ТРАДИЦИИ
ТРАДИЦИИ
(лат. traditio — передача; предание) — элементы социокульт. наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опред. об-вах и соц. группах в течение длительного времени. Т. присущи самым разл. обл. обществ. жизни (экономике, политике, праву и т.д.), но удельный вес их в той или иной обл. неодинаков. В науке роль Т. стала широко обсуждаться после изв. работы Т.Куна «Структура научных революций», где они, в сущности, отождествляются с понятием нормальной науки и складываются в рамках опред. парадигмы. В гуманит. науках, где труды классиков играют значительную роль для работающих ученых, Т. имеют иной, в сравнении с естеств. науками, характер. В философии науки принято различать вербализованные Т., существующие в виде текстов, и невербализованные, существующие как неявное знание. Существуют Т. способов получения новых знаний (всевозможные инструкции и предписания, образцы решенных задач и описания значимых экспериментов) и Т. организации этих знаний (учебные курсы, метод. пособия и рекомендации, соч. классиков науки). Т. различают и по масштабу распространения: специально-науч. и общенауч. (междисциплинарные). Есть Т. и в области этики научной (обязательные ссылки на источники, неприятие плагиата, уважение к оппоненту и т.п.), существующие как ценности. В.И.Полищук__
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ТРАДИЦИИ
концентрирующие образцы, стереотипы деятельности, которые путем временной передачи обеспечивают воспроизводство в жизни человеческих общностей, в деятельности новых поколений аккумулированного социального опыта. В литературе понятие Т. давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т. д. К вопросу о роли Т. в процессе консолидации социальной системы обращались в свое время и представители западной и русской философии истории (И. Г. Гердер, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.), и социологи XIX в., такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Н. Кареев, последний, в частности, определял Т. как своего рода привычку, сформированную на основе подражания. Современные авторы исследуют феномен Т. в различных аспектах, определяя его либо как средство социализации человека, либо как интегрирующую социальную целостность механизма. В последнем случае Т. рассматриваются либо как "средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений", способ "осуществлять воспроизводство этих отношений в новых поколениях", либо как "тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта", в т. ч. и культуры, когда "старое" переходит в "новое" и продуктивно "работает" в нем, либо как "все виды групповых, социально организованных стереотипов человеческой деятельности", либо как элементы в структуре социальных норм. Т. формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности людей по освоению природной среды, выступая тем собственно социальным фактором, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды и, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. В процессе совместной деятельности, жизнеобеспечения человеческие локальные коллективы накапливают определенный социальный опыт, и Т., оформляя его в определенных стандартах поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу. Следующие свойства Т. позволяют им выполнять функцию обеспечения целостности социума: коллективный характер формирования, кодирования социальной информации; весьма высокая степень устойчивости; сочетание сознательных и бессознательных факторов в процессе кодирования и расшифровки социальной информации; способность к интеграции индивидуального и надындивидуального опыта; отсутствие жесткости, однозначности в процессе регулирования посредством традиций поведения человека и жизни социального организма, несводимость традиций к жестким алгоритмам деятельности.
Т., как интегральное явление, включают в себя обычаи, ритуалы, обряды и др. стереотипизированные формы деятельности. Однако они несводимы к последним, т. к., в отличие от них, не дают детальных предписаний в деятельности, а формируют лишь направленность поведения. Отмеченные свойства позволяют Т. выступать фактором внутренней консолидации именно больших человеческих общностей, таких как этносы, культурноисторические типы, т. е. общностей слабо детерминированных, обладающих высокой степенью стохастичности. Вероятностный характер многих структурных звеньев таких общностей обусловливает то, что именно Т., которые имеют "подвижные рамки", "расплывчатые границы", становятся законами связи их подсистем, законами вероятностными, статистическими.
В. А. Алексеева
Т., как интегральное явление, включают в себя обычаи, ритуалы, обряды и др. стереотипизированные формы деятельности. Однако они несводимы к последним, т. к., в отличие от них, не дают детальных предписаний в деятельности, а формируют лишь направленность поведения. Отмеченные свойства позволяют Т. выступать фактором внутренней консолидации именно больших человеческих общностей, таких как этносы, культурноисторические типы, т. е. общностей слабо детерминированных, обладающих высокой степенью стохастичности. Вероятностный характер многих структурных звеньев таких общностей обусловливает то, что именно Т., которые имеют "подвижные рамки", "расплывчатые границы", становятся законами связи их подсистем, законами вероятностными, статистическими.
В. А. Алексеева
Источник: Современный философский словарь
Традиции
социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в опр. об-вах и социальных группах в течение длит. времени. Т. включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве Т. выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Т. присутствуют во всех социальных и культурных системах и в изв. мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаич. и докапиталистич. об-вах. Т. присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии. Многообразие существующих в мире культур в значит. мере обусловлено многообразием соответствующих культурных Т. Благодаря совр. средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия разл. об-в. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как Инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органич. частью собств. культурного трад. комплекса. Т. образуют “коллективную память” об-в и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ. влияние на интерпретацию и использование общенац. культурного наследия. Кроме того, отд. группы, классы, слои обладают своими собственными Т. В дифференцированных об-вах существует также множество разнообразных временных ориентаций, устремлений на ту или иную истор. эпоху, рассматриваемую в качестве “подлинно” традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиц. культурных форм и их интерпретаций. Каждое поколение, получая в свое распоряжение опр. совокупность традиц. образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Об-ва и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому Т. могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). Т. как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию нек-рых гос-в и социальных движений. Лит.: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Традиция в истории культуры. М., 1978; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // СЭ, 1981, № 2; Плахов В.Д. Традиции и об-во. М., 1982; Стиль и традиция в развитии культуры. Л., 1989; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Человек и культурно-истор. традиция. Тверь, 1991; Каиров В.М. Традиции и истор. процесс. М., 1994; На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX в. М., 1994; Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. N.Y. etc., 1973. А. Б. Гофман. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996