Божество

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Божество
термин введен С.Л.Франком для обозначения ральности более глубокой, чем бог – сверхличность, сотворившая мир. Аналогичная идея высказывалась в разные эпохи и представителями разных культур. Это различение, проводимое индийским философом Шанкарой (У111-1У вв.) между ниргуна – брахман и сагуна - брахман (божеством, лишенном признаков, и богом, творящим мир); ungrund (бездна) немецкого мыслителя Я. Беме (ХУ1-ХУ11 вв.),  истолковываемая Н.А. Бердяевым (ХХ в.) как безосновная свобода; вакуум в современных натурфилософскмх концепциях (Г.И. Шипов , В.В Налимов). Суть идеи в допущении непредикативной основы бытия. Основным противоречием концепций такого рода, как и в представлениях типа древнекитайского дао или бога в апофатической теологии, является отсутствие внятного ответа на вопрос о способе перехода от непредикативного уровня к реальности, обладаающей конкретными свойствами и отношениями, о характере соотношения внесубъектно-объектного божества и бога – субъекта (личности).    В коррелятивной онтологии эта идея достигает категориального уровня в понятии трансцендентной реальности. - Франк С.Л. Непостижимое / Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 414-465.

Источник: Философские категории авторский словарь

Божество
термин введен С.Л.Франком для обозначения ральности более глубокой, чем бог – сверхличность, сотворившая мир. Аналогичная идея высказывалась в разные эпохи и представителями разных культур. Это различение, проводимое индийским философом Шанкарой (У111-1У вв.) между ниргуна – брахман и сагуна - брахман (божеством, лишенном признаков, и богом, творящим мир); ungrund (бездна) немецкого мыслителя Я. Беме (ХУ1-ХУ11 вв.), истолковываемая Н.А. Бердяевым (ХХ в.) как безосновная свобода; вакуум в современных натурфилософскмх концепциях (Г.И. Шипов , В.В Налимов). Суть идеи в допущении непредикативной основы бытия. Основным противоречием концепций такого рода, как и в представлениях типа древнекитайского дао или бога в апофатической теологии, является отсутствие внятного ответа на вопрос о способе перехода от непредикативного уровня к реальности, обладаающей конкретными свойствами и отношениями, о характере соотношения внесубъектно-объектного божества и бога – субъекта (личности).
В коррелятивной онтологии эта идея достигает категориального уровня в понятии трансцендентной реальности.
Ист.: Франк С.Л. Непостижимое / Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 414-465.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
1.76 мб

Учение Платона о божестве и современные теологические дискурсы

Кузьмина Елена Викторовна
Замысел этого небольшого исследования отталкивается от одной интуиции. «Присутствие» Платона в христианской теологии вещь общеизвестная.
Читать PDF
236.06 кб

Божественная премудрость и человеческий разум в философском наследии Г. В. Флоровского

Посадский Александр Владимирович
Читать PDF
6.15 мб

Божественная необходимость, божественные иллюзии: предварительные замечания к сравнительному изучени

Алмонд Айан
Статья посвящена сравнению элементов учения доминиканского проповедника Майстера Экхарта и суфийского святого Ибн аль-Араби.
Читать PDF
129.46 кб

Д. С. Мережковский: идея андрогинизма как ключ к новому пониманию синергийности божественного и чело

Трубчанинов Алексей Леонидович
В статье исследуется учение об Эросе Д. С. Мережковского.
Читать PDF
171.53 кб

2006. 04. 027. Нейфах г. Гармония божественного творения: взаимоотношения науки и религии. - М. : пр

Андреева И. С.
Читать PDF
163.88 кб

Эриугена и Кузанский: метафизическое истолкование божественного

Толстенко Андрей Михайлович
Читать PDF
121.18 кб

Онтологический статус божественного и природного начал в философии В.С.Соловьева

О. В. Козлова
Читать PDF
103.75 кб

Понимание С. Л. Франком человеческой свободы через призму понятий божественного и человеческого

Архангельская Алла Игоревна
Статья посвящена пониманию С.Л. Франком свободы в обществе как категории в историческом и социофилософском контексте, представляет сравнительный анализ точек зрения выдающихся философов в прогрессивном развитии общества и роли С.
Читать PDF
183.20 кб

Проблема взаимосвязи воспитания свободы личности и идеи божественного предопределения в отечественно

Макаров Михаил Иванович
В статье рассматривается проблема взаимосвязи воспитания свободы личности и идеи божественного предопределения в отечественной педагогике второй половины XIX — первой половины XX вв.
Читать PDF
108.05 кб

Августин и Иоанн скот Эриугена: тема божественного предопределения в контексте постижения бытия как

Толстенко Андрей Михайлович
Бытие есть творческое Слово Бога. Такова фундаментальная метафизическая позиция Средневековья. Понятие божественного провиденциализма имеет ключевое значение не только для Августина, но и для Эриугены (IX в.).
Читать PDF
327.71 кб

КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ТЕЛЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ: БОЖЕСТВЕННОЕ И МИРОВОЙ ПОРЯДОК. (ОБЗОР

Цибизова И.М.
Читать PDF
2.62 мб

Учение книги Премудрости Соломоновой о божественной Премудрости или духа по сравнению с апостольским

Н. Н. Глубоковский

Похожие термины:

  • Хтонические божества

    Хтонические божества – так назывались у греков (от χθον – земля) те боги, которые так или иначе были связаны с производительными силами земли или с подземными миром. Так как земля и с той и с другой
  • Морские божества

    В древнегреческой мифологии морские божества представлены целым сонмом божеств, отвечавших за каждый участок моряцкой или рыбацкой жизни, своего божка или нимфу имела каждая скала, бухточка, мор
  • БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

    Главное христианское богослужение – берет начало с Тайной вечери и заключается в принесении жертвы Господу хлебом и вином. Хлеб и вино – это тело и кровь Христа. Это богослужение совершается всег
  • Чувство божественного

    (Sensus Deitatis, Sensus Divinitatis). Выражение, к-рое использовал Кальвин, чтобы описать врожденное знание человека о Боге. Кальвин полагал, что БогТворец раскрыл себя универсальным образом и во вселенной, и в че
  • Миссия божественного света

    миссионерское движение в современном индуизме. Движение было основано Шри Хан Махараджи (1966), и на Запад пришло в 1971 г. благодаря его сыну, в то время тринадцатилетнему гуру Махараджи (р. 1959). Несмотр
  • Божественное откровение

    в монотеистичесих религиях непосредственное волеизъявление Божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте «Писания» (в иу
  • БОЖЕСТВОВАТЬ

    (to act god-wise). Быть и действовать как божество. Этот глагол употребляет Семен Франк в своем трактате «Непостижимое»: «Как бытие не “есть”, а “бытийствует”, так и Божество не есть, а “божествует”, –
  • БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВО

    комплекс представлений об особом трансцендентальном миропорядке либо нормативном предписании, выступающем по отношению к позитивно-правовому регулированию в качестве основы, содержательного и
  • Присутствие, божественное

    (Presence, Divine). В Библии для обозначения присутствия обычно используется слово "лицо" (евр.panim•, греч.prosdpon тллмепдрюп  "в лице"). Применительно к Богу это слово имеет три основных значения. Вопервых, подр
  • ОБЩЕСТВО БОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

            (англ. Divine Life Society) — религиозноблаготворительная орг-ция. Создана в 1936 южноинд. философом и врачом, принявшим монашеское имя Свами Шивананда. Штаб-квартира — в Шивананданагаре в 3 км от Риш
  • Божественность Христа

    см.: Христология. Б0ЛЬ (Pain). Библейское учение о боли (страдании) окружено целым рядом других понятий. Само слово "боль" вСв. Писании чаще всего выражает физическое ощущение, хотя может выражать и эмоц