СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ
(Urteilskraft) — по Канту: 1) «способность подводить под правила, то есть различать, подходит ли нечто под данное правило или нет» (субсуммирующая способность суждения); 2) способность мыслить особенное как содержащееся в общем — правило, принцип, закон (рефлектирующая способность суждения).
I. Kant. Kritik der U., 1790; F. C. Bartlett. The Mind at Work and Play. Boston, 1951, dt. 1952; J. E. Pleines. Praxis und Vernunft, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Способность суждения

(Urteilskraft - нем.)
В кантовской философии - обозначение одной из познавательных
способностей. В широком смысле способность суждения совпадает со
способностью мышления вообще, так как суждение является, по Канту,
фундаментальным актом мышления. В узком смысле, под способностью
суждения как важным посредствующим звеном между рассудком и разумом
Кант понимает процесс подведения единичного под общее или общего под
единичное. В первом случае, когда общее в виде правила или закона уже
дано и требуется лишь установить, подпадает ли данный случай под это
правило (или указать условия подведения общего под единичное как в
случае трансцендентальной способности суждения, т.е. схематизма чистого
рассудка), имеет место "определяющая способность суждения". Кант
доказывает, что для определяющей способности суждения не может быть
никаких общих рецептов ее надлежащего употребления, так как всякий
общий рецепт в свою очередь нуждается в способности суждения для
установления его применимости к данному случаю. Единственным
учителем выступает опыт. Определяющей способности суждения
противостоит "рефлектирующая способность суждения". Здесь единичное
уже дано и требуется найти правило или закон, под который его можно
было бы подвести. Наиболее ярко рефлектирующая способность суждения
проявляет себя при выдвижении гипотез систематического и
целесообразного единства природных законов (в регулятивном применении
разума). Другая важнейшая область действия этой способности -
эстетические суждения, где единичные чувственные образы подводятся под
неопределенные понятия о их цели. Наличие понятия о цели
свидетельствует об участии рассудка, неопределенность этого понятия будит
воображение, а все вместе - приводит к гармоническому взаимодействию
этих способностей, оказывающему благоприятное влияние на внутреннее
чувство и порождающему эстетические переживания. Таким образом,
рефлектирующая способность суждения во всех своих аспектах внутренне
связана с понятием целесообразности и, подобно рассудку и разуму имеет
свое собственное a priori, правда, всецело субъективное (a priori рассудка
объективно в теоретическом плане, a priori разума - в практическом).

Источник: Термины кантовской философии