СПОСОБНОСТИ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СПОСОБНОСТИ
комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.

Источник: Тематический философский словарь

СПОСОБНОСТИ
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности, например, познавательной.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Способности
внутренняя предрасположенность к овладению и исполнению определенного вида деятельности. С. вместе со знаниями и умениями составляют внутренние возможности для осуществления деятельности. С. имеют в своем основании врожденные природные и психологические (душевно-духовные) задатки и получают (или не получают) дальнейшее развитие в зависимости от социальных условий и ценностных ориентаций субъекта.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СПОСОБНОСТЬ
физическая или моральная возможность. Классическая психология считала правомерным различение трех способностей души: чувствительность — способность чувствовать, интеллект — способность понимать, активность — способность действовать (намерения, воля, свобода). В «философском» классе все уроки психологии были сгруппированы вокруг этих трех рубрик, к которым добавлялась аффективность, способность к чувствам (любовь, ненависть), отличающаяся от чувствительности — способности к ощущениям (элементам восприятия).

Источник: Философский словарь

Способность
Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что‑либо, вспоминать… Трудность состоит в том, чтобы все многообразие способностей, кажущееся фактом, установленным из опыта, связать с единством разума или мозга, без которых никакого опыта быть не может. В этом плане гораздо лучше, чем философия, нас просветит нейробиология. «Учение о способностях», как его именовали раньше, теперь уступило место познавательным наукам.

Источник: Философский словарь.

СПОСОБНОСТЬ
физическая или моральная возможность. Классическая психология считала правомерным различение трех способностей души: чувствительность – способность чувствовать, интеллект – способность понимать, активность – способность действовать (намерения, воля, свобода). В «философском» классе все уроки психологии были сгруппированы вокруг этих трех рубрик, к которым добавлялась аффективность, способность к чувствам (любовь, ненависть), отличающаяся от чувствительности – способности к ощущениям (элементам восприятия). Следовательно, способности это совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность – мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т.д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются прежде всего как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СПОСОБНОСТЬ
любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. затрагивается гл.обр. в двух разделах философии: в антропологии, при анализе меняющейся со временем природы или сущности человека, и в этике, когда рассуждение о том, в чем состоит долг человека, связывается с вопросом о его С. реализовать предписанное действие (напр., И. Кант утверждал, что, если человек обязан что-то сделать, он способен это выполнить). Аристотель говорил о С. как потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания. С тех пор С. нередко определяются как потенциальные свойства личности, актуализирующиеся при определенных обстоятельствах.
Предметом специального психологического изучения С. стали в 19 в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию различий людей в конкретных видах деятельности. Общая психологическая природа способностей до сих пор остается предметом острых дискуссий.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Способность
(facultas). В обширном смысле слова, под способностью разумеется возможность для живого существа собственным внутренним возбуждением своих сил (конечно, не без внешнего влияния), производить какие-нибудь целесообразные перемены в состоянии своем и вещей его окружающих, т. е. способностью предполагается и данный от природы запас сил и употребление их соответственно какой-нибудь цели. — В XIX веке понятие о способностях души существенно изменилось в сравнении с прежними понятиями. Прежде обыкновенно приписывали душе способности представления, воображения, рассудка и т. д., хотя вовсе не видно было никакой связи способностей с натурою души, ни их последовательности, ни смысла в их соотношении. В XIX же веке обе противоположные психологические школы отвергают прежнее понятие о способностях души. Школа идеалистическая под способностями души разумеет только различные степени и направления одной и той же свойственной ей сознательности и самодеятельности; подобные степени сознательной душевной жизни выражаются, например, в ощущении, представлении, воображении, памяти, рассудке и т. д. Школа реалистическая, начиная с Гербарта, понимает под способностями только различные, механически совершающиеся сочетания между представлениями и их результаты, не зависящие от самой натуры душевной жизни, а потому и не выражающие существа душевной монады.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

СПОСОБНОСТИ
в широком смысле — психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения к.-л. деятельности. Наиболее общая С. человека — чувствительность. Под С. в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. Формирование С. предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно- исторического развития способов деятельности. Т. обр., С. человека определяются не только деятельностью его мозга, наследуемыми анатомо-физиологическими особенностями индивида, задатками, умениями, навыками, но прежде всего степенью достигнутого человечеством исторического развития. В этом смысле С. неразрывно связаны с общественной организацией труда и приспособленной к ней системой образования. Качественный уровень развития С. выражается понятиями талант (совокупность С., позволяющая получать оригинальный, совершенный и общественно значимый продукт деятельности) и гениальность (С. осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества). Всестороннее развитие С., открывающее каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности,— одна из важных задач об-ва гуманного, демократического социализма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Способности
в широком смысле — психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены системой безусловных и условных связей, приспособленной для выполнения к.-л. деятельности. Само формирование деятельности, в к-рой С. обнаруживаются, есть вместе с тем и образование соответствующей ей системы нервных связей. Сложившиеся С. становятся условиями развития С. более высокого уровня. Наиболее общая С. индивида — чувствительность, совершенствующаяся на всем протяжении фи-ло- и онтогенетического развития. Под С. в специальном смысл© понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности. В противоположность животным, С. к-рых представляют собой синтез переданного по механизмам биологической наследственности видового опыта и опыта индивида, С. человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение индивидом выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития форм деятельности. Т. обр., С. человека зависят не только от деятельности его мозга, но и прежде всего от степени достигнутого человечеством исторического развития. В этом смысле С. человека неразрывно связаны с общественной организацией труда и приспособленной к ней системой образования. В эксплуататорском об-ве формирование С у трудящихся всячески тормозится. В то же время положение эксплуатируемых классов «обосновывается» отсутствием у них высокоразвитых С. Всестороннее развитие С, открывающее каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности, — одна из важных вадач построения коммунизма.

Источник: Философский словарь. 1963

СПОСОБНОСТИ
индивидуальные особенности лично­сти, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сво­дятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, на­выкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами нек-рой деятельности и являются внутр. психич. ре­гуляторами, обусловливающими возможность их при­обретения.
В истории философии С. в течение длит. периода трактовались как свойства души, особые силы, переда­ваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Этот взгляд на С. как врожденные был подвергнут кри­тике англ. философом Локком и франц. материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С. индивида от внеш. условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксиз­ма, где проблема С. ставится на основе диалектич. под­хода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врожденными являются анатомофизиологич. особен­ности, выступающие как предпосылки возможного раз­вития С., сами же С. формируются в процессах осуще­ствления разнообразной деятельности, в сложной систе­ме взаимодействий индивида с др. людьми.
Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов ее построения использовались: различия в осн. видах деятельности (инженерные, науч., художеств. С. и т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные опре­деления, основанные на применении разнообразных систем тестов.
Качеств. уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводит­ся по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С., к-рая по­зволяет получить продукт деятельности, отличающий­ся новизной, высоким совершенством и обществ. значи­мостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место в психологич. и педагогич. исследо­ваниях занимает проблема формирования С. к конкрет­ным видам деятельности. В них показана возможность развития С. через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

Источник: Советский философский словарь

СПОСОБНОСТИ
характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. При этом под мерой освоения понимают быстроту и легкость реализации определ. рода деятельности, глубину и прочность усвоения ее способов и т.д. В иерархически представленной структуре личности С. занимают место над навыками и умениями, выступая в качестве средств их регулирования и развития. Сущность понятия "С." обычно связывается с категориями возможности и свойства (качества). Начало этой традиции положил еще Аристотель, говоривший (в трактате "О душе") о С. как о потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания. С тех пор самые различные филос. направления определяют С. как потенциальные свойства (качества) личности, к-рые актуализируются при определ. обстоятельствах. До выделения психологии в самостоят. науку С. трактовали как свойства души, как особые силы, обеспечивающие возможность познания и переживаний, причем от Платона через христианство шла линия понимания С. как врожденных, изначально присущих индивиду. Сообразно этому строились различные классификации С., из к-рых наиболее известна классификация X. Вольфа, основателя т.н. "психологии С."; главными в его системе были С. познания и С. желания, понимавшиеся как субстанциональные силы, к-рые определяют деятельность души. Первым отошел от субстанциональной трактовки С. Декарт, сделавший шаг к анализу механизмов интеллектуальной деятельности. Эта линия была продолжена Локком и франц. материалистами, причем последние поставили проблему зависимости формирования С. от обучения и от социальных условий в целом. Кант создал предпосылки для различения социально-логического и индивидуально-психологич. аспектов С., подвергнув анализу познават. С. как общеродовые свойства человека. В философии марксизма решение проблемы С. было определено пониманием человека как совокупности обществ. отношений; отсюда вытекала критика как исключительно "природного", "естественного" истолкования С., так и трактовки их как всецело зависимых от внешних условий жизни личности. Предметом спец. психологич. изучения С. стали в 19 в., после того как работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию дифференциальных различий людей. Общая природа С. до наст. времени остается предметом дискуссий, хотя психология накопила большой материал по исследованию отд. видов С. и путей их формирования. В структуре личности С. тесно связаны с такими качествами, как особенности памяти, эмоц. свойства, черты характера, качества интеллекта. Хотя в целом С. не могут быть отождествлены с этими качествами, однако эти последние можно рассматривать как С., если они составляют условия тех или иных конкретных видов деятельности и формируются под влиянием соответствующей деятельности. В отношении к знаниям, умениям и навыкам С. выступают как условие, обеспечивающее их приобретение. В психологии С. изучаются с качественной и количеств. сторон. качеств. анализ направлен на выявление совокупности С., необходимых для эффективного осуществления тех или иных конкретных видов деятельности; в этом смысле изучение С. выступает как необходимая составная часть психологич. изучения деятельности. С др. стороны, исследование С. выступает как составная часть психологич. исследования структуры личности. Оба эти плана смыкаются в проблеме формирования С. посредством обучения и воспитания. Особенность почти всякой более или менее сложной деятельности состоит в том, что одинаковый или сходный результат может быть получен на основе комбинирования различных С. Выявление многообразия таких комбинаций позволяет уточнить место и значение каждой из С. Наиболее важной и сложной проблемой качеств. анализа С. является проблема их выявления, обнаружения. Очевидно, что та или иная конкретная С. может быть обнаружена прежде всего в такой деятельности, к-рая неосуществима без наличия этой С. Это выдвигает задачу спец. конструирования таких деятельностей, к-рые позволяли бы фиксировать наличие определ. С.; в свою очередь такие деятельности могут использоваться и для формирования соответствующих С. Проблема количеств. измерения С. была поставлена еще в конце 19 в. Именно этой цели служили тесты, предложенные первоначально в связи с задачами проф. отбора для определения уровня соответствующих С., а затем получившие широкое распространение в др. областях психологич. исследования. Многообразие С., необходимых для осуществления того или иного конкретного вида деятельности, ставит проблему иерархии С. В общем виде принято делить С. на ведущие и вспомогательные; очевидно, что такое разделение относительно и является специфическим для каждого отд. вида деятельности. Изучение конкретно-психологич. характеристик различных С. позволяет выделить о б щ и е (инвариантные) качества, отвечающие требованиям не одной, а мн. видов деятельности, и с п е ц. качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это различение исследуется экспериментально. Напр., в США делаются попытки выявить осн. общие С., необходимые для науч.-исследовательской деятельности (К. Тейлор, В. Смит, Б. Гизелин, Р. Крачфилд и др.). Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта – неизменяемой всесторонней умств. одаренности; этот постулат подвергается критике в сов. психологич. лит-ре. По-видимому, совокупность С. у данной личности в значит. мере определяется ее развитием и типом. Уровень и степень развития С. у личности выражают понятия таланта и г е н и а л ь н о с т и. Поскольку объективные критерии для определения соответствующего уровня в наст. время не выработаны, различение талантливости и гениальности проводится не по характеристике самих С., а по характеристике продуктов деятельности. Сообразно этому талантом наз. такую совокупность С., к-рая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и обществ. значимостью; гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, "создавать эпоху". Оба эти качества С. всегда непосредственно связываются с творч. деятельностью. В психологии творчества стремятся специально выделить особый вид С. – творческие С. (подробнее об этом см. Творчество). С. не даются человеку в готовом виде, как нечто врожденное, они формируются в жизни и деятельности. Считается, что формирование С. происходит на основе з а д а т к о в – врожденных анатомо-физиологич. особенностей человека, прежде всего – центр. нервной системы. При этом различают врожденные (прирожденные) и наследств. задатки. Первые могут быть обусловлены как наследственностью, так и условиями эмбрионального развития; вторые включают в себя то, что передается индивиду от его предков (см. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, 1946, с. 641). В США и нек-рых др. странах врожденные компоненты С. изучаются на детях раннего возраста, к-рые, как предполагается, еще не подверглись воздействию воспитания (Л. Термен, Е. Кокс и др.). Однако к наст. времени взаимосвязь врожденных и приобретаемых компонентов С. исследована недостаточно (значит. материал собран лишь относительно дефектов задатков), поэтому по поводу природы этой взаимосвязи до сих пор конкурируют две т. зр. Согласно одной из них, гл. роль играет биологич. предопределение С., согласно второй – обучение и воспитание. Фактически все существующие концепции С. представляют собой различные модификации этих т. зр. Долгое время предполагалось, что существует корреляция между анатомическими (макроскопическими) особенностями мозга и определ. С., однако это положение не подтвердилось. В совр. лит-ре выдвигается несколько иной взгляд – о связи задатков с функцион. особенностями нервной системы и характеристиками типов высшей нервной деятельности (Б. М. Теплов), с микроструктурой мозга и органов чувств. Другая т. зр., признавая наличие природных С., задатками к-рых служат свойства высшей нервной деятельности, главными считает специфически человеческие С. – "способности второго рода", к-рые также имеют основу в мозговых механизмах в виде прижизненно формирующихся "функцион. органов", но прежде всего выступают как результат присвоения обществ.-историч. опыта (А. Н. Леонтьев). Лит.: Теплов Б. М., Психология музыкальных С., М.–Л., 1947; Ковалев А. Г. и Мясищев В. Н., Психологич. особенности человека, т. 2, Л., 1960; Лейтес Н. С., Об умств. одаренности, М., 1960; Леонтьев А. Н., О формировании С., "Вопр. психологии", 1960, No 1; Петровский А. В., С. и труд, М., 1966; Крутецкий В. ?., Психология математич. С., М., 1967; Terman L. [а. о.], Genetic studies of genius, v. 1–4, Stanford, 1926–48; Cattel R., Personality: a systematic theoretical and factual study, N. Y., 1950; R?v?sz G., Talent und Genie, Amst., 1952; Vernon P. E., The measurement of abilities, 2 ed., L., 1956; Baumgarten F., Die Begabung und ihre Probleme, W., 1963; Ginzberg E., Herma J. L., Talent and performance, N. Y.–L., 1964. В. Москаленко. Одесса.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
379.04 кб

К вопросу о способности искусственного интеллекта к научному творчеству

Рыжов В. В., Сайфулин В. Г.
В статье рассмотрена специфика искусственного интеллекта по сравнению с человеческим мышлением. Показано, что развитие искусственного интеллекта идет в направлении роста вычислительной мощности компьютеров.
Читать PDF
226.17 кб

Телеологический принцип познания в контексте «Критики способности суждения» Канта

Разеев Данил Николаевич
На примере различия между первым и вторым вариантами «Введения» в «Критику способности суждения» Канта демонстрируется эпистемологическая значимость телеологического принципа, раскрытая Кантом для познания природы.
Читать PDF
363.71 кб

Рецепция кантовского понятия sensus communis в теории способности суждения Ханны Арендт

Саликов Алексей Николаевич
Рассматриваются особенности интерпретации кантовского понятия sensus communis в политической философии Ханны Арендт.
Читать PDF
86.58 кб

Организм и природно-органические способности и потребности человека

Беляев И. А.
Статья посвящена исследованию целостного человеческого существа, его способностей и потребностей.
Читать PDF
193.78 кб

О душе рассуждение IX об интеллектуальной способности

Суарес Франсиско
Читать PDF
359.67 кб

Человек, его способности и потребности в социально-личностном измерении

Беляев И. А.
Читать PDF
479.24 кб

Круглый стол «Математика и семиотика: две отдельные познавательные способности или два полюса единог

Читать PDF
308.27 кб

К вопросу об автономии способности созерцания у И. Канта: обзор аргументов М. Хайдеггера

Кречетова Мария Юрьевна
Приводится каталогизация прямых и косвенных аргументов М. Хайдеггера в пользу автономии способности созерцания в «Критике чистого разума» И. Канта.
Читать PDF
262.09 кб

О душе и ее способностях (хессбрюгген-вальтер С. Душа и ее способности. Кантовская метафизика ментал

Вундерлих Ф.
Читать PDF
390.76 кб

О способности научного знания понять структуру и трансформации XXI в

Чешков Марат Александрович
Читать PDF
233.29 кб

О формировании коммуникативной способности

Шилков В. Ю., Шилков Ю. М.
В статье осуществляется спецификация философско-антропологического подхода к проблемам формирования коммуникативной компетентности и коммуникативного поведения.
Читать PDF
112.50 кб

Решение Кантом антиномии телеологической способности суждения

Разеев Данил Николаевич
В статье на основании критической реконструкции антиномии способности суждения, анализу которой посвящена вторая часть «Критики способности суждения» И.
Читать PDF
443.14 кб

Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности

Беляев И. А.
Статья посвящена исследованию сферы индивидуальных способностей и потребностей человека, который видится автору как природно-социально-духовное существо.
Читать PDF
5.72 мб

Когнитивные способности живых систем: эпистемологические традиции и новации

Демьяненко Валентина Алексеевна, Завьялова Людмила Павловна
Целью статьи является анализ когнитивных способностей живых систем (организмов) с позиций традиционной эпистемологии и новейшей познавательной парадигмы – эволюционной эпистемологии.
Читать PDF
114.90 кб

2007. 03. 010. Габора Л. Что археология может рассказать нам о происхождении у человека способности

Семирухин Л. В.

Похожие термины: