Конфликта традиции
Конфликта традиции
направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразования конфликтных отношений в контексте конкретных культурных образований, архетипических черт и системных качеств народной жизни. Исследование особенностей протекания социальных конфликтов в исторических, национальных, политических условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культурным наследием, историческими традициями народного развития. Примеры такой зависимости можно найти и в истории русского парода. Русская история богата событиями, которые трудно разместить в одной плоскости, представить чередой закономерно сменяющих друг друга процессов. Вместе с тем в ней, как и во всякой другой, есть типичные особенности, характерные черты, составляющие основные свойства национальной самобытности. К ним, несомненно, относятся типичные черты конфликтности российского общества. В мире нет страны, нет народа, которые не знали бы смутных времен, раздора, войн и конфликтов. Но, если присмотреться повнимательней, их частота, общее количество, глубина и другие особенности не являются величинами постоянными в истории каждого народа. Для русской истории характерно относительно небольшое число войн, в которых Россия выступала бы в качестве агрессора или вела бы их на явно чужой территории. Крупные социальные конфликты на территории собственной страны также свидетельствуют об устойчивом нежелании россиян входить в состояние конфликта. Как правило, многочисленные социальные столкновения здесь заканчивались весьма оригинальной ситуацией, когда возникший конфликт не завершался типичным для западных стран переговорным процессом и последующим сосуществованием победившей и побежденной стороны, а сопровождался преждевременным бегством одной из них, фактическим растворением конфликта в бескрайних просторах России. Огромные и относительно свободные пространства страны позволяли потенциальным участникам конфликта просто уклоняться от социального столкновения путем физического перемещения по территории. Какие архетипические качества народного характера формировались на основе этой исторической особенности? Прежде всего, долготерпение, стремление как можно дольше не вступать в открытое столкновение. Россияне склонен бесконечно долго терпеть пужду, лишения, притеснения, даже прямое насилие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не находя в себе мужества до поры, до времени вступить с ними в открытое противоборство. Даже тогда, когда притеснения становились невыносимыми, у россиянина оставалась возможность собрать свои пожитки и пуститься в бега, надеясь в необжитых районах страны найти спасение от невзгод и насилия. Лить загнанный окончательно в угол россиянин начинал ожесточенно сопротивляться, либо покорно, без всяких условий подчинялся победителю. Во-вторых, крайние формы пребывания в конфликте, исходящие из расчета во что бы то ни стало одержать верх, добиться победы над противником. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время сохранять независимость, свободу выражения и отстаивания своих позиций, большая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как долготерпение одной из сторон, нежелание вступать в конфликт, переходящее затем в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивление давлению противоположной стороны. Крайности этого поведения хорошо выражены поэтом, который говорил, что нет ничего страшнее русского бунта «бессмысленного и беспощадного». В-третьих, ментальное неприятие конфликта, подсознательное отношение к нему как тяжелейшему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В Европе и других странах, где история приучила людей к состоянию перманентного конфликта, у них сформировались устойчивые особенности индивидуализма в качестве реакции на необходимость сохранить себя в постоянном поле конфликтного напряжения. В отличие от них, русский характер еще живет грезами братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и но сей день питают идеи соборности, мессианства, особой роли и предназначения России к спасительному объединению всех народов во имя всеобщего мира и согласия на земле. Ряд особенностей российской конфликтности тесно связаны с элементами византийского влияния. Традиции и атрибуты государственности восточной Римской империи, после гибели Византии, нашли благодатную почву в единоверной Руси. Она переняла не только элементы внешней атрибутики государственной власти, но и ряд важных содержательных особенностей государственности. С этого времени берет свое начало российское самодержавие как устойчивая форма ярко выраженной централизованной власти. Самодержавное строение государства оказало значительное влияние на состояние социальной конфликтности общества. Когда централизованное государство прочно обросло представительными органами на местах, государственный интерес стал решающим образом присутствовать на любом провинциальном уровне существования конфликта. «Вот приедет барин, барин все рассудит»,- устойчивый стереотип российского сознания в конфликтной ситуации. Византийское влияние сказывается и в отношении идеологической зависимости российской конфликтности. С давних пор, все более или менее крупные социальные конфликты в России чрезмерно идеологизированы. В борьбу, казалось бы, совершенно частных хозяйственных, социальных, а то и бытовых интересов почти всегда вплетается господствующая идеологическая парадигма. В свое время господствующая православная идеология присутствовала не только в спорах по вопросам религии. Затем ее функции постепенно перешли к коммунистической идеологии, противоположной по содержанию, но столь же монопольно доминирующей по существу. Стоит вспомнить в этой связи Новочеркасске события 1962 года. Их чрезмерная, безумная идеологизация в решающей степени стала причиной столь трагического развития и завершения этого социального конфликта. Сильная идеологическая составляющая российской конфликтности также убеждает в отсутствии у россиян европейского опыта длительного пребывания в состоянии конфликта на основе свободного противостояния сторон, дополняя его отсутствием демократического опыта светского поведения в конфликте. Идеологическое чувство вины за пребывание в несанкционированном конфликте по-прежнему довлеет над социальным менталитетом среднестатистического россиянина. Формы проявления социальной конфликтности во многом зависят от особенностей конкретной материальной и духовной культуры общества, исторических и политических традиций, существующих норм организации общественной и политической жизни. Предлагаемые наукой о конфликтах методы, приемы и способы предупреждения и регулирования социальных конфликтов дают соответствующий эффект лишь в том случае, когда они учитывают самобытные особенности той общественной среды, в которой происходят.
Источник: Человек и общество. Культурология