КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

Найдено 1 определение
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
орал, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно-экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально-исторического и духовного прогресса человечества, К. н. синтезирует достижения моральной культуры прошлых столетий и одновременно несет в себе принципиально новое содержание, отражая качественно иные законы жизни в условиях социалистического и коммунистического об-ва К. н. включает и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» (Программа КПСС, с. 119). Вместе с тем она с самого начала противопоставляет себя господствующей морали капиталистического об-ва, в к-рой признаются естественными и законными социальное неравенство, эксплуатация, антагонизм между людьми, связанные с существованием частной собственности (Буржуазная мораль. Религиозная мораль). Первой исторической формой К. н. является революционная мораль пролетариата, к-рая формируется еще в условиях капиталистического об-ва в процессе сознательной борьбы рабочего класса за свое освобождение. Эта нравственность, как указывает В. И. Ленин, «подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» (т. 41, с. 309). Она «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (там же, с. 311). В борьбе за свои права, говорил В. И. Ленин, «рабочий класс поднимается вместе с тем и морально» (т. 21, с. 319), проявляет, по словам Ф. Энгельса, «свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты» (т. 2, с. 438). С победой социалистической революции, по мере развития новых отношений между людьми ю всех областях общественной жизни принципы К. н. обогащаются по содержанию, сфера их действия распространяется на самые различные стороны бытия человека. С установлением нового строя создаются объективные предпосылки для осуществления принципа коммунистического отношения к труду и общественной собственности (Отношение к собственности), для развития новых форм быта и отношений в семье (Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Иными словами, из нравственного руководства в революционной борьбе для наиболее сознательной части пролетариата К. н. превращается в закон повседневной жизни об-ва в целом (Правила социалистического общежития), из классовой перерастает в общенародную. С построением социалистического об-ва классовая борьба в сфере морали еще не заканчивается, она лишь приобретает новую форму борьбы с пережитками буржуазной морали, форму коммунистического воспитания масс. В период строительства коммунизма перед социалистическим об-вом, перед Коммунистической партией и всем народом возникают новые моральные задачи, связанные с расширением сферы действия нравственного начала в социальной жизни. К трудящимся предъявляются все более высокие моральные требования. Осн. из них сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма. И наконец, наиболее полное и всестороннее развитие и осуществление принципы К- н. получат в коммунистическом об-ве. Практическое проведение в жизнь принципов К. н. означает осуществление высшей меры гуманизма, справедливости и равенства в отношениях между людьми, что обусловлено самой природой социалистического коммунистического строя. В процессе утверждения коммунистических отношений полностью преодолевается присущее всякому классовому об-ву противоречие между человеком и обществом. Впервые «самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой» (Маркс К; Энгельс Ф-, т. 3, с 441); вместе с тем «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (там же, т. 4, с. 447). Положение К. и.. что «только в коллективе возможна личная свобода», находит конкретное выражение в принципе коллективизма. Этот принцип предполагает сознательное и добровольное объединение людей для осуществления их общих целей, в к-ром наиболее полно и разносторонне развивается личность каждого (Всестороннее, целостное развитие личности). В условиях социализма, когда еще сохраняется различие общественных и личных интересов, принцип коллективизма требует приоритета первых над вторыми, если между ними возникает противоречие. Однако это противоречие может иметь лишь частный, преходящий характер, поскольку в своей основе интересы об-ва и личности находятся в единстве и постепенно сближаются в процессе построения коммунизма. Единство личных и общественных интересов обусловливает принципиально новое понимание самой природы нравственной деятельности человека. Он служит об-ву, не подавляя свою собственную индивидуальную природу, а, напротив, утверждая свое подлинное человеческое назначение. Это значит, что К. н. кладет конец характерному для нравственных учений прошлого противопоставлению аскетизма и наслаждения, принципов любви и эгоиз--иа, морали долга и добродетели, выполнения внешних обязанностей и следования личной совести (Деонтология) Это единство общественного в личного обусловлено прежде всего характером социалистического и коммунистического труда, в к-ром человек служит об-ву и одновременно свободно осуществляет свои творческие способности, материальные и духовные потребности. «...Добровольная производительная деятельность,-указывает Ф. Энгельс, - является высшим из известных нам наслаждений...» (т. 2, с. j5I). То принципиально новое, что вносит К н. в человеческую мораль, состоит также в высокой оценке нравственных возможностей человека Всякая мораль прошлого, формулируя к.-л. требования к человеку, в конце концов была вынуждена признать, что они в значительной мере неосуществимы, их достижение представлялось лишь бесконечно удаленным идеалом, к-ром у нет места в реальной жизни. Причину этого обычно видели в ограниченности и несовершенстве природы самого человека. Лишь К. н., в к-рой вопрос об общественном и нравственном идеале решается в связи с преобразованием социальных условий жизни, способна поставить перед человеком цели, к-рые превосходят по своим масштабам все то, о чем помышляли моралисты прошлого, и одновременно практически достижимые усилиями самих людей. Вот. почему К. и отличается глубокой верой в исторические возможности и способности человека и высокой требовательностью к людям Ее исторический оптимизм органически сочетается с подлинным уважением к человеку. Причем коммунистический идеал -это не просто конечная цель. достижимая где-то в бесконечно отдаленном будущем, а совокупность вполне конкретных проблем и задач, к-рые должны решаться уже в совр. условиях социализма Коммунистическая мораль создает для личности возможность достижения высшей нравственной свободы Человек способен поступать с полным пониманием смысла тех моральных требований, к-рые он выполняет, на основе глубокой внутренней убежденности. Именно потому, что эта нравственность отвечает коренным интересам людей, опирается на их собственную сознательность, она требует от каждого высокой идейности, принципиальности, враждебна всякому догматизму и формализму. Ее принципы невозможно свести к набору прописных истин, косных канонов, они основываются не просто на общепринятой традиции или чьем-либо авторитете, а на социально-исторической необходимости движения к будущему и поэтому доступны разумному пониманию каждого. Эти принципы постоянно развиваются, наполняясь все новым содержанием Законами жизни социалистического н коммунистического об-ва являются борьба нарождающегося нового с отживающим старым (Чувство нового), общественная активность, самодеятельность и творчество народных масс и каждой отдельной личности, широкое развитие инициативы и почина в созидании новых форм общественной дисциплины, «в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни» (Ленин Я, т. 39. с. 18), критика и самокритика Эти законы, находящие отражение в принципах К. н., выражают в себе ее революционно-критический и творчески-созидательный характер. Их воплощение в реальной деятельности и жизненной позиции каждой социалистической личности является непременным условием здоровых нравственных отношении, преодоления социального и морального лицемерия, складывавшегося веками расхождения между фактическими нравами и официально проповедуемыми принципами. Только активный, самостоятельный и творческий подход к общественным целям и задачам, когда сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения,-только такая жизненная позиция может способствовать моральному развитию личности и нравственных отношений в об-ве. (Конкретное содержание принципов и норм коммунистической нравственности рассматривается в соответствующих статьях словаря.)

Источник: Словарь по этике