НРАВСТВЕННОСТЬ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НРАВСТВЕННОСТЬ
см. Мораль, Нравственное сознание, Нравственная деятельность, Нравственные отношения.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Нравственность
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Нравственность
1) реализация требований морали в отношениях людей между собой и с обществом, имеющая форму соответствующих правил поведения человека; 2) выполнение этих правил; 3) духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

НРАВСТВЕННОСТЬ
категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Нравственность
совокупность норм, определяющих поведение человека, само его поведение, моральные свойства. В наиболее общем смысле – абсолютная объективная система норм, определяющая поведение разума (биологического или технического), соответствующее вектору эволюции мира (в частности, началам термодинамики).

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

Нравственность
образ жизни в соответствии с Духовной Этикой. Нравственность – это то, что считается правильным и неправильным с высших позиций, выше которых не только в человеческом представлении нет ничего, но и в Природе, с позиций Бог есть Любовь. Это высшие оценки деяний Человека и Жизни, до которых, как Человек думает, он добрался в своем сознании.

Источник: Краткий критериологический словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ
особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действия людей в обществе; имеет религиозное начало, состоящее в готовности творить волю Отца: почитать родителей, любить их, выполнять свой сыновний долг, строить братские отношения между людьми (Н. Ф. Федоров).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Нравственность
нормы и правила поведения какой-либо социальной общности (группы) людей, выражающие представления о морали (праве).
Н., в зависимости от специфики оснований существования социальной общности (группы), в большей или меньшей степени деформирует мораль, вступает в противоречие с ней (мужская и женская нравственность, молодежная, врачебная, педагогическая и т.п.), в своем действии опирается на общественное мнение.

Источник: Философия права, словарь-минимум

НРАВСТВЕННОСТЬ
(Sittlichkeit) — суть нравственного, т. е. того, что считается «добром». Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.
О. F. Bollnow. Einfache S., 1947; Т. Litt. Staatsgewalt und S., 1948; H. Reiner. Pflicht und Neigung — Die Grundlagen der S., 1951; W. Blumenfeld. Vom sittlichen Bewußtsein, 1968; W. Korff. Norm und S., 1973; F. Furger. Sittliche Praxis, 1975; K.-H. Ilting Naturrecht und S., 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

НРАВСТВЕННОСТЬ
один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, "некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей". Сущность нравственности является предметом этики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ
практическое выражение морали в поступках и нравах, поэтому употребляется и как синоним морали. Основой нравственности является добрая воля, то есть свободное волеизъявление поступать так или иначе: согласуя свое поведение с нормами морали, с нормами человеческого общежития, считаясь со свободой, интересами и чувствами других людей, или игнорировать их. Исходный принцип – нравственный закон, его формулировки: 1) поступай так, чтобы максима твоей воли стала всеобщей нормой; 2) поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе; 3) поступай так, чтобы видеть в другом человеке всегда цель, и никогда не принимать и не использовать его как средство.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Нравственность
Под нравственностью разумеют такое всецелое, деятельное настроение души или такую жизнь и употребление всех своих сил в отношении к другим и к себе, которые соответствуют нравственному закону и долгу. Но иногда различают нравственность как мораль, то есть в смысле законов и правил жизни, в отношении к себе и другим отвлеченных или как бы рассматриваемых вне и выше самых форм общежития — семейного, гражданского, народного и т. д. Так как формы общежития подлежат историческому развитию, следовательно, и некоторым видоизменениям, то конечно, между обеими сторонами может происходить иной раз коллизия, например, при борьбе партий. Естественно, что отсюда происходит и главная задача для нравственно-общественных форм жизни: это — постепенное приближение к чистоте основных законов и правил нравственной жизни.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Нравственность
совокупность моральных норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в обществе. Часто используется как синоним понятия «мораль», но имеет свою специфику. Главное различие этих понятий основано на противопоставлении того, что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного), и теми практическими нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). При таком подходе под моралью понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие принципы, идеалы и ценности, регулирующие поведение и сознание человека. В понятие нравственность вкладывается более «приземленное», «живое» значение, включающее нормы реального практического поведения людей, при котором строгость высоких моральных принципов значительно смягчена. В современной биоэтике формулируются этические принципы, обеспечивающие регулирование поведения специалистов в различных областях их профессиональной деятельности и формирование нравственной оценки бурно развивающихся биомедицинских исследований.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

НРАВСТВЕННОСТЬ
термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики. Так же как греческое слово этос, латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое «Sittlichkeit», русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в «Словаре Академии Российской» (1793). Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель в «Философии права» (1821), где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью. Абстрактное право — это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; нравственность — это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это — «в себе и для себя сущие законы и учреждения» («Философия права», § 144). Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.
Р. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

НРАВСТВЕННОСТЬ
определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение Н. приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе; смена Н. приводит к изменению социальных отношений. Общество защищает сложившуюся Н. через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать Н. от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного распада. Это делает общество нравственно и организационно дезорганизованным. Н. включает возможность разнообразия нравственных Идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества.
тех культурах, где формирование нравственного основания переживает длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном возбуждении.
В любой культуре нравственность выступает как дуальная оппозиция, например, как соборный - авторитарный, как традиционный, - либеральный идеалы и т. д. Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут осуществляться через инверсию, т. е. через логически моментальный, взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, т.
е. медленную творческую наработку качественно нового нравственного содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на формирование Н., ее содержание, Толчок к смене идеалов идет от роста дискомфортного состояния.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

НРАВСТВЕННОСТЬ
понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»). В истории этики Н, иногда трактовалась и как нечто отличное от морали. Так, Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию «Н.» он придавал более высокий смысл. Но на самом деле Н. у него - это, во-первых, обычаи и нравы, в к-рых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в об-ве и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в совр. об-ве, более простые формы регуляции - поведения, чем мораль; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, что также выходит за собственные рамки морали. В советской этике наряду с отождествлением понятий морали и Н. существуют и др. т. зр. Согласно одной из них, мораль-форма сознания, а Н.-область практических поступков, обычаев, нравов. Согласно· др., мораль-это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Н. же - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

Источник: Словарь по этике

НРАВСТВЕННОСТЬ
термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в грсч., «мораль» в лат, «Sittlichkeit» в нем., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в «Словаре Академии Российской» (1793). Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «Н.» проводил Г.В.Ф.Гегель в «Философии права» (1821), где Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали. Абстрактное право — это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль — это сфера реальной свободы, в к-рой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; Н. — это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - «в себе и для себя сущие законы и учреждения» («Философия права», § 144). Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.
В советской этической лит-ре также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «Н.», во многом близкие гегелевскому. Напр., под Н. могут пониматься: а) нравы как практикуемые формы поведения, б ) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную т.з., — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. Разведением понятий «мораль» и «Н.» как будто выполняется важная методологическая задача концептуально-дифференцированного описания сферы морали вообще, однако это решение задачи не может быть проведено последовательно, поскольку данных двух понятий для этого недостаточно. Вместе с тем контент-анализ массовой печати и эмпирические исследования обычной лексики (пока проводившиеся в пилотном режиме) не подтверждают наличия различий между этими понятиями в живом яз. Лит.: Гусейнов Л.Л. Мораль// Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. С. 159-160, 177-188; Иванов В.Г., Рыбакова И.В. Очерки марксистско-ленинской этики. Л.: ЛГУ, 1963.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Христианская нравственность: взгляд с точки зрения классической философии

Лега Виктор Петрович
Автор статьи на обширном историко-философском материале освещает дискуссионные проблемы соотношения веры и нравственности.
Читать PDF
0.00 байт

Мораль, нравственность и религия: взаимосвязь и взаимообусловленность

Казанцева Дина Борисовна
Мораль и нравственность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Соединенные воедино они оказывают влияние как на систему воспитания личности, так и на развитие общества в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность как этическая структурированность человеческого бытия

Капустина Зинаида Яковлевна
В статье рассматривается проблема нравственности в ее сущностном понимании; отмечается зависимость ее от соотношения культурной и генетической систем информации, от степени освоения и усвоения этических категорий, от развития ценн
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность в политике: социально-религиозные контексты русской философии

Орлов Михаил Олегович
Вопрос о соотношении морали и политики имеет глубокие корни. Практически все мыслители, рассматривавшие политический процесс, так или иначе этого вопроса касались, делая, однако, совершенно различные выводы.
Читать PDF
0.00 байт

Наука и нравственность. Памяти С. П. Курдюмова

Ризниченко Галина Юрьевна
Статья посвящена памяти Сергея Павловича Курдюмова. Личность известного ученого характеризуется в аспектах его научной и просветительской деятельности. О нравственной ответственности ученого
Читать PDF
0.00 байт

Историко-теоретический анализ понятий «Духовность» и «Нравственность»

Пашков Владимир Иванович
В статье раскрывается смысл и значение понятий духовности и нравственности, показана их взаимосвязь и влияние на совершенствование личности.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность: эволюция понятия и основы вербального поведения

Берсиров Батырбий Махмудович
Общечеловеческое содержание нравственности выступает как нормативное требование. Ни моральные, ни нравственные постулаты не могут определяться какой-либо ситуацией или человеческим сознанием – нравственность абсолютна.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность против прагматизма и креативности

Лепешко Борис Михайлович
В статье характеризуется новая духовная ситуация, которая складывается в постсоветских странах, мире.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственность и религия в опыте современной российской действительности

Авдеева Ирина Александровна
В статье рассматриваются вопросы соотношения нравственности и религии и перспективы их взаимоотношений в современной России.
Читать PDF
0.00 байт

Нерациональность как созидательная нравственность: к постановке проблемы

Рябцева Наталия Александровна
Исследуются вопросы соотношения рациональности и нерациональности в генезисе общественного развития.
Читать PDF
0.00 байт

97. 03. 032. Поздняков Э. А. Политика и нравственность. - М. : прогресс - культура, 1995. - 112 с

Попова О. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Свобода, духовность и нравственность в русской религиозной философии

Суханова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Чувство и нравственность

Лакруа Ж.
Lacroix J. Les sentiments et la vie morale. P., 1975. Перевод с французского И.С.Вдовиной
Читать PDF
0.00 байт

2005. 03. 015-021. Нравственность и свобода. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Уховность и нравственность как консолидирующее ядро мировой науки

Зенков Алексей Рудольфович
В статье автором представлены некоторые итоги международной научной конференции «Молодые ученые – объединяющая сила мировой науки и культуры», состоявшейся в сентябре 2013 г. в г. Ашхабаде, Республика Туркменистан.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БЫТА НРАВСТВЕННОСТЬ

    одна из осн. сфер действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой др. служебной и добровольно-общественной
  • ИСТИНА И НРАВСТВЕННОСТЬ

    Вопрос о том, отражают ли моральные представления людей нечто объективное, можно ли их считать истинными (или соответственно ложными), в самой различной форме ставился на протяжении почти всей ист
  • НАУКА И  НРАВСТВЕННОСТЬ

    Нравственность,  регулируя  отношения людей в обществе, при  помощи не писаных законов, норм и правил поведения,выработанных в процессе естественного развития общества, является самостоятельной
  • КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

    орал, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно-экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономе
  • МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

    от лат. moralis - нравственный, mores - нравы) - образцы поведения, принятые в обществе. Термины М. и Н. обычно употребляются как синонимы. К Гегелю восходит попытка их разведения. В этом случае под Н. обычно
  • ТРУДА НРАВСТВЕННОСТЬ

    одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятель ности человека (в первую очередь материально-производительный труд, а также научную и культурно-прос
  • РЕЛИГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

    произведение Л.Н.Толстого, датировано 28 октября 1893. Поводом для его написания послужило письмо (август 1893) проф. Берлинского ун-та Георга фон Гижицкого, в к-ром тот от имени редакции журнала «Fur ethische
  • Американское просвещение: Отношение к религии и нравственности

    Несмотря на убеждение в существовании Творца американские просветители весьма сдержанно относились к каноническому христианскому догмату о сотворении мира. Пересмотру подвергались позиция цер
  • Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции. Отношение к богатству и бедности

    Этой теме так или иначе посвящены многие рассуждения в сборниках "Вехи" и "Из глубины". Но, пожалуй, наиболее основательно она разбирается в статье "Этика нигилизма (характеристики нравственного со
  • БЕЗУМИЕ НРАВСТВЕННОЕ

    см. Moral insanity.
  • Эпикур: боги, человек, нравственное поведение, счастье

    Для Эпикура атомистическая концепция, разумное, рациональное объяснение природы, философское и научное, — предпосылки и основания для того, чтобы. перейти к человеческим делам, в частности к чело
  • НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

    богословская дисциплина в христианстве, призванная обосновать необходимость христианской морали как условия для достижения спасения, показать ее преимущество перед др. этическими системами. По
  • Категорический императив и парадоксы человеческой нравственной свободы

    Чтобы разобраться в оттенках рассматриваемого здесь интеллектуально-нравственного конфликта, нужно разъяснить смысл некоторых теоретических терминов и понятий, которые Кант употреблял уже в «О
  • Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности

    Учению о человеке в учении Фихте принадлежит совершенно особая и противоречивая роль. С одной стороны, требуется иметь в виду ранее рассмотренные абстрактно-теоретические выкладки, касающиеся Я
  • НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ТЕОРИИ

    субъективистские этические теории, объясняющие происхождение и природу морали тем, что человеку свойственны особые чувства одобрения и осуждения. Н. ч. т. возникают в Англии в 17—19 вв. (А. Смит, Юм. Ш
  • И. Кант: Мир нравственности и категорический императив

    «Критика практического разума», вторая выдающаяся работа Канта, вышла в 1789 г., причем она тоже, как и первая «Критика», была опубликована в Риге. «Критика практического разума» — кантовское учение
  • ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ

    Марксистско-ленинская этика исходит из положения об историческом и классовом характере морали. Она считает, что моральные требования обусловлена социальными отношениями, господствующими в об-ве
  • НРАВСТВЕННОЕ И ПРЕКРАСНОЕ

    см. Этическое и эстетическое.
  • КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ

    греч. kriterion - мерило для оценки), - Вопрос о К. н. составлял одну из важнейших проблем этики ма протяжении всей ее истории и решался по-разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой
  • НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ ТЕОРИИ

    или а п п р о б а т и в н а я э т и к а (от лат. approbatio – одобрение, санкция), – класс этич. теорий, для к-рых характерен авторитарный способ обоснования нравственности. В истории этики в большинстве теори