СУБЪЕКТИВНЫЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Субъективное
то, что существует только в сознании, внутреннем психическом мире отдельного человека.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Субъективный
(subjectum субъект, subjectivus), схоластический термин, означает подлежательный или то, что находится только в нашем представлении, или то, что составляет только дело личного вкуса, личного мнения и расположения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Субъективный
(subjectum субъект, subjectivus), схоластический термин, означает подлежательный или то, что находится только в нашем представлении, или то, что составляет только дело личного вкуса, личного мнения и расположения.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

СУБЪЕКТИВНОЕ
присущее только данному субъекту, лицу. У Гегеля и Кьеркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьеркегор рассматривает-субъективность как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СУБЪЕКТИВНЫЙ
(subjektiv) — касающийся субъекта (Я), на уровне переживания имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом, поэтому чувственно окрашенный, в определенном узкоэгоцентрическом смысле, интерсубъективный, транссубъективный.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СУБЪЕКТИВНЫЙ
относящийся к субъекту, его природе и интересам; зависящий от субъекта; имеющий значение только для субъекта. Противоположностью С. является объективный. Субъектом может быть не только индивид, но и группа лиц, общество, отдельная культура, человечество в определенный период его развития.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СУБЪЕКТИВНОЕ
то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое "внутреннее" достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С. понимается как существующее в двух видах: как знание и как переживание субъектом самого себя, в отличие от окружающих существ и предметов. Марксистская философия считает вопрос об отношении С. и объективного производным от проблемы субъекта и объекта, а сами категории С. и объективного – соотносительными, переходящими друг в друга. Что касается знания, то оно не есть некая С. сфера, лишь внешним образом соотносящаяся с объектом: будучи особой формой предметной деятельности субъекта с объектом (см. Идеальное), знание говорит не о самом себе, а о воспроизводимом в нем объекте. Такая характеристика знания как С. выражает не принадлежность его к особой субстанциальной области, отличной от объективной реальности, а лишь те моменты, в к-рых всякое знание не вполне адекватно и всесторонне воспроизводит свой объект. В этом смысле познание движется от С. к объективному, от более С. к менее С. Такое развитие нередко приводит к побуждению изобразить превзойденные ступени знания в качестве чисто С., выражающих не объект, а лишь иллюзорное отражение его субъектом; только последняя из достигнутых ступеней знания отождествляется при этом с объектом самим по себе. Напр., развитие механико-матем. естествознания в 17 в. вызвало отождествление объективной реальности с теми ее свойствами, к-рые ухватывались наукой того времени (протяженность, величина и т.д.), а все остальные качества (цвет, запах и т.д.) заставило рассматривать как "вторичные", характеризующие якобы лишь природу субъекта. Сняв метафизич. противопоставленность С. и объективного, марксистская философия показала, что ни одна из ступеней знания не является "чисто" С. или "чисто" объективной, что в процессе движения познания происходит постоянное вытеснение С. в пользу объективного и вместе с тем раскрытие того объективного содержания, к-рое присуще преодоленным ступеням познания. Такого рода объективное содержание присуще всякой иллюзии, всякому заблуждению. Что касается С. как переживания субъектом самого себя (в основе этого С. лежит "Я – переживание"), то оно выражает неповторимость, своеобразие С. мира каждой личности как особого микрокосма. Однако и этот вид С. не характеризует какое-то особое С. бытие, в к-ром субъект якобы дан сам себе непосредственно. Будучи индивидуальным, это переживание вместе с тем производно от предметной деятельности субъекта и от его общения с др. людьми, выступая как своеобразная интериоризация этой деятельности и общения. Лит. см. при ст. Субъект. В. Лекторский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СУБЪЕКТИВНОЕ
то, что характеризует субъект или же производно от субъекта и его деятельности. Исторически субъективное было понято в классической философии (начиная с Декарта) как особый внутренний мир сознания, несомненный и самодостоверный, к которому субъект имеет непосредственный доступ. В таком качестве субъективное было противопоставлено объективному миру физических вещей и событий (включая и тело субъекта) как существующему вне субъективного и как не абсолютно достоверному Противопоставление субъективного и объективного породило ряд проблем классической философии, которые оказались для нее трудно разрешимыми: как доказать существование внешнего мира и как можно его знать; как можно знать что-либо о других субъектах и их субъективном мире?
Между тем уже Кант показал, что т. н. внутренний опыт, имеющий дело с субъективным миром, не более непосредствен, чем внешний опыт, и необходимо предполагает последний. Развитие современной философии и психологии дает основание считать, что субъективное, переживаемое нами в качестве чисто «внутреннего» и сугубо личного, не является изначально данным, а строится субъектом в коммуникативных взаимодействиях с другими людьми в рамках определенной исторически данной культуры, поэтому и сама степень переживания субъективного как «внутреннего» может быть различной в разных условиях. Субъективное не может рассматриваться как особый мир, населяемый такими «предметами», как переживания, представления, образы памяти воображения, желания и т. д., а является способом ориентации субъекта в внешнем мире (см. Я, Представление). Образования сознания вообще не могут быть чисто внутренними. Так, напр., боль кажется таким переживанием, которое лишь субъективно, принадлежит только мне и доступно только мне «изнутри» (пример Л. Виттенштейна). Между тем это переживание включено в определенного рода коммуникативный дискурс и, как правило, выражается вовне: в виде восклицаний, определенных гримас, движения и т. д. (это тоже средства коммуникации). Выражение «вовне» в данном случае не есть нечто внешнее для выражаемого и в действительности является способом его осмысления, а поэтому и способом конституировании:. Конечно, я могу скрыть свое переживание боли от других, но это сокрытие является чем-то вторичным, возможным только тогда, когда переживание боли уже конституировано.
Однако и коммуникация и другие действия, будучи порождены субъектом и в этом смысле будучи субъективными, в то же время не принадлежат к субъективному миру в классическом его понимании, а относятся к сфере интерсубъективного, которая выходит за рамки противоположности субъективного и объективного.
Эта противоположность не существует и в ряде других случаев. Так, восприятие объективного мира предполагает также и самовосприятие субъекта. Поэтому субъективное и объективное являются двумя полюсами восприятия. Но самовосприятие относится в данном случае не к состояниям внутреннего мира сознания, а к восприятию тела субъекта и его места среди других объективных предметов и событий.
К субъективному относятся также иллюзии восприятия и заблуждения мышления. Первые возникают как следствие применения несоответствующей перцептивной гипотезы при извлечении сенсорной информации или же искусственного окончания процесса перцептивного обследования. Заблуждения возникают обычно тогда, когда мыслительная деятельность неадекватна изучаемому объекту. В то же время субъект может точно описывать то, что ему непосредственно дано, и тем не менее заблуждаться. Таковы, напр., иллюзии движения Солнца по небу или же иллюзии в отношении самого себя, самообманы. См. ст. Яш лит. к ней.
В. А. Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
397.38 кб

Категория «Социальной реальности»: объективный и субъективный аспекты

Мамонько О. А.
В статье проводится анализ основополагающей для социальной философии категории социальной реальности, которая в общественной жизни являет собой органическое единство двух аспектов: объективного и субъективного.
Читать PDF
264.94 кб

Обсуждение книги И. А. Хасанова «Время как объективно-субъективный феномен. Словарь»

Читать PDF
776.80 кб

«Субъективный метод» Н. К. Михайловского в контексте истории разработки народнической концепции поли

Должиков Вячеслав Александрович, Дягилева Юлия Анатольевна
Предпринимается попытка систематизированного анализа теории «субъективного метода» Н. К.
Читать PDF
815.04 кб

Интерпассивность как субъективный эффект современной медиакультуры: к постановке проблемы

Ходус Е. В.
Цель работы.
Читать PDF
351.91 кб

Субъективный субстанциализм как научная онтология

Ярцев Р.А.
Обсуждается авторская концепция субъективного субстанциализма, которая рассматривает предметный мир как гносеологическое порождение субъекта познания, отражающее коллективные поиски субъектами мирового единства.
Читать PDF
88.65 кб

Полемика вокруг понятия «Субъективный метод» в социологии в русской общественной мысли второй полови

Голосеева Анна Анатольевна
Статья посвящена полемике вокруг понятия «субъективный метод» в социологии и особенностям его интерпретации различными представителями русской этико-субъективной школы: П.Л. Лавровым, Н.К. Михайловским, С.Н. Южаковым.
Читать PDF
378.64 кб

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО КАК СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ

Смирнов Д. Г.
Читать PDF
329.20 кб

Понятие субъективации Мишеля Фуко

Голенков Сергей Иванович
Статья посвящена анализу понятия «субъективация» у Мишеля Фуко.
Читать PDF
100.11 кб

Развитие отношения человека к природе (о субъективации и субъектификации)

Мудрак С. А.
Актуализируется проблема изучения взаимосвязи двух личностных феноменов, непосредственно связанных с развитием субъективного отношения человека к природе: личностной субъективации и субъектификации природных объектов.
Читать PDF
187.07 кб

Теоретические модели субъективации: Л. Альтюссер, С. Жижек, А. Бадью

Смирнов Алексей Евгеньевич
В статье анализируются теоретические модели субъективации, созданные Л. Альтюссером, С. Жижеком, А. Бадью.
Читать PDF
513.30 кб

95. 03. 010. Колдуэлл Б. Научный субъективизм Хайека. Caldwell В. Hayek's scientific subjectivism //

Али-заде А. А.
Читать PDF
115.62 кб

Объективность в субъективизме

М. В. Ворожцов
Читать PDF
99.07 кб

О субъективистских течениях в современной философии морали

Максимов Леонид Владимирович
Читать PDF
312.23 кб

Онтологические проблемы развития субъективного пространства самореализующегося человека

Мартынов Б. В.
Читать PDF
177.07 кб

Абсолютная модальность субъективного в духовной культуре

Ляпшин С. Г.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

    (subjektiver Geist) — по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида); см. Дух, Объективный дух.
  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР

    деятельность народных масс, классов, партий, отдельных людей, направленная на сохранение, изменение или развитие объективных общественных условий. В ходе исторического развития общества роль суб
  • Объективный идеализм и субъективный идеализм

    основные формы идеалистического мировоззрения, рассматривающего духовное начало в качестве первичного, определяющего начала мира, а материальное в качестве вторичного, производного от духа. Раз
  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

    см. Идеализм.
  • СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ

    духовный мир человека, включающий пространственно-временную субъективную реальность, моральные (этические, нравственные) нормы поведения и взаимодействия с другими людьми, деятельности в разных
  • СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

    способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к-ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавро
  • Субъективный метод в социологии

    идеалистический метод, требующий рассматривать об-во только как продукт деятельности выдающихся личностей. С. м. в с. игнорирует объективные закономерности общественного развития, отрицает решаю
  • СУБЪЕКТИВИЗМ

    позиция человека, в силу которой он видит мир только в масштабе собственного восприятия без учета объективных условий.
  • УСТАНОВКА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ субъективная

    характеристика культуры в контексте ситуации межкультурного взаимодействия; обозначает доминирующую предрасположенность культурной системы к определенному типу взаимодействия с другой культ
  • ПРОПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТИВНАЯ

    1. Мысль, высказывание, применимые к субъективному сознанию всегда и во всех случаях. Мысль, высказывание применимые к субъективному сознанию в отношении определенных субъективных сред, либо в спе
  • Субъективная реальность

    один из базовых видов бытия, идеальное на уровне индивидуальной души. См.:Идеальное.
  • СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

    этико-социологическая школа), теоретич. воззрения на обществ.-исто­рич. процесс ряда представителей народничества. С. с. сформировалась в кон. 60-х - нач. 70-х гг. 19 в. и из­ложена в трудах П. Л. Лаврова и
  • СРЕДА СУБЪЕКТИВНАЯ

    Результат макроразделенности человеческого сознания, одно из макровосприятий внутри общего восприятия. Макроразделенность - деление сознания на те или иные "внешние" и "внутренние" среды, либо ср
  • Субъективная диалектика

    отражение в сознании субъекта (человечества) объективных закономерностей; диалектическая логика может рассматриваться как такая субъективная диалектика, сознательное применение которой в разл
  • ИНТУИЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ

    Интуитивное осознание субъективного аспекта феномена времени сыграло важную роль в формировании представлений о времени как о некоторой равномерно текущей сущности, связанной как с материальны
  • ЕМКОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ

    Прагматически значимый, но не подлежащий измерению предел качественно-количественного (бесструктурно-структурного) наполнения здесь-теперь-так сознания (я-среды). О подобном пределе можно говори
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ

    С точки зрения философии эмпиризма мышление — это часть происходящих в индивиде психических процессов. Начатое эмпириками изучение такого рода процессов, естественно, было подхвачено психологи
  • Субъективное право

    предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по реализации своих законных интересов. В отличие от объективного права, представляющего соб
  • семантическое пространство субъективное

    СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТИВНОЕ (англ. Subjective Semantic Space) — операциональнаяй модель представления категориальной структуры индивидуального сознания в виде математического пространства, к
  • СУБЪЕКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

    элемент субъективной реальности человеческого сознания, воспроизводящий объективное пространство материального мира. С. пр. может существовать и как непосредственное восприятие1 объективного п