ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тюрго Анн Робер Жак
 (1727—81) — фр. экономист, социолог, политический деятель. Разделял материалистические взгляды Гольбаха, Дидро, Гельвеция. В философско-ис-торических исследованиях проводил мысль, что развитие об-ва находится в тесной связи с развитием форм хозяйственной жизни. Признавал значение роста экономики, прогресса науки и техники для общественного развития. Как экономист, примыкал к школе физиократов, к-рые, в отличие от меркантилистов, считали, что «чистый продукт», т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Т. высказал ряд интересных догадок о классовом делении об-ва, о сущности заработной платы. Он подошел к научному определению понятия класса. Осн. соч. — «Размышления о создании и распределении богатств» (1776).

Источник: Философский словарь. 1963

ТЮРГО Анн Робер Жак (1727—81)
фр. экономист, социолог, политический деятель. Разделял материалистические взгляды Гольбаха, Дидро, Гельвеция. В своих философско-исторических работах выступал как один из основоположников (наряду с Вольтерам и Кондорсе) буржуазной теории прогресса. Большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития об-ва с изменением форм хозяйственной жизни. Как экономист Т. был одним из представителей школы физиократов, к-рые, в отличие от меркантилистов, считали, что “чистый продукт”, т. е. прибавочная стоимость, возникает не в сфере обращения, а в сфере производства. Высказал ряд интересных догадок о классовом делении об-ва, о сущности заработной платы, сделал шаг к научному определению понятия класса. Осн. соч.—“Размышления о создании и распределении богатств” (1776).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

1727-1781) - премьер-министр Франции с 1774 по 1776 г. В 1774 г. в момент тяжелого финансового положения правительство Людовика XVI назначило Тюрго на пост генерального контролера финансов. Наиболее важным мероприятием Тюрго было проведение финансовой реформы: сокращение расходов по выдаче пенсий, введение свободы хлебной торговли, уничтожение лишних государственных должностей и пр. В интересах промышленной буржуазии Тюрго в 1776 г. проводит эдикт об отмене цехов. Тюрго предполагал также провести отмену сословных привилегий, выкуп феодальных повинностей, создание местного самоуправления путем организации совещательных муниципальных собраний и ряд других реформ. Однако, эти реформы Тюрго не удалось провести. Против его политики решительно выступили придворная аристократия, католическое духовенство и парижский парламент, боявшиеся ограничения своих прав. Резкая оппозиция привилегированных сословий заставила Тюрго подать в отставку. После его ухода все проведенные им реформы были немедленно отменены. Реформы Тюрго означали собой попытку приспособить режим абсолютной монархии к потребностям промышленного развития страны и тем самым ослабить антагонизм между развивающейся буржуазией и монархией. Неудача реформ Тюрго означала усиление классовых противоречий и ускорила наступление Великой Французской Революции. Тюрго умер в 1781 г. Предложенные им хозяйственные мероприятия были в основном приняты через несколько лет Учредительным Собранием Великой Французской Революции. /Т. 13, 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ТЮРГО Анн Робер Жак
10.5.1727, Париж - 20.3.1781, там же), франц. гос. деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. ф-т Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. С 1751 чиновник Парижского парламента, в 1761-74 интендант в Лиможе. На посту ген. контролера финансов в 1774- 1776 провел ряд антифеод. реформ, к-рые вызвали сопротивление привилегиров. сословий и после отставки Т. были отменены. Филос. воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей, с к-рыми он сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и ДАламбера. Материалистич. и сенсуалистские взгляды сочетались у Т. с признанием роли богатворца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистич. теории обществ. прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трех стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной; впоследствии эту идею развивал Конт.
Осн. соч. Т.- «Размышления о создании и распределении богатства» (1766, рус. пер. 1905). Вслед за Ф. Кенэ и др. физиократами Т. отстаивал принцип свободы экономич. деятельности. Т. впервые подошел к пониманию значения собственности на средства произ-ва в классовом делении общества, различая внутри «земледельч. класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса, «...был одним из интеллектуальных героев, свергнувших старый режим...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, с. 384).

Источник: Советский философский словарь

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

10.5.1727 - 20.3.1781. Франц. философ, гос. деятель, один из ведущих представителей школы физиократов классич. политэкономии. В 1774 - 76 был морским министром, ген. контролером финансов. В духе учения физиократов провел ряд антифеод, реформ, отмененных после его отставки. Интерес к орг-ции хозяйств, деятельности и культуре Китая проявлял в связи с разработкой планов подъема экономики Франции и изучением мировой политико-экономич. конъюнктуры. Политэкономич. взгляды Т. сформулированы в соч. "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), считающемся прообразом классич. труда А. Смита "Исслед. о природе и причинах богатства народов" (1776). Т. стремился, в части., оценить состояние экономич. и духовной жизни Китая. По рекомендации своего сотрудника, путешественника, промышленника и политика А. Пуавра обратился к двум обучавшимся в Европе китайцам - Гао и Яну - с перечнем из 52 вопросов гл. обр. относительно кит. экономики (лишь три из них касались духовной жизни). В составлении вопросника принял участие генеральный контролер Франции Бертан, сотрудничавший с миссионерами-иезуитами. Ответы должны были быть даны по возвращении китайцев на родину, но, вероятно, в предварительной форме Т. их получил ранее. О содержании ответов можно судить по соч. миссионера Гао (Ко) "Доклад о кит. древностях" (1776) и др. его работам. В целом они не выходят из русла трактовок Китая и его культуры миссионерами-иезуитами (см. Просвещение). Создавая программы школьного образования во Франции, Т. обращался к кит. опыту, усматривая в нем рецепт формирования этнич. духовного единства. Восприятие Т. этого опыта во многом обусловлено отношением к нему Ф. Кенэ, чьи политэкономич. и педагогич. идеи Т. в основном разделял. *О vres et documents. Т. 2. P., 1913; Избр. экономич. произв. М., 1961; **Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха Просвещения). М., 1966. С. 139 - 58; Cordier H. Melanges dhistoire et de geographic orientales. Т. 2. P., 1910; Cordier H. La Chine en France au XVIII siecle. P., 1910; Maverick L.A. China. A Model for Europe. S.A., 1946. P. 44 - 58. П.М. Кожин

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (1727-1781)
французский экономист, философ-просветитель, государственный деятель. Основное сочинение: "Размышления о создании и распределении богатства" (1766). После восшествия на престол Людовика XVI получил назначение сначала на должность морского министра (20.07.1774), а затем - государственного контролера финансов (24.08.1774). Ему удалось провести через парламент ряд эдиктов, предусматривавших реформы в духе идей экономического либерализма. Деятельность Т. вызвала недовольство в различных кругах и, уступив нажиму, Людовик XVI вынужден был отправить его в отставку (12.05.1 776) вместе с единомышленниками из госаппарата. Т. создал одну из первых версий идеи общественного прогресса. Считал, что в отличие от природы, подверженной изменениям циклического характера, общество, несмотря на чередование подъемов и спадов, в целом прогрессирует благодаря росту просвещения. В качестве основы выделения различных этапов общественного развития Т. рассматривал присущий им тип производства материальных благ. По Т., начальный этап истории характеризуется собирательством и охотой. Формой социальной общности на этом этапе является племя, состоящее из отдельных семей. Распространение скотоводства приводит к росту богатства, возникновению рабства, появлению духа собственности. Развитие земледелия дает возможность производить больше, нежели необходимо для поддержания жизни. На этой основе возникает земельная собственность, прогрессирует разделение труда, выделяются ремесла, торговля, появляются города, развивается государство. Усиливающееся неравенство способствует дальнейшему прогрессу, т.к. дает части людей досуг для занятий искусством и наукой. В политической экономии, разделяя в целом физиократические воззрения, Т. сделал ряд существенных уточнений. В частности, внес изменения в созданную физиократами схему классового деления общества на: 1) производительный класс (земледельцы); 2) класс земельных собственников; 3) бесплодный класс (выполняющий виды труда, не относящиеся к земледелию). Указал, что первый и третий классы, в свою очередь, распадаются на капиталистов-предпринимателей и наемных рабочих. Тем самым Т. подготовил представление о классовой структуре, нашедшее отражение в "Богатстве народов" Смита.
А.А. Баканов

Источник: Новейший философский словарь

ТЮРГО Анн Робер Жак
10 мая 1727, Париж марта 1781, там же) — философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиократов). Получив религиозное образование, под влиянием философии Просвещения отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в парламент (1752), позднее — министр финансов и экономики. Тюрго был деистом. первоисточником бытия считал Бога-творца. По конкретным философским проблемам занимал материалистическую и сенсуалистскую позицию. В философии истории выступил как детерминист, в развитии общества видел действие законов, вытекающих из человеческой воли. Одним из первых выдвинул идею прогресса, понимая его как движение к совершенству, осуществляющееся в борьбе разума и свободы с невежеством и угнетением. Тюрго подчеркивал беспрерывность прогресса человеческого разума и общества, которое при всех изменениях постепенно приближается к состоянию равновесия. В этих успехах человеческого разума громадную роль играли возникновение городов, ремесел, искусств, разделение профессий, неравенство в условиях существования и особенно книгопечатание. В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в т. ч. и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем — характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы. Важное место в творчестве Тюрго занимают проблемы философии языка — его происхождения, его роли для философии. В статье «Существование» в «Энциклопедии» выделил три стадии в развитии общества — религиозную, спекулятивную, научную. Прогресс связывал с развитием способов добывания средств к жизни, отметил роль собственности в формировании классов и отстаивал принцип свободы экономической деятельности Критик системы Беркли.
Соч.: Oeuvies. v 1—5 Р,1913—1923,Избр философские произведения M , 1937, Избр экономические произведения M , 1961. Лит.: GignoiaC J Turgot. 1945, Jolly P. Turgot 1944, VigreuxP. Turgot 1947, Faure La disgrace de Tlirgot. P., 1961; Тюрго: Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции 18 века. М-, 1858, Фор Э Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979 (с библ ).
О. А. Останина

Источник: Новая философская энциклопедия

ТЮРГО Анн Робер Жак
барон д’Онэ (1727, Париж – 1781, там же) – философ-просветитель, экономист, государственный и политический деятель. Выходец из нормандской аристократической семьи; окончил теологический факультет Сорбонны, однако отказался от карьеры священнослужителя и занялся юриспруденцией. Чиновник Парижского парламента (с 1751), интендант Лиможа (1761–1774), министр в правительстве Людовика XVI, генеральный контролер Франции (1774–1776). После выхода в отставку посвятил себя научным трудам. По своим философским взглядам Т. был близок физиократам – одной из школ французского Просвещения. Сотрудничал в «Энциклопедии». В философских работах («Размышления о происхождении языков и значении слов», 1750; «О системе Беркли», «Происхождение наших знаний», 1750, и др.) отстаивал сенсуалистические и деистические позиции. Наибольший интерес в философских воззрениях Т. вызывает рационалистическая теория общественного прогресса, сформулированная в работе «Рассуждение о всеобщей истории». Он утверждал, что история не имеет циклов, или закона повторений, следовательно, не существует и «кругооборота» политических форм, как полагали античные философы. Человечество в своем развитии постоянно меняется, образуя в последовательности индивидов и столетий пеструю и разнообразную картину. Каждая эпоха оригинальна, и периоды величия, равно как и периоды упадка, отличны друг от друга как по своему характеру, так и по породившим их причинам. Поскольку человек отличается от животных развитым разумом и свободой воли, он строит более разнообразные и богатые отношения с себе подобными, постоянно обогащает «сокровищницу знаков», обеспечивая тем самым передачу идей от поколения к поколению. Течение времени поэтому приобретает совершенно особое значение: для разума время выступает в виде прогрессивного движения, накопления знаний и опыта, индивид же в этом движении определяет себя как член исторического сообщества. Неизменным остается лишь другой элемент человеческой природы – страсть. Ее соединение с разумом приводит к различным взаимодействиям и взаимопереплетениям, обусловливающим разнообразие периодов всеобщей истории. Пытаясь выявить ритм прогресса, Т. выделял три фазы исторической науки разума: религиозную, спекулятивную и научную. Главным фактором прогресса разума является, по Т., его динамизм, движение, высшая его ценность – свобода. Поэтому и любые человеческие установления, в первую очередь политические институты, не могут быть вечными. Они должны приносить пользу, а если оказываются бесполезными, то их следует менять. Эти положения явились основанием проекта либеральных реформ, предложенных Т. в его бытность на посту генерального контролера Франции. Философско-исторические взгляды Т. оказали значительное влияние на формирование теории прогресса М.Ж. Кондорсе, а также на развитие теории французского позитивизма.
Соч.: Избранные философские произведения. М., 1937; Избранные экономические произведения. М., 1961; Oeuvres. V. 1–5. Р., 1913– 1923. Лит.: Муравьев, С. Тюрго. Его ученая и административная деятельность, или Начало преобразований во Франции XVIII века. М., 1858; Фор, Э. Опала Тюрго. М., 1979; Guignol, C.J. Turgot. P., 1945; Morilhat, С. La prise de conscience du capitalisme: économie et philosophie chez Turgot. P., 1968; Laugien, L. Turgot ou le mythe des réformes. P., 1979. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК

(10 мая 1727 – 20 марта 1781) – франц. философ-просветитель, экономист, гос. деятель. Получил теологич. образование (семинария и Сорбонна), но под влиянием идей новой философии (Локк, Вольтер, Монтескье) отказался от духовного звания и поступил на гос. службу в Парижский парламент (высшее судебное учреждение феод. Франции). Был министром финансов и экономики (1774–76), проявив себя как "...радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к французской революции" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 38). Сотрудничал в "Энциклопедии". В философии Т. был сторонником деизма и сенсуализма. Т. высказал мысль, что в процессе познания природы люди вначале ищут причины явлений в воле богов, затем – в метафизич. сущностях и способностях и, наконец, в самих явлениях материального мира. Эта мысль через Сен-Симона была воспринята Контом, провозгласившим "закон трех стадий" развития человеческого мышления (теологической, метафизической и научной). С т. зр. сенсуализма Т. объясняет происхождение языка как естественно и стихийно возникающего средства человеческого общения. Абстрактные понятия, "чистые знаки", обозначающие строго определ. идеи, – не исходный пункт, а результат долгого историч. развития языка. В философии истории Т. четко сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историч. законе: "...Масса человеческого рода... всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все б?льшему совершенству" (Избр. филос. произв., М., 1937, с. 52). Оставаясь в целом в рамках идеалистич. понимания истории и считая человеческий разум движущей силой прогресса, Т. в то же время указал на связь между способом добывания средств к жизни в обществе и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. Переход от собирательства, охоты и скотоводства к земледелию привел к тому, что производится больше продуктов, чем это нужно для поддержания жизни людей. Отсюда, по Т., "...праздные люди; отсюда города, торговля, все искусства...; отсюда более быстрый прогресс всякого рода...; отсюда разделение профессий и неравенство между людьми" (там же, с. 84). Т. проницательно отмечал, что "механич. иск-ва" сохраняются и развиваются даже в периоды культурного упадка; вместе с сохраняющейся торговлей и гражд. жизнью "они медленно, но верно подготавливают более счастливые времена..." (там же, с. 139). Это дало возможность Т. понять, что ср. века не были, как считало большинство просветителей, сплошным регрессом, перерывом в истории. Энгельс считал Т. "...одним из первых экономистов XVIII века..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Письма о "Капитале", 1948, с. 222). В политич. экономии Т. примыкал к физиократам, развивал их экономич. теорию. Глубже др. физиократов он понял классовую структуру бурж. общества, указав, что классы "земледельцев-фермеров" и "промышленников" делятся в свою очередь на классы хозяев и наемных рабочих, не обладающих орудиями произ-ва. Подготавливая почву для преодоления физиократич. теории Смитом, Т. подходил к пониманию того, что прибавочный продукт создается не только в с. х-ве, но и в промышленности. Идеи Т., являвшиеся выражением антифеод. бурж. идеологии во Франции 18 в., оказали значит. влияние на последующее развитие философии, истории, социологии, политич. экономии. Соч.: Oeuvres de T. et documents le concernant, v. 1–5, P., 1913–23; в рус. пер. – Избр. экономич. произв., М., 1901. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1 и ч. 3 (по имен. указат.); Муравьев С., Тюрго. Его ученая и административная деятельность, иди начало преобразований во Франции 18 в., М., 1858; Афанасьев Г. Е., Очерк деятельности Т., 2 изд., Одесса, 1886; Захер Я. М., Тюрго, М., [1924]; История философии, т. 2, М., 1941 (но имен. указат.); Чернышевский Н. Г., Избр. экон. произв., т. 1, [М.], 1948, с. 633–66; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958, с. 88–94; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958, с. 371–75; Казарин А. И., Т. как философ и историк, в кн.: Франц. ежегодник. 1961, М., 1962, с. 75–94; История экономич. мысли, ч. 1, М., 1961, с. 255–61; История экономич. учений, М., 1963, с. 92, 93, 100; Соndоrсеt J. ?. ?. de, Vie de M. Turgot, L., 1786; Вatbie ?., Turgot philosophe, ?conomiste et administrateur, P., 1861; Neymarck ?., Turgot et ses doctrines, P., 1885; Walker Stephens W., Turgot-life and writings, L., 1895; Schelle G., Turgot, P., 1909; Dakin D., Turgot and the ancien regime in France, L., 1939; Alengry F., Turgot (1727–1781), homme priv?, homme d´?tat, P., 1942; Gignoux С. J., Turgot, P., 1945; Vigreux P., Turgot, P., 1947; Faure E., La disgr?ce de Turgot, P., 1961. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.