К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ

Найдено 1 определение
"К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ"
фрагмент, написанный В. И. Лениным приблизительно в конце 1915 в Берне (Швейцария). Входит в "Философские тетради". В рукописи занимает место между конспектами книг "Философия Гераклита..." Лассаля и "Метафизика" Аристотеля. Впервые опубликован в журн. "Большевик" (1925, No 5-6), затем перепечатан в "Ленинском сборнике" XII (1930). Являясь результатом изучения Лениным истории мировой филос. мысли, в особенности "Науки логики" и "Лекций по истории философии" Гегеля, фрагмент обобщает важнейшие идеи "Философских тетрадей" и является ключом к ленинскому пониманию диалектики. Плоскому, вульгарному эволюционизму, лежащему в основе оппортунизма и ревизионизма (к-рые господствовали в то время во 2-м Интернационале), Ленин противопоставил диалектическую, по существу своему революционную, теорию развития как основу понимания всех вопросов современности. Фрагмент начинается важнейшим тезисом – "раздвоение единого и познание противоречивых частей его" составляют суть диалектики (Соч., т. 38, с. 357). Исходя из всего учения марксизма, Ленин подчеркнул центр. место закона единства и борьбы противоположностей в материалистич. диалектике. Этот закон выполняет роль ядра диалектики потому, что "условие познания всех процессов мира в их "с а м о д в и ж е н и и", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их, как единства противоположностей" (там же, с. 358). Противопоставляя метафизич. концепцию развития диалектической, Ленин показывает, что "т о л ь к о вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", "перерывам постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового" (там же). Закон единства и борьбы противоположностей есть всеобщий закон, имеющий место "во в с е х явлениях и процессах природы" (там же) и действующий на всем протяжении процесса развития. Тождество противоположностей, по Ленину, не сводится к "сумме п р и м е р о в", оно должно быть понято как "„закон познания“ (и закон объективного мира)" (там же, с. 357). Во фрагменте раскрываются соотношение осн. моментов этого закона, абс. характер борьбы противоположностей и относительный характер их единства, а также противоположность диалектики субъективизму (скептицизму и софистике). Ленин характеризует существенные черты логики "Капитала": выделение "клеточки" конкретного целого, составляющей его простейший элемент (обмен товаров в капиталистич. обществе), анализ развития противоречий. Диалектика "Капитала" рассматривается Лениным как частный случай диалектики вообще, являющийся образцом ее изложения и изучения. На примере анализа самого простого предложения ("листья дерева зелены..." и т.п.) Ленин раскрывает диалектику отдельного и общего, их тождество, связь и показывает, что уже в анализе предложения (как и у Маркса при анализе товарного обмена) можно вскрыть зачатки всех элементов диалектики. "...Всему познанию человека вообще свойственна диалектика" (там же, с. 359), к-рая является не чем иным, как отражением "объективной природы", "превращения отдельного в общее, случайного в необходимое, переходов, переливов, взаимной связи противоположностей" (там же, с. 360). Подытоживая особенности диалектики как филос. науки, Ленин делает вывод, что в марксизме нет особой, отличной от материалистич. диалектики, теории познания. "Диалектика и е с т ь теория познания (Гегеля и) марксизма..." (там же). Раскрывая затем рациональный смысл гегелевского положения о развитии познания в виде "ряда кругов" (см. тамже, с. 361), Ленин на вопрос: "обязательна ли хронология насчет л и ц" в логическом обобщении историко- философского процесса, отвечает отрицательно (см. тамже, с. 360). Останавливаясь на недостатках метафизического материализма, "основная б е д а коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie (теории отражения.), к процессу и развитию познания" (там же), Ленин отмечает различие между вульгарно- материалистич. критикой идеализма, усматривающей в нем только "чепуху", "пустоцвет" и "поповщину", и диалектико-материалистич. критикой, показывающей, как из абсолютизирования отд. моментов процесса познания вырастает идеализм. Ленин дает обобщенную формулировку осн. положений марксистского учения о классовых и гносеологич. корнях идеализма. "...Философский идеализм есть о д н о с т о р о н н е е, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" (там же, с. 360–361). Одностороннее преувеличение, абсолютизи-рование, отрыв от действительности отд. граней, сторон познания ведет к поповщине, выгодной господствующим классам, а потому и закрепляемой их классовыми интересами. Осн. идей фрагмента получили отражение и развитие в работах Ленина "О карикатуре на марксизм и об „империалистическом экономизме“", "Еще раз о профсоюзах...", "О значении воинствующего материализма" и др.; блестящим образцом их конкретного применения явился труд "Империализм, как высшая стадия капитализма". Совр. эпоха, характеризующаяся революц. преобразованиями в экономике, быте, духовной культуре народов, борьбой двух противоположных обществ. систем, ярко свидетельствует о правильности марксистско-ленинской концепции развития. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, гл. 3, § 3; Звонов Л. Ю., Философские тетради В. И. Ленина, Л., 1949; Сидоров М. И., О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1954; Розенталь М., Вопросы диалектики в "Капитале" Маркса, М., 1955; Касымжанов А. X., Идея совпадения диалектики, логики и теории познания в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, "Изв. АН Каз. ССР. Сер. экономики, философии и права", 1959, вып. 1 (10); О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М. ], 1960; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960; Чагин Б. А., Из истории борьбы за развитие марксистской философии, М., 1960. А. Касымжанов. Алма-Ата.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.