Божество
Божество
термин введен С.Л.Франком для обозначения ральности более глубокой, чем бог – сверхличность, сотворившая мир. Аналогичная идея высказывалась в разные эпохи и представителями разных культур. Это различение, проводимое индийским философом Шанкарой (У111-1У вв.) между ниргуна – брахман и сагуна - брахман (божеством, лишенном признаков, и богом, творящим мир); ungrund (бездна) немецкого мыслителя Я. Беме (ХУ1-ХУ11 вв.), истолковываемая Н.А. Бердяевым (ХХ в.) как безосновная свобода; вакуум в современных натурфилософскмх концепциях (Г.И. Шипов , В.В Налимов). Суть идеи в допущении непредикативной основы бытия. Основным противоречием концепций такого рода, как и в представлениях типа древнекитайского дао или бога в апофатической теологии, является отсутствие внятного ответа на вопрос о способе перехода от непредикативного уровня к реальности, обладаающей конкретными свойствами и отношениями, о характере соотношения внесубъектно-объектного божества и бога – субъекта (личности). В коррелятивной онтологии эта идея достигает категориального уровня в понятии трансцендентной реальности. - Франк С.Л. Непостижимое / Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 414-465.
Источник: Философские категории авторский словарь