По вероисповеданию чеченцы (899 тыс. чел. 1989) мусульмане-сунниты шафиитского толка (см. Суннизм). До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней правосл. Грузии, откуда начиная с 8 в. к ним стало проникать христ-во. Наиболее оно укрепилось, видимо, в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов христ. культа). В то же время чеченцы продолжали сохранять и прежние языческие верования. Пантеон их божеств, возглавляемый «отцом богов» Дела, включал в себя громовержца Села, богиню Тушоли, бога загробного мира Эштра и т. д. Ислам стал распространяться среди чеченцев с 15–16 вв. проповедниками из соседнего Дагестана. Большую роль в исламизации чеченцев сыграл суфизм, укоренившийся первоначально в форме накшбандийской ветви (см. Суфизм в России).
В ходе Кавказской войны чеченцы вели борьбу под знаменем ислама, присоединившись к имамату Шамиля. В 50 — 60-е гг. 19 в. среди них распространяется др. ветвь суфизма кадирия (т. наз. зикризм). Громкие радения (зикр) кадиритов, сопровождающиеся танцем по кругу, вызвали резкое недовольство и репрессивные меры со стороны Шамиля. Несмотря на это, зикризм утвердился во всей горной Чечне; орден накшбандия сохранил свои позиции в осн. среди равнинных чеченцев.
Гонения на религию в годы советской власти, насильственная депортация чеченцев в 1944 лишь способствовали укреплению среди них позиций ислама, ставшего одним из мощнейших факторов этнического самосохранения.
Влияние ислама в Чечне усилилось с возобновлением свободного отправления культа с кон. 1980-х гг. Создано самостоятельное Духовное управление мусульман республики. Вовлечение ислама в политич. жизнь проявилось в создании в 1992 проправительственного Исламского центра (в кач-ве альтернативы оппозиционному муфтияту). Война 1994–1996, в к-рой релит, лозунги сыграли не последнюю роль, способствовала дальнейшему укреплению позиций ислама.
Как и все мусульмане, чеченцы отмечают главные исламские праздники Уразабайрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Празднование мавлида растягивается иногда на месяц; мавлид устраивается также и по др. особо важным поводам.
Ислам в Чечне имеет неортодоксальную суфийскую специфику. Суфийские общины (вирды), переплетенные с клановой (тейповой) орг-цией, составляют одну из основ чеченского об-ва. Развито почитание св. мест, к-рыми зачастую являются могилы видных суфийских шейхов. В верованиях чеченцев до сих пор сохраняются следы доисламских представлений, крые переплетены с исламскими. В последние годы в Чечне распространяются идеи ваххабизма. (См. также Народов Северного Кавказа верования.)