Джон Локк
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
английский философ (Рингтон, Соммерсет, 1632 — Отс, Эссекс, 1704). Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне, в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к реалиям жизни побудил его к занятиям физикой, химией, медициной и политикой. Теория Локка о происхождении знания («Опыт о человеческом разуме», 1690) — сенсуализм, согласно которому все наши знания и сами принципы нашего разума возникают из опыта и привычки. Его философия права, отталкивающаяся от теории Гоббса, в противовес ему представляет собой оправдание толерантности («Письма о толерантности», 1689). «Два трактата о государственном правлении» (1690) разрабатывают теорию либерального общества. Кроме того, ему принадлежит трактат «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где зачаточное христианство представлено как религия, естественным образом присущая человеческой душе.
Источник: Философский словарь
Даты жизни. Родился 29.8.1632 в Рингтоне (близ Бристоля) в семье офицера, служившего в армии Кромвеля. Окончил Оксфордский университет. Умер 28.10.1704 в Orce (Эссекс).
Источник: Словарь по этике
Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов
Объекты ощущений — источник простых идей, работа ума образует производные идеи. Простые идеи вызываются к жизни воздействием на человека первичных (плотность, протяженность, форма, подвижность) и вторичных (цвет, звук, вкус, запах) качеств. Соединение нескольких простых идей образует сложную идею (так, идея данного яблока получается в результате объединения идей вкуса, цвета, формы, протяженности, плотности). Сопоставление идей приводит к идеям отношений (Петр и Иван, судя по их общению, — братья). Применение к идеям операции абстрагирования приводит к отвлеченным, или общим, идеям. В случае общих идей ум удерживает идеи лишь тех качеств, которые сходны у всех индивидов данного класса [Т. 1. С. 468]. Идея «человек» охватывает всех людей человеческого рода, но при этом не имеются в виду их особенности. Реально существуют, по Л., лишь отдельные вещи, но они обладают не общими, а сходными качествами. Подобно всем другим идеям, общие идеи объясняются словами. Язык — это система знаков, необходимая людям для общения друг с другом [Т. 1. С. 461]. Люди руководствуются общими терминами, ибо это экономит их практические усилия (часто целесообразно одним именем называть много вещей).
Теория познания Л. нашла благосклонный прием у Лейбница (см.). Не обошлось и без критики. Лейбниц был недоволен локковским отрицанием априорных истин, например логических. К тому же он, принимая номинальные словесные определения, а следовательно, и теорию абстракций, вместе с тем выходил за их пределы. Согласно Лейбницу, наряду с номинальным есть также ж реальное определение, которое показывает возможность определяемого во всем богатстве его свойств, сколько бы их ни было. Реальные определения не являются результатом абстракций, их следует просто-напросто усматривать. Кант обвинял Л. в том, что он сенсифицировал рассудок, т.е. придал ему чувственный характер. Как известно, сам Кант понимал опыт как рассудочное единство чувственного многообразия.
Следует отметить, что теория абстракций Л. все еще воспринимается многими учеными некритически. Так, говорят, например, что науки (особенно часто упоминается в этой связи математика) имеют дело с абстракциями. Научный вес теории абстракции не настолько значителен, насколько это кажется ее многочисленным сторонникам.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Источник: Краткий философский словарь 2004
Источник: Философский энциклопедический словарь
The Reasonableness of Christianity as Delivered in the Scriptures, 1695. Собр. соч.: The Works, 3 vol., 1704. (На рус. яз.: Соч.: В 3 т., 1985-1988.)
Fechtner. J. L.s. Gedanken über Erziehung, 1894; H. Pfeil. Der Psychologismus im engl. Empirismus, 1934; J. W. Gough. J. L.s Political Philosophy. London, 1950; A. Klemmt. J.L. Theoret. Philos., 1952; С. A. Viano. J.L. Dal rationalismo all’illuminismo. Torino, 1960; L. Krüger. Der Begriff der Empirismus. Erkenntnistheoret. Studien am Beispiel J. L., 1973; S. Dangelmayr. Methode u. System. Wissenschaftsklassifikation bei. Bacon, Hobbes u L., 1974; M. Rostock. Die Lehre von der Gewaltenteilung in der polit. Theorie von J.L., 1974; C. Tipton. L. on Human Understanding. Oxford, 1977; R. Brandt (Hg.). J. L, 1981; N. Wood. L., 1983; J. Dunn. L, Oxford, 1984; R. Sprecht J.L., 1989; U. Thiel. J.L. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
В центре философии Л. - теория познания, развитая в традиции англ. эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластич. философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Ньютона. Гл. соч. - «Опыт о человеч. разуме» (1690, рус. пер. 1898), над к-рым Л. работал около 20 лет. Согласно Л., не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею бога, а все человеч. знание проистекает из опыта - внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, напр. возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с к-рыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с к-рыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Л. определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остается неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собств. существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К «Опыту...» примыкают соч. Л. «О пользовании разумом» («Of the conduct of the understanding», 1706), «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» («An examination of P. Malebranchcs opinion of seeing all things in God», 1694) и др.
Выступая против религ. фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религ. свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости. В соч. «Разумность христианства» («The reasonableness of Christianity», 1695) Л. в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму, однако он считает, что, поскольку человеч. разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении и приобщении к божеств. опыту «через его дух».
Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, он не создал последоват. этич. теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье, стремление к к-рому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеч. воли закону, коренящемуся в божественной воле - «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счете достигается гармония между личными и обществ. интересами.
Социально-политич. концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» («Two treatises of government», 1690). Первый трактат посвящен опровержению феодальнопатриархальных взглядов Р. Филмера на божеств. право абс. королев. власти, второй - содержит теорию конституц. парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политич. строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-89. Неизбежность гос. власти Л. рисует с позиций теорий естеств. права и «обществ. договора». В отличие от абсолютистской теории гос-ва Гоббса, пр-ву, согласно Л., передается только нек-рая часть «естеств. прав» (отправление правосудия, внеш. сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодат. власть в гос-ве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внеш. сношений), причем само пр-во должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответств. пр-во.
Идеи Л. сыграли огромную роль в истории филос. и обществ.-политич. мысли европ. Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли и Юма, во Франции - на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 в. - Ламетри, Гельвеция и Дидро. Идеи Л. положили начало ассоцианизму в психологии. Политич. философия Л., явившегося «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Монтескье и нашла отражение в политич. теориях франц. и амер. бурж. революций.
Источник: Советский философский словарь
В центре внимания Л. – теоретико-познавательные проблемы. Философ считал, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, всё знание должно быть выведено из чувственных восприятий. Сенсуализм – необходимая составная часть более широкой концепции – эмпиризма . Эмпиризм рассчитывает в познавательной деятельности только на опыт, прежде всего – чувственный. Кроме того, опыт обязательно носит личный, индивидуальный характер. Врожденных идей не существует, утверждает Л., поскольку не у каждого человека можно обнаружить представления о причинно-следственной связи, о необходимости запрета противоречия (их нет у детей и слабоумных). Представления о Боге, добре и зле разительно отличаются друг от друга в различных культурах. Душа человека – «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт посредством единичных восприятий пишет свои знаки. Есть два вида опыта – внешний и внутренний. Первый опирается на ощущение, второй – на рефлексию, самовосприятие. Внешний опыт более фундаментален, поскольку дает толчок рефлексии – источнику внутреннего опыта. Но внешний опыт не монолитен, он включает в себя «идеи» первичных и вторичных качеств («идеей» Л. называет не только теоретическую конструкцию, но и представление, основанное на ощущении).
Первичные качества, по мнению Л., находятся в самих телах и адекватно представлены в наших ощущениях. К ним относятся плотность, протяженность, фигура, движение или покой, число. Вторичные качества, по мнению Л., не находятся в самих вещах, они лишь кажутся таковыми; на самом же деле это продукт движения частиц, недоступных человеческому восприятию. Это цвет, вкус, тепло или холод.
«Идеи», полученные из внешнего и внутреннего опыта, – лишь материал познания. Только после обработки их с помощью процедур сравнения, сочетания, абстракции возможно знание. Знание определяется как правильным комбинированием идей, так и отбором исходных, «простых» идей. Ошибки возникают как в результате несоблюдения правил комбинирования идей (чем сложнее идея, тем больше риска, тем вероятнее ошибка), так и в результате использования не только идей первичных, но и вторичных качеств. Все общие идеи – произведения разума, реально существуют только единичные вещи. «Дружба», например, это комбинация более простых идей – любви, действия, человека. Идея субстанции – тоже сложная идея, в ней обобщены многие сходные характеристики самых различных вещей. Мы не знаем, что такое субстанция, считает Л., но нет у нас и оснований сомневаться в ее существовании.
Истина представляет собой согласие представлений друг с другом, правильное сочетание представлений. Истинным можно назвать только то знание, которое представляет собой мыслительную форму, которое обработано с помощью разума. Исключительно опытное знание носит вероятностный характер, это не знание, но мнение. «Разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему то превосходство и господство, которое он имеет над нами».
Социальные взгляды Л. отличаются умеренностью и здравым смыслом. Его социально-политические идеи нашли отражение в Конституции США. В центре его концепции – взаимоотношения людей друг с другом и с государством. Как и Гоббс , Л. рассматривает «естественное состояние людей», предшествующее образованию государства. Однако, в отличие от Гоббса, Л. не видит оснований для изначальной вражды людей в естественном состоянии. Люди – «собственность Бога», поэтому живут по «естественному закону», восходящему к Божьей воле – по правилам мудрости и благоразумия, здравого смысла. Люди равны, не зависят друг от друга и не покушаются на собственность друг друга. Природа отдана Богом всем людям, однако обработка природного материала человеческим трудом дает основания человеку быть собственником, владеть результатами своего труда. Таким образом, собственность возникает еще в естественном, догосударственном состоянии. Потребность в регулировании отношений собственности и стала основанием для заключения «общественного договора» – образования государства. Естественное состояние и гражданское состояние не противоречат друг другу. Общественный договор лишь помогает упорядочить отношения собственности, выводит человека из затруднительного положения, в котором он оказался, будучи одновременно и законодателем, и исполнителем правил общественной жизни. Переходя из естественного состояния в гражданское, люди отказываются от части естественных прав – права на власть – в пользу государства.
Л. создал учение о разделении властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть решает вопросы внешней политики. Отношения с другими государствами – это как бы «внегосударственные» отношения, они регулируются «естественными» законами (мудростью и здравым смыслом), а не законами гражданского общества. Стоящие у власти не могут нарушать установленных в государстве законов, в противном случае возможна революция. Установление конституционной парламентской монархии – залог успешного функционирования государства. Религия должна быть независима от государства, все вероисповедания и секты имеют право на существование, если их деятельность не противоречит законам государства.
Говоря о нравственности, Л. отрицает наличие единого нравственного закона. Добро и зло – это длительное удовольствие и, соответственно, длительное страдание. Вместе с тем избежать возникающих из такого понимания добра конфликтов можно, если люди будут координировать свое поведение с Божьей волей. Л. отстаивал идеи «свободного воспитания». Игра, физические упражнения, наглядный характер обучения, индивидуализация образования способствуют формированию естественных склонностей человека. Идеи Л., лишенные крайностей., свойственных многим его современникам и последователям, делают его воплощением парадигмы Просвещения.
Источник: Краткий философский словарь.
Источник: История Философии: Энциклопедия
В «Опыте о человеческом разумении» Локк изложил целостную систему эмпирической философии, одной из главных задач которой было доказать неосновательность допущения в познании каких-либо умозрительных предпосылок и вместе с тем невозможность метафизики, занимающейся трансцендентными проблемами. Он предложил грандиозную модель происхождения всего человеческого знания из чувственного опыта и исследовал полученное т. о. знание с т. зр. его достоверности, очевидности, реальности и объема.
«Посланию о веротерпимости» предшествовали оставшиеся в рукописях «Опыт о веротерпимости» и «Защита нонконформизма». В «Послании...» Локк, хотя и анонимно, высказал взгляд на свободу совести как на неотъемлемое право каждого человека. Право выбора и исповедания религии соответствует интересам и свободам людей и поэтому должно быть признано государством, юрисдикция которого простирается только на их гражданские права. Свобода совести отвечает и интересам истинной церкви как добровольного человеческого сообщества, которая в своей деятельности призвана руководиться благочестием и состраданием, а не насилием. Терпимость не может распространяться лишь на тех, кто вступает в противоречие с законами государства и моральными нормами общества, кто сам не проявляет терпимость в вопросах религии или использует ее для получения привилегий и кто вообще отрицает существование Бога. «Послание...» содержало требования предоставления религиозным общинам равных прав и отделения церкви от государства.
В «Двух трактатах о правлении» впервые обстоятельно изложены начала политической доктрины либерализма. В первом трактате Локк рассматривает и опровергает взгляды роялиста Филмера, автора книги «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свобода народа». По Филмеру, всякая собственность и власть происходят от владений и власти Адама, дарованных ему Богом. Во втором трактате Локк развивает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти — из общественного договора. Здесь излагается общая концепция происхождения, объема и цели государственного правления. Объединяясь в государство, люди передают правительству часть своих естественных прав ради защиты всех остальных прав: на жизнь, на свободу слова и веры, на собственность. Законодательная власть в государстве отделяется от исполнительной, включая судебную, и федеративной, осуществляющей внешние сношения. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, ибо именно закон охраняет и обеспечивает их свободы, защищая каждого от произвола и насилия со стороны других. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Эта концепция по существу являлась обоснованием того государственного строя, который складывался в Англии после «Славной революции» 1688—89.
В 1689 Локк вернулся на родину. Произошедшие в стране перемены соответствовали его убеждениям, и он активно сотрудничал с новой администрацией. Вместе с тем, защищая свои взгляды на религию и церковь от критиков, Локк публикует второе (1690) и третье (1692) послания о веротерпимости (четвертое так и осталось незаконченным). В 1695 Локк издал книгу «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании». В христианстве, освобожденном от всех позднейших наслоений, он видит самое разумное нравственное учение. Однако, делая акцент на единстве Бога, неявно опускает некоторые догматы, прежде всего догмат троичности. Это отнюдь не ортодоксальное сочинение положило начало двум новьм течениям религиозной мысли: латитудинаризму — широкой веротерпимости, которая на некоторое время возобладала в англиканской церкви, и английскому деизму. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693, рус. пер. 1759, 1939). В кон. 1690-х гг. он вступил в полемику с Эдуардом Стиллингфлитом, епископом Вустерским, который, разбирая положения «Опыта о человеческом разумении», обвинял Локка в отходе от догм христианской веры, в противоречиях и склонности к скептицизму. В этот период Локка занимают и другие дела. Он пишет статьи, в которых излагает свои соображения о пути преодоления инфляции, участвует в проведении денежной реформы и в учреждении Английского банка. Последний государственный пост, который он занимал, — уполномоченный по делам торговли и колоний. Болезнь легких побудила его оставить Лондон и последние годы жизни провести в сельской местности (в местечке Отс), в усадьбе своих друзей — супругов Мешэм.
Идеи Локка положили начало идеологии Просвещения, их влияние было настолько широким, что его испытали мыслители самых разных философских воззрений. В Англии — Шефтсбери, Мандевиль, Толанд, Коллинз, Гартли, Пристли, Беркли и Юм; во Франции — Вольтер, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Гельвеций и Дидро, в Северной Америке — Джонсон и Эдварде. Его политическая философия получила развитие у Монтескье и нашла отражение в воззрениях идеологов Американской революции 1775—83 — Франклина, Адамса и Джефферсона.
Источник: Новая философская энциклопедия
Л. различает три вида познания: интуитивное, демонстративное и сенситивное. Первый род познания он считает высшим. Душа при этом воспринимает истину непосредственно и не требует доказательств. Демонстративное познание, образцом которого является математика, не столь самоочевидно и нуждается в аргументации. Как и интуитивное, это познание тоже достоверно, но оно не столь ясно и потому предполагает сомнения и нуждается в аргументации. Низший род познания — сенситивный, посредством ощущений. Интуитивно мы познаем свое собственное бытие, посредством демонстративного познания — бытие Бога, на основе сенситивного познания убеждаемся в существовании единичных вещей. При всей неизбежной исторической ограниченности гносеологическая теория Л. была для своего времени весьма прогрессивной. Л. выступил с резкой и последовательной критикой теории врожденных идей, выдвинул и обосновал ряд принципов сенсуализма, проложил путь к исследованию взаимодействия чувственного и рационального познания, поставил вопрос об активности разума, заложил основы теории абстракций, классифицировал виды и роды познания. Непоследовательность теории Л. явилась причиной того, что из его сенсуализма вышли две философские школы: материалистическая (Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций) и субъективноидеалистическая (Дж. Беркли, Д. Юм). Наконец, локковская постановка вопроса о познании как основном предмете философского исследования оказала влияние на формирование философских взглядов И. Канта.
Не меньшее воздействие на современников оказали социально-философские воззрения Л. Разделяя взгляды Т. Гоббса о естественном происхождении государства на основе общественного договора, Л. создал собственную социальную теорию, существенно отличающуюся от учения Т. Гоббса. Последний считал, что государство создает право и строго следит за исполнением принятых законов. Исходная позиция Л. иная: государство не создает права. Человек, уже потому, что он человек, обладает определенными правами всегда, в том числе и в естественном состоянии. Эти права неотчуждаемы, и задача государства состоит в том, чтобы обеспечить защиту прав каждого гражданина. К числу неотчуждаемых прав Л. относил право на жизнь, собственность и свободу. Право на жизнь Л. не ограничивает лишь принципом «Не убий!», но включает в него и требование отрицания любого насилия. Никто не имеет права превращать человека в раба или крепостного, поскольку он, и только он сам, обладает правом распоряжаться собственной жизнью. Право собственности является, по Л., следствием того, что она создана трудом индивида и потому не может быть отчуждаема. Наконец, свобода предполагает право иметь собственное мнение и беспрепятственно его высказывать и отстаивать. Отсюда Л. выводил принцип веротерпимости, несмотря на то что сам он был человеком религиозным. Идеалом Гоббса была абсолютная монархия. Идеал Л. — власть закона и ограниченная монархия. В целях наилучшего соблюдения прав человека и исполнения законов Л. выдвинул идею разделения властей. Если государство не выполняет свои основные функции, за народом остается право расторжения договора. Учение Л. положило начало теории буржуазного либерализма. Оно было с восторгом воспринято французскими просветителями и сыграло существенную роль в идеологической подготовке Французской революции (см. Сенсуализм. Французские энциклопедисты XVIII в.).
Источник: Философский словарь инженера. 2016
«В разуме нет ничего, чего не было бы в опыте!»
Жизнь. Выдающийся английский философ родился 29 августа 1632 г. под Бристолем в семье юриста. Его родители были пуританами. Джон закончил монастырскую школу в Вестминстере, затем поступил в Оксфордский университет. Уровнем преподавания философии в университете Локк был очень недоволен, т. к. там приходилось заниматься в основном отживающей свой век схоластикой и риторикой. Закончив Оксфорд в 1656 г., Локк некоторое время преподавал студентам греческий язык и риторику, но затем, под влиянием философии Декарта и набирающей силу моды на естествознание, он приступает к самостоятельному изучению естественных наук. Прежде всего его интересуют медицина, анатомия, химия, физика, физиология и метеорология. Интересно, что медицинскими познаниями он овладел до такой степени, что какоето время был преуспевающим практикующим врачом, хотя и не получил для этого от университета соответствующей медицинской степени.
Однако благодаря несомненной компетенции и глубоким знаниям он вскоре получает должность домашнего врача, воспитателя и секретаря в доме влиятельного лордаканцлера Англии Энтони Купера. Поэтому неудивительно, что дальнейшая судьба Локка была тесно связана с политикой и государственными делами. И надо сказать, что она изобиловала многими взлетами и падениями; Локку даже пришлось после смерти лордаканцлера скрываться в эмиграции (в Голландии) под чужим именем. В конце концов Локк триумфально возвратился на родину, где его ждали заслуженная слава и почет. В 1690х гг. он привлекается на государственную службу в качестве уполномоченного по делам торговли и колоний. Благодаря его инициативе и усилиям был учрежден Английский банк и несколько крупнейших частных компаний, проведена денежная реформа и законодательно закреплена свобода печати. В конце жизни он окончательно отдалился от всех политических дел, занявшись философскими размышлениями и написанием трактатов. Умер Локк в 1704 г. и был похоронен на небольшом приходском кладбище в графстве Эссекс.
Локк пытался выстроить целостную философскую систему, которая органично включала бы в себя многие, различные на первый взгляд, аспекты бытия и познания. Основными темами его размышлений были человек, общество, политика, государство, религия. Немалое место в учении Локка занимала философия природы и естествознание. Однако прежде всего его интересовала теория познания, благодаря чему Локк стал одним из выдающихся мыслителей в истории гносеологии, обосновав и развив идеи эмпиризма.
Основные работы. «Опыт о человеческом разумении», «Письма о веротерпимости», «Два трактата о государственном правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства».
Локк о разуме. Главным отличием человека от животных Локк считает наличие у него разума. Разум, по Локку, – это способность рассуждать о вещах и понимать суть вещей. Причем способность эта не дана нам с рождения, а формируется постепенно, в процессе творческой мыслительной активности человека. Иными словами, сознание человека при рождении представляет собой как бы чистый лист бумаги (tabula rasa – лат. гладкая доска), на который с годами наносятся «письмена» знания.
Локк о первичности опыта. В момент рождения у человека нет никаких врожденных идей, знаний и мыслей. Они не вкладываются нам в голову всемогущим Богом, а приобретаются путем накопления жизненного опыта, который является основой всего познавательного процесса: «Откуда получает ум весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, из него в конце концов оно возникает». Отсюда вытекает и знаменитое положение Локка о том, что «в нашем интеллекте нет ничего, чего бы не было в опыте».
Локк о познании. Итак, разум лежит в основе познавательного процесса, который, в свою очередь, основывается на практическом опыте. С помощью опыта человек приобретает простые впечатления (идеи), которые перерабатываются рассудком. Так возникает все разнообразие сложных идей, из которых и составляется общая картина мира. В ней главенствующую роль играет способность разума формировать понятия, с помощью которых мы можем мыслить и общаться друг с другом. Однако не все понятия, говорит Локк, имеют одинаково истинное значение, очень часто мы оперируем пустыми, не имеющими никакого содержания понятиями, которые только затуманивают сознание и дают неверные представления о мире.
Локк о понятиях. В процессе познания человек вырабатывает понятия, которые отнюдь не всегда являются отображением действительности. В этом смысле философия не может рассматриваться как наука наук, ибо в ней, так же как и во многих теоретических науках, преобладают бессодержательные, абстрактные понятия, типа «субстанция», «врожденные идеи», «бесконечность» и т. д. Поэтому язык научных описаний зачастую создает видимость подлинного, глубокого знания, хотя на самом деле заумные термины и глубокомысленная фразеология – только ширма для несведущих людей. Но хуже всего то, что такое наукообразие приводит не к знанию, а к заблуждениям, искажает истинную картину, мешает накоплению подлинного опыта. Следовательно, важной ступенью всякого познания является очищение языка и сознания от ложных понятий.
Локк о способах познания. Мы помним, что познавательный процесс основан на восприятии разумом простых идей, которые при обработке их рассудком составляют идеи более сложные. По мнению Локка, «познание – это именно восприятие и понимание связи и согласованности, либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание». Он выделяет три главных способа согласования простых идей между собой, т. е. выработки знания: ощущение, доказательство, интуиция.
Локк о границах познания. Однако совершенно очевидно, что возможности разума не безграничны. Тогда каковы же границы нашего познания? Для этого, говорит Локк, необходимо определить цель человеческого познания, а она, как всегда, находится в пределах прояснения смысла человеческой жизни. Иначе говоря, пределом всякого человеческого знания является постижение того, что такое Бог, Мир, Человек. Эта триада по своему содержанию может быть соотнесена с тремя способами познания, поэтому Локк делает три следующие допущения:
1. Человек может знать о бытии вещей (Мир) посредством ощущений. Это наименее надежный источник опыта, ибо ощущения дают нам простые идеи, а их еще недостаточно для достоверного знания: «Наличие в нашей душе идеи о чемнибудь подтверждает существование этой вещи не более, чем портрет некоего человека доказывает, что он существует в этом мире…» До тех пор, пока мы видим объект, мы уверены в его существовании. Но как только он исчезает из нашего поля зрения, т. е. из нашего опыта, мы теряем эту уверенность, т. к. этот объект может быть уничтожен.
2. Человек может знать о бытии Бога посредством доказательства. Если существует нечто, то у него должно быть какоето начало, у которого, в свою очередь, также должно быть начало, и так далее. Но до бесконечности эту цепочку продолжать нельзя, т. к. должно быть одно единое начало для всего сущего. Это «безначальное начало» и есть всемогущий Бог, создавший все из ничего, и это доказательство по принципу причинности есть высшая форма уверенности человека в Его бытии. «Осмелюсь сказать, что мы узнаем о существовании Бога с большей уверенностью, чем познаем существование какихто других вещей вне нас».
3. Человек может знать о собственном бытии посредством интуиции. «Ничто не может быть для нас более очевидным, чем наше собственное бытие. Я мыслю, я рассуждаю, я ощущаю удовольствие и боль: может ли хоть одна из этих вещей быть для меня более очевидной, чем мое собственное существование?.. Ибо если я умею чувствовать боль, то очевидно, что я обладаю несомненным восприятием моего собственного бытия как ощущаемой мною боли… Опыт убеждает нас, что мы обладаем интуитивным познанием нашего собственного бытия и безошибочным внутренним знанием того, что мы существуем».
Локк о морали. Никаких врожденных идей у нас нет. Значит, не может быть и никаких врожденных принципов и практических законов. Все наши поступки и волевые проявления, по Локку, определяются стремлением к тому, чтобы избежать неудобств и достичь максимального душевного и физического комфорта: «Стремление – не что иное, как потребность в отсутствующем благе изза перенесенной боли: утешение и облегчение состоит в этом отсутствующем благе. И до тех пор, пока утешение не будет достигнуто, мы можем называть его стремлением, ибо нет человека, который, испытывая боль, не стремился бы получить утешение или облегчение; желание это равно боли и неотделимо от нее». Такой подход к моральноэтическим проблемам называется в философии утилитаризмом и эвдемонизмом.
Локк о законах поведения. В процессе своей жизнедеятельности человек, согласно Локку, руководствуется тремя основными законами:
1. Законы Божественные: соблюдение их называется долгом, обязанностью, а нарушение – грехом.
2. Законы гражданские: соблюдение их называется законопослушанием, гражданским долгом, а несоблюдение – преступлением.
3. Законы личной репутации (авторитета): соблюдение их называется добродетелью, честью, а нарушение – пороком.
Локк о естественных правах человека. «Нет ничего более очевидного, что существа одной и той же породы и вида, при своем рождении без различия получая одинаковые природные преимущества и используя одни и те же способности, должны также быть равными между собой без какоголибо подчинения и подавления». Так Локк выдвигает тезис о природном, ничем не ограниченном равенстве людей, что является первым естественным качеством любого человека. Эта идея стала основой концепции естественного права.
Локк о свободе личности. Из естественного равенства людей для Локка совершенно очевидно вытекает мысль о естественной, ничем не ограниченной свободе каждого человека, когдалибо рождавшегося на земле: «Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется воле или законодательной власти другого человека, но руководствуется только законом природы».
Локк о частной собственности. Как обладающий безграничной свободой, человек не может не обладать и соответствующей экономической гарантией этой свободы – собственностью. Она является неотъемлемой частью всякой свободной личности и обуславливается также самой природой: «…Хотя предметы природы даны всем сообща, но человек, будучи господином над самим собой и владельцем своей собственной личности, ее действий и ее труда, в качестве такового заключает в себе самом великую основу собственности…»
Локк о правах личности. Отсюда следует, что всякий человек, как свободная личность, владеющая собственностью, имеет безусловное право на защиту своей жизни, своей свободы и собственности. Это право также относится Локком к естественному (природному) праву человека, данному ему с самого рождения.
Локк о государстве. Признавая теорию естественного состояния человека (вспомним Гоббса), Локк не принимал идеи о «войне всех против всех». Человек потому организовал сообщество (государство), говорит Локк, что понял свою личную выгоду от этого, а вовсе не потому, что хотел обеспечить свою безопасность, как утверждал Гоббс. Поэтому для Локка важнейшей задачей государства является не функция обеспечения мира и стабильности, а защита частной собственности, гарантирующей каждому члену общества максимальную личную свободу. Следовательно, не может идти и речи об абсолютистском государстве Гоббса, с абсолютными, ничем не ограниченными полномочиями правителя. В противовес гоббсовскому идеалу деспотического правления Локк выдвигает идею конституционной формы организации государства, в котором правление большинства будет обеспечивать именно юридическое, а не социальноэкономическое равенство членов общества. Поэтому государство, говорит Локк, не может вмешиваться в дела торговли и производства, помогать бедным и покровительствовать богатым. Если же государство не выполняет своих обязательств перед избравшими его индивидами, то они имеют полное право восставать против него, свергать действующую власть и избирать новую. Очевидно, что в таком государстве правитель подотчетен и ответственен перед народом.
Локк о религии. Помимо социальноэкономических вопросов, государство не должно вмешиваться и в дела религии, ибо внутренний, духовный мир человека является самой ценной сферой его свободной личности. А раз так, то в деле вероисповедания всякий человек имеет неотъемлемое право на свободный выбор, что также должно гарантироваться государством. Поэтому во всей истории философии Локк – один из самых страстных защитников принципа веротерпимости: «Терпимость по отношению к тем, кто расходится с вами в вопросе религии, созвучна Евангелию и соответствует здравому смыслу, поэтому чудовищно, когда люди нетерпимы». Однако и Церковь не должна вмешиваться в дела государства, навязывать свои представления гражданскому обществу. Она всегда должна оставаться свободным объединением свободных граждан – во имя спасения души и служения Богу.
Источник: Философия. Краткая история.
Б.Рассел назвал Дж. Локка «наиболее удачливым из всех философов» (История западной философии. М., 1959. С. 624], так как его взгляды в философии и политические воззрения находили понимание и приветствовались многими его современниками. При жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленньми на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы. Локк - воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии. Его главные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693).
Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься индивидуальным сознанием, личными интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности». В «Опыте о человеческом разумении» он описывает задачу философа как задачу мусорщика, удаляющего мусор из нашего знания.
Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалистических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из чувственного опыта. Трактат «Опыт о человеческом разумении» начинается с критики распространенных в то время в континентальной философии концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников. Локк показывает, что все наше знание - математическое, логическое, метафизическое и др. - не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. «Идеи и понятия не рождаются вместе с нами, так же, как искусства и науки», - писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий принцип нравственности (золотое правило) более «восхваляется, чем соблюдается» [Соч. М., 1985. Т. 1. С. 119, 149]. Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем.
Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк, как любой сенсуалист, полагает, что при рождении человека его ум представляет собой «tabula rasa» («чистая доска») - «белую бумагу без каких-либо знаков и идей». Единственный источник идей - опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт - это ощущения, которые заполняют «чистый лист» различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт - это идеи о своей собственной деятельности внутри себя, о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размьрилением. Под идеями Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи.
Идеи, ощущения подразделяются у Локка на два класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных качеств. Первичные качества - это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покой, форма, число, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах. Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств. К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, и в другом случаях идеи образуются через так называемый импульс. Например, фиалка посредством импульсов частиц материи создает в уме идеи голубого цвета и запаха.
Идеи, получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт. Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств - пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза - сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция.
По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи - железо, камень, солнце, человек, представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия - материя, дух. Понятие субстанции - проблема для Локка. В главе XXIII книги II «Опыта...» он указывает, что группы простых идей «находятся постоянно вместе», т.е. образуют объекты, которые мы называем деревьями, яблоками, собаками и т.п. Он говорит, что, «не представляя как эти простые идеи могут существовать сами по себе, мы привыкаем предполагать некоторый субстрат, на основе которого они существуют и из которого они проистекают и который мы поэтому называем субстанцией». Так как Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические - любые вещи, и философскую субстанции - универсальную материю, основа которой непознаваема.
В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Роли языка много внимания уделяли предшествующие философы - Бэкон, Спиноза, Гоббс. Локк посвящает данному вопросу третью книгу своего «Опыта...». Для Локка язык несет на себе две функции - гражданскую и философскую. Первая - средство общения между людьми, вторая - точность языка, выражающаяся в его эффективности. В главе «О злоупотреблении словами» Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания. Локк подчеркивает важную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживается множество бездельников и шарлатанов.
Согласно Локку, язык - это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают нам возможность, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова - это просто общественное выражение мысли; они имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями.
Локк объясняет, как мы можем прийти к общим словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит он, являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и «отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи», мы можем прийти к общей идее «человека». В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи - животного, растения. Все они - результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей.
С вышеизложенным тесно связана проблема видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание - это истины самоочевидные. Примерами могут служить высказывания: «белое не есть черное», «треугольник не есть круг» и т.п. Демонстративное знание - это выводы, доказательства, они образуют дедуктивный вид познания. Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того, что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым знанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.
В работе «Два трактата о государственном правлении» (1690) Локк излагает свое учение о государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в естественном состоянии как свободных, равных и независимых [Соч. М., 1988. Т. 3. С. 265]. Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка, невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники создания стоимости.
Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной.
Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов, при которых законы и исполнительная власть подчинены правосудию и естественному праву. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля.
Локк - сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивающий «естественную религию». Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости. Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и светским государством.
Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в сфере воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества.
В своем «Опыте...» Локк утверждал, что добро - это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивает, что моральное добро - это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества и природы, которые находятся в божественной воле - истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.
Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Под воздействием его философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка, французских материалистов.
Влияние Локка чувствуется вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII-XIX веков.
Источник: 100 великих мыслителей
(29 авг. 1632 – 28 окт. 1704) – англ. просветитель, философ, основоположник материалистич. сенсуализма, первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. Л. – идеолог т.н. "славной революции" 1688 – классового компромисса крупной буржуазии и части земельной аристократии, представлявший "...новую буржуазию во всех ее формах..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 62). Род. в Рингтоне в семье судейского чиновника. В 1652 поступил в Оксфордский ун-т, где по окончании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем детей, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), с к-рым тесно связал свою судьбу. Вместе с Шефтсбери подвергался гонениям при реставрации Стюартов, дважды был вынужден эмигрировать. Путешествовал по Франции и Италии. Бежав в последний раз в Голландию (1683), Л. сблизился с Вильгельмом Оранским и стал идеологом вигов. Здесь он закончил свой гл. филос. труд "Опыт о человеческом разуме" ("An essay concerning human understanding", 1690). После переворота 1688 вернулся в Англию и до 1700 занимал административные посты. Учение об опыте. Углубляя материалистич. эмпиризм и сенсуализм Ф. Бэкона, Л. развил учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, Л., придерживаясь положения о том, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в чувствах, пришел к утверждению: "на опыте основывается все наше знание..." ("Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). Сознание новорожденного – это "пустое помещение" (empty cabinet), "чистая доска" (tabula rasa), и только опыт, состоящий прежде всего из ощущений, наполняет его содержанием. В педагогике эти идеи привели Л. к признанию определяющего влияния среды на воспитание ("Некоторые мысли о воспитании" – "Some thoughts concerning education", 1693), в этике – к установлению тесной связи добра и удовольствия. Эти идеи имели огромное значение для развития обществ. мысли 18–19 вв. Опыт, по Л., состоит из идей, под к-рыми он понимал всякий объект познания, предстоящий уму: чувств. впечатления, представления, понятия, продукты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души (mind), а также иногда и чувств. качества в самих объектах (см. тамже, с. 75). В качестве особого внутр. опыта Л. выделил т.н. рефлексию, представляющую собой "...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления..." (там же, с. 129). Рефлексия, по Л., – вторична и возникает на основе чувств. опыта. Такое понимание рефлексии способствовало преодолению дуализма Декарта, развитию эмпирич. психологии, изучению деятельности субъекта в процессе познания и установлению специфики рацион, формы познания. Компромисс с идеализмом в толковании рефлексии возник в философии Л. лишь при определении результатов деятельности рефлексии, будто бы помимо внешнего опыта порождающей идеи существования, времени, числа. Эта непоследовательность сенсуализма Л. выражала неспособность метафизич. материалиста понять диалектику перехода от чувств. познания к рациональному. Проблема мира и бога. Источник внеш. опыта Л. видел в объективном мире: "...простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас..." (там же, с. 549). Материалистич. учение о природе изложено Л. в "Опыте" и "Элементах естественной философии" ("Elements of natural philosophy", 1697–1700, опубл. 1720). Оно сложилось под влиянием атомистики Эпикура, Гассенди и Р. Бойля, а также механики Ньютона. Ленин характеризовал материалистич. взгляды Эпикура и Л. как "...гениальные догадки и у к а з а н и я пути н а у к е..." (Соч., т. 38, с. 290). Пытаясь объяснить относит. устойчивость сочетаний идей внешнего опыта, Л. приходил к предположению о некоей связующей их субстанции-материи, но, будучи метафизиком, понимал ее как "плотную субстанцию" (пометка Л. на полях книги Д. Серджента), являющуюся подпорою устойчивых качеств предметов внешнего мира (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 301 и др.). В понимании пространства Л. колебался между свойственной Ньютону его абсолютизацией и пониманием его как несамостоятельного условия движения. О факте наличия объективного мира с очевидностью свидетельствуют ощущения (см. тамже, с. 612); убеждение в этом делало Л. противником идеалистич. интерпретации сенсуализма. Принимая идею субстанции, Л. критиковал ее схоластич. интерпретацию. Однако вся трактовка Л. понятия субстанции обнаруживала ее метафизич. слабость, чем воспользовались Беркли и Юм в интересах идеализма. Герцен отмечал, что Л. своим учением о независимости идеи "подпоры" от опыта превращал ее невольно в разновидность им же отрицаемых врожденных идей (см. Собр. соч., т. 3, 1954, с. 293–94). Как метафизик, Л. не понимал, что материя обладает самодвижением, и считал атомы пассивными. Поэтому для объяснения движения он, как и Ньютон, признавая существование бога, отводил ему роль источника движения и сознания (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 600–11). Вслед за Гоббсом, утверждавшим существование "мыслящих тел", Л. допускал, что материя способна к мышлению. В полемике со Стиллингфлитом, епископом Вустерским (Ворчестерским), обвинявшим Л. в безбожии, Л. повторил аргумент Иоанна Дунса Скота о том, что отрицание способности материи к мышлению означало бы ограничение могущества бога. В соч. "Разумность христианства" ("The reasonableness of Christianity", 1695) Л. отстаивал "естественную религию", близкую к деизму и отличавшуюся от него допущением божеств, откровения и нек-рых тезисов христ. догматики. Л. – сторонник отделения церкви от гос-ва и веротерпимости, к-рую он не распространял, однако, на католиков и атеистов ("Четыре письма о веротерпимости", 1685–1704, опубл. 1689–1706). Л. был противником подчинения знания откровению и утверждал, что "вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных предписаний разума" (там же, с. 671). Идею бога Л. характеризовал как неясную и спутанную. Учение об идеях, абстракциях и и с т и н е. Простые чувств. идеи (наследницы "натур" Ф. Бэкона) Л. разделял на первичные качества (протяженность, фигура, толчок, механич. движение, покой и телесная непроницаемость) и вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук и т.д.). Первые "...реально существуют... в телах" (там же, с. 157) и воспринимаются совокупностью органов чувств, хотя для выявления структуры тел и нельзя обойтись без разума. Вторые не отражают свойств вещей. Впрочем, в вопросе об отношении первичных и вторичных качеств Л. не занял все же вполне четкой позиции: не понимая диалектики сущности и явления и заявляя, что вторичные качества мнимы, "...вовсе не имеют сходства с ними (вещами. – И. Н.)" (там же), в других случаях он признавал, что между ними и силами тел есть реальная сообразность (см. тамже, с. 376), а иногда допускал, что они "подобны" свойствам вещей (см. тамже, с. 389). Учение Л. о первичных и вторичных качествах приводило его к противоречию между признанием качеств, многообразия мира и стремлением свести его многообразие к первичным качествам. Колебания Л. использовал Беркли, полностью субъективировавший не только вторичные, но и первичные качества, устранив тем самым на почве идеализма всякое различие между ними. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Л. считал исходным, первым чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти "интуитивным". Давая знание единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. (вероятное знание). Второй вид знания – демонстративное, т.е. знание через умозаключения, среди к-рых Л., невысоко оценивая познават. значение силлогистики и критикуя ее употребление в схоластике, выделял умозаключения через сравнения и вообще отношения идей. Третий (высший) вид знания – интуитивное знание, т.е. непосредств. восприятие разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. В учении об интуиции на Л. оказал влияние Декарт, однако понимание Л. интуиции свободно от картезианской концепции врожденных идей. Еще до умозаключений, по мнению Л., активность ума проявляется в. образовании сложных идей посредством невольного или же активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый из этих способов заключается в суммировании простых идей, благодаря чему получаются собственно сложные (complex, collected) идеи субстанций (в данном случае под субстанциями понимаются единичные самостоят. объекты, напр. "человек"), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) – простых (образуемых соединением однородных простых идей, напр. "пятнадцать") и смешанных (эти модусы образуются через аналогичное соединение разнородных идей, напр. "красота"). Второй способ состоит в сравнении идей, благодаря чему получаются идеи отношений ("причина", "отцовство" и др.). Третий способ есть обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы; в результате возникают общие (general) идеи, напр. "человек вообще", "живое существо". Разграничение между первым и третьим способами по характеру полученных результатов у Л. недостаточно ясно и оправдано. Учение Л. о деятельности рассудка сложилось отчасти под влиянием Гоббса. Положенный в основу его принцип комбинирования соответствовал практике науч. исследования 17–18 вв., в к-ром преобладали собирание, регистрация и упорядочение (классификация) фактов, а на первом плане среди наук выступала механика. Примененный Ф. Бэконом в учении о "формах", этот принцип был использован Л. в теории познания для анализа деятельности мышления. Вопрос о реальности общего Л. решал в плане концептуализма: "... деление вещей на виды и обозначение их по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями..." (там же, с. 414). Концептуализм Л. был направлен против реализма схоластиков и кембриджских платоников, приводившего к злоупотреблению словами. Л. выдвинул понятие о семантике как общей теории знаков и их роли в познании. Теория образования сложных и отвлеченных идей Л. была механистической и не учитывала различия между существ, и несуществ. признаками вещей. Сам же Л. замечал недостаточности своего метода обобщения и абстрагирования, что проявилось в проводимом им различении между реальными и номинальными сущностями вещей. Номинальные сущности – это общие идеи родов вещей, получаемые через отвлечения и соединения чувств. идей и фиксируемые в именах (nomina). Содержание их зависит от совокупности воспринятых человеком внешних свойств вещей, а потому оказывается более или менее поверхностным: "... наши границы для видов не вполне сообразуются с природными" (там же, с. 453). Для постижения истинной, реальной сущности вещей необходимо при помощи рациональных средств познать структуру тел. Ограниченность теории абстракций Л. проявилась в экономия, учениях А. Смита и Д. Рикардо. "...Его философия служила всей позднейшей английской политической экономии основой для всех ее представлений" (Маркс К., Теории прибавочной стоимости, 1, 1955, с. 348). Не проводя отчетливой грани между философией и спец. науками, Л. определял философию как "истинное познание вещей". Истину Л. понимал как соответствие идей объектам и связей между идеями связям между объектами. "Наше познание... реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей" (Избр. филос. произв., т. 1, с. 548– 549). Иногда Л. сбивался на идеалистич. понимание истины, считая познание восприятием "... связи и соответствия, либо несоответствия и несовместимости наших... идей" (там же, с. 514). Те же тенденции к интроспекционизму проявились у Л. в принятии интуиции. Понимание Л. истины как соотношения идей переносило центр тяжести вопроса на отношения между идеями и противоречило его же утверждению о том, что идеи первичных качеств истинны и что, следовательно, элементы знания (идеи) сами могут быть знанием. Этич., педагогич. и социологич. в з г л я д ы. В этике Л. перекрещиваются две тенденции: главная из них состоит в отождествлении добра с длительным удовольствием (здоровье, добрая слава и т.п.) и пользой человека (она повлияла на формирование франц. просветителей 18 в.), вторая, побочная, – в определении добра через добровольное подчинение людьми их поступков божеств, и граждан, законам, а также обществ. мнению своей страны. Противоречие между данными точками зрения Л. пытался преодолеть, указывая, что законы природы суть именно "ветвь" божеств, закона, дедуктивно из него выводимые. Развитое Л. понимание человеч. природы, согласно к-рому возможны взаимопомощь ощущений, эмоций и разума в определении верного пути жизни, оказало воздействие на концепции Вольтера, Гельвеция и др. франц. просветителей. В английской же философии оно было разрушено Юмом, утверждавшим неустранимый разлад между разумом, неспособным якобы быть путеводителем людей в практич. жизни, и их повседневными инстинктами и привычками, подчиняющими себе мышление и не ведущими ни к знанию, ни к моральным идеалам. Целью педагогики Л. было формирование крепкого телом и духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к приобретению знаний, практически полезных для предпринимательской и торговой деятельности. Воспитание должно быть строго индивидуальным, учитывать естественные склонности и способности. Наиболее прогрессивными педагогич. идеями Л. были тезисы о решающем влиянии среды на воспитание и образование и о значении наглядности в обучении. В социологич. взглядах Л. получила отражение его идея политич. компромисса буржуазии с дворянством. Л. был одним из родоначальников англ. бурж. либерализма. В "Двух трактатах об управлении государством" ("Two treatises of government", 1690) им была, в ходе критики феод.-патриархальной концепции Р. Филмера, развита теория бурж. парламентарно-монархич. конституц. гос-ва, направленная как против легитимистов, так и против демократов-республиканцев. Л. – сторонник отделения верховной законодат. власти (парламент) от власти исполнительной (со включением судебной и военной) и "федеративной", т.е. внешних сношений (министры и король). Теория разделения властей отражала практически сложившееся разделение власти между буржуазией и обуржуазившимися дворянами. Эту политич. концепцию Л. пытался обосновать социологически: по его мнению, обществ. договор создал правительств, власть, обязанную охранять "естественные права" людей: личную свободу и частную собственность. В отличие от Гоббса, Л. считал, что пр-во обязано само подчиняться законам, в противном случае нация возвращает себе право суверена, т.е. право насильственно расторгнуть договор с данным пр-вом и образовать новое, к-рому и передается вновь суверенитет. Л. полагал, что в условиях Англии такой случай только что произошел и в повторении не нуждается. Так, Л. узаконивал приход к власти бурж.-дворянской партии Вильгельма Оранского. Взгляды Л. сыграли большую роль в последующей истории философии, хотя в силу противоречивости их использование было двойственным. С одной стороны, его идеи разрабатывали Толанд, Пристли, Кондильяк, франц. материалисты (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 139, 142, 144, 147), к-рые, как, напр., Ламетри и Гельвеций, отбросили его идею рефлексии и понятие бога. Мысли, высказанные Л. в 33 гл. кн. II "Опыта...", положили начало разработке ассоциативной психологии (Юм, Пристли, Гартли). Локкова теория воспитания оказала влияние на этич. и социологич. учение Гельвеция, а затем и на концепции утопич. социализма начала 19 в. и передовые педагогич. идеи 18–19 вв. С др. стороны, его учение об опыте было развито Беркли и Юмом в направлении субъективного идеализма. "И Беркли и Дидро, – писал Ленин, – вышли из Локка" (Соч., т. 14, с. 113). Философию Л. ныне стремятся использовать в интересах субъективного идеализма англо-амер; позитивисты (напр., Айер, см. "The problem of knowledge", Edinb., 1957, p. 108) и "общие семантики" (Хаякава), к-рые свое понимание теории познания как процесса оперирования исходными чувств. данными и чисто условными знаками возводят к Л. (через Беркли и Юма) и игнорируют признание Л. объективного источника идей внешнего опыта (ощущений). Витгенштейн субъективистски преобразовал учение Л. об обобщениях, выдвинув т.н. концепцию "семейных сходств" между чувств. данными, зависящих от конвенционально установленных способов употребления слов (см. "Philosophical investigations", тезис 67 и др.). Соч.: Опыт о человеческом разуме (An essay concerning human understanding, 1690) – гл. филос. произведение Л., излагающее его теорию познания, над к-рым Л. с перерывами работал почти 20 лет. К 1685 относится вариант первых двух книг "Опыта...", известный под названием "Набросок С" ("Draft С"). Извлечение из "Опыта..." было опубликовано на франц. языке в 1688 в журн. "Biblioth?que universelle et historique". Сохранилось два относящихся к 1671 черновых наброска "Опыта...", обнаруживающие значит, влияние на Л. идей Гассенди. Первый из них ("Draft А") опубликовал Р. Арон в Оксфорде в 1936; второй ("Draft В") – В. Рэнд в издании Гарвардского ун-та в 1931. "Опыт..." состоит из четырех книг. В 1-й книге содержится критика теории врожденных идей; во 2-й – учение об опыте, классификации идей и образовании сложных идей, а также анализ проблемы субстанции. В 3-й рассмотрены вопросы роли языка в познании; образования общих понятий через абстракцию; 4-й книге – задачи и границы познания, проблема истины и соотношения веры и знания. Точка зрения Л. по последнему вопросу послужила основанием тому, что папа Климент XII своим бреве от 1734 внес книгу Л. в список запрещенных для католиков книг. Лучшее англ. издание "Опыта..." с обстоят, комментариями А. Фрейзера издано в двух томах (Oxford, 1894) "Опыт..." входил во все издания соч. Л.начиная с 1714. В 1700 он был издан во франц. и в голл. переводах, в 1701 в лат., в 1755 и 1757 – в нем. переводах. На рус. яз. "Опыт..." издан в переводе А. Н. Савина в 1898 отдельно, а в 1960 в "Избр. филос. произв.", на польском – в 1921 (не полностью) и в 1955 в переводе Б. Гавецкого. Works, v. 1–3, L., 1714; 10 ed., v. 1–10, L., 1801; (new ed.), v. 1–2, L., 1877; Philosophical works, v. 1–2, L., 1889; Essays on the law of nature, Oxf., 1954; в рус. пер. – Мысли о воспитании, 3 изд., М., 1913; Мысли о воспитании и о воспитании разума, вып. 1–3, СПВ, 1913; Педагогические соч., М., 1939; Избр. филос. произв., т. 1–2, [1 т. со вступ. ст. и под ред. И. С. Нарского, 2 т. под ред. А. А. Макаровского ], М., 1960. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, [М. ], 1955 (см. Указатель); его же, К критике политич. экономии, [М. ], 1953 (см. Указатель); Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, [М. ], 1953, с. 429; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, [M. ], 1957 (см. Указатель); Серебренников В., Учение Л. о прирожденных началах знания и деятельности, СПБ, 1892; Гребенев К. В., Д. Л. Популярный очерк его жизни и учения, М.–Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 213–23; Субботин А. Л., Принципы гносеологии Л., "Вопр. философии", 1955, No 2; Сахарова Т. ?., Новое о Л., там же, 1956, No 5; История философии, т. 1, М., 1957, с. 433–39; Заиченко Г. А., К вопросу о скептицизме в теории познания Д. Л, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 4; его же, Философия Д. Л., М., 1959; Hарский И. С, Философия Д. Л., М., 1960; Fох Воurne H. R., The life of J. L., v. 1–2, L., 1876; Marion H., J. Locke. Sa vie et son oeuvre, 2 ?d.. P., 1893; Fraser A. C., Prolegomena biographical, critical and historical, в кн.: Lock J., An essay concerning human understanding, v. 1–2, Oxf., 1894; Alexander S., Locke, L., 1908; Didier J., J. Locke, P., 1911; Gibson J., Lock´s theory of knowledge and its historical relations, Camb., 1917; Сarlini ?., La filosofia di G. L., Firenze, 1928; King, [P. ], The life of J. L., with extracts from his correspondence, journals and commonplace books, new ed., v. 1–2, L., 1930; Mc Lachlan H., Religions opinions of Milton, Locke and Newton, Manch., 1941; Gоugh J. W., J. Lock´s political philosophy, Oxf., 1950; Klemmt ?., J. Locke, Meisenheim – W., 1952; Aaron R., J. Locke, 2 ed., Oxf., 1955; ?onno G., Les relations intellectuelles de L. avec la France (D´apr?s des documents in?dits), Berk.–Los Ang., 1955; Yоlton J. W., J. L. and the way of ideas, Oxf., 1956; Сronstos M. W., J. Locke; a biography, N. Y., 1957; Mehring F., J. Locke, Gesammelte Schriften, Bd 13, В., 1961, S. 31–35 (впервые опубл. в журн. "Neue Zeit", 23 Jg., 1904/05, Bd 1); Macpherson C. В., The political theory of possessive individualism. Hobbes to Locke, Oxf., 1962. И. Нарский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.