МОТИВАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ
(Motivation; лат.) — обоснование побуждений воли личности. Bürger-Prinz. Motive und M., 1950; J. A. Keiler. Grundlagen der M., 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Мотивация
от греч. motivatio — см. Мотив) — побуждение; система внутренних факторов (наследственных или приобретенных), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Единой, общепризнанной теории мотивации не существует.
МОТИВАЦИЯ
причина, побудитель поведения. Это может быть либо физиологическая потребность, типа голода, либо эмоциональная, такая как любовь, но возможна и познавательная, духовная оценка ситуации. Мотивация подразделяется на внутреннюю – осуществление потребности, ведущее к личному удовлетворению, и внешиюю – получение вознаграждения, не относящегося к лично необходимому.которой мы оправдываем наши действия. Мотив – это осознанная причина, социальное и часто ретроспективное оправдание наших действий, тогда как движущая сила – это чувство, аффективное состояние, которое может к тому же остаться бессознательным.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
МОТИВАЦИЯ
активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов. Отдельные мотивы формируются вследствие опредмечивания потребностей в ходе поисковой активности и превращения их объекта в мотив. Основные характеристики М. - интенсивность и устойчивость. Изучение мотивационной сферы личности должно включаться в контекст содержаний культуры, которая придает М. ценностно-нормативные моменты. Выступая основанием типов характера, М. иногда подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка посредством указания на приемлемые обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. М. служит не только механизмом оправдания, но и психологической защиты, когда динамическая система напряжений, т.е. М., достигает стабилизации.
С. А. Радионова
С. А. Радионова
Источник: Новейший философский словарь
МОТИВАЦИЯ
система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Выделяются три фактора, влияющих на мотивацию: степень амбивалентности чувств индивида по отношению к желаемому объекту, способность отчетливо представить себе цель, способность разделить задачу достижения цели на более мелкие достижимые задания. Согласно когнитивной психологии, наличие мотива делает индивида сензитивным (чувствительным) в познавательных сферах, связанных с мотивом. Например, человек с сильной мотивацией достижения хорошо опознает слова, связанные с достижением цели, при их быстром мелькании на экране; бедняку монеты представляются более крупными, нежели богачу, голодный воспринимает пищевые стимулы как более выраженные, чем остальные. Психологами также обнаружено, что мотивация сильно влияет на выбор человеком профессии. Высокая потребность в достижениях, например, скорее окажется удовлетворенной в сфере управления бизнесом, где результаты деятельности ясно видны, где существует чувство личной ответственности и есть возможность принять вызов, связанный с риском.
Литература: [127].
Литература: [127].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
МОТИВАЦИЯ
побуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность. Влияние М. на поведение человека зависит от большого количества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием деятельности человека. Понятие «М.» тесно связано с понятиями «мотив» и «мотивирование». Мотив в отличие от М. не только побуждает к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая или даже устраняя их активность. Поведение человека обычно обусловливается не одним мотивом, а их совокупностью (мотивационной структурой), в которой мотивы могут находиться в определенном отношении по степени их воздействия на поведение. Поэтому мотивационная структура, обладая определенной стабильностью, может рассматриваться как основа осуществления определенных действий. Она может меняться, в частности, сознательно в процессах воспитания и образования. Выделяют следующие мотивы: внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям, связанным с их удовлетворением; неосознанные потребности (желания); инструмент удовлетворения потребности; намерение, побуждающее к определенному поведению; комплекс перечисленных факторов. Соотношение различных мотивов в мотивационной структуре индивидуально и обусловлено множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и пр. Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побудить его к определённым действиям путём активации в нём соответствующих мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
МОТИВАЦИЯ
1) психолог.: то, что побуждает, стимулирует деятельность человека. Термин «мотивы» используется для обозначения различных явлений, вызывающих активность субъекта: потребностей, ориентации, установок, интересов, эмоций, влечений, инстинктов, идеалов и др. Мотивы изучают многие исследователи в области психологии, социальной психологии, социологии. В широком смысле – потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы; 2)система мотивов, побуждающих человека к деятельности; 3) процесс реализации мотивов.
Предпосылки формирования мотива: потребности, опыт человека (знания, умения, социальные ориентации и др.), объекты внешнего мира, характер конкретной ситуации. Процесс формирования мотива начинается с потребности, которая вначале пребывает в диффузном состоянии нужды и неудовлетворенности и побуждает человека к поиску, не всегда осознанному и поэтому недостаточно целенаправленному. Наблюдая и анализируя внешний мир, человек примеряет его объекты к своим потребностям, пытается найти параллели и соответствия, которые помогли бы ему разрешить его потребности. Соответствие определяется сквозь призму собственного опыта личности, выполняющего роль «фильтра» для отбора объектов. Этот процесс может быть достаточно длительным. В итоге потребность конкретизируется и опредмечивается в вещественных объектах, идеях, суждениях, нормах. Опредмеченная потребность и есть мотив. «Жизнь» мотива не завершается актом его актуализации, а только начинается. Актуализация мотива задает «стратегическую» направленность деятельности, а на практике деятельность может реализовываться с изменениями в зависимости от конкретных условий. Некоторые исследователи говорят о динамике ситуативных мотивационных процессов. Т.о., мотивы имеют предметную и социальную природу. Система мотивов конкретной личности имеет конкретную структуру, иерархию. Один из мотивов может играть решающую роль – основной мотив. Система мотивов может быть противоречивой и непротиворечивой. Различные мотивы могут быть в разной мере основными даже на стадии реализации деятельности. Мотивы не всегда могут быть поняты и объяснены самим субъектом и др. людьми. В мотиве творчества наиболее распространены следующие группы мотивов; мотивы самоутверждения и мотивы, связанные с самим процессом содержания деятельности. Мотивация достижений является одной из центральной для научного работника, преследующего достижение конкретных результатов исследований.
Предпосылки формирования мотива: потребности, опыт человека (знания, умения, социальные ориентации и др.), объекты внешнего мира, характер конкретной ситуации. Процесс формирования мотива начинается с потребности, которая вначале пребывает в диффузном состоянии нужды и неудовлетворенности и побуждает человека к поиску, не всегда осознанному и поэтому недостаточно целенаправленному. Наблюдая и анализируя внешний мир, человек примеряет его объекты к своим потребностям, пытается найти параллели и соответствия, которые помогли бы ему разрешить его потребности. Соответствие определяется сквозь призму собственного опыта личности, выполняющего роль «фильтра» для отбора объектов. Этот процесс может быть достаточно длительным. В итоге потребность конкретизируется и опредмечивается в вещественных объектах, идеях, суждениях, нормах. Опредмеченная потребность и есть мотив. «Жизнь» мотива не завершается актом его актуализации, а только начинается. Актуализация мотива задает «стратегическую» направленность деятельности, а на практике деятельность может реализовываться с изменениями в зависимости от конкретных условий. Некоторые исследователи говорят о динамике ситуативных мотивационных процессов. Т.о., мотивы имеют предметную и социальную природу. Система мотивов конкретной личности имеет конкретную структуру, иерархию. Один из мотивов может играть решающую роль – основной мотив. Система мотивов может быть противоречивой и непротиворечивой. Различные мотивы могут быть в разной мере основными даже на стадии реализации деятельности. Мотивы не всегда могут быть поняты и объяснены самим субъектом и др. людьми. В мотиве творчества наиболее распространены следующие группы мотивов; мотивы самоутверждения и мотивы, связанные с самим процессом содержания деятельности. Мотивация достижений является одной из центральной для научного работника, преследующего достижение конкретных результатов исследований.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
МОТИВАЦИЯ
внутреннее побуждение кдействию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такими характеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление, и ее следует отличать от внешних стимулов и реакции на них. Различные аспекты мотивации исследуются биологией, психологией, социологией, политическими науками. Мотивация обретает содержание как от объекта, на который направлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличие различных потребностей и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, исход этой борьбы, т. е. реальный выбор мотивов действия, зависит от уровня развития личности, характера ее ценностных ориентации. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности. Так, если политическое действие направлено на решение проблем, связанных с властью (ее легитимацией, удержанием, преемственностью и т. п.), то и политическая мотивация выражает цели, относящиеся к проблеме власти. В зависимости от характера политических целей мотивации подразделяются на наиболее общие, задаваемые идеалом общественно-политического устройства, системой политических ценностей, и частные и даже ситуативные. В социальной психологии проводят различие между вербальными, демонстративными и реальными мотивациями, побуждают к удовлетворению реальных потребностей. В социологии исследуются мотивации, обусловливающие агрессивное поведение, страх перед действительностью, продвижение по служебной лестнице, сексуальное поведение и др. виды деятельности. На социологические исследования мотиваций большое влияние оказали учение 3. Фрейда о структуре личности, А. Маслоу о «базовых» потребностях и др. В истории социологии большое место отводилось исследованию отклоняющегося поведения (см. Девиантное поведение), мотивации которого объяснялись с позиций социологизма (см. Э. Дюркгеим). символического интеракционизма (Дж. Г. Мид), психоанализа (см. 3. Фрейд), выделения разных типов личности (У. Томас и Ф. Знанецкий), влияния социокультурных факторов (см. Р. Парк) и др.
В социологических исследованиях выявлялась мотивация трудовой деятельности, различных форм отклоняющегося поведения (преступности, алкоголизма, наркомании), политического поведения и др. видов социальной деятельности.
Е. В. Остова
В социологических исследованиях выявлялась мотивация трудовой деятельности, различных форм отклоняющегося поведения (преступности, алкоголизма, наркомании), политического поведения и др. видов социальной деятельности.
Е. В. Остова
Источник: Новая философская энциклопедия
МОТИВАЦИЯ
лат. motivatio) - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых др. факторами, такими, напр., как привычка. Уже давно идентифицированы потребности и влечения как осн. элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарлза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, - такой же, как роль характеристик физических. Уильям Мак-пугал считал инстинкты основополагающими в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями: человек воспринимает то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, и соответствующий объект, будучи воспринятым, вызывает эмоции, которые, в свою очередь, ответственны за действия индивида. Зигмунд Фрейд также видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях и был чрезвычайно заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти). Роберт С. Вудворт ввел в употребление термин "влечение" как замену противоречивому термину "инстинкт". Влечение - это сила, снабжающая организм энергией для действия. Генри А. Мюррей (1893-1988) и Абрахам X. Маслоу (1908-1970) изучали человеческие потребности, а не механизмы, управляющие ими. Мюррей составил перечень потребностей, подразделяемых на первичные (врожденные) и вторичные (выученные). Он считал, что эти потребности делают человеческое поведение целенаправленным. Маслоу разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда, как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и - как высших - потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен получить удовлетворение осн. нижних составляющих иерархии. С бихевиористской точки зрения не может быть мотивации без существования цели. Вообще говоря, чем сильнее потребность или желание достичь цели, тем более успешным будет ее достижение, хотя в этом участвует множество факторов, таких, как индивидуальных темперамент, воспитание, самовосприятие. Бихевиористы-психотерапевты подчеркивают важность отношения пациента к стоящей перед ним цели и выделяют три фактора, влияющих на мотивацию: степень амбивалентности чувств индивида по отношению к желаемому объекту, способность отчетливо представить себе цель, способность разделить задачу достижения цели на более мелкие достижимые задания. Согласно когнитивной психологии, наличие мотива делает индивида сензитивным в познавательных сферах, связанных с мотивом. Человек с сильной мотивацией достижения хорошо опознает слова, связанные с достижением цели, при их быстром мелькании на экране; бедняку монеты представляются более крупными, нежели богачу, голодный воспринимает пищевые стимулы как более выраженные, чем остальные. Психологами также обнаружено, что мотивация сильно влияет на выбор человеком профессии. Высокая потребность в достижениях, напр., скорее окажется удовлетворенной в сфере управления бизнесом, где результаты деятельности ясно видны, где существует чувство личной ответственности и есть возможность принять вызов, связанный с риском. См. также Эмоция.
Источник: Философский энциклопедический словарь