АНУТТАРА-ЙОГА-ТАНТРА
АНУТТАРА-ЙОГА-ТАНТРА
(санскр. anuttara-yoga-tantra, тиб. bla med rnalbyor, rnalbyor chen po bla na med pai rgyud, Тантра наивысшей йоги) — так называются внутренние системы тантризма, целью совершенствования в которых является осуществление Абсолюта, недвойственности, состояния Изначального Будды. Тибетцы школ кагью, сакья, гелук различают три вида этой Тантры: 1) «отцовская» (питри-йога), в которой делается упор на стадии построения и развития (утпатти-крама, см. Две стадии) изменённых состояний сознания в медитации, например, «Гухья-самаджа-тантра»; 2) «материнская» (матри-йога), в которой совершенствуется стадия свершения и слияния (сампанна-крама), например «Хеваджра-тантра»; 3) «недвойственная» (адвитья-йога), в которой объединяются методы двух предыдущих видов, например, «Калачакратантра». В специальной терминологии школы ньингма эти виды называются маха-йога, ану-йога и ати-йога соответственно. Считается, что доктринально-философской основой А.-й.-т. является мадхьямака, которая делает упор на пустотность (шуньята), на избавлении от двойственности субъекта и объекта медитации, на единство Мудрости (праджня) и искусность в средствах (упайя-каушалья) при осуществлении духовного Пути. Для того чтобы порвать с привязанностью к внешним формам духовной жизни, а также чтобы избавиться от двойственности, от деления мира на внешний и внутренний, на приятное и неприятное, в А.-й.-т. практикуются ритуалы по поглощению пяти видов мяса (коровы, собаки, слона, лошади и человека) и пяти «нектаров» (экскрементов, мозгов, спермы, крови и мочи). Цель этих ритуалов — достичь абсолютного равновесия, т.е. отсутствия реакции желания или нежелания принимать что бы то ни было. Считается, что практика этих тантр способствует достижению Просветления уже в этой жизни.