Потребность

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Потребность
необходимость, нужда в чем-либо для жизни, побудитель человеческих действий.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Потребность
необходимые материальные и духовные ценности, обеспечивающие развитие личности и общества в целом.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Потребность
состояние организма, личности, социальной группы, общества в целом, выражающее их зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активной деятельности.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Потребности
исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, являются одной из важных форм связи индивида с окружающим миром. Виды: естественные, физиологические (в пище, размножении, безопасности…); в социальных связях; в признании и уважении; в самореализации; в познании; эстетические – способность осваивать и преобразовывать мир по законам красоты; гедонистические – стремление к получению удовольствия, к отдыху и развлечениям.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ПОТРЕБНОСТЬ
нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов – личности, социальных групп и общества в целом – зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах. Литература: [37, 100, 127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Потребность
состояние субъекта, фиксирующее недостаток чего-либо и побуждающее к устранению этого недостатка. Содержанием П. может быть как что-то объективно необходимое для субъекта, так субъективно предпочитаемое (хотя, может быть, и объективно вредное). Постоянное изменение человеческого бытия порождает появление новых П. Невозможно раз навсегда задать список «разумных потребностей», но это не значит, что любые вновь возникающие П. должны быть удовлетворены. Критерием «разумности» П. является её вклад в достижение развивающейся гармонии субъекта и той реальности, с которой он взаимодействует.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 118; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 191-192.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Потребность
Жизненная необходимость, нужда. Всегда ли потребность означает недостаток чего‑либо? Не всегда. Всякому растению требуется вода, независимо от того, достаточно оно ее получает или нет. Любой ребенок испытывает потребность в родителях, но это не значит, что он сирота.
Наконец, ничто не мешает вам спеть мужчине или женщине, который (которая) делит вашу жизнь, «I need you» («Ты мне нужен (нужна)» (англ.). – Прим. пер.), хотя он (она) тут, рядом с вами, и это присутствие необходимо для вашего счастья.
Мы нуждаемся не только в том, чего у нас нет, но и в том, что мы ощущали бы как нехватку, лишись мы его. Потребность не всегда означает отсутствие; это условие, которое может быть, а может и не быть удовлетворено. Оно касается того, что мне необходимо, иначе говоря, того, без чего я не могу жить или не могу хорошо жить. Это условие sine qua non (необходимое (лат.). – Прим. пер.) для жизни и счастья.
Обычно принято различать потребность как нечто объективное и желание как нечто субъективное. Однако граница между этими двумя понятиями достаточно размыта. Каким бы иллюзорным ни был субъект, он тем не менее существует объективно. Это объясняет, почему в любви мы нуждаемся так же, или почти так же, как в пище.

Источник: Философский словарь.

ПОТРЕБНОСТИ
конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Неомарксисты (Маркузе) говорят о «лжепотребностях», создаваемых с помощью рекламы. Следует особо выделить БАЗИСНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Согласно этой концепции все человеческие существа имеют общие фундаментальные потребности (включая здоровье и естественное право на автономию, на свободу) на том основании, что являются людьми. По мнению составителя словаря, следует различать базовые потребности человека на трех его уровнях телесном, социальном и духовном с таким же их терминологическим обозначением. Их удовлетворение – необходимое предварительное условие полноценного участия в социальной и духовной жизни. Духовные потребности как общечеловеческие ценности, в том числе и мудрость, заложены в природе человека, считает А. Маслоу – американский психолог и философ. Надо только с помощью особых методик помочь человеку открыть их в себе и тем самым встать на путь самоактуализации, то есть осуществлять свою жизнь на основе высших духовных ценностей Альтернативное представление состоит в том, что человеческие потребности являются относительными, зависят от индивидуального или культурного предпочтения.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ПОТРЕБНОСТЬ
состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. П. предполагает нужду в предмете потребности. П. реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения предмета П., в процессе потребления. Неудовлетворение П. может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. До реализации П. она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в ч.-л., по мере реализации П. возникшее напряжение ослабляется и угасает. П. рождаются с появлением новых предметов, изменяются с изменением предметов П. и в процессе их потребления. Для животных характерно использование данных природой в готовом виде предметов П., для человека — производство предметов П. Развитие П. человека совершается в процессе и на основе развития способа производства. Специфическими для человека являются П. социальные, порожденные развитием об-ва,— П. в труде, общении с др. людьми и т. п. Биологические П. сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, не существуют совершенно изолированно от социальных П., в конечном счете опосредствуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь об-ва, тем богаче, разнообразнее, более развиты П. людей.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПОТРЕБНОСТЬ
внутренний стимул любого действия человека, любого социального процесса, без которого сама жизнь общества теряет смысл. Всегда выступает в формах соответствующей (суб) культуры. П. в явном или скрытом виде воплощается в целях: получения вещей, идей, достижения социального престижа, воплощения идеала, мифа и т. д. В основе всех потребностей любого субъекта лежит обобщающая П. в воспроизводстве самого себя, что включает П.
в воспроизводстве культуры и социальных отношений. Одним из важных элементов культуры является степень и характер способности критики собственной П., как элемент критики культуры, критики истории. Без критики П. ее прямая экстраполяция из прошлого в настоящее и будущее становится основой утопии.
П. в деятельности распадается на П. в производственной и потребительской деятельности. Соотношение между ними - важнейшая характеристика общества, социальной группы. Например, опережение. второго над первым может иметь существенные негативные последствия. Перерастание П. в хозяйственной деятельности в П. в экономической деятельности возможно лишь через превращение накопляемых ресурсов в капитал. П. не может сама по себе стать основой модели деятельности. Для этого она должна стать предметом рефлексии.
рассматриваться через предметные возможности. Поэтому П. Всегда открытый вопрос.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

ПОТРЕБНОСТЬ
состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности.
Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.
В концепции Мак-Дугалла потребности и мотивы отождествляются Как первичное определение жизненной энергии, направленной на объект. Понимание потребностей во фрейдизме и неофрейдизме, в индивидуальной психологии, системе К. Юнга определяется непосредственно исходными влечениями, которые и есть элементарные, первичные мотивации. Жизненный опыт человека надстраивается над последними как опосредствующий механизм. Структура этих опосредствований имманентно детерминируется первичными мотивациями и поэтому служит схемой конструирования личности, которая оказывается проекцией влечений на жизненный опыт. В этом пункте теории влечений максимально сближаются с бихевиоризмом.
По этому же пути пошел и операционализм (Б. Скиннер). В гешталытеории К. Левина личность и ее потребности определяются системой силовых отношений «психического поля». В истории общества потребности людей в качестве функции их деятельности выступают следствием производства. Природная вещь перестает быть просто добычей, т. е. предметом, имеющим лишь биологический смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять ее, приспособляя к собственным потребностям. Тем самым и потребности людей получают возможность к развитию, т. е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через посредство потребностей. Органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредствованные предметной деятельностью. Потребности и предпосылка, и результат не только трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов.
Потребности человека опосредствованы процессом его воспитания в широком смысле, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно — как потребность, человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления с ее объективным содержанием путем отыскания средств овладения целью как объектом. Динамика потребностей — в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит овладение этой асе объективированной целью.
Лит.: ЛеонтьевА. Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М., 1971; Обуховский К, Психология влечений человека. М., 1972; Замошкин К>. А. Вызовы цивилизации и опыт США. М., 1991.
Э. Г. Юдин

Источник: Новая философская энциклопедия

потребности
ПОТРЕБНОСТИ — объективная или субъективная нужда, недостаток живого организма, личности, социальной группы, общества в чем-либо; источник активности, предпосылка любой, в том числе познавательной, деятельности. Развитие П. осуществляется в ходе увеличения числа используемых предметов и сферы их применения. Небиологические П. не являются врожденными; они формируются в процессе социализации личности, ее включения в общественные отношения, материальную и духовную культуру.         Существуют различные определения П.: способность потребления в системе производительной деятельности (К. Маркс), первичные потенции индивидуализации «мировой воли» (А. Шопегауэр), исходное влечение, которым определяется отношение субъекта и объекта (К.Г. Юнг), и др. Известны десятки классификаций видов П., главным основанием для выделения которых является характер деятельности, побуждаемой П., а также классификации по происхождению, по субъекту, объекту, функции. Так, в классификации А. Маслоу представлены физиологические П., П. в безопасности, в любви и принадлежности к сообществу, П. в оценке, одобрении и признании, эстетические П. в симметрии, порядке и красоте. С эпистемологической точки зрения наиболее значимы выделенные Маслоу когнитивные, или познавательные, П. — знать, уметь, понимать и исследовать, а также П. в самоактуализации и реализации собственного потенциала. Являясь источником мыслительных и практических действий, направленных на освоение или присвоение предмета П. субъектом, П. стимулируют процесс познания в целом, участвуют в определении его предметной области, формировании познавательных целей, влияют на ценностные ориентации и процесс восприятия. Характер, степень влияния П. на содержание и природу перцепции специально исследовалось в когнитивной психологии. В содержание понятия «познавательная П.» входят любознательность (поиск нового знания), желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей; стремление защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта.         П. имеют определенное отношение к характеру и развитию восприятия — важнейшей форме чувственного познания. Одна из актуальных проблем, изучаемых в когнитивной психологии, — степень зависимости характера и содержания восприятия от П. того или иного вида. Исследуя ценности и П. как организующие факторы восприятия, Дж. Брунер выдвинул и предложил экспериментально исследовать следующие гипотезы. Первая — чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие его подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант. Вторая — чем сильнее П. индивида в некотором социально ценном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант в восприятии. Он предположил, что искомые, желаемые объекты воспринимаются более отчетливо. Однако в работах как Брунера, так и других исследователей такого рода прямые зависимости не подтвердились; влияние П. осуществляется не столько непосредственно на восприятия, сколько на те программы, которые предшествуют перцептивным процессам. Вместе с тем подтвердилось положение о том, что чем выше неопределенность восприятия, тем больше шансов на вмешательство поведенческих факторов вообще, П. — в частности. Такого рода исследования в когнитивной психологии способствуют эпистемологическому осмыслению влияния социокультурных факторов на чувственное познание, как и на познание в целом.         Л. Т. Ретюнских

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОТРЕБНОСТИ,
нужда или недостаток в ч.-л. необ­ходимом для поддержания жизнедеятельности организ­ма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности.
Биологич. П. (в т. ч. и у человека) обусловлены об­меном веществ - необходимой предпосылкой существо­вания любого организма. П. социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом за­висят от уровня развития данного общества, а также от специфич. социальных условий их деятельности. Источник развития этих П.- взаимосвязь между произ-вом и потреблением материальных и духовных благ, причем удовлетворение относительно элементарных (витальных) П. ведет к зарождению новых, «... и это порождение новых потребностей является первым ис­торическим актом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27), т. е. отличает человека как субъекта своего историч. процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающего­ся к среде. «... Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны...» (Маркс К., там же, т. 23, с. 182).
П. Общества, и прежде всего экономич. П. как основа всего обществ. произ-ва, объективны. Осознанные об­ществом, социальными классами, группами и индивидами П. выступают в качестве их интересов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономич., социально-политич. и культурном поло­жении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны. Ликвидация социальных ан­тагонизмов в социалистич. обществе есть в то же время и преодоление антагонизмов П. и интересов различных классов и групп, предпосылка создания условий для гармонич. сочетания обществ. и индивидуальных инте­ресов.
В психологии П. рассматриваются как особое психич. состояние индивида, ощущаемое или осознава­емое им «напряжение», «неудовлетворенность», «диском­форт» - отражение в психике человека несоответствия между внутр. и внеш. условиями деятельности. Поэто­му П. и являются побудителями активности, цель к-рой- устранение такого несоответствия. Это возможно пу­тем реального насыщения П., а при отсутствии таких возможностей - путем подавления или замещения дан­ной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения к-рых ведет к физич. смерти организма.
Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживают себя в неосознан­ных влечениях и осознанных мотивах поведения. Чело­веч. П., как правило, имеют предметную направлен­ность, к-рой предшествует т. н. поисковое поведение: общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определ. способов и предметов ее удовлетворения. Важнейшая особенность П.- их динамич. характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных П. новых, более высоких, что связано с включением лич­ности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании к-рой - витальные П., а последующие ее уровни - социальные П., высшее проявление к-рых-П. в саморе­ализации, самоутверждении, т. е. в творч. деятельности.
В зависимости от системы отношений, в к-рую включе­но изучение человеч. П., в совр. науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общении, рекреации); по объекту П.- материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; но субъекту П.- индиви­дуальные, групповые, коллективные, общественные.
В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врожденные витальные П., к-рые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологимарксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в филогенезе.
Одна из центр. задач коммунистич. строительства - обеспечение полного удовлетворения постоянно рас­тущих обществ. и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. и согласно ком­мунистич. принципу: «От каждого по способности, каждому - по потребности».

Источник: Советский философский словарь

ПОТРЕБНОСТЬ
состояние организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности. Специфика человеч. П. определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. П. социальных групп, классов, общества есть возникающая в ходе развития необходимость в осуществлении определ. изменений или преобразований отд. элементов общества или всей обществ. системы. Исходным пунктом анализа человеч. П. является общество как конкретно-историч. система, обусловливающая формирование и развитие разнообразных П., содержание, способы и формы их удовлетворения. Изучение системы и уровня П. различных социальных групп, степени их удовлетворения и выявление тенденций их изменения имеет важное значение для науч. планирования развития общества. П. социальных групп и классов служат основой их интересов (см. Общественные интересы). О. Юровицкий. Куйбышев. Психологич. формой активности личности, выражающей П., является мотивация ее поведения. Проблема П. как исходной характеристики активности личности начала разрабатываться в связи с преодолением концепции психологич. "атомизма" ассоцианистов и с возникновением динамич. теорий личности. Ассоцианистская психология представляла личность аддитивной суммой элементов душевной жизни. Такой взгляд предполагал признание непроизводными, атомарными этих элементов и чисто пассивного характера воспроизводства в этих элементах внешних воздействий. Динамич. теория личности возникла в связи с изменением принципов трактовки личности в бурж. философии конца 19 – начала 20 вв., когда классич. робинзонада была заменена иррационалистич. концепцией истории как жизненного потока (личность – преходящий момент этого потока; основание его единства иррационально). Такая позиция вызвала на рубеже века парадоксальное содружество идей эволюц. биологии и волюнтаризма в системах Шопенгауэра и Э. Гартмана. Рационалистич. душа растворилась в мировой воле, в "горме", в "жизненном порыве", а ее индивидуализация стала толковаться как процесс обнаружения неких первичных потенций, представленных в виде биологич. сил – влечений, П., чувств и т.п. Эти силы и заменили ассоцианистские элементы психич. жизни. Одна из первых теорий такого рода – гормическая психология Мак-Дугалла. У него первичные мотивации оказываются далее не разложимыми, изначальными (и в этом смысле метафизическими) детерминаторами всякой жизненной активности. П. и мотивы отождествляются как первичное определение жизненной энергии. Отношение организма (субъекта) к объекту определяется этими первичными мотивами (П., инстинктами), к-рые концентрируются вокруг объекта в определ. систему. Эта система и выступает как предмет П., или жизненной энергии организма. Строго говоря, по тому же принципу построено понятие П. во фрейдизме и неофрейдизме, в индивидуальной психологии, системе Юнга и др. Отношение субъекта и объекта определяется здесь непосредственно исходными влечениями, к-рые и есть элементарные, первичные мотивации. Т.н. жизненный опыт надстраивается над последними как опосредствующий механизм. Структура этих опосредствований имманентно детерминируется первичными мотивациями и поэтому служит схемой конструирования личности, к-рая, т.о., оказывается проекцией влечений на жизненный опыт. В этом пункте теории влечений максимально сближаются с бихевиоризмом. Проблема мотивации ставится в нем так, что в качестве первичных мотивов поведения рассматриваются физиологич. отправления организма, толкуемые с т. зр. гомеостаза (напр., теория Янга, Олпорта). Трактовка П. как функциональных характеристик действия физиологич. механизмов лишает П. предметных определений. Эта "беспредметность" бихевиоризма, бесхитростно обнажившаяся в теории Уотсона, вызвала относительно ранний процесс его преобразования. Появившийся в нач. 20-х гг., он уже в 30-х гг. оказался существенно модифицированным. Одна из модификаций пошла по пути операционализма, превратив описательный характер уотсоновского бихевиоризма в принцип построения теории поведения. Так, Скиннер определяет П. просто через операцию измерения времени после предшествующего подкрепления, т.е. даже не в биологич. терминах. В необихевиоризме Толмена описательный характер концепции Уотсона как будто преодолевается введением целевого момента. Однако последний имеет в построении Толмена формальный смысл: он определяется просто как факт направленности, свойственной всякой поведенческой ситуации вообще. Поэтому П. выступает как одна из т.н. "промежуточных переменных", т.е. опосредствующих механизмов отношения между организмом и стимулом, а именно как механизм "готовности" организма по отношению к значимому объекту. Принципиально так же обстоит дело в теориях Халла, Газри, Вудвортса, но крайнее выражение эта позиция получила в гештальттеории К. Левина последнего (американского) периода его деятельности. Теории такого рода, в к-рых личность определяется системой силовых отношений "психического поля" (как бы оно ни называлось), занимают господств. положение среди теорий мотивации в совр. бурж. психологии. Они получили название теорий "обусловленности". Методологически плодотворный принцип системной обусловленности организма, применяемый ими абстрактно, лишается конкретно-историч. содержательности. Поэтому такие несомненные достижения совр. бурж. психологии, как системные исследования в социальной психологии, как этологическое направление в зоопсихологии, все же не преодолевают антиисторизма и поэтому в своих основаниях остаются искусств. схемами. Если очевидный факт наличия естеств. нужд у всякого живого организма рассмотреть исторически, то он перестает представляться первично данным, а превращается в проблему происхождения этих нужд. В истории человеч. общества П. людей в качестве функции их деятельности выступают следствием производства. Природная вещь перестает быть просто добычей, т.е. предметом, имеющим лишь биологич. смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять ее, приспособляя к собств. П. Тем самым и П. людей получают возможность к развитию, т.е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через посредство П. Животные, органич. П. преобразуются в человеческие, "надоргани-ческие", опосредствованные предметной деятельностью. П. – и предпосылка, и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познават. процессов. Именно поэтому они выступают как такие состояния личности, посредством к-рых осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека опосредствованы процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеч. культуры, представленной как предметно (материальные П.), так и функционально (духовные П.). Различие обеих этих форм человеч. культуры (как и различие материальных и духовных П.) относительно и порождается самим содержанием развития производства. Удовлетворение П. человека есть в сущности процесс присвоения им определяемой обществ. развитием формы деятельности, представленной предметно. Поэтому "...сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Производными от этой структуры трудовой деятельности являются и обществ. характеристики человеч. П. П. являются источником активности личности. У человека процесс удовлетворения П. выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно – как П., человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления с ее объективным содержанием путем отыскания средств овладения целью как объектом. Динамика П. – в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи к-рых происходит овладение этой же объективированной целью. В рождении П. роль формирующего начала играет конфликт между усвоенным опытом (привычки, навыки, характер) и предметной актуализацией этого опыта, выражающейся в предметном действии. Иными словами, П. – это динамич. формула включения предмета в личностный контекст. Психология изучает, как П. обнаруживаются в мотивах, побуждающих к деятельности и становящихся формой проявления П. Объекты П., преломляясь через сознание, выступают в качестве мотивов (влечения, желания и т.п.), предполагающих более или менее осознанную цель деятельности. Отношение между П. и мотивами не может быть понято как отношение между членами одного ряда. Рассматривая отношение П. к мотивам как отношение сущности к явлениям, можно найти адекватный подход к проблеме мотивации. Специфич. трудности этой проблемы связаны с тем, что мотивы поведения даны непосредственно, тогда как П. в качестве сущности скрыта. Представленная в П. зависимость личности от общества проявляется в мотивах ее действий, но сами они выступают как форма кажущейся спонтанности поведения индивида. Если в П. деятельность человека по существу зависима от ее предметно-обществ. содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собств. активности субъекта. Поэтому открывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками, эластичнее, подвижнее, чем П., составляющая ее сущность. Подлинная зависимость мотивов от П. обнаруживается и в самом факте их расхождения, свойственном поведению личности в обществ. условиях отчуждения. Коммунистич. снятие отчуждения распредмечивает П., делая прозрачным самый процесс их формирования в обществ. деятельности индивида. Это распредмечивание осуществляется, конечно, не лишением П. предметности, но снятием противополагания предмета деятельности и ее процесса. Как результат этих новых отношений предмета деятельности и ее процесса коммунистич. труд становится первой жизненной П. Развитие, отбор и воспитание П., приведение их к той нравств. высоте, к-рая должна быть свойственна человеку коммунистич. общества, становится одной из центр. задач формирования личности. См. также Мотивы, Общественные интересы , Сознание, Мышление. Лит.: Лежнев В. Т., Учение о П. в совр. психологии, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1939, вып. 1; Фортунатов Г. ?., Петровский А. В., Проблема П. в психологии личности, "Вопр. психологии", 1956, No 4; Mясищев В. Н., Проблема П. в системе психологии, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук", 1957, вып. 11, No 244; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; ?уровский М. Б., Труд и мышление, М., 1963; Ковалев А. Г., Психология личности, 2 изд., М., 1965; Кикнадзе Д. ?., П., как факт поведения человека, "ВФ", 1965, No 12; Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. яз., М., 1965; Lewin К., Vorsatz, Wille und Bed?rfnis, В., 1926; его же, A dinamic theory of personality..., N. Y.–L., 1935; Mс Dоugall W., The energies of men, N. Y., 1933; Skinner В. F., The behaviour of organisms, N. Y., 1938; ?olman ?. С. [а. о.], Toward a general theory of action, Camb., 1951. А. Петровский, М. Туровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Соцреализм: потребность в открытости

Ю. П. Гусев
Читать PDF

2012 год - год истории в России: историческое знание - актуальная социокультурная потребность соврем

Мининков Николай Александрович
Статья посвящена анализу проблем формирования массового исторического сознания в современной россии в связи с провозглашением 2012 года годом истории.
Читать PDF

Женское движение в России: потребность времени или анархия?

Полищук Екатерина Николаевна
В статье рассматриваются вопросы возникновения женского движения в России, приводится краткий сравнительный анализ схожих процессов в странах Европы, исследуется развитие общественной мысли по вопросу положения женщины в семье и г
Читать PDF

Потребность в школьном образовании для жителей античных государств Северного Причерноморья

Скржинская Марина Владимировна
В статье рассматриваются надписи Тиры, Ольвии, Херсонеса и городов Боспорского царства, которые свидетельствуют о том, что в государствах Северного Причерноморья в V и IV вв. до н. э.
Читать PDF

Сознание человеческой греховности и потребность ее очищения, наблюдаемые у древних римлян

А. И. Садов
Читать PDF

Гуманизация межэтнических отношений как социальная потребность в региональном социуме

Макарова И.А.
Читать PDF

Смысл жизни как экзистенциальная потребность (Беседа с Е. С. Сенявской)

Читать PDF

2014. 02. 001. Тудуар-Сюрлапьер Ф. Наша потребность в сравнении. Toudoire-surlapierre F. notre besoi

Пахсарьян Н.Т.
Читать PDF

"университетская потребность" и история Нижегородского университета

Кузнецов А.А.
Концепт «университетская потребность» предложен как методическое средство в исторической университетологии. Рассматриваются нюансы и ограничения использования концепта «университетская потребность».
Читать PDF

Мода как социально-экономическая потребность предпринимателей конца XIX начала XX В.

Харсеева Алена Вячеславовна, Харсеева Наталия Вячеславовна
В статье дается характеристика моды, с точки зрения образа жизни определенной социальной группы предпринимателей конца ХIХ начала ХХ в.
Читать PDF

Что есть информационная потребность?

Соколов Аркадий Васильевич
Анализируются определения термина «информационная потребность», предложенные в общенаучной и специальной литературе, отраслевых стандартах. Потребность рассмотрена как функциональное свойство живых систем. Введена модель П. К.
Читать PDF

Общественная потребность в экономической безопасности

Козадаев Н. А., Булгаков Г. В.
В статье экономическая безопасность рассматривается как интегрированная потребность общества.

Похожие термины:

  • АБСОЛЮТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО

    Потребности, побуждающие человека к деятельности, превышающей уровень прижизненной практики человека и человечества. Важность этих потребностей не умаляется тем фактом, что они возникают из раз
  • ПОТРЕБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

    заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности худож., в ис
  • ПОТРЕБНОСТЬ В АФФИЛИАЦИИ

    потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

    форма фетишизма, объясняющая поступки людей их явными или скрытыми потребностями, мотивами, которые, естественно, заданы людям их биологической природой, идеологией, влиянием злых сил, алкоголем
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

    ассортимент и объем благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.
  • Потребности личности при социализме

    Потребности — объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению
  • ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

    потребности в иллюзорном восполнении практич. бессилия людей. П. р. необходимо рождаются у масс в докоммунистич. обществ, формациях, в к-рых над людьми господствуют стихийные природные и соц. силы.
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

    потребность в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важ