субъективистские этические теории, объясняющие происхождение и природу морали тем, что человеку свойственны особые чувства одобрения и осуждения. Н. ч. т. возникают в Англии в 17—19 вв. (А. Смит, Юм. Шефтсбери, Ф. Хатчесон). В 20 в. эти теории развивают А. Вестермарк (Финляндия), У. Мак-Дугэлл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сазерленд и А. Шэнд (Англия). Смысл гл. положения Н. ч. т. состоит в том, что в основе моральных понятий, с помощью к-рых люди оценивают события и выбирают линию своего поведения, лежат чувства одобрения или осуждения, испытываемые ими в отношении различных явлений. Иными словами, сторонники Н. ч. т. считают, что моральные суждения содержат информацию не о должных или оцениваемых объектах, а лишь о нравственных чувствах, испытываемых человеком по отношению к этим объектам. Ограничив свои исследования в осн. психологическими явлениями, не связав их с объективными закономерностями развития об-ва, эти теоретики не смогли выяснить законы развития морального сознания. Отсюда и релятивистское толкование нравственных понятий, к к-рому они приходят. На Н. ч. т. в целом распространяются все пороки, присущие апробативной этике, к типу к-рой эти теории относятся.
НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ
НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ
Источник: Философский энциклопедический словарь
НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ
разновидность аппробативных теорий; субъективно-идеалистические этические концепции, в к-рых происхождение морали и ее природа объясняются посредством особого рода чувств, присущих человеку. Школа Н. ч. существовала в Англии в XVII-XVIII вв. (А. Смит. Юм. Шефтсбе-ри, Хатчесон). В совр. буржуазной этике представителями данного на-нравления являются А. Э. Вестер-марк (Финляндия), У. Мак-Дугалл, А. Роджерс, Ф. Шарп (США), А. Сазерленд н А. Шэнд (Англяя). Смысл осн. положения Н. ч. т. со
стоит в том, что источником понятий добра н зла, на основе к-рых человек производит оценку различных явлений и вырабатывает принципы своего поведения, считаются особые моральные чувства, присущие человеческой психике. Этому положению иногда придается и тот смысл, что высказываемые людьми оценки и предписания на самом деле якобы лишь характеризуют их чувства одобрения или неодобрения, а не выражают объективного значения оцениваемых поступков н социальных явлений. На вопрос же о происхождении этих чувств представители различных течений внутри данного направления отвечают по-разному. Шефтсбери и Роджерс считают, что моральные чувства имеют врожденный, априорный, а не благоприобретенный характер. Отсюда делается вывод, что добро и зло не зависят от условий места и времени (Абсолютизм). Вестер-марк и Шарп, напротив, признают, что моральные чувства формируются в людях в процессе их нравственного воспитания, зависят от социальных обстоятельств. Но, не понимая закономерного характера развития об-ва и ограничивая свои исследования, по сути дела, областью самих нравственных чувств, они приходят к выводу о крайней относительности моральных понятий (Релятивизм). Марксистско-ленинская этика признает, что моральные чувства занимают важное место в нравственной деятельности людей и что их анализ дает богатый материал для выяснения природы морали. Но этот анализ не должен ограничиваться рамками психологии. Сами по себе моральные чувства не раскрывают еще природу нравственности и ее понятии, Понимание их роли возможно лишь на основе изучения объективных законов развития об-ва и анализа того, как сами эти чувства формируются под влиянием социальных условий.
стоит в том, что источником понятий добра н зла, на основе к-рых человек производит оценку различных явлений и вырабатывает принципы своего поведения, считаются особые моральные чувства, присущие человеческой психике. Этому положению иногда придается и тот смысл, что высказываемые людьми оценки и предписания на самом деле якобы лишь характеризуют их чувства одобрения или неодобрения, а не выражают объективного значения оцениваемых поступков н социальных явлений. На вопрос же о происхождении этих чувств представители различных течений внутри данного направления отвечают по-разному. Шефтсбери и Роджерс считают, что моральные чувства имеют врожденный, априорный, а не благоприобретенный характер. Отсюда делается вывод, что добро и зло не зависят от условий места и времени (Абсолютизм). Вестер-марк и Шарп, напротив, признают, что моральные чувства формируются в людях в процессе их нравственного воспитания, зависят от социальных обстоятельств. Но, не понимая закономерного характера развития об-ва и ограничивая свои исследования, по сути дела, областью самих нравственных чувств, они приходят к выводу о крайней относительности моральных понятий (Релятивизм). Марксистско-ленинская этика признает, что моральные чувства занимают важное место в нравственной деятельности людей и что их анализ дает богатый материал для выяснения природы морали. Но этот анализ не должен ограничиваться рамками психологии. Сами по себе моральные чувства не раскрывают еще природу нравственности и ее понятии, Понимание их роли возможно лишь на основе изучения объективных законов развития об-ва и анализа того, как сами эти чувства формируются под влиянием социальных условий.
Источник: Словарь по этике