ВОПРОС

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОПРОС
мысль, побуждающая к ответу, в которой выражается просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.
Литература: [61].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Вопрос
форма знания, в которой фиксируется имеющееся исходное знание и связанное с ним незнание, что побуждает получить новое искомое знание и тем самым уточнить знание исходное. Например: «Каково строение молекулы данного вещества?». Мы знаем, что есть вещество, состоящее из молекул, имеющих определенное строение; но не знаем каково именно это строение. Любой познавательный акт представляет собой ответ на определенный вопрос.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Вопрос
высказывание, фиксирующее внимание на неизвестных и подлежащих выяснению элементах к.-л. предмета, явления, процесса, ситуации. Выражается вопросительным предложением или словосочетанием. В. имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует его предмет, выделяет нечто, существование чего подразумевается В. и признаки чего пока неизвестны. Эта сторона В. иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные В.). Категории истинности и ложности к В. непосредственно неприменимы. Он может оказаться лишь осмысленным (поставленным правильно) или бессмысленным (поставленным неправильно). Осмысленность, точность и содержательность В. является важной стороной правильного мышления.

Источник: Философский словарь. 1963

Вопрос
Реальность говорит только о себе. Но иногда, из простой вежливости, она отвечает на задаваемые человеком вопросы. Мы называем вопросом такой тип высказывания, который вызывает к жизни другое высказывание и ждет от него информации. Задавать вопросы значит говорить с целью, чтобы заставить говорить других: смысл как бы отзывается на брошенный призыв. Это чисто человеческое свойство, неведомое животным (среди них есть способные к речи, но нет способных к диалогу, к свободной игре в вопросы и ответы) и вызывающее зависть богов. Ведь им заранее известны все ответы, и это оборачивается таким застоем, таким отсутствием любопытства, такой тоской… Олимп совсем не таков, каким мы его себе представляем. Никакие смыслы ни на что не отзываются, и боги маются скукой. Вот почему они и сотворили людей – чтобы развлекаться, глядя, как те задают друг другу вопросы.

Источник: Философский словарь.

ВОПРОС
высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы к.-л. ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. В. имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет В., выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона В. иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные В.). С т. зр. значений истинности В. разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность В.— важные стороны правильного, четкого мышления.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Вопросы
вопросы] бывают разные, например:
- на которые есть ответ; известные и достаточно исследованные человечеством вещи, явления и взаимосвязи явлений, для которых существуют модели, законы, готовые ответы в памяти человечества;
- на которые можно ответить; вещи и явления, не попавшие в область пристального внимания человечества (его память), но относящиеся к кругу известных, для которых существуют общие модели (законы);
- на которые нет ответа; вопросы из новых не исследованных областей бытия, для которых нет общих законов (моделей);
- на которые нельзя ответить; вопросы, не имеющие смысла.
Ассоциативный блок.
Существуют "вопросы на засыпку", например, такой вопрос: "Если ты умный, то почему же ты бедный?" - Спрашивающий заранее торжествует победу, хотя ответ на него предельно прост и обычно спрашивающему известен: "Потому что я честный?" Ответ прост, но ситуация сложна.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Вопрос
в методологии: предложение, включающее запрашиваемую (вопросительную) часть и завершающееся вопросительным знаком (ставится в конце вопросительного предложения, в некоторых языках – в начале предложения). Это поисковая форма научного знания, фиксирующая неполноту знания и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете мысли в определенном аспекте. Обычно вопрос отражает состояние частичного незнания (информационный люк) и имеет целью устранение этого незнания у спрашивающего. Различают вопросы: а) разрешающие, которые начинаются с вопросительного слова, например, «разве?»; такие вопросы допускают только два возможных ответа: один тождествен ответу «да», другой – ответу «нет»; б) вопросы дополнения, которые начинаются словами типа «где?», «когда?», «для чего?», «почему?», «кто?» и т.п. Эти вопросы допускают много вариантов ответа. Каждый вопрос определяет и возможную схему ответа на него. Утверждение, что среди многих ответов на вопрос имеется один истинный, называется позитивным допущением. Утверждение, что среди многих ответов на вопрос хотя бы один является неистинным, называется негативным допущением. Если на вопрос нет ни позитивного, ни негативного допущения, то такой вопрос считается плохо сформулированным. Всегда правильно сформулированы лишь вопросы разрешительного характера. Вопросы выполняют познавательную функцию.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ВОПРОС
мысль, побуждающая к ответу, в которой выражается просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Имеющаяся информация, явно или неявно содержащаяся в вопросе и выраженная в виде суждения или системы суждений, называется предпосылкой вопроса. Благодаря предпосылкам вопросы могут использоваться для передачи информации.
Различают логически корректные и логически некорректные вопросы. Вопрос является логически корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Вопросы некорректны, 1) когда в их формулировке содержатся выражения, смыслы, значения которых неизвестны; 2) когда все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования («Будете ли Вы проживать в Республике последние десять лет?»); 3) когда содержание вопроса недоопределенно («Автомобиль проехал по первой полосе или по крайней?»); 4) когда предпосылкой вопроса является ложное суждение. На такие вопросы нельзя дать истинного ответа. Они называются провокационными («Перестала ли ты бить своего мужа?»); 5) когда на вопрос нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность, поскольку ее нет. Такие вопросы называются тавтологичными — логически тавтологичными, если запрашиваемая информация выражается его логической формой («Является ли Иванов тем человеком, которым он является?»), или фактически тавтологичными, если запрашиваемая информация выражается всеми терминами, входящими в его формулировку, а не только логической формой («Между кем была русскояпонская война?»).
По степени неопределенности, которую требуется устранить, вопросы делятся на трудные и легкие. Вопросы, на которые не существует определенного числа ответов, называются открытыми. Закрытые вопросы требуют определенного числа ответов.
Среди истинных ответов различают правильные и неправильные. Правильными являются ответы, полностью или частично устраняющие познавательную неопределенность. Ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность, называется сильным, не полностью — слабым. Из двух слабых ответов один может быть более сильным, чем другой.
Правильные ответы могут быть также полными и неполными. Последние иногда даются на сложные вопросы, т. е. на вопросы, в которых можно выделить правильную часть, в свою очередь являющуюся вопросом. Ответ на сложный вопрос является полным, если в нем содержатся ответы на все подвопросы этого сложного вопроса. Неправильными являются ответы, не снижающие познавательной неопределенности. Это тавтологичные и нерелевантные ответы. Тавтологичные ответы могут быть истинными в силу логической формы (логически тавтологичные). Тогда они не несут фактической информации и в силу этого не могут снижать познавательную неопределенность. Фактически тавтологичные ответы истинны в силу того, что выражают информацию, содержащуюся в вопросе (полностью или частично повторяют предпосылку вопроса), или общеизвестную информацию. Нерелевантными являются ответы на незаданные вопросы.
Лит.: Белнап В., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981; Петров Ю. А. Азбука логического мышления. М., 1991.
Ю. В. Ивлев

Источник: Новая философская энциклопедия

ВОПРОС
тип суждения, предполагающий недостаток информации о соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения. Логическая структура любого В. включает: 1) базисную информацию - то, что уже известно; 2) неизвестное - то, на что направлен В.; 3) требование перехода от данного к искомому, выраженное в местоименных языковых формах и (или) вопросительной интонации. Логические значения В. как особой формы мысли отличаются от логических значений высказываний (истина или ложь), так как в В. отсутствует утверждение или отрицание, а выражается лишь запрос, поиск, направленный на устранение незнания. В., с точки зрения присущего ему логического значения, можно характеризовать как своевременный или несвоевременный, корректный или некорректный, осмысленный или неосмысленный, понятный или непонятный, содержательный или несодержательный. Любой В. должен быть определенным, т.е. на него можно ответить утвердительно или отрицательно и существует эффективная процедура (т.е. предписание, намечающее последовательность преобразований, которые необходимо применять к каждому элементу какой-то операции, чтобы прийти к единственно правильному решению) для нахождения такого ответа. При отсутствии данной эффективной процедуры возникает проблемная ситуация. Проблемой называется такая разновидность В., ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм решения которой неизвестен. Ответом на проблему выступают гипотезы. В интерактивной логике (логике В. и ответов) по способу формирования неизвестного В. принято делить на два типа: 1) В. к решению (неместоименный), выражающий стремление к уточнению или к подтверждению суждения, находящегося под вопросительным знаком, либо стремление найти истинный ответ среди суждений, находящихся под вопросительным знаком; 2) В. к дополнению (местоименный), намечающий лишь схему ответа в виде пропозициональной функции, которую необходимо превратить в истинное высказывание. В. к решению и В. к дополнению делятся на простые, которые невозможно разбить на два самостоятельных В., и сложные, разбиваемые на два или более простых В. Простые В. к решению делятся на условные ("Если телу придать третью космическую скорость, оно покинет пределы Солнечной системы?") и безусловные ("Все ли цвета радуги содержит белый свет?"). Сложные В. к решению делятся на конъюнктивные ("Верно ли, что число 47256 делится на 2 и на 3?") и дизъюнктивные в исключительном смысле ("Данный вулкан действующий или потухший?") или не исключающем смысле ("Хотите чаю или кофе?"). В В. к решению часто имеется или подразумевается частица "ли" в словосочетаниях "действительно ли", "верно ли", "надо ли", "справедливо ли" и т.д., что позволяет выделить подмножество "ли" - В. Простые и сложные В. к дополнению делятся на открытые, предусматривающие ответ в свободной форме ("По каким признакам из множества чисел выделяется подмножество рациональных чисел?"), и закрытые, требующие точного и определенного ответа в виде одного простого или сложного суждения ("Кто является автором романа "Веверлей"?", "Кто, где, когда убил Гая Юлия Цезаря?"). Неопределенность, содержащаяся в В., устраняется в ответе. Ответы по разным основаниям делят на: 1) прямые и косвенные; 2) полные и частичные; 3) исчерпывающие и не исчерпывающие; 4) допустимые и недопустимые.
С.В. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

ВОПРОС

- предложение, выражающее недостаток информации о к.-л. объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения. В языке В. выражается в вопросительном предложении, напр.: "Когда на Марс ступит первый житель Земли?" В. не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание ч.-л., в то время как В. не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к В. неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. В. могут быть осмысленными или бессмысленными, корректными или некорректными, правильными или неправильными. Хотя сам В. не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений. В частности, приведенный выше В. опирается на суждения о том, что существует Земля и жители Земли, существует планета Марс, имеется принципиальная возможность полета с Земли на Марс. Условием осмысленности В. является истинность тех суждений, на которые он неявно опирается. В самом деле, если бы планеты Марс не существовало и соответствующее суждение было ложным, наш В. оказался бы бессмысленным. Всякий В. возникает на основе некоторого исходного знания, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. Именно на эту неполноту или неопределенность указывают вопросительные слова "кто?", "что?", "когда?", "почему?" и т. п. Ложность суждений, лежащих в основе В., указывает на то, что такого исходного знания, неполноту или неопределенность которого требуется устранить, не существует, поэтому В. теряет смысл.
Если спрашивающий не знает о ложности предпосылок своего В., то он совершает простую логическую ошибку, задавая некорректный В. Если же спрашивающий осознает ложность предпосылок своего В. и задает его с целью запутать своих оппонентов или слушателей, то его В. квалифицируется как софизм. Особое положение занимает т. наз. риторический В., который по сути дела В. не является, а представляет собой суждение (утверждение или отрицание ч.-л.), которому придана грамматическая форма вопросительного предложения. Знание, на которое опирается риторический В., не содержит неполноты или неопределенности, нуждающихся в устранении, спрашивающему не нужна дополнительная информация. Напр., В. "Кто из нас не любит стихи А. С. Пушкина?" вовсе не выражает стремления спрашивающего выяснить, кто из присутствующих не любит стихи Пушкина. Спрашивающий пользуется грамматической формой В. для высказывания утверждения "Все мы любим стихи А. С. Пушкина".
Обычно различают два типа В.:
У т о ч н я ю щ и е В., напр.: "Верно ли, что Петров успешно сдал экзамен по математике?" Подобные В. включают в себя обороты "верно ли", "нужно ли", "действительно ли" и т. п.
Уточняющие В. могут быть простыми или сложными (аналогично простым и сложным суждениям). "Верно ли, что космонавты побывали на Луне?" - простой В. "Пойдете вы в кино или не пойдете?" - сложный (дизъюнктивный) В., который составлен из двух простых В.
Восполняющие В., напр.: "Какой город является столицей Португалии?", "Что означает слово "филистер"?" и т. п. Такие В. включают в себя вопросительные слова "где?", "когда?", "кто?" и т. п. Они выражают стремление спрашивающего получить недостающую информацию. Сложный восполняющий В. включает в себя несколько вопросительных слов и может быть разбит на ряд простых восполняющих В., напр.: "Кто, где, когда, из какого оружия совершил убийство президента США Джона Кеннеди?"
В. играют большую роль в научном познании, ибо именно в форме В. формулируются те проблемы и задачи, решая которые, наука получает новое знание. Не менее велика роль В. в процессе обучения. Наука ищет ответы на те В., решение которых еще не известно человечеству. Учащийся имеет дело с такими В., ответ на которые уже получен, но ему еще не известен. Поиски ответа на В., получение отсутствующей у учащегося информации в некоторых чертах похожи на процесс научного поиска и должны содействовать развитию логического мышления и творческих способностей учащегося. Для этого важно правильно ставить В. и развивать у учащегося умение правильно отвечать на них. При постановке В. нужно соблюдать следующие правила:
1. В. должен быть осмысленным, или корректным. Для проверки корректности В. следует проверить, истинны ли предпосылки В. Напр., в В. "Какова высота дома?" основными предпосылками будут утверждения о существовании дома и о наличии у него такого свойства, как высота. Эти утверждения истинны, поэтому В. корректен. В В. "Какие из натуральных чисел зеленые?" основными предпосылками будут утверждения о существовании натуральных чисел и о том, что они обладают определенным цветом. Последнее утверждение ложно, следовательно, В. некорректен.
2. В. должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. Длинные, сложные, нечеткие В. затрудняют их понимание и поиски ответа на них.
3. Сложный В. целесообразно разбивать на составляющие простые В. Напр.: "Являлись ли Чехословакия и Монголия в 1960 г. членами СЭВ?" Этот сложный В. следует разбить на два простых, т. к. ответы будут различными - "да", "нет", ибо ЧССР в 1960 г. была членом СЭВ, а Монголия вступила в члены СЭВ только в 1963 г.
4. В сложных разделительных В. нужно указывать все возможные альтернативы. Напр.: "Какой оценки заслуживает данная работа - "неудовлетворительно" или "отлично"?" Здесь не указаны другие возможные альтернативы - "удовлетворительно"" и "хорошо".
Только правильно поставленный В. способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии и в обучении.

Источник: Словарь по логике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.75 кб

Ранние диалоги Платона и феномен «невежества»: вопрос об онтологии

Тихонов Андрей Владимирович
В работе предпринимается попытка описания и анализа философского содержания, возникающего при изучении некоторых случаев употребления Платоном слова «невежество» (диалоги «Хармид», «Кратил», «Пир», «Софист» и «Государство»).
Читать PDF
126.11 кб

Педагогический вопрос: от правил к искусству

Ряшенцева Алена Юрьевна
В статье обозначаются основные логические условия постановки педагогических вопросов в познавательной деятельности, выявляется их развивающий потенциал путем представления системы изречений великих философов в вопросительной форме
Читать PDF
404.17 кб

«Вопрос бытия» в метафизике Эмманюэля Левинаса

Евстропов Максим Николаевич
Читать PDF
331.98 кб

Вопрос о подлинности: Т. Адорно versus М. Хайдеггер

Кречетова Мария Юрьевна
Статья посвящена исследованию аргументов Т. Адорно в его книге «Жаргон подлинности. О немецкой идеологии» против экзистенциальной философии М. Хайдеггера и, прежде всего, против его понятия «подлинности».
Читать PDF
274.15 кб

Вопрос как средство фиксации проблемной ситуации

Иванова Ксения Валерьевна
Читать PDF
153.46 кб

Вопрос о тождестве Ипостаси Христа Ипостаси предвечного Логоса в православной христологии VI—IX вв

Давыденков Олег
Читать PDF
152.10 кб

Вопрос об отношении между поколениями в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Щитцова Татьяна Валерьевна
Читать PDF
151.62 кб

2000. 04. 030. Философский вопрос о Боге в конце XX В. Die philosophische Gottesfrage Am Ende des 20

Кимелев Ю. А.
Читать PDF
79.69 кб

Морис Бланшо и вопрос нейтральности

Евстропов Максим Николаевич
Рассмотрены категории «нейтрального» (le neutre) в творчестве французского писателя и мыслителя Мориса Бланшо (1907-2003); исследуются связь этой категории с «вопросом письма» и её соотношение с традиционной метафизической категор
Читать PDF
275.79 кб

Вопрос о метафизической проблематике антропологии

Дружинин В. И.
Вопрос о метафизической проблематике антропологии ставится в данной статье в контексте соотношении понятий «философия человека» и «философская антропология», что позволяет понять учение И.
Читать PDF
117.42 кб

Идея сообщества ученых и ее религиозный смысл в русской мысли конца XIX века: вопрос о коммуникативн

Антонов Константин Михайлович
Участие мыслителей круга Вл.
Читать PDF
644.96 кб

Вопрос о статусе богословия как науки в немецком протестантизме (Шлейермахер, Трёльч, Тиллих)

Уколов К. И.
В статье после краткого изложения представлений о научном характере богословия на Западе в средние века, рассматриваются учения о богословии как науке немецких протестантских теологов Ф. Шлейермахера (1768-1834), Э.
Читать PDF
5.15 мб

Вопрос, ответ на который «Невозможен в принципе»

Герасимова И. А.
Читать PDF
306.27 кб

Национальный вопрос в философии В. С. Соловьёва

Лебедева А. В.
Читать PDF
416.88 кб

Шесть ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?»

Визинг Ламберт

Похожие термины:

  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА

    возникает благодаря опыту, которому человек подвергает сам себя. Уже поверхностное самонаблюдение приводит с неизбежностью к такому, напр., вопросу: как получается, что пучок разноцветных световы
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

    Как устроен наш мир?" Другого основного вопроса у философии быть не может.
  • ВОПРОС и ОТВЕТ

    мыслительная и языковая структура, которая опосредованно функционирует в основаниях всякой осмысленной человеческой деятельности. Человек разумный - это прежде всего человек вопрошающий и отве
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС,

    вопрос об освобождении и условиях свободного развития наций. КН.в. следует подходить исторически, т. к. его содержание и значение неодинаково в различные эпохи. В процессе возникновения наций Н. в.
  • ВОПРОС О ВИДИМОСТИ

    см. Позитивизм философский.
  • Женский вопрос 

    вопрос о положении женщин в капиталистическом обществе, о путях и средствах социального освобождения трудящихся женщин и осуществления их фактического равенства, об участии женщин в строительст
  • ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

    при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое и
  • ВОПРОШАНИЕ

    (Fragen)—языковое выражение наличия пустоты (horror vacui) в познавательном стремлении, в результате которого расширяются знания о конкретной предметной области. Вопрошание предполагает наличие чувства
  • Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации

    Образована постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 1994, а постановлением от 9 июля 1994 утверждены Положение о комиссии и ее профессиональный состав. В комиссии представлены прежд
  • ВОПРОСОВ ЛОГИКА, или: Эротетическая, интеррогативная логика

    - раздел современной символической логики, исследующий логико-семантические свойства вопросительных предложений. Существуют два подхода к построению формальной теории вопросов, которые условн
  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

    одна из форм атеистич. воспитания трудящихся. В. в. и о., как правило, проводят ученые, пропагандисты и лекторы — специалисты по различным вопросам теории, истории и практики науч. атеизма. Тема В. в.
  • ЛОГИКА ВОПРОСОВ

    формальные средства описания отношения «вопрос — ответ». Формальные средства имитации вопросов называют интеррогативами. Примерами интеррогативов являются ли-вопросы («верно ли высказывание Л?
  • Евангельский центр исследования вопросов мировоззрения

    немецкая христианская контркультовая организация, основанная в Штуттгарте после Второй мировой войны. Сделано это было после того, как только был остро прочувствован урон, нанесенный Германии но
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

    распределение вопросов на классы по различным основаниям. В зависимости от цели, с которой задается вопрос, выделяются вопросы содержательные, имеющие целью получение информации об исследуемых п
  • МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

    метод, обобщающий опыт решения определенного типа задач, реализуемый в виде вопросов или советов. Вопросы направляют, подсказывают разные пути поиска решения проблемы. Указанный метод в техничес
  • ОБОЗРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ МОРАЛИ

    (полное название — «Обозрение основных вопросов морали. В особенности тех, которые отражают происхождение наших идей добродетели, ее природу, отношение к Божеству, обязанность, содержание и санкц
  • К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ

    фрагмент, написанный В. И. Лениным приблизительно в конце 1915 в Берне (Швейцария). Входит в "Философские тетради". В рукописи занимает место между конспектами книг "Философия Гераклита..." Лассаля и "Ме
  • К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

    работа Г. В. Плеханова. В первые опубликована в журн. «Науч. обозрение» (1898, № а-4) под нсевд. А. Кирсанов; включена Плехановым в сб. «За 20 лет» (1905). Статья непосредственно направлена против идеалистич.
  • К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ

    произв. Г. В. Плеханова, вышедшее в 1895 под псевдонимом Н. Бель-това. На этой книге «воспиталось целое поколение русских марксистов...» (Ленин, т. 16, с. 243). В ней дан содержательный анализ домарксовой фил
  • КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ

    работа В. И. Ленина, посвященная разработке национального вопроса (см. Нация). Написана в октябре - декабре 1913. Впервые напечатана в 1913 в журн. "Просвещение" (No 10, 11, 12) за подписью "В. Ильин". Написанию ст