КАЛАЧАКРА ТАНТРА
КАЛАЧАКРА ТАНТРА
(Тантра Колеса Времени) — одно из наиболее авторитетных текстов тантрического буддизма Ваджраяны (см.). Известный в настоящее время текст принимается традицией за «лагху тантру» (сокращенную тантру), тогда как «коренной» текст, известный как «Парама Ади-Будда» (Наивысший Изначальный Будда), или был утерян еще тысячу лет тому назад или вообще никогда не существовал. «Калачакра тантра» относится тибетской традицией к классу тантр наивысшей йоги (ануттара йога тантра). Это «ясная тантра», то есть тантра, излагающая учение без нарочитого символизма, «темного» языка, понятного лишь посвященным, и иносказаний-аллегорий. Согласно учению Ваджраяны, «Калачакра тантра» была проповедана Буддой царю Шамбалы (см.) Сучандре, который и унес ее в свою страну, из которой ее вновь принес в Индию в начале XI в. махасиддха (см.) Чилупа, или Цилупа, иногда отождествляемый с Наропой. «Калачакра тантра» состоит из пяти глав. Первая посвящена макрокосму и астрономическому времени. Здесь присутствуют интересные календарные расчеты и соотношения различных календарных систем. В этой же главе содержатся пророчества Будды о мусульманских завоеваниях буддийских стран (что позволяет датировать текст тантры XI в., когда Индию начинают завоевывать афганские правители Газневиды) и о грядущей шамбалинской войне, когда царь Шамбалы победит мусульман и обеспечит торжество буддизма. Вторая глава описывает тело человека как микрокосм, в котором временные циклы универсума являются циркуляциями потоков жизненной силы-праны в человеческом организме. Здесь дается много медицинского и алхимического материала. Третья глава посвящена ритуалам инициации, четвертая — пробуждению и нирване как цели практики. Высшая цель йоги Калачакры — не создание «радужного » тела, как во многих других тантрах, а достижение полного единства со всеми силами универсума через реализацию природы Будды, понимаемой как пустотный по своей природе Ум. Пятая глава раскрывает содержание садханы — йогической практики, рекомендуемой текстом. В последние полтора столетия существования буддизма в Индии и до наших дней в Тибете и странах распространения тибетского буддизма «Калачакра тантра» пользовалась огромным авторитетом и влиянием (за исключением школы Ньингма-па — см.). Нынешний Далайлама XIV регулярно дает верующим публичные и массовые посвящения в Калачакру. Калачакрой называется также божество (йидам — см.), символизирующее учение «Калачакра тантры» и созерцаемое йогином в ходе соответствующей практики.
Источник: Буддизм. Карманный словарь
КАЛАЧАКРА-ТАНТРА
(санскр. ka–la-cakra-tantra, тиб. duskhor pai rgyud, тантрическая система Колеса времени) — класс текстов ануттара-йогатантр, в котором особое внимание уделяется йогическому созерцанию Калачакры по методу Шести учений (йог) Наропы и традиции махасиддх. Существует предание, передаваемое Наропой, Бутоном и другими, что «Коренной текст Колеса времени» («Мула-калачакра-тантра», или «Парама-адибуддха-тантра») был возвещён Буддой по просьбе Сучандры — воплощения Ваджрапани и царя Шамбалы. Последний записал 12 000 строф «Коренной тантры», которая передавалась в его стране. Этот текст не сохранился ни в оригинале, ни в тибетском переводе, хотя некоторые небольшие труды этой экзегетической литературной традиции рассматриваются в качестве его глав, например, «Секкодеща». Седьмой царь династии Шамбалы (воплощение Манджушри и её первый Калкин) Яша создал облегчённый вариант «Коренного текста» — «Лагху-калачакра-тантра», составленный из 1030 строф, сохранившиеся на санскрите и в тибетском переводе. Сын Яши — Пундарика (воплощение Авалокитешвары ) написал к этому тексту пространный комментарий под названием «Вимала-прабха» («Ясный свет»), в котором насчитывается 12 000 строк как в санскритском оригинале, так и в тибетском переводе. 72 строфы первой главы также считаются фрагментом «Коренной Тантры». Отдельные фрагменты последней усматривают и в трёх других крупных комментариях на труд Яши. Согласно «Вимала-прабхе», «Парама-адибуддха-тантра» состояла из пяти глав: «Внешнее мироздание (Лока-дхату)», «Мир внутренний (Адхьятмадхату)», «Посвящение (Абхишека)», «Духовные свершения, или практика (Садхана)» и «Истинное знание (Джняна)». Традиционно считается, что перечисленные тантры в середине Х в. были принесены в Индию Цилупой (Цилу-пандит из Ориссы), который в долгих поисках достиг мифической страны Шамбалы. Царю этой страны цикл К.-т. некогда поведал Будда Шакьямуни. Вернувшись в Индию, Цилупа передал этот цикл то ли йогину Пиндо, то ли архату Калачакрападе, то ли пандиту Ачарьядэве (различные истории передачи изучал Ю.Н. Рерих). Сведения о началах индийской истории К-т. чрезвычайно туманны. Лишь с XI в., когда мастера этой системы стали прибывать в Тибет (например, пандит Соманатха) и участвовать в переводе тантрической литературы на тибетский язык, стали выясняться и имена их учителей. Наибольшее распространение К-т. получила в Восточной Индии (Бихар, Бенгалия, Орисса). Последний из её знатоков несколько раз посещал Тибет в середине XV в. В 1027 г. К.-т. была переведена на тиб. язык. Тантризм Ваджраяны приобрёл в текстах К.-т. новую мифологию, образность, терминологию, а также «лёгкие» и «сложные» системы достижения Просветления, в связи с чем Учение здесь подразделяется на внешние, внутренние и тайные уровни. Скорее всего, именно в этих текстах окончательно сформировалось учение об Изначальном Будде (Ади-Будда). В отличие от других тантр, написанных тайным языком из специальных терминов, символов, иносказаний, и понятных только посвящённым адептам, в К.-т. Учение излагается просто и ясно. Именно поэтому нынешний Далай-лама XIV даёт ежегодные массовые проповеди и посвящения в эту тантру. Кроме того, К.-т. ассоциируется с мифом о счастливой стране Шамбала и потому чрезвычайно популярна среди мирян, исповедующих тибето-монгольский буддизм и надеющихся родиться в ней следующий раз. Считается, что для этого необходимо в этой жизни получить посвящение в систему К.-т. Из этой же системы берут начало и астрологические воззрения буддистов Тибета, Монголии, России, и популярный лунный астрологический календарь 60-летних циклов летосчисления, каждый из которых подразделяется на пять 12-летних малых циклов. 1027 г. является и годом введения астрологического календаря в Тибете, в соответствии с которым были просчитаны и все предыдущие события буддийской истории. Согласно Ю.Н. Рериху, исходным её пунктом тибетцы принимают 878 г. до н. э., когда Будда передал К.-т. царю Шамбалы Чандрапрабхе (по этой датировке Шакьямуни жил в 915–835 гг. до н. э.) Но все эти представления и посвящения относятся к внешней, открытой части учения К.-т. Для практикующих же йогическая (внутренняя, тайная) задача К.-т. состоит не в обретении радужного тела Будды (как в других тантрах), а в достижении Абсолюта через единство с природой Будды и пустотой (шуньята) ума. Считается, что все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека. Таким образом, совершенствуя себя, человек совершенствует и мир. В космической мандале этой системы 722 божества. Главная цель К.-т. преобразовать и тело и сознание в чистоту. Согласно Далай-ламе XIV, К.-т. содержит всё для достижения состояния Будды.