(Sensus Deitatis, Sensus Divinitatis). Выражение, к-рое использовал Кальвин, чтобы описать врожденное знание человека о Боге. Кальвин полагал, что БогТворец раскрыл себя универсальным образом и во вселенной, и в человеческом сознании. В последнем случае речь идето конститутивно данном Творцом человеку осознании, предстающем в двух формах сознания и чувства божественного (также называемого "семенем религии"). Чувство божественного не просто способность к познанию Бога и не итог размышлений, навеянных естественным откровением. Это непосредственное постижение бытия и величия единого истинного Бога, крое, хотя и затемнено человеческой греховностью, не может полностью исчезнуть. Результаты такого постижения проявляются в повсеместности религиозного опыта и рабском страхе перед Богом, крый испытывает даже последний грешник.
Значение чувства божественного в том, что человек не способен скрыться от Бога. Поэтому он несет ответственность за данное ему откровение, и ему нет прощения, если он откровение отвергает. С другой стороны, на таком знании нельзя воздвигнуть христианскую теологию. Грех настолько всеохватен, что, хотя Бог посеял семена веры в каждом человеке, почти никто не растит их и уж совсем никто не способен взрастить их без посторонней помощи. Духовная слепота, тщеславие и упрямство настолько переплелись в человеке, что он в лучшем случае молится не Богу, а фантому и собственным грезам.
D.G. DUNBAR(nep. Ю.Т.) Библиография: J.Calvin, Institutes 1.35; В. A. Demarest, General Revelation; Е.А. Dowey, Jr., The Knowledge of God in Calvins Theology.
См. также: Откровение, общее.