ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ
ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ
эмоциональные состояния, вызванные верой в сверхъестественное. Одни исследователи полагают, что к религиозным чувствам можно отнести лишь восхищение, благоговение, восторг и т. п., поскольку именно они с наибольшей полнотой выражают отношение религиозного человека к объектам его веры: Богу, святым и т. п.; другие считают религиозным любое чувство, переживаемое верующим человеком вследствие его общения с предметом поклонения как в храме, так и за его пределами.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ
эмоц. отношение верующих к сакральным существам, связям, к сакрализов. вещам, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым явлениям природы и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать Ч. р., но лишь те, к-рые спаяны с религ. представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответств. направленность, смысл и значение. Ч. р. возникают на основе релит, потребностей и, в свою очередь, сами становятся объектом потребности - тяготения к их переживанию, к религ. эмоц. насыщению. Они являются существенным элементом религ. сознания. Ч. р. суть «общественный продукт» (К. Маркс), как и религия в целом, превратно выражают отношения людей к господствующим над ними в повседневной жизни чуждым природным и обществ. силам. Богословы считают, что человек является носителем «религ. чувства», к-рое имеет сверхъестеств. источник. В действительности же Ч. р. порождаются определенными соц. условиями. По своей физиологич. основе и психологич. свойствам они не содержат ничего специфического. С религ. представлениями могут сплавляться и получать соответств. направленность и смысл различные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание и пр.; в этом случае переживаются «любовь к богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость богообщения», «надежда на потустороннее воздаяние» и т. д. Религия деформирует эмоции верующих. В ценностной шкале «высшие» ступени занимают чувства, испытываемые по поводу сверхъестественного, а переживания отношений к реальным людям, об-ву, природе попадают в разряд второстепенных, производных. Нек-рые эмоции осуждаются как враждебные религ. мировоззрению и морали. Ч. р. снижают соц. активность людей во внерелиг. сферах, а наиболее фанатично настроенных верующих могут побуждать к аскезе, к уходу «от мира».
Источник: Атеистический словарь
Чувства религиозные
эмоциональное отношение религ. людей, связанное с верой в сверхъестественное. Ч. р. являются существенным элементом религ. сознания. Богословы считают, что человеку присуще особое, принципиально отличное от всех др. «религиозное чувство», к-рое имеет сверхъестественный источник. В действительности особого «религиозного чувства» не существует. По своей физиологической основе и психологическим особенностям Ч. р. не содержат ничего специфического. Они отличаются по направленности (по объекту) и той роли, к-рую играют в жизни личности и об-ва. Объектом Ч. р. служат сверхъестественные существа, свойства и отношения, к-рые являются продуктом извращенной фантазии, но представляются верующим существующими реально, вне сознания человека. Иногда объектом Ч. р. может стать реальный предмет (напр., икона) или человек (напр., «святой»). Однако это происходит в том случае, если реальный предмет или человек наделяются сверхъестественными свойствами. Религ. направленность могут приобретать самые разные чувства человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость и пр.; в этом случае они выступают как «страх господен», «любовь к богу», «радость общения со Христом» и т. д. Иллюзорный характер объекта Ч. р. обусловливает их социальную роль. Эмоциональная сфера верующих деформируется, происходит пустая растрата физических и духовных сил человека. Ч. р. служит мотивом совершения прежде всего культовых действий, поступков, направленных на достижение ложных, религ. целей и идеалов, препятствуют росту активности верующих в сфере социальной жизни. Ч. р. могут заглушать голос разума, вызывать истощение нервной системы. Нередко Ч. р. у фанатично настроенных верующих служат мотивом ухода от об-ва, совершения аскетических «подвигов» (пустынничества, столпничества, оскопления), а иногда и прямых преступлений. Ч. р. есть «общественный продукт» (К. Маркс), порождаются определенными социальными условиями. Они (как и религия в целом) представляют собой извращенное отражение тех внешних сил, к-рые господствуют над людьми в их повседневной жизни. В социалистическом об-ве интенсивность Ч. р. у верующих, как правило, незначительна; по мере отмирания религии эмоциональный мир верующих освобождается от Ч. р.