СМИТ Адам

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смит, Aдам
Smith, Adam) (1723-1790) - Шотландец по происхождению, богослов, философ и историк по профессии, Смит прославился за свою работу "Богатство народов", которая подвела идеологическую и моральную базу под систему капиталистического рынка и наемного труда. Он выдвинул концепцию "невидимой руки" конкуренции, которая утверждает, что в условиях капиталистического рынка и свободной конкуренции, борьба каждого индивидуума за личное процветание ведет к общему прогрессу и социальной пользе. Кроме его знаменитой работы "An inquiry into the nature and causes of the Wealth of Nations" ("Исследование о природе и богатстве народов"), Смит также написал "The Theory of Moral Sentiments" ("Теория духовных чаяний") и другие философско-моральные работы.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СМИТ Адам
шотландский философ и социолог; р. 5.6.1723 (Керколди, Шотландия) — ум. 17.7.1790 (Эдинбург). Основатель современной политической экономии, с 1751 — профессор в Глазго, позднее находился на таможенной службе в Эдинбурге. Примыкал к Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе мог симпатизировать незаинтересованный наблюдатель». Он боролся как против аскетической, религиозной морали, так и против морали эгоизма и был близок к кантовским принципам. Экономическую жизнь он выводил, исходя из личных интересов индивида. В нерегламентируемой свободе занятий и свободной конкуренции Смит видел (здесь он выступает как идеологический предшественник современной свободной экономики) основное условие совершенной хозяйственной жизни. Осн. соч.: Theory of Moral Sentiments, 1759, нем. изд. 1770 (рус. пер.: Теория нравственных чувств, 1895, 1997); Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth ofNations, 2 vol., 1776,1988, нем. изд. 1776— 1792, 1982 (рус. пер.: Исследование о природе и причинах богатства народов, 1802—1806, 1962); Essays on Philosophical Subjects, 1795, 1982.
Т. Pütz. Wirtschaftslehre und Weltanschauung bei A. S., 1932; E. Ginzburg. The House of A. S., New York, 1934; H. Recktenwald. A. S. — Leben und Werk, 1976; M. Trapp. A. S. — Polit. Philosophie und polit. Ökonomie, 1987; G. Streminger. A. S., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СМИТ Адам

шотландский философ и экономист (Кьеркол-ди, 1723 — Эдинбург, 1790). Слушал философа Хатчесона, дружил с Юмом, в Женеве встречался с Вольтером, в Париже — с Тюрго и Кенэ. Профессор моральной философии в Глазго (1751-1764). Определенную известность принесла ему уже первая его работа — «Теория моральных чувств» (1759). Главное его сочинение, после которого он считается основателем экономической науки, — «Очерк о природе и причинах богатства народов», начатое в 1765 г. в Тулузе, дорабатываемое в его родном городе с 1767 по 1773 г. и опубликованное в 1776 г. в Лондоне. Философская мысль Адама Смита движется вокруг нескольких ключевых для него идей. 1) Источником богатства является человеческий труд, представляющий собой «реальную меру меновой стоимости всех благ». На рост этой стоимости могут оказывать влияние разделение труда и накопление капитала, позволяющее повысить производительность труда. 2) В обществах, где человек может руководствоваться в своих действиях личными интересами, экономика организуется спонтанно и должным образом. Это естественный порядок вещей, управляемый «невидимой рукой». 3) Смит размышляет об участи не отдельных людей, но национальных сообществ — объектов экономической политики. Это философ свободного обмена, выступающий против вмешательства государства в организацию национального производства и международной торговли. Человек, «преследующий свой собственный интерес, часто тем самым реализует и интересы общества, причем в большей степени, чем когда он сознательно хочет помочь обществу».

Источник: Философский словарь

СМИТ Адам
5 июня 1723, Киркедди, Шотландия 7 июля 1790, Эдинбург) — английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1751—63 преподавал в университете Глазго нравственную философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в том числе и политэкономия. В 1764—66 был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами ДАламбером, Гельвецием и др. Смит опубликовал «Теорию нравственных чувств...» (The Theory of Moral Sentiments. L., 1759, v. 1—2, рус, пер. СПб., 1895. М., 1997), в 1776 — основной экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, v. 1—2. L., 1950, рус. пер.: «Исследование свойства и причин богатства народов», т. 1— 4. СПб., 1802—06; нов. изд. с правильным названием. М., 1962), где разработана трудовая теория стоимости.
Этика Смита представляет собой развитие и завершение того направления, которое рассматривало нравственное чувство как основу морали и которое представляли Шефтсбери, Хатчесон и Юм. Смит выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии — способности «... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей» («Теория нравственных чувств». СПб., 1895, с. 18). К нравственной сфере он относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого «...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля» (там же, с. 171) и есть суд совести, которой Смит отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, он в то же время выводит мораль из естественных свойств человека, из его неизменной «природы». В основе «общих правил» морали лежат наши «естественные чувства»; разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы.
Соч.: Essays on philosophical subjects. L., 1872. Лит.: Яковенко В. И. А. Смит, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1894; ИодльФ. История этики в новой философии, т. 1. М., 1896; МееровскчйБ. Адам Смит как философ-моралист.— В кн.: Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

Источник: Новая философская энциклопедия

СМИТ Адам

(5 июня 1723 – 17 июля 1790) – англ. философ и экономист. Род. в семье мелкого чиновника, учился в ун-тах Глазго и Оксфорда. В 1751–63 преподавал в ун-те Глазго нравств. философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в т.ч. и политич. экономия. В 1764–66 С. был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д´Аламбером, Гельвецием и др. С. опубликовал "Теорию нравственных чувств..." (L., 1759, 6 ed., v. 1–2, L., 1790, рус. пер. – СПБ, 1895), в 1776 – осн. экономич. труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations", 6 ed., v. 1–2, L., 1950, рус. пер. под назв.: "Исследование свойства и причин богатства народов", т. 1–4, СПБ, 1802–06; нов. изд. с правильным названием, М.,1962), занимающий выдающееся место в истории классич. политич. экономии. Разрабатывая в этом соч. трудовую теорию стоимости, С. стремился раскрыть внутр. структуру бурж. экономич. системы. Маркс, отмечая противоречия в методе исследования С. ("...сперва Смит берет вещи в их в н у т р е н н е й связи, а затем – в той превратной форме, в которой они проявляются в конкуренции. Оба эти способа рассмотрения у него наивным образом перекрещиваются, причем он не замечает противоречия между ними" – "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 100), указывает на значение этих противоречий для дальнейшего развития политич. экономии (см. тамже, ч. 1, 1955, с. 120). Э т и к а С. представляет собой развитие и завершение того направления в англ. бурж. этике, к-рое рассматривало нравственное чувство как основу морали (см. Нравственной санкции теории) и к-рое представляли Шефтсбери, Хетчесон (его лекции С. слушал в бытность свою студентом в Глазго) и, частично, друг С. – Юм. С. выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности "... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей" ("Теория нравственных чувств", СПБ, 1895, с. 18). К нравственной сфере С. относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого "...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля" (там же, с. 171) и есть суд совести, которой С. отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, С. в то же время выводит мораль из естеств. свойств отд. человека, из его неизменной "природы". В основе "общих правил" морали, согласно С., лежат наши "естественные чувства": разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы. Констатируемое в бурж. истории этики противоречие между этикой С. и его экономич. теорией (в первой С. якобы рассматривает альтруистич. сторону человеч. природы, во второй – ее своекорыстную сторону) в действительности выступает как противоречие внутри самой этич. теории С. (между эгоизмом как "природным" свойством человека, "естественным" мотивом его поведения и альтруизмом как требованием совести пренебречь личными интересами ради общих). Т. обр., и здесь скрывается то противоречие между анализом внутр. сущности явлений и некритич. фиксированием их эмпирич. видимости, к-рое было отмечено Марксом применительно к экономич. теории С. Соч.: Essays on philosophical subjects, new ed., L., 1872. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1951, с. 361–389; Теории прибавочной стоимости, ч. 1, М., 1955, гл. 3, 4; ч. 2, М., 1957, гл. 13, 14; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; Яковенко В. И., А. Смит, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1894; Иодль Ф., История этики в новой философии, т. 1, М., 1896; Штейн В. М., А. Смит. Личность и учение, П., 1923; Оnсkеn ?., A. Smith und Immanuel Kant, Lpz., 1877; Farrer J. ?., ?. Smith, L., 1881; Ral J., Life of ?. Smith, L.–N. Y., 1895; Stephen Leslie, History oi English thought in the 18 century, v. 1–2, L., 1927; Sorley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Scott W. R., Studies relating to A. Smith during the last fifty years, L., 1940. А. Макаровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
197.08 кб

Английские университеты XVIII века в трудах Адама Смита

Абрамова И. И.
Читать PDF
127.30 кб

Понятие «Надлежащее» в «Теории нравственных чувств» Адама Смита

Апресян Рубен Грантович
Читать PDF
1.51 мб

О «Невидимой руке» Адама Смита и формировании научной картины социального мира

Антипов Г.А.
Выражение «невидимая рука рынка» из «Богатства Народов» Адама Смита в современной экономической и повседневной публицистике приобретает, порой, самые неожиданные обертона, в роде такого: «почему «невидимая рука рынка» писателя в у
Читать PDF
17.24 мб

Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души-тела в философии Адама Смита

Гечмен Доган
В статье анализируется рассмотрение Адамом Смитом проблемы души-тела в качестве социальной проблемы в то время, как традиционно ее исследуют в эпистемологическом контексте.
Читать PDF
591.86 кб

Здравый смысл онтоэпистемологии Адама Смита в контексте картезианского скептицизма и агностицизма Юм

Доган Гёкмен
Рассматривая традиционные для его времени проблемы познания, соотношения теоретического и эмпирического уровней, первичных и вторичных качеств, Смит искал свой путь решения, не принимая ни позицию Декарта, ни позицию Юма.
Читать PDF
623.87 кб

96. 01. 006. Фольрат Э. Понятие "имущественный индивидуализм" в свете учения Адама Смита. Vollrath E

Гирко Л. В.
Читать PDF
96.70 кб

2001. 03. 018. Грисволд-мл. Ч. Л. Риторика и этика: Адам смит размышляя о чувствах морали. Griswold-

Панченко А. И., Прямиков А. Д., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • Адам Смит как философ-моралист

    Среди первых на юмовское учение откликнулся выдающийся шотландский экономист, один их создателей классической политэкономии Адам Смит (1723-1790), но скорее не в более известном современным читателя