ТАНТРИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тантризм
религиозно-философское учение в Древней Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе исторического процесса видоизменился. Получил распространение в Японии, Непале, Китае, особенно в Тибете.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ТАНТРИЗМ
возникшая в 1 в. после Р. X. в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах (санскр. - ткань, т.е. текст) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека-микрокосмоса. С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТАНТРИЗМ
(Tantrismus) — возникшая в I тысячелетии в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в тантрах (санскр. — «ткань», т. е. текст) и других книгах, объявленных его сторонниками истинными. С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях «силам», представляемым в виде богини Шакти.
H. V. Glasenapp. Die Religionen Indiens, 1944 (KTA 190); Mokerjee, К. Madmu. Die Welt des Tantra, 1987; N. N. Bhattacharyya. History of the Tantric Religion. New Delhi, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ТАНТРИЗМ
термин западной науки, используемый в качестве общего обозначения для всех религиозных направлений и культов, опиравшихся на практики, мифы и идеи тантры. Применительно к буддизму термин Т. подразумевает Ваджраяну (буддийский Т.), а также мантраяну (Колесница мантр). Мантра есть важнейшее средство тантрических ритуалов, она представляет собой многофункциональное священное высказывание, используемое и для того, чтобы призывать будд, бодхисаттв и других персонажей в процессе медитации, пробуждать в себе их качества. См. также Падмасамбхава, Тилопа.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ТАНТРИЗМ
от санскр. тантра -хитросплетение, сокровенный текст, магия) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты возникли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму. Характерный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему половому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос, его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йоги-ческой практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека.

Источник: Атеистический словарь

Тантризм
религиозно-философское учение древн. Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Т. видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактистский и випшуитский Т. Характерным для средневекового Т. была его направленность против учения о майе адвайта веданты, признание реальности мира и его эволюции из духовного основоначала. Считая тождественным строение микро- и макрокосма, тантристы пытались найти ключ к познанию природы в познании человека. Их учение о человеческом теле (деха вада) содержит в себе немало сведений, позволяющих судить о развитии химии и медицины в древн. и средневековой Индии. Характерно, что психофизические упражнения (садхана) тантристов не связаны с аскетическим отречением от мира. Более того, традиционная религиозная цель «мукти» (духовное освобождение) сочетается в них с «бхукти» (наслаждением). Важной особенностью Т. является его обращение ко всем индийцам, независимо от касты, пола и возраста. Это обстоятельство было связано, с сохранением в Т. ряда существенных черт первобытнообщинной идеологии. Т. оказал большое влияние на развитие инд. философии. В частности, под его воздействием, по-видимому, формировались идеи ранней санкхьи. В новое время влияние Т. испытали на себе Рамакришна, Вивекананда, Тагор, Ауробиндо Гхош и др.

Источник: Философский словарь. 1963

Тантризм
(от санскр. тантра хитросплетение, сокровенный смысл, магия) одна из разновидностей индуизма, воспринявшая методы йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Родиной Т. является Индия. Характерный признак принадлежности к Т. поклонение некоему половому энергетическому началу: мужскому (шиваиты) или женскому (шактисты). Совр. Т. распространяется преимущественно в форме единой религ. системы культа Шакти-Шивы. Вероучение Т. является весьма сложным и основывается, прежде всего, на тантрах свящ. текстах, почитаемых как богооткровенные. Все свящ. тексты Т. написаны на санскрите, языке тантрического культа. Тантрический культ и обряды связаны с йогической практикой и состоят в почитании многочисленных святынь, произнесении разнообразных молитвенных формул и заклинаний — мантр. Главная почитаемая святыня Шивалингам, фаллический символ Бога-Отца Шивы (Рудры), соединенный с символом всепорождающего женского лона Богини-Матери Шакти (Кали). Помимо Шивы и Шакти тантристы почитают многочисленных божеств (милостливых и гневных), духов, святых и учителей Т. Важное место в культовой практике занимают жертвоприношения свящ. Огню, в т. ч. и ритуальные заклания мелких животных. Т. предписывает сакрализацию всех сфер жизнедеятельности человека. Существует множество бытовых и внутрисемейных обрядов, предписаний и ограничений. Осуждаются курение, употребление алкоголя и наркотиков. В отличие от остальных индуистов тантристы не признают к.-л. кастовой, половой или этнической дискриминации.
В совр. мире тантризм распространен в странах Южной Азии и англосаксонских странах. В Российской Федерации приверженцы Т. появились в кон. 80 — нач. 90-х гг. под влиянием студентов-тантристов из Индии, обучающихся в московских вузах. В наст. вр. офиц. зарегистрированы 2 религ. общины «Тантра-Сангха» в г. Москве и Нижегородской обл., административно самостоятельные, но в духовно-канонич. отношении подчиненные Духовному Главе (Ачарье) тантристов России. Группы тантристов, прошедшие обряд инициации (посвящения), есть и в др. городах России. Они имеют санскритские имена, обвенчаны по тантристской традиции, ведут предписанный религией образ жизни. Наряду с ними существуют и группы последователей всевозможных неои псевдотантрических орг-ций, сводящих Т. исключительно к особой форме вост. эротологии и искажающих его канонич. принципы в соответствии с собственными представлениями.

Источник: Религии народов современной России

ТАНТРИЗМ

        (от "тантра" — система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления индуизма и буддизма (в последнем чаще называется ваджраяна). Индуистский тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой шактизма, т. е. варианта религии с признанием верховным божеством женского начала, "потенции" (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии. В индологии иногда Т. понимается расширительно, тогда к нему относят и формы шиваизма, представленные в лит-ре агам, подобных во многом шактистским тантрам. Т. — закономерный итог историч. развития "деятельной" части Вед, т. е. трактующей обряды и культ и освобождение посредством их. Весьма многочисл. тантры, нек-рые достаточно древние (восходят к первым вв. н. э.), строятся в виде диалога божеств, четы Шивы и Парвати (Умы). Если вопрошает богиня и наставляет супруг, тантра называется агама, если наоборот — нигама. Тексты Т. по содержанию крайне разнородны и призваны дать исчерпывающее изложение религ, и духовной практики, как ритуально, так и йогически, а также представить необходимые сведения о космографии, теологии, устройстве об-ва, медицине и пр. Т. обр., Т. является "духовно-технологическим" завершением практики индуизма. Философские взгляды в Т. эклектичны, преобладают представления веданты и санкхъя-йоги, но в целом строгое различение даршан для Т. маловажно. Обстоятельный текст по Т. обычно дает классификацию индивидуумов (вполне способен к практике тантры лишь человек высшего типа), правила взаимоотношений гуру и ученика, описание инициации (дикша) и различных посвящений (абхишека), правила употребления мантр, диаграмм для созерцания, символических жестов (мудр), совершения внешних ритуалов и подношений божествам, обязательных обрядов (санскар) и др. Характерно детальное отождествление элементов микрокосмоса и макрокосмоса, т. е. усмотрение всего мироздания в самом теле практикующего тантриста. Описываются чакры с приписыванием каждой из них набора фонем; каналы (нади), соединяющие чакры и также пронизывающие все тело. Даются наставления по поэтапному созерцанию, т. е. схематизирован процесс садханы с изложением необходимых асан, пранаям и др. техник йоги. Существенно обоготворение женщины, и женоненавистники неспособны к тантре. Для особо зрелых духом Т. предлагает ритуальное снятие обычных социальных и религиозных запретов во имя достижения высших целей. Это включает дозволение пить спиртное, есть мясо, иметь внебрачные половые связи (не для удовольствия, но для энергетической практики). Последние аспекты вызывают особый интерес у европейцев, что необоснованно, т. к. уровень потребной для разрешения на такую практику подготовленности находится за их личностным горизонтом. Т. отсутствует в вишнуистской форме индуизма, склонной к благоговейному почитанию божества. С тантрической т. зр. вишнуизм (в части, кришнаизм) предназначен для личностей низшего духовного уровня.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ТАНТРИЗМ
от санскр. тантра – хитросплетение, сокровенный текст, магия) – общее обозначение сект и школ индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими гл. священными текстами тантры (собственно тантры, относящиеся к шактистским сектам, агамы, относящиеся к сектам как шиваизма, так и вишнуизма, и пураны – тексты гл. обр. вишнуитских сект). В целом Т. присущи след. характерные черты: 1) преобладание низких и низших каст в составе сект; 2) наличие, а нередко и преобладание представителей неарийских племен и групп в составе сект; 3) строгая эзотеричность сект и обрядов; 4) связь осн. обрядов с йогич. практикой; 5) несовместимость осн. обрядов с брахманистским ритуалом и нормами брахманистской морали; 6) мифология, представления о некоем половом (женском, реже – мужском) энергетич. начале. Согласно философии Т., мироздание существует только постольку, поскольку существует психич. активность. Прекращение ее ведет к реэволюции мироздания и возвращению к первичному состоянию "ничто", пустоты (шунья), в к-рой исчезают все различия и противопоставления, не действует причинно-следственная связь и нет времени и пространства. Человек – это микрокосмос, обладающий всеми свойствами космоса, так что анатомия человека повторяет анатомию мироздания, а его поведение и физиология способны к такой же эволюции и реэволюции. Одной из значит. сект Т. была лингаята (осн. в 12 в.), к-рая не признавала ритуальной чистоты и нечистоты, а перевоплощение и карму считала чем-то малозначащим по сравнению с любовью и волей Шивы. Вишнуитская секта панчаратра ("пятиночие") имела осн. объектом почитания богиню Лакшми (жену Вишны), отождествлявшуюся с жизненной силой и порождающей способностью всей природы (майи). Шактами назывались многочисл. почитатели божества, связанного с женской половой энергией (букв. шакти – сила, мощь, энергия); эта энергия либо просто отождествлялась с высшим духовным началом (параматманом), либо персонифицировалась в образе одной из ипостасей супруги Шивы. Шакты традиционно делились на секты правой и левой руки; последние отличались особой эзотеричностью, не признавали никаких кастовых различий и, более того, считали обязательным общение с людьми низших каст и совершение "нечистых" с брахманистской т. зр. поступков. Проповедь социального и этич. нигилизма проникала даже в тантристские гимны: "Все равно, что друг, что враг; что дочь, все равно, что жена; Все равно, что шлюха, что мать; что прачка, все равно, что брахманка; Все равно, что лохмотья, что богатый наряд, что алмаз, все равно, что навоз; Все равно, что ад, что рай; что грех, все равно, что заслуга". В ряде областей Индии в позднем средневековье шакты считались неприкасаемыми. Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; The cultural heritage of India, [2 ed.], v. 4, Calc., [1956]; Chakravarti Сh., Tantras, studies on their religion and literature, Calc., [1963]. А. Пятигорский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ТАНТРИЗМ
направление религиозной мысли и практики, сложившееся в рамках буддизма, индуизма и в меньшей степени джайнизма, предлагавшее новый путь к «освобождению» (см. Мокша, Нирвана), основанный на мистической интерпретации божественной творческой энергии (шакти). Распространился в Индии, Непале, Бутане и особенно в Тибете (ваджраяна).
Возник в Индии начиная с 5 в., хотя имеет гораздо более древние корни, восходящие к первобытным культам плодородия и богини-матери. Тантризм является эзотерической религией, предполагающей разные ступени посвящения и разные обряды инициации в тайную доктрину.
В отличие от аскетических практик других религиозных традиций тантризм основывается на необходимости максимальной активизации внутренних потенций тела, которое становится средоточием духовных сил, основной целью и инструментом «освобождения». Оно реально не потому, что создано Богом, а потому, что содержит и Бога и всю вселенную (ср. микрокосм). Практика тантризма — йога, а также магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие естественную, прежде всего сексуальную, энергию человека, — приводит к полной неразличимости экстаза чувственного и мистического, наслаждения и освобождения (бхукти и мукто), что символизирует высшее и вечное состояние «недвойственности», которое может быть реализовано только в теле, и в этом смысле бессмертие души (свобода от оков перерождения) отождествляется в тантризме с бессмертием тела. Интерес к телу как сосуду вечного объясняет увлечение последователей тантризма алхимией и разными способами продления жизни.
Тантризм выступает против деления на касты, а также поднимает статус женщины. Популярность тантризма связана и с особенностями его ритуалистической системы, приобщающей человека к «внутреннему» преобразованию его собственной психосоматической целостности. В практике тантризма широко используется созерцание космических диаграмм (мандал), слушание мантр (священных слогов, которые, как считается, являются воплощением божественной Шакти — силы творения), ритуальные жесты (мудры), имитирующие характерные жесты.
В основе доктрины тантризма — недвойственность Абсолюта, вытекающая из союза пассивного мужского и активного женского начала, являющихся его аспектами. Именно женское начало (персонифицированное в образах богинь Шакти, Парвати, Лакшми, Кали и др.) служит воплощением шакти, благодаря которой создается, а затем и разрушается вселенная. Причем разрушительная сила энергии важна не меньше, чем созидательная.
Большое значение в тантризме имеет мистическая физиология чакр — психических центров или каналов. Шесть чакр, расположенные вдоль позвоночника от его основы до головы, коррелируют с шестью планами существования и космической энергии Шакти. По завершении творения космоса Шакти в форме индивидуальной энергии Кундалини, сравниваемой со змеей, дремлет у основания позвоночника, свернувшись клубком вокруг лингама (фаллоса) Шивы. Цель адепта тантризма — «пробудить» Кундалини специальными упражнениями и заставить ее совершить обратный путь, чтобы, поднявшись до верхней сахасрары чакры, слиться с просветленным сознанием Шивы, восстанавливая тем самьм первоначальное единство энергии и чистого сознания.
Наиболее полное воплощение принципы тантризма нашли в индуистской системе шактизма, синтеза шиваизма с народным культом богини-матери, где Шакти является не просто супругой главного божества или его аспектом (как в других сектах тантризма), а главной богиней, которой подчинены остальные боги. Она творит из своего тела Брахмана, Вишну и Шиву, а затем Пракрит», буддхи, аханкару и танматры, и т. о. эволюционная схема санкхьч в учении шактизма соединяется с монизмом теистической веданты.
В тантристском шиваизме, основанном на текстах, называемых агамами, выделяются секты лингаятов и вирашиваитов, поклоняющиеся фаллическому символу бога Шивы — линга, а также кашмирский шиваизм. В вишнуитском тантризме известны секты вайкханасов, или бхагаватов, опирающиеся на Вайкханаса самхиты, и панчаратры, опирающиеся на Панчаратра самхиты («Собрания пяти ночей»). Их философские системы основаны на космогонии, испытавшей влияние санкхьиийоги. Лит.: SilbamL. KundalinThe Energy of the Depths. A Comprehensive Study Based on the Scriptures of Nondualistie Kaamir Saivism. N. Y., 1988.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ТАНТРИЗМ
санскр. tantra - хитросплетение - в значении: словесный арабеск, эзотерический текст) - неортодоксальное внебрахманистское направление индуизма. Главными священными текстами Т. выступают тантры: собственно тантры, относящиеся к шактистскому вектору индуизма; агамы, относящиеся к шиваитскому (и отчасти - к вишнуитскому) векторам; пураны, относящиеся к вишнуитскому вектору. Таким образом. Т. генетически связан с шактизмом, шиваизмом и вишнуизмом; а также практикой йоги. Шакти (санскр. sakti - сила) мыслилась в древнеиндийской мифологии как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги (Деви, Сати, Парвати и др.); ключевым символом Шакти выступает йони (санск. yoni - источник, женские гениталии). Если в рамках европейской мифологии (а затем - ранней философии) противопоставление женского и мужского начал артикулировалось как структурное и конституировалось в качестве противопоставления пассивной материи и активной формы, то в древне-индийской культуре оно артикулировалось как энергетическое, конституируясь в качестве взаимодействия оплодотворяющей мужской силы с женской силой плодородия. В то время как олицетворенное в Шиве мужское начало мира мыслится как сознание (чит), Шакти выступает созидательной силой сознания (чидрупини), и "когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он не способен даже двигаться" ("Саундарьяла-хара"). Шакти, таким образом, выступает творческой креативной силой воплощенного абсолюта (в испытавшей влияние шактизма философии санкхьи мужское начало мира "как космический мужчина" - Пуруша - мыслится как пассивный созерцатель красоты прак-тити - спонтанно развивающегося женского - материнского и материального - начала; взятый же сам по себе Пуруша характеризуется таким качеством, как аудасинья - равнодушие; однако его соединение с пракрити необходимо для исходного импульса космического процесса). В качестве генетического истока данной семантической структуры может рассматриваться мифологический сюжет сакрального брака Земли и Неба как женского и мужского мировых начал, имеющего креационный смысл. В качестве типологического аналога Шакти могут рассматриваться восходящая к шехи - неклассического иудаизма женская ипостась Бога в Каббале, образ Софии как являющейся в мире мудрости Божьей в христианстве, - однако, семантические акценты в данном случае не совпадают: указанные сущности выступают в качестве презентации сущности Божьей в субстанции творения и, стремясь к воссоединению с ним в качестве женских его персонификаций, лишены, тем не менее, выраженной сексуальной окрашенности и не выступают аксиологически приоритетными космическими структурами в рамках соответствующих систем ценностей. В контексте Т., напротив, женское начало мыслится как средоточие креативных сил и в этом качестве - в отличие от западной традиции - выступает на передний план. Именно и только посредством Шакти возможна актуализация и реализация потенциальной созидательной энергии творящего Бога. Так, символом Шивы выступает линга (санскр. linga - плуг, символ пола, фаллос, - отсюда "лингаята" как шиваистский вектор развития Т.); аналогична трактовка Вишну в вишнуистской версии Т. (пан-чаратра - пятиночие): Вишну-Нараяна выступает инициатором пахтания мирового океана, имеющего креационную семантику сакрального брака, в контексте чего связывается с фаллической символикой острия копья (см. Любовь), имя Вишну (санскр. visnu) генетически восходит к корню vic - входить, проникать. Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваистском Т. Особую семантику приобретает в обрисованном контексте сексуальная практика человека: сакральное начало Шакти мыслится в Т. как воплощенное не только в Парвати, Уме и т.п., но и в любой женщине, в силу чего в акте эротического соединения с нею мужчина не только отождествляется с Шивой, но и достигает слияния с Шакти и растворения в животворящей энергии космического женского начала. Семантическим ядром тантристского ритуала выступает, таким образом, вамачара (санскр. vama - влечение к женщине; achara - действие, обряд), т.е. нормативно акцентированная сексуальная активность, наделяемая в Т. сакральным смыслом (ср. скрытую сакральную семантику эротического акта в суфизме, например, в "Геммах мудрости" ал-Араби - см. Секс). Снижение сексуальной активности ведет, согласно Т., к деструкции организованного мироздания, возвращению его в состояние шуньи (санскр. - ничто, пустота), что семантически восходит к архаической имитативной магии, в рамках которой повышение сексуальной активности человека рассматривается как средство повышения плодородия природных сил и как путь к инициированию регулярного повтора космического брака в рамках календарного цикла (см. Любовь, Секс). Наряду с вамачарой как внешней сексуальной практикой, Т. предполагает и специфические ритуальные действия, связанные с трансформацией внутреннего психического состояния. В этой своей составляющей Т. обнаруживает связь своей обрядности с практикой йоги в специфической ее семантической аранжировке, которая диктуется ценностной ориентацией Т.: "изначальную женскую силу следует почитать, становясь женщиной" (Чаттападхья). Согласно Т., в стволе спинного мозга вертикально располагаются 7 лотосов (падма-лотос - символ йони), и последовательная активизация их посредством специальной психофизической техники (йога-садхана) трактуется как пробуждение внутренних творческих сил организма и, предполагая трансформацию мужской энергии в женскую, мыслится как совершенствование. Экстремумом этого поступательного процесса - подъема трансформационной активности - является активизация верхнего лотоса, лежащего в основании головного мозга, - так называемое пробуждение Кундалини (отсюда название соответствующей практики - кундалини-йога), мыслимого в качестве сакрального змея (см. традиционную фаллическую символику змеи в классической мифологии). Пробуждение Кундалини означает в Т. слияние находящегося там мужского начала с поднявшимся по стволу спинного мозга женским началом: личность полностью лишается двойственности, растворяясь во всепоглощающем креационном начале женственности. Разбудивший змея Кундалини обретает высшее знание и - в соответствии с характерной для Т. идеей единства макро- и микрокосма - высвобождает созидательную энергию Шакти (ср. с трансформацией энергии пола как пути освобождения и знания в "Кама-марге", где данный процесс имеет скорее личностную, нежели космическую, как в Т., размерность). Подобно оргиастическим культам Запада, Т. был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту (ср. со средневековыми мистическими течениями в среде европейского плебса, параллельно характеризующимися оргиастической окрашенностью культовой практики и предельно широкой люмпен-ориентацией - см. Мистика). В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений Т. объявлялись неприкасаемыми; однако применительно к Новому времени может быть зафиксирован своего рода ренессанс Т. в среде творческой интеллигенции (например, влияние Т. на мировоззрение Р. Тагора, Гхоша и др.).
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Социально-антропологические аспекты индуистского тантризма

Ерченков Олег Николаевич
В статье рассматривается вопрос трансформации отношения человека к социальной реальности, предпринимаемого в рамках индуистского тантризма.
Читать PDF
0.00 байт

Сотериологические аспекты наставничества в индуистском тантризме

Пахомов С. В.
Своим благоговейным отношением к наставничеству тантрические школы выделяются даже на фоне общеиндийского почитания гуру.
Читать PDF
0.00 байт

Шактипата: «Нисхождение благодати» в Кашмирском тантризме

Бейнорюс Аудриус
Читать PDF
0.00 байт

Категория сансары в философии индуистского тантризма

Пахомов Сергей Владимирович
Описание сансары часто встречается в тантрических текстах; в целом оно укладывается в общеиндийское неприязненное отношение к этому явлению.