РЕЛИГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ

Найдено 1 определение
РЕЛИГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ
произведение Л.Н.Толстого, датировано 28 октября 1893. Поводом для его написания послужило письмо (август 1893) проф. Берлинского ун-та Георга фон Гижицкого, в к-ром тот от имени редакции журнала «Fur ethische Kultur» просил ответить на два вопроса: 1) что Толстой понимает под словом «религия»?; 2) возможно ли существование независимой от религии нравственности? Статья была напечатана в декабре 1893 в «Fur ethische Kultur», также выходила отдельными изданиями в Германии и Англии.
В России «Р. и н.» впервые была опубликована в журнале «Северный вестник» в январе 1894 с цензурными искажениями, в т.ч. коснувшимися названия — оно было заменено на «Противоречия эмпирической этики». Толстой по порядку отвечает на два заданных ему вопроса, что и определяет структуру статьи. «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру». Существуют, считает Толстой, три основных отношения к началу мира: 1) первобытное личное, 2) общественное, или семейно-государственное, 3) христианское, или божеское. Первые два отношения однотипны и усматривают смысл жизни в благе личности, к-рое достигается или отдельно, или в соединении с другими. Им противостоит третье отношение: значение жизни - в служении воле, произведшей человека и весь мир, т.е. Богу. Как посредством движения нельзя найти направления, по к-рому следует двигаться, ибо вместе с движением задано и направление, так посредством мысли нельзя установить то или иное отношение к миру, т.к. оно дано вместе с мыслью. Вопрос о смысле жизни - компетенция религии, а не науки и философии. Для его понимания обилие знания, загромождая сознание, может даже стать препятствием.
В этом заключаются истоки толстовской доктрины опрощения. Во второй части сочинения Толстой подробно отвечает на вопрос о нравственности: «нравственность есть указание и изъяснение той деятельности человека, которая сама собой вытекает из того или иного отношения к миру». Он также выделяет три вида нравственного отношения: 1) языческое, направленное на благо единственной личности; 2) общественное, направленное на благо общества, народа, государства или рода; 3) Божеское, цель к-рого — в служении воле Его и исполнении Его «закона». Последнее является истинным, оно наиболее адекватно выражено в учении Христа. Нравственность, согласно Толстому, прямо зависит от религии, включена в нее. И т.к. невозможно знать о Боге ничего определенного, кроме того, что Бог существует, то мера религиозности человека обнаруживается только в мере его нравственности. См. Толстовство, «Не противься мому». Лит.: Толстой ЛИ. Религия и нравственность // Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. в 90т. Т. 39. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1956. М. Б. Баш киров

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001