КОНКРЕТНОЕ
КОНКРЕТНОЕ
реально существующее, вполне точное и вещественно определенное, в отличие от абстрактного, отвлеченного.
КОНКРЕТНОЕ
от лат. concretus сгущенный) - естественное, видимое и осязаемое действительное, которое в определенное время находится в определенном месте; противоположность - абстрактное (см. Абстрактный).
Источник: Философский энциклопедический словарь
КОНКРЕТНОЕ
(konkret; от лат. — «сросшееся») — так называется естественное, видимое и осязаемое действительное, которое в определенное время находится в определенном месте. Современные теории социологии и политологии переходят к тому, чтобы заниматься конкретными событиями и задачами; противоположность — абстрактное.K. Kosik. Die Dialektik des K.en, 1967 (tschechisch 1963);Claessens. Das K.e und das Abstrakte. Soziolog. Skizzen zur Anthropologie, 1980.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
КОНКРЕТНОЕ
(concretus — сгущенный, густой, уплотненный) — реально существующее, предметно определенное. До Г. Гегеля К. понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений. Гегель первым ввел в философию категории абстрактного и К. в том специфическом смысле, который получил дальнейшее развитие в марксистской философии: К. — синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности. Абстрактное — не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся К. Необходимо различать К. как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К.) и как завершение, итог исследования, научное понятие об объекте (мысленное К.).
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Конкретное
Все то, что не отделено от реальной действительности посредством абстрагирования. Конкретной может быть как сама реальность (любое тело всегда конкретно), так и способ восприятия реальности либо через органы чувств (тогда конкретное – это все то, что можно потрогать, увидеть, обонять и т. д.), либо посредством мышления, но не прибегая при этом к каким бы то ни было теориям или обобщениям. В последнем случае это почти всегда иллюзия и представляет собой попытку мыслить без слов, без понятий, без логического инструментария, т. е. попытку мышления без мысли. Конкретных мыслей не бывает; есть лишь хорошие и дурные абстракции, которые отличаются друг от друга тем, можно или нельзя с их помощью понимать происходящее и действовать.
Источник: Философский словарь.
Конкретное
/D/ Konkrete /E/Concrete /F/Concrete /Esp/Lo concrete
Категория, характеризующая метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное в структуре этого метода имеет два аспекта:
1) конкретное в чувственно-практическом опыте;
2) конкретное в мышлении.
Первое обозначает чувственно-практический, опытный образ целостного объекта, заданный субъекту познания на стадии предварительного знакомства, освоения. Второе - как система научных определений, выявляющих существенные связи и отношения, лежащие в основе единства их многообразия, как внутренне дифференцированное целое, понятое в его противоречиях. Принцип конкретности требует подходить к фактам с точным учетом всех условий, в которых находится объект познания, выделяя главное, существенное в нем.
Источник: Философия, практическое руководство
Конкретное
(от лат. concretus – густой, твердый) – Несмотря на исторически длительное и частое употребление этого термина в философии, он не получил однозначно принятого понимания на категориальном уровне. До сих пор приходится сталкиваться с противопоставлением К. «отвлеченной абстрактности» как чего-то «реально существующего». Инвариантной чертой К., как в онтологии, так и в теории познания, является наличие «зависимости от» (связи), в то время как абстрактное, напротив, зиждется на объективной независимости от чего либо. Чем больше в данном предмете онтологически существует и гносеологически учитывается зависимостей, тем более конкретным он является. Причем конкретность существования и её отражение в познании могут не совпадать. Познание предмета в его целостности может начинаться с синкретического (нерасчлененного) представления о целом, но вряд ли стоит синкретический образ именовать конкретным. Он конкретен лишь в возможности. Подлинно конкретным знанием предмета является то, в котором отчетливо выявлена полнота его зависимостей (внутренних и внешних). Каждый шаг познания на этом пути предстает как конкретизация исходного знания.
КОНКРЕТНОЕ
от лат. concretus, букв. – сросшийся) – реальный объект во всем богатстве его содержания, отражение действительности в восприятии, представлении и мышлении. В мышлении К. отражается в виде системы теоретич. определений. "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 727). К. в иск-ве представлено в виде чувственно-наглядных форм, но взятых не в их непосредственности, а как выражение общественно закрепленного опыта. Иск-во обладает достоинством чувственной К., непосредственности. Но эта непосредственность в иск-ве выступает как форма выражения общего, как способ выражения обобщенного содержания. Искажение конкретности форм в искусстве, напр. в абстракционизме, ведет к нарушению художественного образа и тем самым к разрушению подлинного искусства. В филос. языке термин "К." утвердился в ср.-век. схоластике. Употреблялся по большей части как синоним единичного тела, вещи, непосредственно воспринимаемой органами чувств. Характерное для религ.-схоластич. мировоззрения презрение ко всему чувственному, плотскому, мирскому, т.е. к К., естественно дополнялось почтением к умопостигаемому, имматериальному, сверхчувственному – к абстрактному. В значении синонима единичного, чувственно-воспринимаемого тела термин "К." был унаследован и философией нового времени, а позднее нек-рыми формами эмпиризма. К. в этом смысле понималось в зависимости от гносеологич. позиций как объективно (Гассенди, Ф. Бэкон, Гоббс, франц. материалисты 18 в.), так и субъективно-идеалистически (Юм, Беркли). Толкуемое субъективно-идеалистически, К. превращается в синоним индивидуально неповторимого "состояния сознания", "переживания". Позднее в этом смысле К. толкуется Дж. С. Миллем, Махом и неопозитивистами. У Дж. С. Милля, напр., это толкование К. лежит в основании его деления понятий на абстрактные и конкретные и связано с идеалистич. психологизмом в толковании К. как формы чувств. восприятия (в отличие от "абстрактного" как формы мышления), характерным для позитивизма 19–20 вв. На почве механистич. формы материализма понимание К. в философии 17–18 вв. было также больше или меньше окрашено в субъективистские тона. Абстрактно-геометрич. представление об объективной реальности (Декарт, Гоббс, Локк и др.) с неизбежностью приводило к тому, что К., т.е. образ вещей в созерцании, начинало казаться лишь субъективной иллюзией, порождаемой органами чувств, субъективно окрашенной копией с бесцветного абстрактно-геометрич. оригинала. С этим связано и представление, согласно к-рому "воспарение" от К. к абстрактным отвлечениям есть естеств. путь к истине, к познанию вещи такой, какова она есть сама по себе. На почве односторонне механистич., абстрактно-математич. взгляда на объективную реальность такое понимание К. как формы лишь непосредственно-чувственного познания оставалось непреодолимым. Отд. исключения, как, напр., гениальные идеи Спинозы о К. понятии и его отличиях от простых рассудочных абстракций, тонули в общем потоке метафизич. мышления 17–18 вв. Понятие К. было решительно переосмыслено в нем. классич. философии конца 18 – нач. 19 вв. Кант, пытаясь соединить принципы эмпиризма и рационализма на идеалистич. основе, должен был отказаться от жесткого деления понятий на "конкретные" и "абстрактные", связанного с односторонне-эмпирич., номиналистич. толкованием понятия. "...Выражения абстрактный и конкретный относятся не столько к понятиям самим по себе – ибо всякое понятие есть абстрактное понятие – сколько лишь к их у п о т р е б л е н и ю" (Кант И., Логика, П., 1915, с. 92), т.е. выражают степень определенности понятий в контексте рассуждения или теории. Чем больше определений присоединяется к понятию, тем оно конкретнее, и наоборот. Термин "К." срастается у Канта с учением о синтезирующей деятельности интеллекта, о синтезе определений в рассудке и разуме. Такое словоупотребление послужило отправной точкой и для гегелевской терминологии. Под К. вообще Гегель стал понимать любое "единство во многообразии", как эмпирически данное, так и теоретически сконструированное единство определений понятия, идеи, т.е. превратил термин "К." в важнейшую логич. категорию. На этой основе Гегель подробно разработал учение о диалектич. единстве К. и абстрактного в процессе "мыслящего познания" и сделал К. важнейшим признаком истины, истинного понятия, теории. С этим связана гегелевская идея о том. что абстрактная истина – это бессмыслица, что истина всегда конкретна. В полной мере К. осуществляется, по Гегелю, только в процессе диалектич. саморазвития идеи в форме духа, в чистом логич. процессе "саморазличения" понятия и, в конце концов, в логике; отд. науки, за исключением философии, не достигают познания К., выражая лишь его абстрактные моменты. Гегелевское понимание К. в итоге оказывается неразрывно связанным с исходными объективно-идеалистич. принципами его системы. Подвергнув материалистич. переработке диалектич. достижения Гегеля в области логики, Маркс и Энгельс переосмыслили гегелевское понимание К. Соглашаясь с Гегелем в том отношении, что К. в мышлении есть всегда результат процесса теоретич. синтеза многообразных абстрактных определений, классики марксизма-ленинизма развили это положение на материалистич. основе, установив, что К. в мышлении есть историч. и теоретич. результат процесса отражения объективной конкретности. Примером такого К. может служить товарно-капиталистич. формация, теоретически воспроизведенная в "Капитале" Маркса методом восхождения от абстрактного к конкретному. Понятия, отражающие всеобщие формы и закономерности развития такого К., суть конкретные понятия. Поэтому "общий закон изменения формы движения гораздо конкретнее, чем каждый отдельный "конкретный" пример этого" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 537). К. понятие отражает определ. сторону исследуемого целого со стороны ее специфич. роли и функции в составе этого целого, в ее связи и взаимодействии с др. сторонами, в развитии заключенных в ней противоречий. Противоположность между К. и абстрактным относительна. Товар, как наиболее абстрактная и всеобщая форма капиталистич. произ-ва, есть в то же время простейшая экономич. конкретность, т.е. форма, заключающая в себе внутр. отношения, противоречие между стоимостью и потребит. стоимостью, развитие к-рого превращает товарное обращение в товарно-денежное, и далее – в капиталистич. обращение, как момент и фазу произ-ва прибавочной стоимости. Т.о., конкретные теоретич. определения товара суть в то же время наиболее абстрактные определения капиталистич. продукта. Отражение действительности в мышлении истинно лишь в том случае, если оно конкретно. "..."Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов" (Ленин В. И., Соч., т. 32, с. 72–73). К. познание не может быть отождествлено с познанием единичного. Любой единичный факт может быть правильно понят только тогда, когда он рассматривается не в изоляции от др. фактов, а в связи с ними, т.е. не абстрактно, а конкретно. В этом смысле чувств. познание само по себе "абстрактно", поскольку объект отражается в нем как единичный, вне закономерной связи, в к-рой он выступает лишь как составная часть. Поэтому конкретность мышления измеряется не непосредств. его согласием с чувственно-данным образом вещи, а только его соответствием действительности, к-рое осуществляется и проверяется практикой, преобразующей и изменяющей вещи. Любое понятие или суждение, вырванное из контекста теории, утрачивает и свою конкретность, превращается в пустую абстрактную фразу, хотя бы оно и иллюстрировалось наглядными примерами. Точно так же и теория, порвавшая связи с жизнью, с практикой, перестает быть конкретной, т.е. истиной. К. в этом аспекте есть синоним истинного, в полной мере категория К. раскрывается лишь в составе и контексте материалистич. диалектики как логики и теории познания, взятой в целом. Нарушение диалектич. принципа К. ведет к догматизму, оперирующему абстрактными формулами, оторванными от жизни, безотносительно к конкретным условиям места и времени. В политич. жизни догматизм ведет к сектантству, к отказу от творческих принципов марксизма-ленинизма, к субъективизму. Лит.: Маркс К., Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов), в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 Изд., т. 12; его же, Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политической экономии", там же, т. 19; его же, Капитал, т. 1–3, М., 1955; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Левин В. И., Еще раз о профсоюзах..., Соч., 4 изд., т. 32; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Гегель, Лекции по истории философии, кн. 1–3, Соч., т. 9–11, М.–Л. 1932–35; его же, Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937; его же, "Кто мыслит абстрактно?", пер. с нем., "Вопр. философии", 1956, No 6; Розенталь M. M., Принципы диалектической логики, М., 1960; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, М., 1960; его же, Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике, в кн.: Диалектика и логика. Формы мышления, М., 1962. А. Гулыга, Э. Ильенков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.