ТАНТРА
Тантра
(tantra) - индусский термин. Так вначале в индуистской и буддистской традициях называли священные тексты. Позднее этим словом стали называть методы достижения просветления посредством использования магии и ритуалов сексуального толка.
Источник: Новые религиозные движения.
ТАНТРА
санскр.) - св. тексты шактистских сект в индуизме. У др. направлений тантризма имелись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах - агамы, в вишнуистских - пураны. Часто термин «Т.» употребляют как обобщающее название всех этих текстов.
Источник: Атеистический словарь
Тантра
санскр. букв. «ткань»); учебник, содержащий основные правила доктрины. В узком смысле слова — сочинение, где излагаются некоторые эзотерические доктрины индуизма и буддизма, имеющие в основном практическую направленность или же связанные с сексуальной жизнью.
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ТАНТРА
Санскр.) Букв., "закон или ритуал". Определенные
мистические и магические труды, главной особенностью которых
является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви
или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с
половыми ритуалами и магическими силами - худшая из форм черной
магии и колдовства.
мистические и магические труды, главной особенностью которых
является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви
или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с
половыми ритуалами и магическими силами - худшая из форм черной
магии и колдовства.
Источник: Теософский словарь
ТАНТРА
санскр.-ткань, т.е. текст): буддийская религиозная практика, использующая сексуальные контакты между людьми для достижения Абсолюта. В соответствии с тантрой секс должен быть трансформирован в любовь, а любовь – в медитацию, через которую достигается предельная мистическая вершина. В 20 в. известным проповедником тантризма был индийский Учитель Ошо (Бхагаван Шри Раджниш), основавший в 80-х гг. нашего века тантрическую общину в США.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ТАНТРА
санскр., дословно «непрерывность», «поток (психики)») — 1. Одно из названий ваджраяны: 2. Базовые тексты ваджраяны, к-рые наряду с сутрами считаются словом Будды, напр. Калачакра-тантра, Гухьясамаджа-тантра и др. В тиб. будд. канон входит 2606 текстов, причисляемых к разделу Т. Обычно их разделяют на 4 класса: 1) Крия-Т., или «Т. действия» — руководства, ориентированные на внешние ритуальные действия; 2) Чарья-Т., или «Т. исполнения», включают в равной степени внеш. ритуальные действия и йогич. медитацию; 3) Йога-Т., как и следует из их названия, направлены преимущественно на йогич. медитацию и 4) Ануттара-йога-Т., или Т. наивысшей йоги, подразделяемые далее на «отцовские» и «материнские» Т. Первые в практике соединения «метода сострадания» и «мудрости относительности» отдают предпочтение «методу», а вторые — «мудрости». Учение Т. представляет собой приближенное к культовой практике развитие положений традиц. будд. философии йогачара-мадхьямики. А. А. Терентьев
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ТАНТРА
(прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, смрити и пуранами), на к-рых основывается индуистская традиция. Появились Т. позже всех прочих и, вероятно, под влиянием текстов буддийских тантр, принадлежащих ваджраяне. Относятся к шиваитскому или шактистскому вариантам индуизма. Изложение в Т. строится обычно как беседа богов (напр., Шивы с супругой). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники йоги, теологические спекуляции, сакрализованные медицинские предписания и пр. Современный индуистский ритуал в основном является тантрическим, а не ведическим. Для Т. характерно представление о божеств, энергии (шакти), символизируемой в женском облике и пробуждаемой особыми практиками йоги, в т. ч. кундалини-йоти. Социальный исток многих Т., вероятно, низкокастовая среда; в Т. был в свое время элемент протеста против застывших форм жреческой религии; возможно, отсюда нередкие упреки против тантристов в безнравственности, потворстве похоти и др., что подтверждается лишь в крайних и выродившихся формах традиции. Комментарии на Т. писались великими мыслителями: Абхинавагуптой и др. Общее число Т., по названиям, множество десятков; далеко не все сохранны. Из известнейших: "Маха-нирвана-тантра"; "Рудраямала-тантра"; "Дамара-тантра". Первый европ. исследователь Т. — Артур Авалон.
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
ТАНТРА
сс. Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание. Тантризм, тантрическое учение. Произведение тантрической литературы. Тантризм восходит к глубокой древности, к ритуалам поклонения, воспроизводящему женскому началу, к представлениям о подобии микрокосмоса человека макрокосмосу вселенной. Поддержание гармонии между ними осуществляется через ритуал, символику, звуки и др. Тантрическое направление в буддизме возникло в III—V вв. Затем идеи тантризма, как считают, были восприняты индуизмом, в основном в шиваизме (кашмирский шиваизм), в шактизме и в меньшей степени в вишнуизме. Тантризм представлен эзотерическими учениями и высокоэффективными практиками. В формах народного тантризма кровавые жертвоприношения совершались до XX в. Оргии, связанные с культом единства мужского и женского начал, практикуются в современном тантризме. Сохраняются сложная системе посвящения, загадочный, «сумеречный», энигматический язык (сандхья-бхаша). Практика (садхана) освобождения (мукти) от перерождений через слияние с богом ориентирована на управление энергиями, работу с чакрами, потоками праны, мандалами, мантрами, символами. Широко применяются визуализация, внешняя и внутренняя алхимия. Индуистский (индусский) тантризм называют тантризмом левой руки (вамачара, вамамарга). В нем приносится в жертву кровь из большого пальца левой руки. В отличие от него, в буддийском тантризме правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) кровь берется из большого пальца правой руки. В индуистском тантризме активной силой женского начала считается энергия (шакти, кундалини, пракрити), пассивно мужское начало (Шива, Пуруша). Высшее состояние сознания — транс (самадхи). Литература: тантры, агамы, нигамы, сутры. В буддийском тантризме активно мужское начало, метод, средство (упайя, упая). Пассивно — женское начало (праджня), высшая интуитивная мудрость. Высшее состояние сознания — нирвана, сарваджнята и др. Литература тантрического буддизма: шастры, сутры, тантры.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ТАНТРА
(санскр. tantra, тиб. rgyud, основа ткани, основа ткани Закона) — 1) название текста Слова Будды в Ваджраяне, иногда называемой «четвёртая корзина канона», или питакой видьядхар — хранителей тантрического знания; 2) название ритуально-культовых систем, подразделяемых, с одной стороны, на внешние и внутренние Т., с другой — на семейства тантрических текстов и соответствующих практик, сгруппированных вокруг отдельных мифологических персонажей (Гухьясамаджи, Ямантаки, Ваджрапани, Самвары, Калачакры и др.); 3) общее название Ваджраяны и тантризма, в том числе индуистского. Религиозной целью этих весьма многообразных учений, культов и доктрин является преодоление двойственности любого рода, чаще всего персонифицируемой в божествах (будды, бодхисаттвы, тары, дакини и т.д.) мужского и женского начала. Соитие этих начал в неразрывное единство терминологически объясняется как соединение искусных способов (упайя) и мудрости (праджня). Очевидно, корни Т. уходят в глубь тысячелетий, а именно: к культу богини-матери, к магии сельской общины, связанной сексуальными ритуалами. Некоторые тексты Т. сохранились на санскрите (наиболее ранние их части датируются IV–V вв.) и в переводах на китайский язык. Наиболее полная коллекция Т. входит в тибетский Кангьюр, а комментарии к ним — в Тенгьюр. Согласно Бутону: «Разные названия Т. — Ваджраяна, тайная мантра, Колесница плода, питака видьядхар. Подлинное значение этого — ваджра нераздельности двух: мудрости с методом плодовой мантры и метода парамит. Путь здесь проходится ею, и, поскольку она доводит до [обретения состояния] Будды, эта колесница именуется Колесницей ваджры, Ваджраяной» (в переводе А. Терентьева). В качестве системы каждая Т. состоит из коренного текста (мула-Т.), его сокращённых вариантов (лагху-Т.), комментариев и разнообразных руководств (садхана) по созерцательным практикам, йогическим упражнениям и т.д. В этом смысле каждая Т. должна включать в себя три не пременные составные части: основу (воззрения о мироздании и философия бытия), Путь (способы и методы обретения Просветления) и плод (описание мандалы божеств и состояния просветлённости — буддхатва). Тибетцы эту триаду называют «gzhi lambras bu» (жи-лам-дребу). Путь практикующих ту или иную Т. пролегает через ежедневные ритуально-созерцательные практики, структура которых полно излагается в текстах садхан. Первые внутренние классификации текстов Т. «Видьядхара-питаки» появились ещё в Индии, например, в трудах Буддхагухьи (VIII в.). Среди них простейшей являлась третичная классификация — крийя-, чарья-, йога-Т. Последние назывались также «тайные». Позднее появились шести- и семиричные классификации (например, у Атиши в ХI в.). При окончательной кодификации канона школы ньингма были приняты шесть классов Т.: крийя-, упайога-, йога-, махайога-, ануйога-, атийога(или дзогчен). Все остальные школы тибетского буддизма и мировая буддология пользуются классификаций, установленной в XIV в. Бутоном, упорядочившим тексты Кангьюра. Она считается четверичной — крийя-, чарья-, йога-, ануттара-йога-Т. Последняя состоит из трёх внутренних классов: махайога-, ануйога-, атийога-Т., тексты которых часто называют «отцовскими», «материнскими» и «недвойственными» соотвественно.