СМИТ Адам

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смит, Aдам
Smith, Adam) (1723-1790) - Шотландец по происхождению, богослов, философ и историк по профессии, Смит прославился за свою работу "Богатство народов", которая подвела идеологическую и моральную базу под систему капиталистического рынка и наемного труда. Он выдвинул концепцию "невидимой руки" конкуренции, которая утверждает, что в условиях капиталистического рынка и свободной конкуренции, борьба каждого индивидуума за личное процветание ведет к общему прогрессу и социальной пользе. Кроме его знаменитой работы "An inquiry into the nature and causes of the Wealth of Nations" ("Исследование о природе и богатстве народов"), Смит также написал "The Theory of Moral Sentiments" ("Теория духовных чаяний") и другие философско-моральные работы.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СМИТ (Smith) Адам
род. 5 июня 1723, Керколди, Шотландия - ум. 17 июля 1790, Эдинбург) - шотл. экономист и философ. Основатель классической политической экономии, с 1751 профессор в Глазго, позднее находился на таможенной службе в Эдинбурге. Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776). Превратил политэкономию в сравнительно стройную систему знаний, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости. Предположил, что стоимость товара слагается из доходов, которые приносят капитал, земля и труд ("классическая триада"). Соответственно этой "триаде" впервые провел деление буржуазного общества на классы капиталистов, земельных собственников и наемных рабочих. Экономическую жизнь он выводил, исходя из личных интересов индивида. В нерегламентируемой свободе занятий и свободной конкуренции Смит видел (здесь он выступает как идеологический предшественник современной свободной экономики) осн. условие совершенной хозяйственной жизни. В своих философских взглядах примыкал к Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: "Поступай так, чтобы тебе мог симпатизировать незаинтересованный наблюдатель". Он боролся как против аскетической, религиозной морали, так и против морали эгоизма и был близок к кантовским принципам.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СМИТ Адам
шотландский философ и социолог; р. 5.6.1723 (Керколди, Шотландия) — ум. 17.7.1790 (Эдинбург). Основатель современной политической экономии, с 1751 — профессор в Глазго, позднее находился на таможенной службе в Эдинбурге. Примыкал к Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе мог симпатизировать незаинтересованный наблюдатель». Он боролся как против аскетической, религиозной морали, так и против морали эгоизма и был близок к кантовским принципам. Экономическую жизнь он выводил, исходя из личных интересов индивида. В нерегламентируемой свободе занятий и свободной конкуренции Смит видел (здесь он выступает как идеологический предшественник современной свободной экономики) основное условие совершенной хозяйственной жизни. Осн. соч.: Theory of Moral Sentiments, 1759, нем. изд. 1770 (рус. пер.: Теория нравственных чувств, 1895, 1997); Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth ofNations, 2 vol., 1776,1988, нем. изд. 1776— 1792, 1982 (рус. пер.: Исследование о природе и причинах богатства народов, 1802—1806, 1962); Essays on Philosophical Subjects, 1795, 1982.
Т. Pütz. Wirtschaftslehre und Weltanschauung bei A. S., 1932; E. Ginzburg. The House of A. S., New York, 1934; H. Recktenwald. A. S. — Leben und Werk, 1976; M. Trapp. A. S. — Polit. Philosophie und polit. Ökonomie, 1987; G. Streminger. A. S., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СМИТ Адам

шотландский философ и экономист (Кьеркол-ди, 1723 — Эдинбург, 1790). Слушал философа Хатчесона, дружил с Юмом, в Женеве встречался с Вольтером, в Париже — с Тюрго и Кенэ. Профессор моральной философии в Глазго (1751-1764). Определенную известность принесла ему уже первая его работа — «Теория моральных чувств» (1759). Главное его сочинение, после которого он считается основателем экономической науки, — «Очерк о природе и причинах богатства народов», начатое в 1765 г. в Тулузе, дорабатываемое в его родном городе с 1767 по 1773 г. и опубликованное в 1776 г. в Лондоне. Философская мысль Адама Смита движется вокруг нескольких ключевых для него идей. 1) Источником богатства является человеческий труд, представляющий собой «реальную меру меновой стоимости всех благ». На рост этой стоимости могут оказывать влияние разделение труда и накопление капитала, позволяющее повысить производительность труда. 2) В обществах, где человек может руководствоваться в своих действиях личными интересами, экономика организуется спонтанно и должным образом. Это естественный порядок вещей, управляемый «невидимой рукой». 3) Смит размышляет об участи не отдельных людей, но национальных сообществ — объектов экономической политики. Это философ свободного обмена, выступающий против вмешательства государства в организацию национального производства и международной торговли. Человек, «преследующий свой собственный интерес, часто тем самым реализует и интересы общества, причем в большей степени, чем когда он сознательно хочет помочь обществу».

Источник: Философский словарь

СМИТ Адам
5 июня 1723, Киркедди, Шотландия 7 июля 1790, Эдинбург) — английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1751—63 преподавал в университете Глазго нравственную философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в том числе и политэкономия. В 1764—66 был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами ДАламбером, Гельвецием и др. Смит опубликовал «Теорию нравственных чувств...» (The Theory of Moral Sentiments. L., 1759, v. 1—2, рус, пер. СПб., 1895. М., 1997), в 1776 — основной экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, v. 1—2. L., 1950, рус. пер.: «Исследование свойства и причин богатства народов», т. 1— 4. СПб., 1802—06; нов. изд. с правильным названием. М., 1962), где разработана трудовая теория стоимости.
Этика Смита представляет собой развитие и завершение того направления, которое рассматривало нравственное чувство как основу морали и которое представляли Шефтсбери, Хатчесон и Юм. Смит выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии — способности «... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей» («Теория нравственных чувств». СПб., 1895, с. 18). К нравственной сфере он относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого «...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля» (там же, с. 171) и есть суд совести, которой Смит отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, он в то же время выводит мораль из естественных свойств человека, из его неизменной «природы». В основе «общих правил» морали лежат наши «естественные чувства»; разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы.
Соч.: Essays on philosophical subjects. L., 1872. Лит.: Яковенко В. И. А. Смит, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1894; ИодльФ. История этики в новой философии, т. 1. М., 1896; МееровскчйБ. Адам Смит как философ-моралист.— В кн.: Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Источник: Новая философская энциклопедия

СМИТ (Smith) Адам
1723—1790) — брит, экономист и философ. Род. в Шотландии, образование получил в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751 — 1763 — проф. логики и моральной философии в Глазго.
С. отличал широкий круг научных интересов — этика, политическая экономия, история, право. Одна из его ранних работ — «Основные принципы философского исследования, проиллюстрированные примерами из истории астрономии» — показывает, что С.
был заинтересован научным методом И. Ньютона. Он полагал, что вслед за натурфилософией, давшей образец «систематического изложения различных наблюдений на базе общих принципов», нечто подобное должно быть предпринято и в области нравственной философии. Попытку реализации этого С. предпринял в трактате «Теория нравственных чувств» (1759, рус. изд. 1997), посвященном проблемам этики, но в то же время тесно связанном с его пониманием «моральных наук», включая политическую экономию. На С. серьезное влияние оказали взгляды Д. Юма и Ф. Хатчесона. Этические отношения объясняются С. через личный интерес и чувство справедливости, которое существует внутри каждого человека.
Экономические взгляды С., обобщенные в классическом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776, рус. изд. 1962), основаны на принципах естественного права, экономического либерализма, идее о самопроизвольности экономических ин-тов, оптимистической вере в их благотворный характер. С. утверждал, что движение нации к богатству обеспечивается системой свободной конкуренции. Индивид, «стремящийся исключительно к своей собственной выгоде, направляется невидимой рукой кдо-стижению такого результата, который не входил в его намерения». Разделение труда, а затем ин-т денег возникают в результате склонности людей к обмену, преследования ими своих частных интересов. От обмена и разделения труда выигрыш получают все классы общества.
Учение С. о ценности (стоимости) отличает двойственность методологического подхода: с одной стороны, С. исследует закономерности изменения меновой ценности, с др., — занят поиском ее неизменной меры. Каждый из этих путей приводит С. к особым концепциям ценности, которые были восприняты и развиты последующими школами политической экономии. Сторонник либеральной доктрины laissez-faire (дословно «позвольте делать»), С. считал, что вмешательство гос-ва в естественный экономический порядок нарушает правильное распределение и не способствует росту богатства, поэтому его деятельность должна быть ограничена обеспечением безопасности, справедливости и оказанием определенных общественных услуг. Научная система С. оказала огромное влияние на последующее развитие экономической науки.
И. В. Филатов

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СМИТ (Smith) Адам (1723-1790)
шотландский экономист и философ, классик экономической науки. Создал своеобразную этическую систему, оказал значительное воздействие на развитие гуманитарного знания. Учился в университетах Глазго (1737-1740), где получил степень магистра (1740), и Оксфорда (1740-1746). Профессор логики (1751) и нравственной философии (1752-1763) университета в Глазго. В 1759 опубликовал "Теорию нравственных чувств...", принесшую ему известность как философу. В этике, следуя Шефтсбери, Хатчесону и Юму, рассматривал нравственное чувство как основу морали. Способность к выработке нравственных понятий объяснял присущим человеку чувством симпатии. Согласно С, представляя себя силой воображения в такой же ситуации, в которой оказываются др. люди, человек способен ощутить то же, что и они, благодаря чему становится возможной нравственная оценка чувств и поступков др. людей. Собственное поведение получает оценку также на основе принципа симпатии - в зависимости от того, одобряем мы или нет свои чувства и поступки, представив себя в качестве стороннего наблюдателя собственных побуждений и действий. Т.обр., создается основа для выработки и закрепления в общественной жизни нравственных норм, получающих затем религиозную санкцию. Ряд принципиальных идей общесоциологического характера был развит С. в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776). Фундаментальной характеристикой поведения индивидов считал их стремление улучшить собственное положение, что возможно, согласно С, лишь путем оказания услуг др. людям. Причем характер экономических законов таков, что субъект, руководимый своекорыстными побуждениями, "...невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это". Отсюда, по С, следует необходимость максимально возможного ограничения государственного вмешательства в экономику. Сформулированный С. принцип "невидимой руки" до сих пор остается в различных модификациях одним из ключевых аргументов, используемых для обоснования доктрины либерализма (Хайек). Значительное воздействие на последующее развитие социологии оказал анализ С. разделения труда и классовой структуры общества. С. выделил три класса: 1) земельных собственников; 2) наемных рабочих; 3) капиталистов. Считал, что первые два класса заинтересованы в общественном прогрессе - увеличении богатства, т.к. с ростом последнего растут рента и заработная плата. Однако в силу ряда причин землевладельцы и наемные рабочие не могут осознать этого обстоятельства. Предприниматели, напротив, лучше всех способны осознать свои интересы и отстаивать их, несмотря на то, что они зачастую противоречат интересам общества, т.к. норма прибыли наиболее высока, по С, "... в тех странах, которые быстрее всего идут к разорению и гибели". Поэтому к предложениям предпринимателей С. призывал "относиться с величайшей осторожностью".
А.А. Баканов

Источник: Новейший философский словарь

СМИТ Адам

(5 июня 1723 – 17 июля 1790) – англ. философ и экономист. Род. в семье мелкого чиновника, учился в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751–63 преподавал в ун-те Глазго нравств. философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в т.ч. и политич. экономия. В 1764–66 С. был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д´Аламбером, Гельвецием и др. С. опубликовал "Теорию нравственных чувств..." (L., 1759, 6 ed., v. 1–2, L., 1790, рус. пер. – СПБ, 1895), в 1776 – осн. экономич. труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations", 6 ed., v. 1–2, L., 1950, рус. пер. под назв.: "Исследование свойства и причин богатства народов", т. 1–4, СПБ, 1802–06; нов. изд. с правильным названием, М.,1962), занимающий выдающееся место в истории классич. политич. экономии. Разрабатывая в этом соч. трудовую теорию стоимости, С. стремился раскрыть внутр. структуру бурж. экономич. системы. Маркс, отмечая противоречия в методе исследования С. ("...сперва Смит берет вещи в их в н у т р е н н е й связи, а затем – в той превратной форме, в которой они проявляются в конкуренции. Оба эти способа рассмотрения у него наивным образом перекрещиваются, причем он не замечает противоречия между ними" – "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 100), указывает на значение этих противоречий для дальнейшего развития политич. экономии (см. тамже, ч. 1, 1955, с. 120). Э т и к а С. представляет собой развитие и завершение того направления в англ. бурж. этике, к-рое рассматривало нравственное чувство как основу морали (см. Нравственной санкции теории) и к-рое представляли Шефтсбери, Хетчесон (его лекции С. слушал в бытность свою студентом в Глазго) и, частично, друг С. – Юм. С. выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности "... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей" ("Теория нравственных чувств", СПБ, 1895, с. 18). К нравственной сфере С. относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого "...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля" (там же, с. 171) и есть суд совести, которой С. отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, С. в то же время выводит мораль из естеств. свойств отд. человека, из его неизменной "природы". В основе "общих правил" морали, согласно С., лежат наши "естественные чувства": разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы. Констатируемое в бурж. истории этики противоречие между этикой С. и его экономич. теорией (в первой С. якобы рассматривает альтруистич. сторону человеч. природы, во второй – ее своекорыстную сторону) в действительности выступает как противоречие внутри самой этич. теории С. (между эгоизмом как "природным" свойством человека, "естественным" мотивом его поведения и альтруизмом как требованием совести пренебречь личными интересами ради общих). Т. обр., и здесь скрывается то противоречие между анализом внутр. сущности явлений и некритич. фиксированием их эмпирич. видимости, к-рое было отмечено Марксом применительно к экономич. теории С. Соч.: Essays on philosophical subjects, new ed., L., 1872. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1951, с. 361–389; Теории прибавочной стоимости, ч. 1, М., 1955, гл. 3, 4; ч. 2, М., 1957, гл. 13, 14; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; Яковенко В. И., А. Смит, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1894; Иодль Ф., История этики в новой философии, т. 1, М., 1896; Штейн В. М., А. Смит. Личность и учение, П., 1923; Оnсkеn ?., A. Smith und Immanuel Kant, Lpz., 1877; Farrer J. ?., ?. Smith, L., 1881; Ral J., Life of ?. Smith, L.–N. Y., 1895; Stephen Leslie, History oi English thought in the 18 century, v. 1–2, L., 1927; Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Scott W. R., Studies relating to A. Smith during the last fifty years, L., 1940. А. Макаровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
197.08 кб

Английские университеты XVIII века в трудах Адама Смита

Абрамова И. И.
Читать PDF
127.30 кб

Понятие «Надлежащее» в «Теории нравственных чувств» Адама Смита

Апресян Рубен Грантович
Читать PDF
1.51 мб

О «Невидимой руке» Адама Смита и формировании научной картины социального мира

Антипов Г.А.
Выражение «невидимая рука рынка» из «Богатства Народов» Адама Смита в современной экономической и повседневной публицистике приобретает, порой, самые неожиданные обертона, в роде такого: «почему «невидимая рука рынка» писателя в у
Читать PDF
17.24 мб

Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души-тела в философии Адама Смита

Гечмен Доган
В статье анализируется рассмотрение Адамом Смитом проблемы души-тела в качестве социальной проблемы в то время, как традиционно ее исследуют в эпистемологическом контексте.
Читать PDF
591.86 кб

Здравый смысл онтоэпистемологии Адама Смита в контексте картезианского скептицизма и агностицизма Юм

Доган Гёкмен
Рассматривая традиционные для его времени проблемы познания, соотношения теоретического и эмпирического уровней, первичных и вторичных качеств, Смит искал свой путь решения, не принимая ни позицию Декарта, ни позицию Юма.
Читать PDF
623.87 кб

96. 01. 006. Фольрат Э. Понятие "имущественный индивидуализм" в свете учения Адама Смита. Vollrath E

Гирко Л. В.
Читать PDF
96.70 кб

2001. 03. 018. Грисволд-мл. Ч. Л. Риторика и этика: Адам смит размышляя о чувствах морали. Griswold-

Панченко А. И., Прямиков А. Д., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • Адам Смит как философ-моралист

    Среди первых на юмовское учение откликнулся выдающийся шотландский экономист, один их создателей классической политэкономии Адам Смит (1723-1790), но скорее не в более известном современным читателя