см.: Христология.
Б0ЛЬ (Pain). Библейское учение о боли (страдании) окружено целым рядом других понятий. Само слово "боль" вСв. Писании чаще всего выражает физическое ощущение, хотя может выражать и эмоциональные, и интеллектуальные страдания. В рамках тех же концепций рассматривается близкое "боли" понятие "мук". Если боль и муки в Св. Писании служат характеристиками физического и эмоционального состояния человека, то горе, скорбь, несчастье выступают в качестве причин боли и мук. Библейское учение о боли отличается богатым внутренним содержанием, и все сказанное в Св. Писании о "боли" можно сгруппировать по тематическому принципу: (!.)библейская лексика, отражающая понятия боли, мук и страданий; (2) раскрытие этих понятий в Библии; (3) собственно библейское учение о смысле боли и страданий.
ВСв. Писании понятие "боль" передается, гл.обр., посредством десяти слов: hebel(" боли", Ис 66:7),/п7("мука", Пс 48:6), halhald ("муки", Ис 21:3), кееЬ ("болезнь", Иер 15:18), makob ("болезнь", Иов 33:19), mesar ("муки адские", Пс 114:3), amal("изнеможение", Пс 24:18) и я/?(" боль", 1 Цар 4:19). В НЗ понятие "боль" передается посредством словponos ("страдания", Откр 16:1011) и odin ("узы", Деян 2:24). Известным многообразием отличаются глагольные формы, передающие понятие "боль". Напр., в ВЗ (Ис 13:8; Мих 4:10) употреблены, соответственно, Лм/ и Л/7 ("страдать"). В Иов 14:22 использован глагол kaab("болеть"). Наконец, Ла/? в Иер 12:13 означает "мучиться", "болеть","страдать".Н.з. глагол basanizo (Откр 12:2)имеетзначение "мучиться","страдать".
В ВЗ понятие мук передается словами лаг( "скорбь", Втор 4:30) и лага ("горе", "беда" [всинод. пер.: "тесноевремя"]); в НЗ thlibo ("страдать", 1 Фес 3:4) и (" скорбь ",Мф 13:21; Ин 16:33). К основным в.з. словам, передающим понятие муки, можно отнести существительные nmsoq(" скорбь", Пс 118:143), mesiiqa ("теснота", Иов 15:24), sar и лага два последних также употребляются в значении "скорбь", "стеснение духа" (Иов 7:11), "стон" (Иер 4:31), а также gdser ("уныние", "подавленность" [в синод, пер.: "малодушие"], Исх 6:9) и sabas ("тоска смертная", 2 Цар 1:9). В НЗ существительное thlipsis иногда употребляется в значении "подавленность", "страдания", как, напр., в Ин 16:21. Другие н.з. слова с тем же значением stenochoria (Рим 2:9) и synoche (2 Кор 2:4).
Наконец, еще ряд библейских слов передает понятие "причинять страдания". В ВЗ это глаголыyaga ("мучителям", Ис 51:23), lahas ("теснить", Ам6:14), ??? ("угнетать", Быт15:13; Пс 87:7), sarar(* теснить", Пс 128:1)и га а ("мучить", Чис 11:11; Иер 31:28); в НЗ основное слово, обозначающее то же понятие, thlibo ("скорбеть", 2 Кор 1:6). Существительное "страдания" передается в.з. awen ("гибельная весть", Иер 4:15), lahas ("скудно", ЗЦар 22:27), miiaqd (" оковы ", Пс 65:11), ?????? (" сокрушение", Пс 131:1), dni ("страдание", Быт 16:11),лага ("беда", 1 Цар 26:24; "скорбь", Иер 14:8), seber ("жестокости болезни", Иер 30:15) и га ("скорбь", Пс 33:20; "бедствие", Иер 48:16). В НЗ понятие "страдания" передается, гл. обр., существительным thlipsis ("скорбь", Мк 4:17; "тяжесть", Флп 1:16); также употребляются kakosis ("притеснение", Деян 7:34) иpalhema ("страдания", 2Тим 3:11; 1 Пет 5:9).
Многообразие отличает не только лексику, соответствующую понятиям боли, мук и страданий, но и смысловые значения этих понятий. Что касается " боли ", то наиболее часто под таковой подразумевается физическая боль (напр., Иов 14:22; 33:19; Иер 15:18; Откр 21:4), но также могут иметься в виду эмоциональные переживания и муки (Пс 24:18; Ис 13:8; Иер4:19; Иоил 2:6). Иногда физическая боль изображается как итог эмоциональных и интеллектуальных переживаний (Ис 21:3). Самый распространенный литературный образ, олицетворяющий боль физическую, эмоциональную и даже национальное горе, это муки деторождения (Ис 26:1718; Иер 22:23; Мих 4:10). Порой боль соотносится с Божьим судом над человеком, городом, народом или же непосредственно отождествляется с разрушением города и гибелью народа. Часто в таких случаях боль выступает в качестве метафоры суда и разрушения (Иер 51:8; Иез 30:16; Наум 2:10). В одном случае (Деян 2:24) говорится о расторжении " уз смерти" понятие "боль" соотносится со смертью вообще. Наконец, муки деторождения служат метафорическим описанием того, как народ Израиля |дает рождение" Мессии (Откр 12:2).
Понятие "скорбь" используется в Библии в основном в четырех случаях, когда речь идет: (1 )0 политических и национальных бедах и проблемах, преимущественно в отношениях с другими народами (Втор 4:30; Суд 10:14; 1 Цар 10:19); (2)об эсхатологических бедахкатастрофах (Мф 24:21,29; Мк 13:24; Откр 7:14); (3) по крайней мере в одном отрывке (Рим 2:9)речьидето "скорби" в смысле Божьего суда; (4) в наибольшем числеслучаев "скорбь" связанасличными проблемами, муками, несчастьями, гонениями, выпадающими верующему (Ин 16:33; Деян 14:22; Рим 5:3; 12:12; 2 Кор 1:4; 2Фес 1:4,6; Откр2:910,22).
Понятие "муки" также употребляется в различных случаях, в т.ч. по отношению: (1) к чьимто бедам или проблемам в целом (Пс 118:143; Ис 30:6); (2) к интеллектуальным и эмоциональным потрясениям (Иов 7:11; Быт 42:21; 2 Кор 2:4) такие потрясения включают чувство подавленности, депрессии, печали; (3) к еще одному случаю уметвенного потрясения, а именно к страху (Втор 2:25; Иов 15:24; Иер 6:24; 49:24; 50:43); (4) к страданиям как последствиям Божьего суда; (5) иногда к страданиям, имеющим, очевидно, физическую природу (Иер 4:31; Ин 16:2).
Наконец, под "страданиями" в Библии подразумеваются, в самом широком смысле, проблемы и беды национального масштаба, а также личные проблемы и страдания. Национальными страданиями считаются египетское рабство (Исх 1:11; Неем 9:9) и события, происшедшие во времена пророков (Плач 1:5). Страдания постигнут весь народ в конце времен (Ос 5:5; Мк 13:19). К-ром етого, понятие страданий широко применяется по отношению к конкретным людям в частности, в пророчествах о грядущих страданиях Христа (Ис 53:4,7); Сарра причинила страдания Агари в наказание за ее гордость и грубость после рождения Исмаила (Быт 16:11). В некрых случаях под "страданиями" понимаются гонения, крые претерпевает верующий, занимающий сторону Христа в битве с Сатаной (1 Пет 5:9). Это слово обладает богатыми смысловыми оттенками.
В Библии используется разнообразная лексика, отражающая понятия "боль", "страдания", "беда", "муки" в самом разном контексте. Однако этим библейское учение о страданиях не исчерпывается. ВСв. Писании очень много сказано о смысле страданий. Так, неверующего и непослушного Бог заставляет испытывать боль и страдания в наказание за грех (напр., Иов 4:79). Иногда боль и страдания выпадают человеку для того, чтобы он снова обратился к Богу (напр., Иона), привел другого человека или народ к спасению (скорбь Израиля, Зах 12). К-ром етого, Библия помогает понять, почему страдают праведники. Иногда верующий страдает в наказание (Пс 93:1213; ср. Евр 12:6). Бог посылает страдания и для того, чтобы научить смирению своих слуг, как было с ап. Павлом (2 Кор 12:7). В некрых случаях смысл страданий в том, чтобы показать Сатане, что есть люди, крые служат Богу из любви, а не из корысти (Иов 12). Согласно Петру, страдания ведут к святости(1 Пет4:12); происходит это поразному через испытание, укрепление веры (1 Пет 1:67), через научение верующего таким христианским добродетелям, как стойкость и упорство (Иак 1:3? 4; Рим 5:34). Верующий, глубжеосознавая всевластие Бога, начинает лучше Его понимать (Иов 42:24) и обретает возможность подражать Христу (1 Пет 3:1718). Если чтото подобное происходит в жизни верующего, это свидетельствует о его освящении, а такое освящение приходит через страдания. Страдания и боль позволяют верующему служить другим тем, кому еще только предстоит претерпеть страдания (2 Кор 1:34). Иногда Бог, заставляя страдать праведников, тем самым готовит их к Последнему суду, где они получат награду. Однажды верующие дадут отчет перед Господом, и выпавшие на их долю страдания помогут им подготовиться, чтобы их вера была "к чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Пет 1:7). Если это произойдет, верующий заслужит свою награду; т.о., страдания, в конечном итоге, способствуют вознаграждению. Наконец, Бог использует страдания как прелюдию к прославлению верующего. Тема страданий и славы одна из основных в Св. Писании, особенно в 1 Пет. Пример Христа образец (Флп 2:511; 1 Пет 3:1722), и Бог хочет, чтобы верующие ему следовали; они должны смирять себя перед Богом, даже если смирение сопряженосунижением(1 Пет5:6).
Перечисленные причины боли и страданий не дают исчерпывающей картины, а лишь демонстрируют все богатство библейского учения о смысле страданий. Из Св. Писания нельзя вывести, что боль, страдания благо для человека.
J. S. Feibberg (пер. Ю.Т.) Библиография: 3. Hick, Evil and the God of Love; C.S. Lewis, The problem of Pain; E. Madden and P. Hare, Evil and the Concept of God; J. Wenham, The Goodness of God.
См. также: Зла, проблема ; Теодицея.