АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ
см. Восхождение от абстрактного к конкретному.

Источник: Новая философская энциклопедия

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному – один из основополагающих принципов диалектики , он аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, организует процесс познания. А. и К. имеют несколько значений. Чаще всего в повседневном обиходе абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Понятия «абстрактное», «абстрагирование» могут подразумевать еще одно значение – отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое с так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. А. и К. как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета воспроизведение какой-то одной из его сторон, противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности к конкретному в познании.

Источник: Краткий философский словарь.

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.сопсге1из — густой, твердый, сросшийся) — реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении — это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
С.В. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

Абстрактное и конкретное
. А. (лат. abstractio — отвлечение) — сторона, часть целого, одностороннее, неразвитое; К. (лат. concrescere — срастаться) — составное, сложное, многостороннее. В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А. — как характеристика исключительно продуктов мышления (Абстракция). Гегель первый ввел в философию категории А. и к. в том специфическом; смысле, к-рый получил свое дальнейшее развитие в марксистской философии: К. — синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; А. — не противопоставление К., а этап движения самого К., нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся К. (отношение А. и к. Гегель сравнивает, напр., с отношением почки и плода, желудя и дуба). Однако К., по Гегелю, есть характеристика лишь «духа», мышления, «абсолютной идеи». Природа же и общественные отношения людей выступали неистинным «инобытием», абстрактным обнаружением отдельных сторон, моментов жизни всеобщего духа. С т. зр. марксистской философии носителем, субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в ее основе существенным, закономерным отношением; К. же познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, структурно и генетически воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется сам по себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого. Т. обр., если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких «абсолютных» логических связей. Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность. Действительно научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта во всей его существенности и сложности. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от А. к К., к-рое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях. Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от А. к К. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, к-рые сами могут быть поняты, лишь поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К. как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К.) и К. как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.).

Источник: Философский словарь. 1963

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ
философские категории, выражающие различные, диалектически связанные между собой моменты развития. Абстрактное — это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью раз вернулись все его свойства, особенности, а конкретное — это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей. Различие между А. и к. относительно. Конкретный целостный предмет, если его рассматривать как часть более общей системы, может оказаться абстрактным. Напр., человек как биологическое существо — эго сложная структура, характеризующаяся большим многообразием функций, совокупностью сложных биохимических процессов. Вместе с тем, если рассматривать человека с точки зрения тех общественных отношений, в к-рые он включен, то его биологическая природа выступает уже как абстрактная сторона, во многом одинаковая у людей. А. и к. служат для характеристики главным образом теоретического знания о предметах. Под абстрактным понимают неполное, одностороннее знание. Оно отражает отдельные стороны, черточки, признаки конкретных предметов в отвлечении от других их сторон и свойств. Это дает возможность рассмотреть свойства предметов в их чистом виде, не учитывая всякого рода побочные, случайные воздействия. Однако при этом предметы расчленяются, теряют свою целостность, внутреннюю связь сторон. Между тем познание только тогда истинно, когда оно конкретно, когда оно раскрывает предметы и явления действительности «в их живой жизни», в целостном единстве их сторон. Такое конкретное знание не может быть получено сразу. Оно есть результат движения мысли от односторонних, абстрактных определении предмета ко все более сложным, диалектически противоречивым определениям. Этот процесс движения мысли называют восхождением от абстрактного к конкретному. Впервые в общих чертах его описал Гегель, но в идеалистической форме, представив как процесс, в к-ром появляются, порождаются мыслью сами конкретные предметы. В действительности эти предметы как конкретное целое существуют до всякого познания, а в мышлении на пути восхождения от абстрактного к конкретному они духовно воспроизводятся, воссоздаются. «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления» (Маркс). Воспроизведение предмета в мысли как живого целого не означает простое суммирование, перечисление абстракций, отражающих отдельные стороны предмета. В этом процессе преодолевается их односторонность, изолированность и они располагаются в такой последовательности, к-рая отражает внутреннюю связь сторон самого предмета и процесс его развития. Научный метод восхождения от абстрактного к конкретному впервые применил Маркс при анализе капиталистического общества. Он начал с самого простого, абстрактного отношения, характерного для капиталистического способа производства: с обмена товаров и с их стоимости. Отправляясь от этой элементарной «экономической клеточки», Маркс перешел к более сложным экономическим связям, выраженным в таких категориях, как деньги, капитал, прибавочная стоимость, прибыль, цена производства, рента и т. д., и так шаг за шагом раскрыл всю систему производственных отношений капитализма, показал «всю капиталистическую общественную формацию как живую» (Ленин). При этом капитализм был представлен и как развивающееся целое: в процессе его возникновения, развития и неизбежной гибели. При воспроизведении предмета методом восхождения от абстрактного к конкретному применяются разнообразные приемы: различные формы абстрагирования (абстракция), анализ и синтезу историческое и логическое и т. д. При этом познание не остается в рамках одного лишь мышления. Оно должно использовать материал эмпирического наблюдения, постоянно обращаться к реальным фактам, к практике, без чего не может быть получена правильная картина предмета как конкретного целого.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

абстрактное и конкретное
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts — отвлеченный и concretus — густой, уплотненный) — философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, что мышление не сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром.         К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания — как процесс восхождения от А. к К., которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определенные понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы — понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория.         Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, — пишет Маркс, — потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания.         Г.И. Рузавин         Лит.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
264.70 кб

Абстрактное и конкретное в творчестве Питера Лэньона

Алёшина Дина Николаевна
Статья посвящена британскому абстракционисту Питеру Лэньону, малоизвестному в России художнику Школы Сент-Айвз.
Читать PDF
226.04 кб

Культура бытия и бытие культуры: от абстрактного к конкретному

Калимуллин Д.Д.
Рассматривается проблемное поле культуры бытия и соотношение бытия культуры и культуры бытия. Делается вывод о диалектической связи указанных понятий в познавательной сфере.
Читать PDF
419.78 кб

Диалектика абстрактного и конкретного в философии И. А. Ильина

Данчайоол Аяс Анатольевич
Статья посвящена диалектике абстрактного и конкретного, подробно раскрытой в работе И.А. Ильина на основе анализа философии Г.В.Ф. Гегеля.
Читать PDF
255.48 кб

Виктор Бычков. Конкретное искусство. Абстрактный экспрессионизм

С.Г
Читать PDF
1.24 мб

Объективация труда в социальном мировоззрении: конкретные и абстрактные формы

Побегуца Алексей Васильевич
Статья посвящена исследованию форм осмысления труда в социальном дискурсе. Целью работы является аналитическое рассмотрение основных форм выражения категории труда в мировоззрении с точки зрения оценки их содержательной полноты.
Читать PDF
951.46 кб

ДИАЛЕКТИКА КОНКРЕТНО-НАЦИОНАЛЬНОГО И АБСТРАКТНО-ВСЕОБЩЕГО В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Данчайоол Аяс Анатольевич
В статье осуществлен анализ роли диалектики особенного и всеобщего в формировании личности. На основе диалектической методологии Г. Гегеля раскрывается взаимосвязь культурно-исторической традиции и становления мышления личности.
Читать PDF
364.33 кб

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод анализа проблемы рациональности

Леонтьева Елена Юрьевна
Одним из великих достижений марксизма является четко проработанная и апробированная методология исследования научных проблем, использованная в «Капитале».
Читать PDF
211.62 кб

Восхождение от абстрактного к конкретному: обращение к истокам и современный взгляд

Виноградова Н. Л., Леонтьева Е. Ю.
Читать PDF
30.97 мб

СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ЭВАЛЬД ИЛЬЕНКОВ. ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ)

Меньшикова Мария
Читать PDF
187.15 кб

Диалектика познавательного восхождения от абстрактного к конкретному в его категориальном измерении

Лысый В.П., Костенко В.Г.
В статье осуществлена попытка исследовать познавательный процесс в контексте восхождения от абстрактного к конкретному.
Читать PDF
2.11 мб

«Путешествие по Тавриде в 1820 годе» И. М. Муравьева-Апостола: абстрактный и конкретный читатель в а

Охременко Александра Александровна
В статье представлены два взгляда на образ адресата писем из «Путешествия по Тавриде» И. М. Муравьева-Апостола.
Читать PDF
833.63 кб

Исторические особенности диалектики абстрактного и конкретного труда в период середины XVIII - начал

Барсуков Игорь Сергеевич
В статье рассматривается уникальность исторического периода, состоящая, по мнению автора, в совпадении предмета исследования политэкономии и философии.

Похожие термины: