон); точность (доказательств) (Цицерон), продуманность (словесных формулировок) (Апулей)
  • Чувство божественного

    (Sensus Deitatis, Sensus Divinitatis). Выражение, к-рое использовал Кальвин, чтобы описать врожденное знание человека о Боге. Кальвин полагал, что БогТворец раскрыл себя универсальным образом и во вселенной, и в че
  • Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других

    основной закон существования, не нашедший отражения в философии права.
  • Чувство собственного достоинства

    очень интересная вещь, которой заменяют некоторые другие понятия, потерявшие актуальность из-за разоблачения их пустоты: свобода, право и т.п., например: "Люди рождаются свободными и равными" - в это