ТРАДИЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТРАДИЦИИ
(лат. traditio — передача; предание) — элементы социокульт. наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опред. об-вах и соц. группах в течение длительного времени. Т. присущи самым разл. обл. обществ. жизни (экономике, политике, праву и т.д.), но удельный вес их в той или иной обл. неодинаков. В науке роль Т. стала широко обсуждаться после изв. работы Т.Куна «Структура научных революций», где они, в сущности, отождествляются с понятием нормальной науки и складываются в рамках опред. парадигмы. В гуманит. науках, где труды классиков играют значительную роль для работающих ученых, Т. имеют иной, в сравнении с естеств. науками, характер. В философии науки принято различать вербализованные Т., существующие в виде текстов, и невербализованные, существующие как неявное знание. Существуют Т. способов получения новых знаний (всевозможные инструкции и предписания, образцы решенных задач и описания значимых экспериментов) и Т. организации этих знаний (учебные курсы, метод. пособия и рекомендации, соч. классиков науки). Т. различают и по масштабу распространения: специально-науч. и общенауч. (междисциплинарные). Есть Т. и в области этики научной (обязательные ссылки на источники, неприятие плагиата, уважение к оппоненту и т.п.), существующие как ценности. В.И.Полищук__

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТРАДИЦИИ
концентрирующие образцы, стереотипы деятельности, которые путем временной передачи обеспечивают воспроизводство в жизни человеческих общностей, в деятельности новых поколений аккумулированного социального опыта. В литературе понятие Т. давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т. д. К вопросу о роли Т. в процессе консолидации социальной системы обращались в свое время и представители западной и русской философии истории (И. Г. Гердер, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.), и социологи XIX в., такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Н. Кареев, последний, в частности, определял Т. как своего рода привычку, сформированную на основе подражания. Современные авторы исследуют феномен Т. в различных аспектах, определяя его либо как средство социализации человека, либо как интегрирующую социальную целостность механизма. В последнем случае Т. рассматриваются либо как "средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений", способ "осуществлять воспроизводство этих отношений в новых поколениях", либо как "тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта", в т. ч. и культуры, когда "старое" переходит в "новое" и продуктивно "работает" в нем, либо как "все виды групповых, социально организованных стереотипов человеческой деятельности", либо как элементы в структуре социальных норм. Т. формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности людей по освоению природной среды, выступая тем собственно социальным фактором, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды и, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. В процессе совместной деятельности, жизнеобеспечения человеческие локальные коллективы накапливают определенный социальный опыт, и Т., оформляя его в определенных стандартах поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу. Следующие свойства Т. позволяют им выполнять функцию обеспечения целостности социума: коллективный характер формирования, кодирования социальной информации; весьма высокая степень устойчивости; сочетание сознательных и бессознательных факторов в процессе кодирования и расшифровки социальной информации; способность к интеграции индивидуального и надындивидуального опыта; отсутствие жесткости, однозначности в процессе регулирования посредством традиций поведения человека и жизни социального организма, несводимость традиций к жестким алгоритмам деятельности.
Т., как интегральное явление, включают в себя обычаи, ритуалы, обряды и др. стереотипизированные формы деятельности. Однако они несводимы к последним, т. к., в отличие от них, не дают детальных предписаний в деятельности, а формируют лишь направленность поведения. Отмеченные свойства позволяют Т. выступать фактором внутренней консолидации именно больших человеческих общностей, таких как этносы, культурноисторические типы, т. е. общностей слабо детерминированных, обладающих высокой степенью стохастичности. Вероятностный характер многих структурных звеньев таких общностей обусловливает то, что именно Т., которые имеют "подвижные рамки", "расплывчатые границы", становятся законами связи их подсистем, законами вероятностными, статистическими.
В. А. Алексеева

Источник: Современный философский словарь

Традиции
социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в опр. об-вах и социальных группах в течение длит. времени. Т. включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве Т. выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Т. присутствуют во всех социальных и культурных системах и в изв. мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаич. и докапиталистич. об-вах. Т. присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии. Многообразие существующих в мире культур в значит. мере обусловлено многообразием соответствующих культурных Т. Благодаря совр. средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия разл. об-в. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как Инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органич. частью собств. культурного трад. комплекса. Т. образуют “коллективную память” об-в и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ. влияние на интерпретацию и использование общенац. культурного наследия. Кроме того, отд. группы, классы, слои обладают своими собственными Т. В дифференцированных об-вах существует также множество разнообразных временных ориентаций, устремлений на ту или иную истор. эпоху, рассматриваемую в качестве “подлинно” традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиц. культурных форм и их интерпретаций. Каждое поколение, получая в свое распоряжение опр. совокупность традиц. образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Об-ва и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому Т. могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). Т. как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию нек-рых гос-в и социальных движений. Лит.: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Традиция в истории культуры. М., 1978; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // СЭ, 1981, № 2; Плахов В.Д. Традиции и об-во. М., 1982; Стиль и традиция в развитии культуры. Л., 1989; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Человек и культурно-истор. традиция. Тверь, 1991; Каиров В.М. Традиции и истор. процесс. М., 1994; На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX в. М., 1994; Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. N.Y. etc., 1973. А. Б. Гофман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.66 кб

Формирование аналитической традиции в современной философии права

Дидикин Антон Борисович
В статье предпринята попытка анализа исторических аспектов формирования аналитической традиции в философии права XX века.
Читать PDF
369.77 кб

Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции

Нечипуренко В. Н.
Читать PDF
56.08 кб

Праздность как фактор формирования личности в ранней европейской философской традиции

Петров Вадим Евгеньевич
Рассматриваются феномены праздных практик и праздного опыта в античной европейской философии и культуре, как фактор и механизм личностного и социального роста.
Читать PDF
237.68 кб

Понимание традиции и интеллектуальный опыт постмодернизма

Полонская И. Н.
Читать PDF
92.66 кб

Экспериментальный разум и «Безусловное» в нововременной традиции

Савинцев Алексей Александрович
В статье осуществляется попытка прояснить существо экспериментального разума как базиса мышления Нового времени в его взаимосвязи с концептом «безусловного».
Читать PDF
303.93 кб

Живой опыт философско-антропологической традиции

Лаптев Владимир Валентинович
Читать PDF
245.05 кб

Метафора в традиции философской эссеистики

Ермоленко Г. Л.
Читать PDF
219.41 кб

«Аристотелевские чтения» - возрождение традиции (Ростов-на-Дону, апрель 2010 г.)

Драч Г. В., Лешкевич Т. Г.
Читать PDF
291.51 кб

Николай бердяев: эстетика традиции и пафос революции

Соколов Алексей Михайлович
Читать PDF
101.91 кб

Восточноарамейское происхождение гностицизма в свете западноарамейской христианской традиции

Родин Евгений Викторович
Е. В. Родин (Тула) проводит сравнительный анализ арамейских изречений Иисуса и теонимов в иудео-христианских и гностических текстах с целью проведения демаркационной линии между гностической и христианской традициями.
Читать PDF
130.75 кб

О судьбе одного фрагмента корпуса Дионисия Ареопагита в древнерусской рукописной традиции

Иткин Владимир Владимирович
Cтатья посвящена судьбе одного фрагмента Дионисийского корпуса («Видения Карпа о двух грешниках») в древнерусской рукописной традиции. См. также другие статьи Вл. Иткина
Читать PDF
210.69 кб

Проблема Логоса в историко-философской традиции

Носкова Л. В.
Исследуется культурно-исторический аспект проблемы Логоса. Анализируется интерпретация этого понятия в различные исторические эпохи, а также в русской религиозной философии конца XIX начала XX в.
Читать PDF
103.02 кб

Роман В. Ф. Одоевского "4338 год" и традиции интеллектуальной утопии в России

Ковтун Н. В.
Статья посвящена проблемам становления русской литературной утопии. Анализируются две линии развития метажанра: народно-мистическая и интеллектуальная. Роман В.Ф.
Читать PDF
69.64 кб

Политико-правовые традиции российского либерализма

Цаголова З. Х.
Читать PDF
215.75 кб

Модернизации России в контексте взаимодействия православной традиции и марксистской концепции

Емельянов Сергей Алексеевич

Похожие термины:

  • Адам в мусульманской традиции

    первый человек. Соответствует христианскому Адаму. Согласно Корану Аллах создал его из глины, по другой версии - из праха земного. Назначение Адама — быть наместником Аллаха на земле, знать имена в
  • Армян в России религиозные и культурные традиции

    Армянская Апостольская церковь (ААЦ) одна из древнейших христ. церквей. В догматических и культовых традициях она очень близка к православию. На историческую территорию Армении христ-во пришло во
  • Белорусов в России религиозные и культурные традиции

    Белорусы основное население Республики Беларусь (7904,6 тыс. чел.). Живут также в России, Литве, Латвии, Эстонии, на Украине, в Молдавии, Казахстане, Польше, США, Аргентине, Канаде. Общая численность ок. 1
  • Чеченцев религиозные традиции

    По вероисповеданию чеченцы (899 тыс. чел. 1989) мусульмане-сунниты шафиитского толка (см. Суннизм). До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней правосл. Грузии, откуда начиная с 8 в.
  • История европейской культурной традиции и ее проблемы

    «ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ» — работа М.К. Петрова (М., 2004). Яркие и оригинальные работы М.К. Петрова по истории и теории европейской философии, науки и культуры, большинст
  • Типы философствования в философской традиции Индии, Китая и Ислама

    "Велик соблазн перечеканить древних философов в нашу форму рефлексии", — писал Гегель [1, с. 103]. Внемлем и мы этому предупреждению великого мыслителя в своих усилиях уяснить, в чем заключена специфи
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама

    "Восточная философия" — чрезвычайно условное понятие, введенное в оборот западным человеком, который чувствует себя "уютно" лишь у греков [1, с. 186], а потому склонен именовать одним словом — "восточ
  • Греки в России, их религиозные и культурные традиции

    Численность греков в Российской Федерации по переписи 1989 —91,7 тыс. чел., на Украине 98,4 тыс., в Узбекистане 10,5 тыс., Казахстане 46,7 тыс., в Грузии 100,3 тыс. чел. Язык новогреческий, имеет диалекты, нареч
  • Грузин в России религиозные и культурные традиции

    Грузины (самоназвание картвели) составляют осн. население Грузии 3787,4 тыс., Аджарии 324,8 тыс., Юж. Осетии 28,5 тыс. Живут также в Азербайджане (14,2 тыс. чел.), на Украине (23,5 тыс.), в Казахстане (9,5 тыс.), в се
  • Казаки в России, их религиозные и культурные традиции

    Казаки — поликонфес. культурно-этническая группа, родственная мн. народам Российской Федерации. Этногенез казачества достаточно длительный и сложный процесс, в ходе к-рого на территориях войсков
  • Новаторство и традиции в культуре

    две стороны процесса развития культуры. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре — это традиция. В традиции элементы культурног
  • Кумыков религиозные и культурные традиции

    Кумыки — один из народов Дагестана (277,2 тыс. чел., 1989); являются мусульманами-суннитами (см. Суннизм) шафиитского толка. До ислама, в 4–5 вв., к ним из Грузии и Кавказской Албании проникло христианство
  • Нанайцев религиозные верования и культурные традиции

    Нанайцы проживают в Хабаровском и Приморском краях, а также на Сахалине. В 1989 их насчитывалось 12023 чел. Занимаются охотой и рыболовством. Традиционная религия анимизм, шаманизм. Духи, в их представ
  • Ненцев верования и культурные традиции

    Численность ненцев 34 665 чел.; живут в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском авт. окр. Для традиционной культуры ненцев характерны ранние формы религий: одухотворение природы (солнце, ветер, пурга, р
  • Украинцев в России религиозные и культурные традиции

    Основой этнонима «украинцы» стало слово «краина» (т. е. страна), к-рое восходит к названию «Украина» («край»), употреблявшемуся для обозначения южн. и югозап. частей древнерусских земель в 12–13 вв. В
  • Русские религиозные традиции и особенности религиозного сознания

    Русские коренное население России, на территории к-рой (согласно данным 1989) проживает 82 % русских (ок. 120 млн чел.). Много русских на территории Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, в Казахста
  • Кабардинцев религиозные традиции

    Кабардинцы (386 тыс. чел. 1989) мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Моздокские кабардинцы православные. К предкам кабардинцев христво стало проникать в 6–7 вв. из Византии и Грузии. В н
  • Конфликта традиции

    направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразования конфликтных отношений в конт
  • КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ

    социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течении длительного времени.
  • ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

    знания, передающиеся от одного поколения ученых к другому, и сохраняющиеся в научных сообществах. Основателем учения о традициях в науке является  Т.  Кун, который назвал традиционной науку, опира