СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида); см. Дух, Объективный дух, Абсолютный дух.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Субъективный дух
категория гегелевской философии, характеризующая последний этап Абсолютной идеи, показывающая жизнь индивидуального сознания. У Г. Гегеля различают три стадии развития субъективного духа: антропология (природная, чувствующая душа), феноменология (сознание, самосознание, разум), психология (теоретический дух, практический дух, свободный дух). Деятельность свободного духа проявляется в развертывании объективного духа и абсолютного духа.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

«СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ»
нем. der subjektive Geist) категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию «действительного духа», т. е. снятия инобытия логической идеи, или в-себе-сущего духа, дремлющего в природе, и становления для-себя-сущего, самосознающего духа. Рассматривается в «Философии духа» (3-й части «Энциклопедии философских наук»).
Гегель вычленяет три основные формы субъективного духа: 1) душа, или природный, непосредственный дух (предмет антропологии), 2) сознание, или способное к рефлексии «я» (предмет феноменологии духа) и 3) дух, ставший для себя субъектом (предмет психологии).
Быкова

Источник: Новая философская энциклопедия

СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
категория философии Геге­ля, обозначающая этап становления отчужденного су­ществования абсолютной идеи в природе, когда преодо­левается противоречие «дремлющего в природе» духов­ного содержания и природной формы, т. е. бытия вне идеи, и создается дух, т. е. человек и человечество как носители идеи.
Дух проходит три стадии развития: С. д., объектив­ный дух и абсолютный дух. С. д., или индивидуальная душа, замкнутая в своих состояниях и связанная с содержанием, к-рое ей «дается», рассматривается Ге­гелем на трех уровнях: антропология раскрывает ду­шу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням сознание - самосознание - разум; психология пока­зывает теоретич. и практич. способности духа. В ходе своего развития С. д. активно усваивает «данное» ему содержание, осознает себя как субстан­цию своего тела и переживаний и, наконец, как разум­ный дух, обладающий свободной волей. Разумная во­ля - субъективно свободная, но ограниченная дру­гими духовными и телесными сущностями - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и гос-во, становясь тем самым объектив­ным духом.

Источник: Советский философский словарь