ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тюрго Анн Робер Жак
 (1727—81) — фр. экономист, социолог, политический деятель. Разделял материалистические взгляды Гольбаха, Дидро, Гельвеция. В философско-ис-торических исследованиях проводил мысль, что развитие об-ва находится в тесной связи с развитием форм хозяйственной жизни. Признавал значение роста экономики, прогресса науки и техники для общественного развития. Как экономист, примыкал к школе физиократов, к-рые, в отличие от меркантилистов, считали, что «чистый продукт», т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Т. высказал ряд интересных догадок о классовом делении об-ва, о сущности заработной платы. Он подошел к научному определению понятия класса. Осн. соч. — «Размышления о создании и распределении богатств» (1776).

Источник: Философский словарь. 1963

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

1727-1781) - премьер-министр Франции с 1774 по 1776 г. В 1774 г. в момент тяжелого финансового положения правительство Людовика XVI назначило Тюрго на пост генерального контролера финансов. Наиболее важным мероприятием Тюрго было проведение финансовой реформы: сокращение расходов по выдаче пенсий, введение свободы хлебной торговли, уничтожение лишних государственных должностей и пр. В интересах промышленной буржуазии Тюрго в 1776 г. проводит эдикт об отмене цехов. Тюрго предполагал также провести отмену сословных привилегий, выкуп феодальных повинностей, создание местного самоуправления путем организации совещательных муниципальных собраний и ряд других реформ. Однако, эти реформы Тюрго не удалось провести. Против его политики решительно выступили придворная аристократия, католическое духовенство и парижский парламент, боявшиеся ограничения своих прав. Резкая оппозиция привилегированных сословий заставила Тюрго подать в отставку. После его ухода все проведенные им реформы были немедленно отменены. Реформы Тюрго означали собой попытку приспособить режим абсолютной монархии к потребностям промышленного развития страны и тем самым ослабить антагонизм между развивающейся буржуазией и монархией. Неудача реформ Тюрго означала усиление классовых противоречий и ускорила наступление Великой Французской Революции. Тюрго умер в 1781 г. Предложенные им хозяйственные мероприятия были в основном приняты через несколько лет Учредительным Собранием Великой Французской Революции. /Т. 13, 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ТЮРГО Анн Робер Жак
10.5.1727, Париж - 20.3.1781, там же), франц. гос. деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. ф-т Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 чиновник Парижского парламента, в 1761-74 интендант в Лиможе. На посту ген. контролера финансов в 1774- 1776 провел ряд антифеод. реформ, к-рые вызвали сопротивление привилегиров. сословий и после отставки Т. были отменены. Филос. воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей, с к-рыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и ДАламбера. Материалистич. и сенсуалистские взгляды сочетались у Т. с признанием роли богатворца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистич. теории обществ. прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трех стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт.
Осн. соч. Т.- «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и др. физиократами Т. отстаивал принцип свободы экономич. деятельности. Т. впервые подошел к пониманию значения собственности на средства произ-ва в классовом делении общества, различая внутри «земледельч. класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384).

Источник: Советский философский словарь

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

10.5.1727 - 20.3.1781. Франц. философ, гос. деятель, один из ведущих представителей школы физиократов классич. политэкономии. В 1774 - 76 был морским министром, ген. контролером финансов. В духе учения физиократов провел ряд антифеод, реформ, отмененных после его отставки. Интерес к орг-ции хозяйств, деятельности и культуре Китая проявлял в связи с разработкой планов подъема экономики Франции и изучением мировой политико-экономич. конъюнктуры. Политэкономич. взгляды Т. сформулированы в соч. "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), считающемся прообразом классич. труда А. Смита "Исслед. о природе и причинах богатства народов" (1776). Т. стремился, в части., оценить состояние экономич. и духовной жизни Китая. По рекомендации своего сотрудника, путешественника, промышленника и политика А. Пуавра обратился к двум обучавшимся в Европе китайцам - Гао и Яну - с перечнем из 52 вопросов гл. обр. относительно кит. экономики (лишь три из них касались духовной жизни). В составлении вопросника принял участие генеральный контролер Франции Бертан, сотрудничавший с миссионерами-иезуитами. Ответы должны были быть даны по возвращении китайцев на родину, но, вероятно, в предварительной форме Т. их получил ранее. О содержании ответов можно судить по соч. миссионера Гао (Ко) "Доклад о кит. древностях" (1776) и др. его работам. В целом они не выходят из русла трактовок Китая и его культуры миссионерами-иезуитами (см. Просвещение). Создавая программы школьного образования во Франции, Т. обращался к кит. опыту, усматривая в нем рецепт формирования этнич. духовного единства. Восприятие Т. этого опыта во многом обусловлено отношением к нему Ф. Кенэ, чьи политэкономич. и педагогич. идеи Т. в основном разделял. *О vres et documents. Т. 2. P., 1913; Избр. экономич. произв. М., 1961; **Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха Просвещения). М., 1966. С. 139 - 58; Cordier H. Melanges dhistoire et de geographic orientales. Т. 2. P., 1910; Cordier H. La Chine en France au XVIII siecle. P., 1910; Maverick L.A. China. A Model for Europe. S.A., 1946. P. 44 - 58. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТЮРГО Анн Робер Жак
10 мая 1727, Париж марта 1781, там же) — философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиократов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее — министр финансов и экономики. Тюрго был деистом. первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист, в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в т. ч. и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем — характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка — его происхождения, его роли для философии. В статье «Существование» в «Энциклопедии» выделил три стадии в развитии общества — религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности Критик системы Беркли.
Соч.: Oeuvies. v 1—5 Р,1913—1923,Избр философские произведения M , 1937, Избр экономические произведения M , 1961. Лит.: GignoiaC J Turgot. 1945, Jolly P. Turgot 1944, VigreuxP. Turgot 1947, Faure La disgrace de Tlirgot. P., 1961; Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М-, 1858, Фор Э Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979 (с библ ).
О. А. Останина

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

(10 мая 1727 – 20 марта 1781) – франц. философ-просветитель, экономист, гос. деятель. Получил теологич. образование (семинария и Сорбонна), но под влиянием идей новой философии (Локк, Вольтер, Монтескье) отказался от духовного звания и поступил на гос. службу в Парижский парламент (высшее судебное учреждение феод. Франции). Был министром финансов и экономики (1774–76), проявив себя как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Сотрудничал в "Энциклопедии". В философии Т. был сторонником деизма и сенсуализма. Т. высказал мысль, что в процессе познания природы люди вначале ищут причины явлений в воле богов, затем – в метафизич. сущностях и способностях и, наконец, в самих явлениях материального мира. Эта мысль через Сен-Симона была воспринята Контом, провозгласившим "закон трех стадий" развития человеческого мышления (теологической, метафизической и научной). С т. зр. сенсуализма Т. объясняет происхождение языка как естественно и стихийно возникающего средства человеческого общения. Абстрактные понятия, "чистые знаки", обозначающие строго определ. идеи, – не исходный пункт, а результат долгого историч. развития языка. В философии истории Т. четко сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историч. законе: "...Масса человеческого рода... всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все б?льшему совершенству" (Избр. филос. произв., М., 1937, с. 52). Оставаясь в целом в рамках идеалистич. понимания истории и считая человеческий разум движущей силой прогресса, Т. в то же время указал на связь между способом добывания средств к жизни в обществе и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. Переход от собирательства, охоты и скотоводства к земледелию привел к тому, что производится больше продуктов, чем это нужно для поддержания жизни людей. Отсюда, по Т., "...праздные люди; отсюда города, торговля, все искусства...; отсюда более быстрый прогресс всякого рода...; отсюда разделение профессий и неравенство между людьми" (там же, с. 84). Т. проницательно отмечал, что "механич. иск-ва" сохраняются и развиваются даже в периоды культурного упадка; вместе с сохраняющейся торговлей и гражд. жизнью "они медленно, но верно подготавливают более счастливые времена..." (там же, с. 139). Это дало возможность Т. понять, что ср. века не были, как считало большинство просветителей, сплошным регрессом, перерывом в истории. Энгельс считал Т. "...одним из первых экономистов XVIII века..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Письма о "Капитале", 1948, с. 222). В политич. экономии Т. примыкал к физиократам, развивал их экономич. теорию. Глубже др. физиократов он понял классовую структуру бурж. общества, указав, что классы "земледельцев-фермеров" и "промышленников" делятся в свою очередь на классы хозяев и наемных рабочих, не обладающих орудиями произ-ва. Подготавливая почву для преодоления физиократич. теории Смитом, Т. подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в с. х-ве, но и в промышленности. Идеи Т., являвшиеся выражением антифеод. бурж. идеологии во Франции 18 в., оказали значит. влияние на последующее развитие философии, истории, социологии, политич. экономии. Соч.: Oeuvres de T. et documents le concernant, v. 1–5, P., 1913–23; в рус. пер. – Избр. экономич. произв., М., 1901. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1 и ч. 3 (по имен. указат.); Муравьев С., Тюрго. Его ученая и административная деятельность, иди начало преобразований во Франции 18 в., М., 1858; Афанасьев Г. Е., Очерк деятельности Т., 2 изд., Одесса, 1886; Захер Я. М., Тюрго, М., [1924]; История философии, т. 2, М., 1941 (но имен. указат.); Чернышевский Н. Г., Избр. экон. произв., т. 1, [М.], 1948, с. 633–66; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958, с. 88–94; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958, с. 371–75; Казарин А. И., Т. как философ и историк, в кн.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962, с. 75–94; История экономич. мысли, ч. 1, М., 1961, с. 255–61; История экономич. учений, М., 1963, с. 92, 93, 100; Соndоrсеt J. ?. ?. de, Vie de M. Turgot, L., 1786; Вatbie ?., Turgot philosophe, ?conomiste et administrateur, P., 1861; Neymarck ?., Turgot et ses doctrines, P., 1885; Walker Stephens W., Turgot-life and writings, L., 1895; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancien regime in France, L., 1939; Alengry F., Turgot (1727–1781), homme priv?, homme d´?tat, P., 1942; Gignoux С. J., Turgot, P., 1945; Vigreux P., Turgot, P., 1947; Faure E., La disgr?ce de Turgot, P., 1961. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.