(Fragen)—языковое выражение наличия пустоты (horror vacui) в познавательном стремлении, в результате которого расширяются знания о конкретной предметной области. Вопрошание предполагает наличие чувства или мысли о неполноте или неточности уже известного, в результате чего возникает потребность сформулировать в языковом плане соответствующие аспекты неизвестного и искать на них ответы. В повседневной жизни задавание вопросов ограничивается прагматической ориентацией человека и его поведением либо порождается любопытством. Непосредственное вопрошание рефлектируется в мышлении, потребность вопрошания и его функция в процессе познания являются осознанными. Еще Сократ говорил, что в конечном итоге он «ничего не знает»; от учения Августина до идей эпохи Возрождения «ученое незнание» (docta ignorantia) осознавалось во все большей степени, что заложило раз и навсегда основу прямой постановки вопросов в научном и философском (недогматическом) мышлении. Истоки каузального, оценивающего и делающего выводы мышления должны, видимо, совпадать с первыми формами языкового выражения вопросов. Философия сама начинается с вопросов о последних вещах, причинах и принципах природы, и важным для нее является прогрессирующая возможность задавать вопросы с каждой новой точки зрения, а не исторический ряд данных на эти вопросы ответов.
А. Meinong. Über Annahmen, 1902, 1910; Н. Rombach. Über Ursprung u. Wesen der Frage, in: Symposion 3 (1952); H.-G. Gadamer. Wahrheit u. Methode, 1960; B. Waldenfels. Das Sokrat. Fragen, 1961; J. Walther. Logik der F., 1985.
0.00 байт