Женский вопрос 

Найдено 1 определение
Женский вопрос 
вопрос о положении женщин в капиталистическом обществе, о путях и средствах социального освобождения трудящихся женщин и осуществления их фактического равенства, об участии женщин в строительстве социализма и коммунизма. На протяжении веков женщина занимала неравное с мужчиной положение в обществе. Менялись формы неравенства и угнетения женщин, само же неравенство, закрепленное государством и освященное религией, оставалось незыблемым. Идеологи эксплуататорских классов пытались оправдать это ссылкой на «неполноценность» женщины, на ее биологические особенности, на присущую ей функцию материнства и т. п. Основоположники марксизма-ленинизма доказали, что в основе женского неравенства лежат социально-экономические причины, что возникновение частной собственности привело к экономической зависимости женщины от мужа, от отца, а в эксплуатируемых классах — одновременно к ее классовому порабощению. Женщина, лишенная экономических и политических прав, порабощенная духовно, была изолирована от общества, круг се деятельности ограничивался домашним хозяйством. Капитализм, вовлекая ее в общественное по своему характеру производство, постепенно разрывал эти узкие рамки. Однако он не только не дал женщине полного равенства, а использовал ее вовлечение в производство как дополнительный источник прибылей. Капитализм не создает женщине условий для совмещения участия в общественном труде с жизнью в семье, материнством. Отсюда борьба за освобождение женщины выступает как часть общей борьбы трудящихся против эксплуатации. Она требует и непосредственного, активного участия самих женщин в революционном движении и строительстве нового общества. После Великой Октябрьской социалистической революции раскрепощение женщин и привлечение их к равному с мужчинами участию в общественной, производственной и культурной деятельности стало одной из первостепенных государственных задач. Социалистическое государство на практике обеспечивает равноправие женщин с мужчинами. Конституция СССР не только провозглашает равные права мужчин и женщин, но и гарантирует осуществление этих прав предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и в продвижении по работе, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством (см. ст. 35). В нашей стране, по данным 1982 г., женщины составляют 51% всех занятых в народном хозяйстве, в том числе в торговле и общественном питании — 83, в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении — 82, в народном образовании — 75, в культуре— 74%. Все большее число женщин участвует в управлении хозяйством, в работе местных и высших государственных органов. Научно-технический прогресс и связанные с ним изменения в характере труда расширяют рамки применения женского труда в различных отраслях производства. На участии женщин в общественно-производительном труде, на развитии их способностей при социализме отрицательно сказывается то, что значительную часть времени они еще вынуждены тратить на домашний труд. Поэтому большие усилия предпринимаются, в частности, в нашей стране по дальнейшей перестройке домашнего хозяйства, с тем чтобы все большее число его функций передавалось общественному производству. Вместе с тем почетной обязанностью женщин при социализме является материнство. Партия и государство проявляют постоянную заботу об улучшении условий для успешного выполнения женщиной-матерью своего долга перед обществом по воспитанию детей. Опыт решения женского вопроса в СССР и других братских социалистических странах имеет большое международное значение. Он оказывает революционизирующее влияние на борьбу за свои права трудящихся женщин в капиталистических странах. Хотя принцип равной оплаты мужского и женского труда провозглашен в конституциях буржуазных государств, предприниматели по-прежнему нарушают его, подвергая женщин дискриминации. Так, в промышленно развитых странах за равный объем работы женщины получают на 20—50% меньше, чем мужчины. Право женщин на труд не гарантировано и зависит от ситуации, складывающейся в экономике. Они являются первыми жертвами безработицы, так как обычно имеют более низкую квалификацию. Продолжается, по существу, дискриминация женщин в области общего и профессионального образования. В буржуазных государствах нет эффективной системы помощи женщинам, которым приходится сочетать работу на производстве с выполнением семейных и материнских обязанностей. За последние годы женщины добились известных успехов в борьбе за политические права, в частности за предоставление им избирательного права. Однако лишь небольшое число их является депутатами парламентов, местных органов власти. Проблемы женского равноправия остро стоят в развивающихся странах. Несмотря на то, что в ходе национально-освободительной борьбы в ряде стран этой зоны достигнуты успехи в раскрепощении женщин, на положении их сказываются такие факторы, как экономическая отсталость, неграмотность, невежество, религиозные предрассудки, сохранение устаревших представлений о месте женщины в обществе и семье. В борьбе за улучшение положения женщин, за их права большую роль играет международное женское движение. Оно включает различные течения: демократическое, буржуазно-феминистское, клерикальное, социал-демократическое и др. Коммунисты рассматривают движение за раскрепощение женщины как составную часть борьбы за мир, демократию и социализм. Буржуазные партии пытаются использовать феминистские женские организации для отрыва женщин от революционного движения. Феминизм нередко становится на путь разжигания вражды между полами, не затрагивая основ капиталистического строя. Вместе с тем в современных условиях организации включают в свои программы такие социальные проблемы, как занятость женской рабочей силы, равная плата за равный труд, вопросы, связанные с сохранением мира; некоторые из них идут на сотрудничество с демократическим женским движением. В современном демократическом женском движении ведущая роль принадлежит Международной демократической федерации женщин (МДФЖ), созданной в 1945 г. Эта наиболее массовая международная женская организация способствует активизации женского движения в борьбе не только за равноправие женщин, но и за сохранение мира, укрепление национальной независимости, обеспечение свободы и демократии для всех народов. По инициативе МДФЖ 1975 г. был объявлен ООН Международным годом женщин, а период до 1985 г. — десятилетием решения женской проблемы. МДФЖ и ее национальные секции выступают в первых рядах современного антивоенного движения.

Источник: Научный коммунизм. Словарь