по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида); см. Дух, Объективный дух, Абсолютный дух.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Субъективный дух
категория гегелевской философии, характеризующая последний этап Абсолютной идеи, показывающая жизнь индивидуального сознания. У Г. Гегеля различают три стадии развития субъективного духа: антропология (природная, чувствующая душа), феноменология (сознание, самосознание, разум), психология (теоретический дух, практический дух, свободный дух). Деятельность свободного духа проявляется в развертывании объективного духа и абсолютного духа.
«СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ»
нем. der subjektive Geist) категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию «действительного духа», т. е. снятия инобытия логической идеи, или в-себе-сущего духа, дремлющего в природе, и становления для-себя-сущего, самосознающего духа. Рассматривается в «Философии духа» (3-й части «Энциклопедии философских наук»).
Гегель вычленяет три основные формы субъективного духа: 1) душа, или природный, непосредственный дух (предмет антропологии), 2) сознание, или способное к рефлексии «я» (предмет феноменологии духа) и 3) дух, ставший для себя субъектом (предмет психологии).
Быкова
Гегель вычленяет три основные формы субъективного духа: 1) душа, или природный, непосредственный дух (предмет антропологии), 2) сознание, или способное к рефлексии «я» (предмет феноменологии духа) и 3) дух, ставший для себя субъектом (предмет психологии).
Быкова
Источник: Новая философская энциклопедия
СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
категория философии Гегеля, обозначающая этап становления отчужденного существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие «дремлющего в природе» духовного содержания и природной формы, т. е. бытия вне идеи, и создается дух, т. е. человек и человечество как носители идеи.
Дух проходит три стадии развития: С. д., объективный дух и абсолютный дух. С. д., или индивидуальная душа, замкнутая в своих состояниях и связанная с содержанием, к-рое ей «дается», рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретич. и практич. способности духа. В ходе своего развития С. д. активно усваивает «данное» ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающий свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и гос-во, становясь тем самым объективным духом.
Дух проходит три стадии развития: С. д., объективный дух и абсолютный дух. С. д., или индивидуальная душа, замкнутая в своих состояниях и связанная с содержанием, к-рое ей «дается», рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретич. и практич. способности духа. В ходе своего развития С. д. активно усваивает «данное» ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающий свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и гос-во, становясь тем самым объективным духом.
Источник: Советский философский словарь